ПРОПОВЕДИ
Греховность и нерассудительность лени.
1Пет.4.10-11 «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
Говоря «служите друг другу каждый тем даром, какой получил», ап. Петр хочет сказать, что каждому верующему даны некоторые способности с тем условием, чтобы он их использовал. Он упоминает разновидности благодати, которые уделяет нам Бог, чтобы каждый верующий внес свой вклад в общее дело. Поэтому, если мы выделаемся перед другими какой-то способностью, будем помнить, что мы – распорядители Божии. Замечательна и та мысль, что Господь распределил между своими детьми многочисленные виды благодати для того, чтобы никто не довольствовался собой и своими способностями, но каждый нуждался в помощи других верующих. Для сохранения общения между христианами Бог постановил создать между ними узы, из-за которых они не могут жить без взаимной помощи. Ап. Петр учит в этом месте, что Бог сотворил эти узы специально, чтобы обязать одних людей в отношении других. «Говорит ли кто». Он особо повелевает, чтобы каждый, призванный к данному служению, верно и добросовестно исполнял его, чтобы не лишать Бога принадлежащей Ему славы. Значит тот, кто говорит, пусть говорит в страхе Божьем. Пусть говорит так, что всё произносимое им слово было Божьим, а не его собственным. «Служит ли кто». Это вторая разновидность труда для Божьего Царства. Поскольку было бы долгим перечислять отдельные служения, ап. Петр предпочел кратко рассказать о них всех. Его слова мы должны понимать так: какое бы служебное бремя ты ни нес в Церкви, знай, что можешь делать лишь то, что даровано тебе Господом. И сам ты – не что иное, как орудие в руках Бога. Поэтому остерегайся злоупотребить благодатью Божьей ради собственного превозношения, остерегайся не замечать силу Божью, помогающей тебе в служении. Итак, пусть этот человек считает, что ему ничего не принадлежит, и смиренно повинуется Богу в Его Церкви.
Во время изучения Библии (Книги притчей) ведущий занятие предложил заменить слово «ленивец» на более распространенное в наши дни «бездельник». И многим сразу стало понятнее. Они тут же начали вспоминать тех, кого считали бездельниками. Напр., родителей, не воспитывающих своих детей. Или того парня, кто отказывается помогать по дому. Или школьников, забрасывающих учебу и играющих на компьютере день и ночь. Молитвенным бездельникам дается повеление: 1Фес.5.17-18 «Непрестанно молитесь. За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Надо соблюдать определенное время молитвы и не медлить, не отлагать это дело. Мы должны не ослабевать в молитве и не прекращать молитвы до тех пор, пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Молитва будет содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам. Если мы будем непрестанно молиться, то у нас всегда будет достаточно оснований, чтобы за всё благодарить. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже.
Немало таких верующих, которые ленятся читать Библию. Для них сказано в Библии: 2Тим.3.16-17 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Во время написания ап. Павлом посланий к Тимофею людям были доступны в письменной форме только книги Ветхого Завета. Т.о., этот стих, в первую очередь, относится к книгам Ветхого Завета. Однако Святой Дух так передал ап. Павлу этот стих, что он относится ко всему богодухновенному Писанию Ветхого и Нового Завета. Этот стих и сейчас учит нас, что Бог донес Свое Слово до людей и побудил их записать его, чтобы сохранить для последующих поколений. Так в 1Кор.2.13 читаем: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Этот стих говорит о том, чтобы люди использовали только те слова, которые Святой Дух им диктовал. Вот что называется богодухновенностью.
Несомненно, бездельниками являются и те, которые не используют свои дары духовные или не свидетельствуют, не выполняют повеление Христа. Вспомним Его слова: Деян.1. 8 «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями …». Он повелевает быть внимательным к порученному Богом служению. Словами «будете Мне свидетелями» Христос говорит, что прежде победы надо вести сражение. Эти слова относятся не только к апостолам, но и к любому верующему. Люди порой не помнят: чтобы жить с Христом, сперва надо причаститься Его смерти и возродиться. Пусть каждый выполняет повеление Спасителя: будет воинствовать под Его водительством.
Если мы не делаем того, чего ждет от нас Бог, то мы точно духовные бездельники. Более того, мы грешим. Прислушаемся к обличающим слова ап. Иакова: Иак.4.17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Такой подход тем более удивителен, если вспомнить, какую награду обещает Бог верным труженикам. Если земная работа награждается не всегда, то труд для Господа непременно получит должное воздаяние. Мы наставляемся действовать всегда согласно своим убеждениям. И никогда не идти против собственного разумения, будь то в наших отношениях с Богом или с человеком. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Это сугубый грех, это грех при свидетеле, это значит иметь наихудшего свидетеля против своей собственной совести. Это такие же грехи, подлежащие осуждению, как и преступления. Не делающий добро, которое разумеет, то есть знает, что это надо делать, будет осужден так же, как и тот, кто делает зло, зная, что не должен его делать. Поэтому будем заботиться о том, чтобы наша совесть была правильно наставлена, и чтобы быть в постоянном и верном служении ей. Не будем бездельниками.
