ПРОПОВЕДИ
Подтверждение власти Иисуса Христа как Мессии. (на Адвент 2)
Ин.5.37 «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне».
Во многих местах Лондона можно встретить статуи и сооружения, сделанные из уникального строительного материала – камня Коде. Изобретенный в конце ХVIII века Элеонорой Коде для семейного предприятия, этот искусственный камень оказался почти неразрушимым. Он может противостоять времени, непогоде и загрязнениям, вызванным деятельностью человека. Камень Коде постепенно вышел из употребления, уступив место цементу. Но и ныне в Лондоне можно найти десятки образцов этого твердого материала, противостоящего суровому климату столицы Великобритании вот уже больше 150 лет. Ап. Петр называет Иисуса Христа живым камнем. Он пишет: 1Пет.2.4-5 «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, созидайте из себя дом духовный». Во-первых, Иисус Христос – вечная опора, на Которой Бог устроил наше спасение. Во-вторых, лишь строя свою жизнь на Его силе, мы сможем противостоять невзгодам, бушующим в нашем падшем мире.
После исцеления в субботу человека, находившегося в болезни 38 лет (Ин.5.1-16), иудеи искали убить Господа Иисуса за то, что Он это делал в день покоя. Какой кровавой и жестокой была их враждебность и ярость к Нему: ничто не могло удовлетворить их, кроме Его крови. Они пытались замаскировать свою вражду ревностью к почитанию субботы. Если они на самом деле ревновали бы о Божьих делах, то интересовались бы о том, Кто же Этот, прославляющий Бога совершением такого чуда? Христос, в свою очередь, возможно, хотел дать им еще один шанс обратить внимание на то, Кто же находится среди них. Он защищает Свою власть как Мессия и Посредник между Богом и человеком. Он сказал: Ин.5. 17 «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Называя Бога Своим Отцом, Он ясно намекает на то, что Он Сын Божий. А если так, то Его святость неоспорима и Его суверенитет неопровержим. Небесный Отец по Своей великой милости и доброте непрестанно заботится о сотворенном Им мире. «И Я творю дела милости в день субботний» – говорит Господь. Он подтверждает Свою власть как Мессии на основании наличия пяти свидетельств: Его Самого, Его предтечи, Его Отца, Его дел, которые Он творил и Священных Писаний.
Он приводит доказательства о Своей божественности, о Своем единстве с Отцом. Ин.5.19 «Сын ничего не может творить Сам от Себя». Выражение «не может творить Сам от Себя» не означает, что у Сына недостает силы сделать что-либо. Но Господь заявляет, что Он не хочет действовать самостоятельно. Да будет у нас перед глазами Тот Христос, посланный Отцом как Искупитель мира. В Нем иудеи не различали ничего выше человеческой природы. А Он утверждает, что исцелил больного не человеческой, но божественной силой, скрывавшейся под видимой плотью. Поскольку иудеи презирали Христа, обращая внимание лишь на Его плоть, Он предлагает им подняться выше и воззреть на Самого Бога. К этому антитезису и следует относить всю Его речь в этом месте. Поэтому сильно ошибались те, кто думал, что имеет дело со смертным человеком, и обвинял Христа в присвоении божественных дел и титулов.
Заканчивая свидетельства о Себе, Свое единство с Отцом Господь подчеркивает словами: Ин.5.23 «чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Бог не так царствует в лице Христа, чтобы Самому, как бывает с ленивыми царями, почивать в бездействии. Он так царствует, что являет во Христе собственную силу и собственное присутствие. Что еще значат слова «чтобы все чтили Сына», если не то, что Отец хочет познания и почитания в лице Сына. Нам надлежит искать Бога Отца в лице Иисуса Христа, в Нем созерцать Его силу, в Нем поклоняться Его величию. Ведь кто не чтит Сына, лишает Отца законной чести. Многие признают, что Бог достоин почитания. Это врожденное чувство человека. Но его разум изнемогает, ища Бога на ложном пути. Отсюда столько ложных богов и извращенных способов богопочитания. Мы можем найти Бога только во Христе, можем законно почитать Его, только почитая Сына. Ап. Иоанн утверждает: 1Ин.2.23: «Не имеющий Сына не имеет и Отца».
