ПРОПОВЕДИ
Всё и во всем Господь Иисус Христос. (на Адвент 3)
Кол.3.11 «всё и во всем Христос».
Немало людей, которые заявляют: «Я верю в Бога. Но для чего Иисус? Ведь не обязательно быть христианином. Безразлично, какую религию исповедовать. Главное – иметь благоговение перед Всевышним, невидимым Богом». Примерно так сказал и великий Гете: «Главное – это чувства. Имя – лишь звук и дым». Из этого рассуждения следует: говорим ли мы Аллах, Будда, судьба или высшее существо – безразлично. Главное, чтобы мы имели веру вообще. Неважно какую. Так ведь считают некоторые. На самом деле это заблуждение, притом весьма опасное, губительное. Потому что важно не то, чтобы мы имели какую-то веру, а то, чтобы наша вера была настоящая, спасительная. Вера, с которой можно жить в тяжкие времена, с которой можно устоять в больших искушениях. Вера, с которой умирать не страшно. О правильной вере в Библии сказано так. Вспомним торжественное заявление Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе. Ин.3.36 «Верующий в сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Эта фраза добавлена в конце главы затем, чтобы не только научить нас тому, что Христа надо просить о всяком благе, но чтобы мы также понимали, каким образом мы входим в обладание этими благами. Обладание это Иоанн помещает в вере. И вполне заслуженно, ибо верой мы обретаем Христа, приносящего с Собой и праведность и жизнь вечную, которая есть плод праведности. Из того, что вера во Христа зовется причиной жизни, мы заключаем, что жизнь кроется в одном лишь Христе. И мы не иначе становимся ее причастниками, как по благодати Христовой. Иоанн, прежде предложив нам жизнь во Христе и привлекая нас к Нему сладостью этой жизни, далее приговаривает к вечной смерти тех, кто во Христа не верует. Т.о., он еще больше превозносит благодеяние Божье, утверждая, что избежать вечной смерти мы можем лишь тогда, когда нас избавляет Христос. Т.к. служение Христа состоит в том, чтобы спасти погибшее, отвергающие предложенное в Нем спасение заслуженно остаются в состоянии смерти. Это в собственном смысле относится к тем, кто отвергает возвещенное Им Евангелие, кто отказывается признать Сына Божия единственным Спасителем. Не подлежит сомнению, что Иоанн Креститель, возвещая смерть неверующим, хотел привлечь их к Христу страхом перед вечной смертью. Далее, говоря об осуждении, он обращает в ничто всю праведность, которую мир приписывает себе отдельно от Христа. Слова «видеть жизнь» означают здесь обладание жизнью.
А теперь расскажем, почему Господь Иисус есть всё и во всем. Все религии, кроме христианства, являются человеческим поиском Бога. Все эти религии объединяет одно: они заблуждаются в тумане, они не нашли Бога. Бог является непостижимым Богом. Ветхозаветный пророк Исаия понял это и воскликнул от всего сердца: «Господи! Мы не можем постичь Тебя». Ис.64.1 «О, если бы Ты расторг небеса и сошел». И Бог пришел к нам в Иисусе Христе. Без Него мы очень мало знали о Боге. Он есть откровение Бога.
Проповедник задал журналисту вопрос: «Вы когда-нибудь испытали страх перед Богом?» Он ответил: «Нет, милостивого Бога не стоит бояться». Тогда проповедник ему объяснил: «В этом вы глубоко заблуждаетесь. У кого имеется хотя бы смутное представление о Боге, тот понимает, что нет страшнее святого и праведного Бога, Судьи наших грехов». В Библии об этом сказано следующее: Евр.10.31 «Страшно впасть в руки Бога живого». Кто знает ту радость, которую дает Божье благоволение, тот может судить о силе и ужасе Его карающего гнева. Грешники впадут в руки Бога живого. Он – праведный Судья, утверждающий за Собой служение мстителя. Бог говорит, что Он не потерпит безнаказанно вредить Своему народу, что Он непременно за него отомстит. Но если Он не оставляет неотомщенными обиды, нанесенные людям, разве Он не станет мстить за обиды, нанесенные Ему Самому? Разве Бог столь мало забоится о Своей славе, что притворится не замечающим обиды? Над Богом невозможно безнаказанно насмехаться. Когда мы научимся бояться Бога, тогда мы спросим: «Где найти спасение от гнева Божьего?» И тогда нам откроется: Иисус Христос – спасающая любовь Божия. Он – Агнец Божий, на Которого возложен грех всего мира, и только Он примиряет нас с Богом.
