ПРОПОВЕДИ
Дай разумение узнать ценность Слова Твоего.
Пс.118.18 «Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего».
Обратим внимание на то, что в Законе Божьем есть чудеса, которые нас всех касаются и нам следует их сильно желать и увидеть. Увидеть не только как нечто необычное, удивительное и неожиданное, ценное и достойное почтения, но и как превосходное и достойное принятия. И если были чудеса в Законе, то их намного больше в Евангелии, где всё во всем – Христос. Желающий увидеть чудеса Закона Божьего и Евангелия должен умолять Бога открыть ему глаза и дать разумение. По природе мы духовно слепы, чтобы увидеть Божье, пока Его благодать не заставит пелену спасть с наших глаз. И даже верующий нуждается в дальнейшем просвещении и должен молиться, чтобы Господь всё больше и больше открывал ему глаза. И чем шире Господь открывает нам глаза, тем больше мы видим в Слове Божьем чудес, ранее невидимых. Нет больше той милости, чем та, которая обогащает нашу личность. Есть люди, которые не видят в Слове Божьем никаких чудес. Давид же был уверен, что в Законе сокрыты дивные откровения. У него не было даже половины нынешней Библии, однако он ценил то, что имел больше, чем некоторые ценят всю Библию. Он чувствовал, что Бог сокрыл в Своем Слове великие сокровища, и молился о способности оценить их и наслаждаться ими. Мы не столько нуждаемся в том, чтобы Бог даровал нам больше благ, сколько способности увидеть и использовать то, что Он уже нам дал.
Некий проповедник рассказывает. В детстве, бродя с друзьями по лесу, не раз видели дровосека, валившего деревья огромным топором. Постарев, дровосек бродил по дорогам, собирал валявшиеся банки, чтобы сдать, а затем вернуться в свою полуразрушенную хижину с бутылкой. После его смерти родственники обнаружили в хижине большую сумму денег. Подобно тому дровосеку, и мы можем держать у себя великое сокровище, не пользуясь им. Мы забываем, что всё Писание богодухновенно и полезно, что каждый стих Божьего Слова дан нам с благой целью. Если мы будем исследовать Библию каждый день, то великие сокровища откроются нам.
Библия свидетельствует о том, как много сил может дать человеку еда. Когда пророк Илия одержал великую победу над пророками Ваала на горе Кармил, в молитве испросив у Бога огонь с неба, нечестивая царица Иезавель решила его убить. Услышав об этом, Илия ушел в пустыню, где погрузился в уныние и тоску. Тогда Бог послал ему через ангела печеную лепешку и кувшин воды. Далее читаем стих: 3Цар.19.8 «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива». Так же как мы нуждаемся в пище для поддержания тела, мы нуждаемся и в духовной пище для укрепления души. Божье Слово «слаще меда и капель сота» (Пс.18.11). Оно «умудряет простых» (Пс.18.11) и дарует как утешение, так и подкрепление для духовной жизни. Не забывайте обращаться к нему.
Ап. Иаков в своем соборном послании обращался к последователям Христа, говоря: Иак.1.21,22 «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя». Слово, переведенное здесь как «нечистота», означает низменные чувственные похоти, а слово «остаток злобы» можно понимать в смысле переливающейся через край злобы или другой скверны духа. Греческое слово, переведенное как «примите» несет идею обдуманного, охотного принятия предлагаемого. А «кротость» – это отношение к Богу, с которым мы принимаем Его волю, как благо, и поэтому не спорим и не сопротивляемся. Кроткое сердце не борется с Богом и не сомневается в Нем. Нам дано здесь достаточно емкое наставление относительно того, как надо слушать Слово Божье. От нас требуется, чтобы мы подготовились к слушанию Слова, избавились от всякого нечистого чувства и всякого предубеждения и предрассудка. Чтобы отложили грехи, извращающие наши суждения и ослепляющие разум. Слушая Слово, мы должны принимать его, признавать его истины. Мы должны отдаваться ему со всей покорностью, смирением и послушанием. Это и означает «принимать его в кротости». Мы должны быть готовы слушать о своих недостатках и воспринимать обличения не только с терпением, но с благодарностью и желать преображаться по учению. Целью всякого нашего слушания Слова должно быть спасение души, ибо его назначение – умудрить нас во спасение. Тот, кто, слушая Слово, ставит перед собой какую-то менее значительную или более низкую цель, приносит бесславие Евангелию и разочарование своей собственной душе. После того, как мы услышали Слово, нам следует его исполнять. Самое внимательное слушание Слова не принесет нам пользы, если мы не будем исполнителями его. Божье Слово, насажденное в сердце, является богатым источником духовной мудрости и силы, доступных каждому, кто в кротости примет его.
