ПРОПОВЕДИ
Имена и титулы нашего единственного Спасителя. (на Адвент 4)
Мф.1.20.21 «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Уже одно то обстоятельство, что слово «имя» встречается в Библии более тысячи раз, показывает его теологическое значение. В древнем мире имя не было простым ярлыком, оно соответствовало тому предмету или живому существу, которому принадлежало. Один из ключевых отрывков, указывающих на это: 1Цар.25.25 «каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумие его с ним» («Навал» – безумный). Имя в Библии часто означает славу (репутацию), власть или силу. Назвать кого-нибудь или что-нибудь было равнозначно тому, чтобы получить над этим власть (Адам дал имя животному миру и жене). Полководец царя Давида Иоав сказал царю: 2Цар.12.18 «Теперь собери остальный народ, и приступи к городу (к Равве, столице аммонитян), и возьми его; ибо, если я возьму его, то мое имя будет наречено ему». Изменение имени часто знаменовало возвышение. Вспомним слова Бога Авраму: Быт.17.5 «И не будешь ты больше называться Аврамом, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». Бог переменил его имя Аврам, т.е. великий отец, на Авраам, т.е. отец многих. То же самое находим в стихе: Быт.32.28 «И сказал: отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль». (Когда они рождались, он держался своей рукой за пяту брата-близнеца Исава, поэтому он получил имя Иаков, т.е. «он держит за пяту». Это выражение также обозначает «запинающий, хитрый».) Он боролся с ангелом Божьим и получил имя Израиль (князь Божий). Искоренить или истребить имя человека или предмета означало его уничтожить.
Нашему Спасителю присвоено великое множество имен и титулов, намного больше, чем любому другому историческому лицу. Вот несколько из них: Иисус (Спаситель), Эммануил, Христос, Господь, Сын Человеческий, Сын Божий, Сын Давидов, Слово,Альфа и Омега, Владыка, Учитель, Праведность, Нарцисс Саронский, Ходатай, Лев от колена Иудина, Агнец Божий, Последний Адам.
Вернемся к нашему отрывку «и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». В Ветхом Завете упоминаются два человека с этим именем: Иисус, который был вождем израильского народа во время их первого поселения в Ханаане. И Иисус – первосвященник во время их 2-го поселения после плена. Иисус Христос есть Вождь нашего спасения. Он спасет не только иудейский народ, но и часть человеческого рода. Он спасет всех тех, кто был дан Ему по избранию Бога Отца, кто отдал Ему свое сердце по собственному выбору. То, что это так, подтверждают и слова пророка Исаии: Ис.53.11 «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет». Если бы Он должен был спасти всех людей, то не мог бы смотреть с довольством на подвиг души, т.к. спасаются не все.
Матфей приводит исполнение Священного Писания в рождении Спасителя. Мф.1. 22,23 «А всё это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Вот, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7.14). Теперь обратим внимание на два имени, данных нашему Спасителю. Первое – Иисус, оно относится к Его служению, второе – Эммануил, оно связано с естеством Спасителя. Оба Его имени представляют для нас интерес. Как уже сказали, имя Иисус дано Ему потому, что «Он спасет людей Своих от грехов их». Он спасает от вины греха, омывая грешников Своей искупительной кровью, Он спасает их от власти греха, поселяя в их сердце Святого Духа, Который освящает их. Он избавляет людей от самого присутствия греха, забирая их в Свои обители. Он спасает их и от последствия греха, дав в последний день им прославленное тело. Народ Спасителя не спасен в этом мире от печали, страданий и тяжести креста, но он спасен от грехов, от своей вины, он очищен кровью Христа. Ему уготована радостная встреча на небесах. Оставшийся же верный греху не спасется, погибнет вечной смертью.