Утверждение стиха Кол.3.11 «всё и во всем Христос» составляет сущность христианства. В вопросе освящения, как и в праве на него, так и в ответственности за него, «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба свободного». Т.е. не имеет значения никакая разница в происхождении или обстоятельствах и условиях жизни. Быть святым – это долг как одних, так и других, так же как право на получение благодати для достижения святости принадлежит тем и другим. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие стены, чтобы всех поставить на один уровень перед Богом, как в отношении долга перед Ним, так и в отношении даруемых Им привилегий. И это потому, что «Христос есть всё во всём». Он для христианина единственный Господь и Спаситель, всё его упование и всё его блаженство. Если мы понимаем это, то вера наша ведет нас в правильном направлении.
Рассмотрим более подробно, как понимать выражение «всё и во всем Христос».
1. Мы должны понять, что Христос – средоточие (место, где сосредоточено что-нибудь) всех замыслов Бога в отношении человечества. А) Было время, когда этот мир не существовал. Не было ни гор, не было морей, не было звезд. Не было никаких живых существ, в том числе и людей. Где тогда находился Христос? Уже тогда Христос был с Богом Отцом, и Он был Богом, равным Отцу. Ин.1.1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Еще стих: Флп.2.6 «Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу». И когда Христос стал Спасителем, ап. Петр писал, что мы были искуплены (1Пет.1. 19,20) «драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного прежде создания мира». Б) Было время, когда мир был сотворен таким, какой он сейчас. Был сотворен и первый человек – Адам. Где тогда был Христос? В Библии сказано: Ин.1.3 «Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Об этом пишет и ап. Павел: Кол.1.16 «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на Земле, видимое и невидимое». Когда Господь Иисус приводил примеры, взятые из мира природы, Он говорил о тех вещах, которые Сам сотворил. В) Через непослушание Адама и Евы некогда в мир вошел грех. Первые люди потеряли святую природу, которую получили при сотворении. Они лишились дружбы и благосклонности Бога и стали испорченными и беспомощными грешниками. Их грех воздвиг барьер между ними и их Небесным Отцом. Если бы тогда Бог поступил с ними так, как они того заслуживали, будущих людей ожидала бы духовная смерть и вечный ад. Где тогда был Христос? В тот самый день Он был провозглашен единственной надеждой грешников на спасение. Бог сказал змею: Быт. 3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить ее в пяту». Другими словами, Спаситель, рожденный от женщины (а не от мужчины, как все люди), победит сатану. Г) Было время, когда народы Земли отвернулись от Бога и утратили знание о Нем. Погрузились в суеверие и идолопоклонство. За исключением некоторых иудеев, весь мир стал духовно мертвым. Что тогда делал Христос? Он оставил великолепную вечную славу, в которой обитал с Богом Отцом и пришел в этот беззаконный и грешный мир, чтобы обеспечить спасение грешникам. Он родился как человек, полностью исполнил всю волю Небесного Отца, что должны были делать мы люди, но не смогли из-за своих грехов. На Кресте Он претерпел Божий гнев, по справедливости заслуженный нами. Он был (Рим.4.25) «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». И Он вознесся на небо, чтобы опять быть со Своим Отцом. Находясь на небесах, Он спасает всех, кто желает прийти к Нему с верой и доверием. Д) Наступит время, когда будет новое небо и новая Земля. Отк.21.1 «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». Где тогда будет Христос? Он будет Царем, Царем всей Вселенной. Его Царство будет вечным, никогда не пройдет и не разрушится. Е) Наступит время, когда люди предстанут на суд Божий. Отк.20.21 «и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Где тогда будет Христос? Он будет Судьей. Ин.5.22 «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Из сказанного выше видим, что во всех замыслах Бога, касающихся этого мира и его дел, Христу принадлежит особое место и честь. Не придавать особого значения Христу – значит презирать Того, Кого Бог Отец оценил столь высоко. Неудивительно, что в Библии написано предостережение: Ин.5.23 «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».