Во времена великих открытий 15-16 веков корабли прокладывали пути по неведомым водам. Капитаны пользовались различными способами навигации, включая так называемые «штурманские дневники», в которых записывались приключения путешественников, прежде совершающих плавание в этих водах. Читая о произошедших в данных местах событиях, капитаны нередко избегали многих подстерегающих их бед. Христианская жизнь во многом похожа на плавание по неведомым водам. Опасностей много, причем не только во внешнем мире, но и в нас самих, в нашей природной склонности к греху. И верующему также нужна помощь в прохождении сложных участков пути. И такая помощь у нас есть, поскольку Бог вручил нам Свое Слово. Священное Писание, если мы будем обращаться к нему, напомнит о непрестанной Божьей заботе, убедит в Его водительстве среди сложных обстоятельств и предостерегает от греха. Во свете Библии мы видим не только собственный грех, но также и Божью любовь во Христе. 1Ин.1.9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам греха наши и очистит нас от всякой неправды». С Божьей помощью мы можем оставаться чистыми. Сегодня мы имеем неведомый ранее доступ к Священному Писанию. Будем же изучать Божье Слово каждый день и своей жизнью показывать его важность.
Молодой человек задал пастору вопрос, когда тот говорил о важности изучения Библии: «Мне, в самом деле, нужно читать книгу Левит?» (Книга содержит в основном законы Моисея, а мы не под Законом, а под благодатью). Ответ заключается в том, что Ветхий Завет и книга Левит, его часть, создают важный фон для того, чтобы лучше уловить суть Нового Завета. Побуждая читателей искать Бога (Ис.55.6), пророк Исаия заверяет их, что Божье Слово исполняет то, для чего Господь его послал (Ис.55.11). Слово Божье живо и действенно, полезно для научения, обличения и исправления (2Тим.3.16). Оно никогда не возвращается к Богу тщетным (Ис.55.8-11), но порой оно не начинает действовать, пока в этом не возникнет потребность. Святой Дух может напомнить нам о Божьих истинах и помочь применить их. Но прежде нам следует их усвоить и сохранить в сердце. Чтение Библии превращает наш ум в хранилище, из которого Святой Дух берет необходимый материал. Это важная причина, чтобы читать и книгу Левит и остальные 65 книг Библии.
Научив верующих, что они возрождены Словом Божьим, ап. Петр увещает их вести жизнь, соответствующую их возрождению. 1Пет.2.1-2 «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Ап. говорит, что надо совлечься ветхого человека со всеми его делами. Данный отрывок согласуется со словами Христа (Мф.18.2): если не станете как дети, не войдете в Царство Божие. Апостол как бы говорит: злоба, коварство, лицемерие и т.п. присущи тем, кто, привыкнув к мирской порче, впитал в себя эти пороки. Младенчеству же присуща искренняя, свободная от всякого обмана простота. Взрослые люди начинают завидовать, злословить других и становятся опытными во всяком роде зла. Младенцы всё это еще не испытали на себе. Апостол, желая преобразить нашу жизнь, повелевает: отложив плоды предыдущей жизни, взращивайте в себе благость, искренность, скромность. Он хочет сказать, что за новой жизнью следуют и новые нравы. Он, подобно мудрому врачу, предписав очищение от порочных наклонностей, затем дает им указание о здоровом и регулярном питании, чтобы с его помощью они могли возрастать. Их долг, призывает апостол, состоит в том, чтобы возлюбить Слово Божье, названное здесь «словесным молоком». Под которым следует понимать пищу, укрепляющую душу. Словесное молоко должно быть чистым, без всяких человеческих примесей, часто искажающих Слово Божье. Влечение христиан к Слову Божьему необходимо для того, чтобы посредством его возрастать и совершенствоваться в благодати и познании Господа Иисуса Христа. Если человек тянется к Слову Божьему, как младенец к молоку, это доказывает, что он возрожденный. Божье Слово, хранящее наше сердце и направляющее наши ноги, достойно всяческого распространения и прославления.