В подтверждение Своих слов Христос приводит свидетельства из других источников. Ин.5.33 «Вы посылали к Иоанну, а он засвидетельствовал об истине». Они послали к Иоанну священников и левитов, и он сказал им истину. Иоанн, по общему признанию, был настолько святым и благочестивым человеком, что невозможно было представить себе, что он мог взять на себя грех выступать с подложными и фальшивыми заявлениями. И говорить о Мессии (Христе) что-то такое, что не было истиной или в чем он сам не был уверен. Итак, прежде чем говорить о свидетельстве Божьем, Христос припоминает им ответ Иоанна Крестителя, которому они не имели права отказать в доверии. Ибо, зачем было посылать к нему, если не доверять его словам? Но иудеи послали к Иоанну гонцов, как к пророку Божию. Они выведывали от него, кто есть Мессия, как бы желая от него научиться. И, однако же, пренебрегли его ответом. Христос ясно попрекает иудеев и говорит, что только собственная злоба мешает им уверовать.
Обратим внимание на то, как высоко ценит Господь чудеса, подтверждающие, что Он – Мессия, Сын Божий. Ин.5.36 «Я же имею свидетельства больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Показав, что в случае с Иоанном иудеи извратили Божий дар, Христос повторяет, что не нуждается в человеческом свидетельстве, будучи вполне самодостаточен. Хотя то, что есть в Нем величественного, Он, по обыкновению Своему, относит к Отцу. «Дела, которые Отец дал Мне совершить». Христос ссылается на два момента, которые доказывают Его божественное сыновство. Он говорит: «Отец чудесами засвидетельствовал о том, что Я – Его Сын». Христос хотел, чтобы признали Его Мессией и слушали как Мессию. Он заявляет, что на самом деле предстает таким, каким Его изображают пророки в Писаниях. Мы склонны недооценивать Его чудеса по причине того, что много времени прошло с тех пор, как они были совершены. Но во времена Его земного служения они привлекали людей к Нему. Хотя далеко не все чудеса сопровождались обращениями, но они, вызывали в людях любопытство. Когда речь идет о чудесах Христа, необходимо выделать 5 важных моментов: 1) их количество – Он совершил много чудес; 2) их величие – эти чудеса были могущественным вмешательством в естественные законы природы; 3) их гласность – в большинстве случаев Господь совершал чудеса открыто, в присутствии многих свидетелей, а зачастую даже на глазах своих врагов; 4) их характер – в основе почти всех чудес лежит любовь, милость и сострадание; 5) их реальность – чудеса можно было увидеть и проверить.
Ниже Христос приводит свидетельство более весомое, чем прежде. Ин.5.37 «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». Некоторые толкователи ограничивают свидетельство Отца тем голосом, который люди слышали при Его крещении в Иордане. Но Христос говорит, что Отец уже засвидетельствовал о Нем и хочет показать, что пришел вполне известным. Еще прежде в Ветхом Завете Бог предызобразил Своего Сына, чтобы Тот имел отличительные знаки, по которым мог быть распознан. По нашему мнению, Бог свидетельствовал о Сыне столько раз, сколько раз давал древнему израильскому народу обетования спасения. Поэтому иудеям подобало почерпнуть знание о Христе еще прежде, чем Он явился во плоти. Презрев же явившегося во плоти Мессию и отвергнув Его, иудеи ясно показали, что плохо знают Писания. Это Христос также ставит им в упрек. Когда Бог кого-то посылает, о тех Он свидетельствует. Кто никогда «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деян.14.17), Тот никогда не перестанет свидетельствовать о Своих слугах, исполняющих Его поручение. Где Бог требует веры, там Он обязательно представит достаточные доказательства, как делал это в случае с Христом. После этого может возникнуть вопрос: если Сам Бог засвидетельствовал таким образом о Христе, то как могло получиться, что Он не был принят единодушно иудейским народом и его предводителями? На это Сам Христос отвечает, что это явление не следует считать странным. И что их неверие не может ослабить доверия к Нему. Он указывает на то, что они обнаружили неведение о Боге и Его воле: « вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». Он выражается метафорически. В итоге Он учит, что иудеи чужды знанию о Боге. Ап. Павел говорит в стихе 2Кор.3.14, что на лице иудеев лежит покрывало, поэтому они не видят славу Божию в лице Христа.