2. Мы должны понять и помнить, что Христос – главная тема Библии. О Нем говорится в первых книгах Ветхого Завета смутно, далее – более ясно, а в книгах Нового Завета – вполне конкретно. Все обрядовые законы, данные Богом Израилю, преследовали одну цель – указать на жертву Христа. О Христе говорится в псалмах, о Нем говорили пророки от Исаии до Малахии. Новый Завет говорит конкретно о Христе: Евангелии – о Его жизни и служении среди людей; Деяния апостолов – как первые христиане проповедовали о Христе; послания – объясняют учение Христа; Книга откровений – описывает конец, к которому Христос приведет всё живущее.
3. Мы должны понять и знать, что Христос есть всё во всем в жизни каждого истинного христианина. Его голгофский подвиг – основа нашего спасения. Он – путь и дверь, только через которые может каждый верующий прийти к Богу. Приведем несколько из тех заслуг, которые Христос совершил для нас. 1. Он есть всё во всем в оправдании грешника перед Богом. На основании каких-то наших заслуг Бог принять нас не может. Ибо все мы повинны в том, что нарушили Божьи Законы. Мы не можем приблизиться к Богу никаким другим образом, как только во имя Господа Иисуса Христа. Его имя – единственная заслуга, на основании которой можно достичь неба. 2. Христос всё во всем для освящения верующих. 1Кор.6.11 «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Т.о., мы освящаемся Святым Духом, если приняли Господа Иисуса. И никто не может возрастать в святости, если не будет соединен с Господом. Ин.15.5 «ибо без Меня вы не можете делать ничего». Пока мы вне Христа, мы не можем делать ничего доброго и угодного Богу. Ведь мы совершенно не пригодны для делания добра. Он не только хвалит здесь помощь содействующей благодати, но лишает нас всякой силы, кроме той, которую дает Сам. 3. Христос всё во всем для утешения верующих в этой жизни. Верующие, как и другие люди, встречают скорби, их тела немощны. И их постигают тяжелые утраты. Но у них есть одно великое ободрение – они находят «утешение во Христе» (Флп.2.1). Поэтому приятно видеть, как стойко переносят многие христиане скорби в жизни. 4. Христос всё во всем в надежде христианина на будущее. Почти каждый человек на что-то надеется в будущем, и почти все такие надежды не имеют твердого основания. Но надежда христиан основана на том факте, что Господь Иисус придет опять собрать всю Свою семью, чтобы она всегда была с Ним. Они знают, что их сокровище на небесах и там они получат свое богатство.
4. Дети Божьи, когда войдут в небесное Царство, обнаружат, что и там Христос всё во всем. Служение Ему будет вечным занятием небожителей.
Боже наш! Просим, помоги нам жить Христом. Помоги жить с Христом и для Христа. Ибо, так поступая, мы обретем мир в сердце, и Христос будет для нас всё во всем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что спасены смертью и воскресением Твоего Сына Иисуса Христа. Нет подобного Ему. Просим, помоги нам осознать Его величие и пусть это приведет нас к глубочайшему посвящению Ему. Ты достоин наивысшей славы, Господь Иисус. Ты высок и превознесен. Твое имя выше всякого имени. Однажды всякое колено преклонится перед Тобой. И всякий язык исповедует, что Ты – Господь. Мы хотим лучше узнать Тебя. Просим, помоги нам возрастать в любви к Тебе и следовать за Тобой. Любящий Отец наш Небесный! Мы благодарим Тебя, что свет Иисуса Христа пришел в наш мир и просветил наше сердце. Просим, помоги нам оставаться верными Ему и быть Его светом в окружающей тьме. Научи нас подражать Ему, чтобы мы больше ценили жертву, принесенную Им за нас, и были готовы пожертвовать собой ради других. Господь Иисус! Мы приходим к Тебе за поддержкой в наших немощах, за силой в нашей усталости и за верой в наших сомнениях. Ибо ты знаешь наши обстоятельства и пошлешь нам необходимую помощь. Вознесешь нашу голову и даруешь силы для пути. Аминь.