Да, разбираться в Библии надо, но еще важнее сохранять Божье Слово в сердце. Давид поместил его в сердце, чтобы оно всегда было у него наготове, когда бы ни понадобилось. Пс.118.11 «»В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобой». Божье Слово достойно надежного размещения. Польза, которую Давид намерен извлечь из Слова: «не грешить». Благочестивые люди боятся греха и заботятся о том, чтобы предотвратить его. Запоминание Слова помогает сберегать важные истины в арсенале души, а затем отражать с их помощью нападение врага. Еф.6.17 «Возьмите меч духовный, который есть Слово Божие». Слово Божье есть меч Духа Святого, потому что Он делает его действенным и могущественным. Оно самый сильный аргумент для отражения искушений. Сам Христос противостоял искушениям сатаны, говоря: «написано» (Мф.4). Подобным образом, когда искушения приступают к нам, мы можем вспомнить то, чему научились, и избрать послушание Богу. А еще мы должны делиться истинами учения с другими людьми, убеждая их довериться Христу.
Перед тем, как вознестись на небеса, Иисус Христос обещал ученикам, что пошлет Святого Духа, Который сделает их память сверхъестественной обо всем, что они пережили и слышали. Ин.14.26 «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Бог учит Своих двояким образом. Устами людей Он обращается к нашему слуху, а Духом пробуждает нас изнутри. Он делает это иногда одновременно, а иногда и в разное время, как Ему угодно. Поэтому надо терпеливо и спокойно ожидать время откровения и не пренебрегать Словом Божьим. Кроме того, Христос свидетельствует: служение Святого Духа – учить апостолов тому, что они уже слышали из Его уст. Отсюда следует, что проповедь будет недействительной и никчемной, если ей не сопутствует учительство Святого Духа. Именно Святой Дух, по обещанию Христа, будет Учителем. Отсюда следует, что Он не создатель новых откровений. Мы можем встретить людей, которые утверждают, что им Святой Дух дал новые откровения. Они явно заблуждаются. Одной этой фразой Христа следует опровергать все измышления, которые под предлогом нового учения Святого Духа сатана от начала и до конца наших дней пытался и пытается ввести в Церковь. Не Христовым, а мошенническим будет дух, который внушает нечто чуждое Евангелию. Ибо Христос обещал Духа, подтверждающего и как бы подписывающего евангельское учение. Всецело доверимся Библии, ибо она была написана под водительством Святого Духа.
Некий пастор рассказывает. «Бог даровал мне маму, которая любила Божье Слово. Она читала и изучала Библию более 60 лет. Ее Библия вся истрепалась, страницы покрыты пятнами и заметками. Мальчиком я часто заходил по утрам в мамину комнату и видел ее с Библией на коленях. Так было до тех пор, пока она не перестала видеть буквы, но и тогда Библия оставалась для нее наибольшей ценностью в доме. Псалмопевец писал: Пс.118.103 «Как сладки гортани моей слова Твои. Лучше меда устам моим». Давид не только слушал Слова Господни, но и питался ими. Они услаждали его гортань не менее чем слух. Бог, вложивший сладость в Свои Слова, даровал Давиду вкусовые рецепторы, чтобы он мог насладиться их изысканностью. О, если бы мы всем сердцем любили откровения Господни!
Боже! Просим, дай нам не пренебрегать чистым словесным молоком, Твоим вечным Словом и всем сердцем любить его. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твое живое, драгоценное, святое и совершенное Слово к человеческому роду – за книгу Библию. Только в общении с ней мы обретем утешение, необходимое для того, чтобы жить свято в падшем мире. Библия – океанская глубина, ставившая в тупик величайшие умы, и открытый доступный простор искренней душе. Взяв в руки Библию, клад найдем мы всех богатств дороже. И во много раз его умножим, следуя Христу со страхом Божьим. Просим, дай нам способность увидеть сокровища Твоего Слова, оценить их и наслаждаться ими. Помоги понять, чему Бог желает научить нас через них. Дай нам понять, что Божье Слово неизменно и сегодня. Повеления Христовы и сейчас свежи и новы. Оно дано нам для соблюдения, а не для исправления. Изменяться должны мы, наши слова, дела и душа. Просим, дай разумение узнать ценность Слова Твоего. Помоги нам каждый день по Слову Божьему жить, послушанием его истины закрепить. Во имя Иисуса Христа. Аминь.