Тот, Который есть Царь царей и Господь господствующих, мог бы взять на Себя более величественный титул. Правители мира зачастую называют себя: Великий, Грозный, Завоеватель и т.п. Он довольствуется именем Спаситель, поэтому души, жаждущие спасения, могут с дерзновением приблизиться к Богу Отцу через Него. Ин.3.17 «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». Имя Иисус дает верующим то, что не могут дать никакие деньги – внутренний мир, покой и радость. Имя Эммануил в Библии встречается не часто. Но это не значит, что оно менее значимо, чем имя Иисус. В этом имени отражено естество Спасителя как Богочеловека. Оно указывает на божественную природу Младенца и на Его благодатную мессианскую роль. Нельзя было бы обижаться на Бога, если бы Он послал Сына как «Бога против нас». Но это драгоценное имя означает, что воплощенный Бог находится среди нас, т.е. что Он миролюбиво относится к нам. Он вступает в завет с нами, нас принимает в общение с Собой. Иудейский народ имел в свое время Бога среди себя в символах и прообразах; и Бога, обитающего среди херувимов в храме. Но никогда Бог не обитал среди людей так, как когда «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин.1.14). Какой счастливый шаг был предпринят к установлению мира и согласия между Богом и человеком, когда в личности Спасителя соединились две природы. В свете Евангелия мы видим Спасителя как Эммануила, Бога, Который с нами, пребывающего в плоти, подобной нашей, стоящего за наши интересы. Но нам следует помнить, что между природами (божественной и человеческой) нашего Спасителя существует неразрывная связь. Это очень важно. В нашем сознании должно быть запечатлено, что наш Спаситель – совершенный Человек и совершенный Бог. Утратив даже мельчайшую частицу этой истины, мы впадем в ересь. Если мы желаем иметь твердое основание для своей веры и надежды, то мы не должны забывать, что наш Спаситель есть всемогущий Бог. Вся власть на небе и на Земле принадлежит Ему. И никто не может вырвать нас из Его руки.
Спаситель так часто именуется Христом, что люди часто по ошибке принимают этот титул за фамилию. Этот титул указывает на Его положение и труд. Христос – греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. Помазанник. Первосвященники, цари и иногда и пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же помазания напоминал о том, что власть даруется от Бога. Поэтому слово «помазать» часто означало «посвящать». Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Царя и Спасителя. Он в Своем служении должен соединить три служения, на которые помазались помазанием: Он должен быть Царем, Первосвященником и Пророком. Ветхозаветное понятие об ожидаемом Мессии, Который особым образом должен быть помазан Святым Духом, являло собой сложную идею. С одной стороны, Мессия должен был быть Царем, помазанным сыном Давида, Кому предстояло возродить его царство. Поэтому многие ожидали появления политического вождя, который освободит их от римского ига. Однако от Мессии требовалось также быть тем страждущим Рабом Божьим, о Котором говорилось в пророчестве Исаии. Чем больше мы осознаем всю сложность образа Мессии, тем более нас поражает, как требуемые качества переплелись в личности Христа.
Второй, наиболее употребляемый в Новом Завете титул нашего Спасителя – Господь. В первом веке римские императоры требовали от своих подданных присяги в благонадежности, выражавшееся формулой «цезарь есть Господь», т.е. верховный властелин. Христиан, отказавшихся исполнить эту присягу, подвергали мученической смерти. Вместо того чтобы клясться в верности императору, они провозглашали: «Христос есть Господь» (первый христианский символ веры). Называть Иисуса Христа Господом было сверх радикализма не только с точки зрения римлян, но и иудеев. Титул «Господь» дарован Спасителю Богом Отцом. Об этом прочитаем у ап. Павла: Флп.2.9,11 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. … и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».