В качестве последнего свидетеля Христос называет Ветхий Завет, который во многих местах свидетельствует о Нем. Ин.5.39 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Этот стих можно понять двояко: либо как утверждение – вы исследуете Писания и правильно делаете; либо как обращение: исследуйте Писания. Рассмотрим сначала первый вариант – вы исследуете Писания и правильно делаете. Их ежедневно читают вам в синагогах, у вас есть раввины, учителя и книжники, занимающиеся их изучением и разбором. Иудеи гордились расцветом библейского образования в дни Гилеля, который умер спустя приблизительно 12 лет после рождения Христа. Христос признает то, что они действительно исследовали Писания, но замечает, что они делали это, ища славы себе. Его слова здесь можно понимать так: «Вы исследуете Писания, и если бы вы не были преднамеренно слепыми, то поверили бы в Меня». Люди могут быть очень прилежны, разбирая букву Писания, и в то же время не знать его духовной силы и смысла. Второй вариант (как мы понимаем): «Исследуйте Писания» – это было сказано в виде призыва к ним. Тогда слова Христа будем понимать так: «Вы утверждаете, что принимаете Писания и веруете в них. Здесь Я не могу согласиться с вами, пусть сами Писания будут судьей. Вы останавливаетесь на букве, но не понимаете смысла». Это сказано и нам, всем христианам, в виде совета или повеления. Все желающие найти Христа должны исследовать Библию. Они должны не только читать или слушать ее, но исследовать, что означает: изучение и стремление получить некоторую духовную пользу, духовное знание. При исследовании Библии наши глаза должны быть устремлены на небо как на нашу цель и на Христа как на путь к ней. Библия убеждает нас в существовании загробного мира и предлагает нам вечную жизнь в нем. Многие иудеи искали ее путем простого чтения и изучения Писаний и исполнения Закона. Среди них была широко распространена поговорка: «имеющий слова закона имеет жизнь вечную». Они думали, что обязательно попадут на небо, если смогут наизусть выучить те или иные отрывки из Писаний. Всех простолюдинов они считали проклятыми, потому что они были невеждами в Законе, а всех ученых в Законе – благословенными. Вспомним изречение: «Неверие порождается не недостатком доказательств, но желанием не верить». На самом деле мы должны исследовать Библию ради познания Христа, Который есть путь новый и живой, ведущий к этой цели. Дух Святой издревле свидетельствовал через пророков о Христе, о целях и обетованиях Бога, касающихся Христа. Он есть сокровище, сокрытое на поле Библии.
Маленький мальчик проводил летние месяцы у своей бабушки в деревне. После обеда бабушка укладывала мальчика отдохнуть. Ставни были плотно закрыты, чтобы сохранить прохладу. Вдруг он заметил лучик света, пробивающийся через щелочку в ставне. В нем виделось нечто, похожее на дым. Мальчик спросил: «Это дым?» Бабушка ответила: «Нет, это пыль». «Пыль, откуда? Нигде в комнате нет пыли, только в этом месте?» Бабушка объяснила: «В комнате пыли много. Только там, куда попадает свет, она видна, а в темноте нет. Луч света сделал пыль видимой». Точно так же выглядит пыль и грязь в нашем сердце. Обычно там темно и мы не видим греха, но когда Христос проникает туда Своим светом, то наши грехи обнаруживаются во всём своем ужасном облике. Не будем укрывать свое сердце, дадим Господу осветить его, чтобы обнаружить всякий тайный грех и избавиться от него.
Господь! Просим, отними сердце каменное у всех тех из здесь присутствующих, у кого еще оно сохранилось, и дай нам сердце плотяное, способное воспринимать духовные истины. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что во многих местах Библии даешь нам свидетельство о том, что Иисус Христос есть Тобой посланный Мессия. Благодарим, что Ты чудесами засвидетельствовал о том, что Он – Твой Сын. Когда нас посещают мысли о своей никчемности, нам некуда бежать, как только к Тебе. Благодарим, что Твой Сын показал, как много мы значим для Тебя. Благодарим, что Он пришел на нашу Землю не ради славы, а чтобы смиренно принести Себя в жертву за наши грехи. Порой жизнь кажется нам неуправляемой и мы не знаем, куда идти. Благодарим, что Ты всё знаешь и направляешь нас на верный путь через Твое Слово и Дух. Господь Иисус! Твой Крест – центр истории и поворотная точка в нашей жизни. Просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем мире. Помоги нам возрастать в любви к Тебе и следовать за Тобой. Научи нас подражать Тебе, чтобы мы больше ценили жертву, принесенную Тобой за нас, и были готовы пожертвовать собой ради других. Помоги нам жить угодной Тебе жизнью. Аминь.