Ап. Павел с лентяями не церемонится. 2Фес.3.10 «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Тем, кто жил праздно, он повелевает исправить свое поведение и заниматься своим делом. Когда он был среди фессалоникийцев, то дал им указания по этому вопросу, а также оставил добрый пример. (Ст.10 «когда мы были у вас, то завещали вам сие».) У иудеев была такая поговорка: «Кто не трудится, тот не заслуживает еды». Трудящийся достоин пропитания, но чего достоин бездельник? Такова воля Божия, чтобы каждый человек имел какую-то профессию, был прилежным в ней и трудолюбивым. Это не просто полезный совет апостола, а заповедь, за которой стоит авторитет Священного Писания: Быт. 3.19 «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Правда, не все могут трудиться, даже если хотят. Но если человек здоров и может найти работу, дело за ним. Было что ап. Павлу сказать и людям работящим: 2Фес.3.13 «Не унывайте, делая добро». Он как бы хочет сказать им: «Продолжайте и преуспевайте. Господь с вами, когда вы с Ним. Смотрите, чтобы вам пребыть в том, что вы делаете, т.е. в добрых делах. Держитесь своего пути, и держитесь его до конца. Никогда не следует оставлять своего дела, оно никогда не должно надоедать вам. Когда вы придете на небо, у вас будет достаточно времени для отдыха». Может быть, нам кажется, что работа у нас тупая, бессмысленная, неинтересная. Но мы должны делать любое дело «как для Господа» (Кол.3.23).
Иногда мы страшно устаем и готовы всё бросить, но Бог может дать нам силы устоять, стоит только понять, что трудимся мы для Него. Он нас нанял на работу и знает, что мы делаем и как. Его не обманешь, не проведешь, от Него не скрыто даже, почему мы что-то делаем, ради чего. И потому в любом нашем деле есть смысл. Дело вроде жалкое и презренное, а смысл в нем божественный, высший. Один из помощников Микеланджело, когда тот старательно выписывал что-то в самом углу купола Сикстинской капеллы, спросил: зачем так стараться там, где всё равно никто ничего не увидит. Микеланджело на это ответил: «Бог увидит».
В земной жизни Господа Иисуса не было места лени. Его главной целью было творить волю пославшего Его Отца: Ин.4.34 «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Ни в чем другом Он не услаждается столь сильно, ничему другому Он не посвящает Себя столь охотно, чем этому делу. Чтобы следовать в этом Христу, нам подобает не только усердно посвящать себя Богу, но и столь охотно исполнять Его заповеди, и при этом не ощущать никакой тягости и никакого утруждения. «Творить волю Пославшего Меня». Христос ясно дает понять, в чем именно состоит воля Отца: в том, чтобы Он исполнил возложенное на Него поручение. Известно, в чем состояло служение Христово: Он должен был продвигать Царство Божье, восстановить к жизни погибшие человеческие души, посеять свет Евангелия и принести спасение миру. Превосходство этого поручения заставило алчущего и уставшего Христа забыть о пище и питье. Слыша, что Христос столь сильно заботился о спасении людей, что попечение об этом было для Него высшей задачей, мы не усомнимся в том, что сегодня Он также внимателен и заботлив к нам. Т.о., каждый человек должен внимать своему призванию, и не приписывать Богу того, что необдуманно присвоил себе сам.
Мы должны делать всё, что в состоянии делать. Еккл.9.10 «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Обратим внимание на то, что что-то надо сделать в этой жизни. И основное благо, о котором будут нас спрашивать – хорошее, которое мы должны были бы делать (Еккл.2.3). Этот мир для христиан – мир служения, грядущий – мир воздаяния. Этот мир для них – мир испытаний и приготовлений к вечности, мы здесь находимся ради дела. Чтобы нас побудить к долгу, нам предоставляются возможности. Должно быть сделано то, «что может рука твоя делать», чего требуют обстоятельства. Активная рука всегда может что-то сделать, что потом обратится во благо. Что должно быть сделано, то выгодно делать (Прит.17.16). Если у нас есть возможность сделать что-то хорошее, то мы должны это сделать «по силам», со старанием, усердием, с какими бы трудностями не сталкивались при этом. Служение Богу и труд ради своего спасения должны совершаться со всей внутренней силой. Мы должны бодрствовать и трудиться со всем усердием, т.к. быстро закончится наше время для труда. Каждый день на шаг приближает нас к могиле, можем не успеть исправить ошибки жизни. Можем не успеть покаяться и помириться с Богом. Это должно быть сделано сейчас или никогда.
Миссионер со своей женой возвратился в Америку после долгого служения Господу в Африке. Он рассчитывал, что кто-нибудь будет его встречать в Нью-Йорке на пристани, по крайней мере, из тех церквей, которые его поддерживали. Но супругов никто на пристани не встретил. Миссионер сказал жене: «Выходит, что о нас никто не заботится, никто не думает». Жена ответила: «Скажи об этом в молитве Господу». Когда миссионер еще молился, пришел ответ: «Ты еще не вернулся домой. Твой дом не в Нью-Йорке, а в Новом Иерусалиме на небесах. Когда ты вернешься домой, можешь быть уверен, тебя будут встречать сонмы ангелов».
Господь! Просим, помоги нам есть с весельем и петь в радости сердца, но не для того, чтобы душа наша успокоилась, а чтобы она могла прилагать больше усилий для совершения предназначенного ей труда. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что каждому христианину даны некоторые способности с тем условием, чтобы он их использовал. Дай нам всегда помнить, что мы распорядители Божьи. Помоги нам быть внимательными к порученному Богом служению, верно и добросовестно исполнять его. Избавь нас от злоупотребления благодатью ради собственного превозношения, дай замечать силу Божью, помогающей нам в служении. Дай нам не стать бездельником-ленивцем. Помоги нам не ослабевать в молитве, быть благодарными за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Благодарим, что донес Свое Слово до людей и побудил их записать его, сохранить для последующих поколений. Как бы нам хотелось во всех делах своих Тебя увидеть, чтобы понять: Ты рядом, Ты с нами. И ленью Тебя не обидеть. Помоги нам совершать служение Господу и труд ради своего спасения со всей внутренней силой. Во имя Иисуса Христа. Аминь.