Библия описывает Спасителя как Сына человеческого и как Сына Божия. Отсюда многие предполагают, что имя Сын человеческий связано с Его человеческой природой, а имя Сын Божий – с божественной. Но на самом деле имя Сын человеческий указывает на божественную природу Спасителя. А имя Сын Божий соотносится, прежде всего, с сыновним послушанием. Значение имени Сын человеческий становится очевидным в связи с употреблением его пророком Даниилом. Дан.7.13,14 «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Здесь это имя явно соотносится с Иисусом Христом. Это имя в Его собственных устах – притязание на божественные полномочия. Напр., Он провозглашает, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи, что является прерогативой Бога (Мк.2.10); а также есть Господин и субботы (Мк.2.28).
Во введении к своему евангелию ап. Иоанн излагает великую истину о том, что Иисус Христос есть Бог, единый с Отцом. Ин.1.1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог». Этим вступлением апостол провозглашает вечное божество Христа. Основная мысль заключается здесь в следующем: восстановление человеческого рода должно было произойти через Сына Божия, т.к. всё было создано Им. Он один дает жизнь и движение всему творению. Даже после грехопадения Адама Он не переставал являть благоволение и милость к его потомкам. «Слово» имеет 2 значения. 1.Есть слово задуманное или мысль. Вторая Личность святой Троицы справедливо названа Словом, ибо Он есть предвечная, необходимая для созидания всего Мудрость. 2. Есть слово произнесенное или речь. Христос и в таком смысле есть «Слово», ибо в последнее время Бог в Нем говорил нам (Евр.1.2). Бл. Августин справедливо говорит, что начало, о котором здесь упоминается, само лишено начала, т.к. Бог вне времени. «В начале было Слово». Это свидетельствует о существовании Слова не только до воплощения Его, но и прежде всякого времени. Существование предвечного Сына предшествовало тому началу времени, когда было создано всё. Мир был от начала, а Слово было в начале. «И Слово было у Бога». Мы уже сказали, что Сын Божий пребывает прежде всех веков. Но данный отрывок приписывает Ему и отличную от Отца ипостась. Ибо евангелисту было бы глупо говорить, что Слово было у Бога, если бы в Боге у Него не было бы собственной задачи. «И Слово было Бог». Дабы кто не оставался в сомнении по поводу божественной сущности нашего Спасителя, апостол ясно утверждает, что Он Бог. Т.о., у нас нет причин спорить о Его извечной сущности.
Нашу проповедь заканчиваем стихом 2Фес.1.12 «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем». Апостол напоминает нам о главной цели нашей жизни: служить Господней славе. Во-первых, достойны внимания его слова о том, что те, кто проявит славу Христову, в свою очередь должны быть в Нем прославлены. Ибо чудесная благость Божия сияет, прежде всего, в том, что Он желает, чтобы слава Его была видима в нас. Но вот двойное чудо: затем Он осияет нас Своей славой. Если наше неразумие всё же имеет меру, мы должны со всяким усердием способствовать славе Христовой, соединенной с нашей собственной славой.
Благословим Господа за Новый Завет, который рассказывает нам о личности Спасителя, Кто пришел спасти «людей Своих от грехов их». Но это не всё. Он нам говорит еще и об Эммануиле, о самом Боге и вместе с тем о Боге с нами. Бог явился в нашей плоти. Какая радостная весть! Это на самом деле – благая весть.
Господь! Просим, помоги нам запомнить эти истины и напитать ими наше сердце с благодарением. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что в изумительном проявлении любви Бог Отец открывает Себя в Библии силой Святого Духа и через жизнь Бога Сына. Благодарим, что верующие в Иисуса Христа спасены, потому что Он – Эммануил, «С нами Бог». Мы благодарим, что Бог пришел к нам в Иисусе Христе, поэтому мы можем узнать Его лично и быть с Ним в вечности. Его полное любви присутствие – величайший из всех даров. Благодарим, что Ты послал Того, Кто стал нашим Спасителем. Дивный Спаситель Иисус Христос! Мы могли бы славить Тебя всю вечность и так и не выразить всей хвалы, которой Ты достоин. Благодарим, что Ты отдал Себя за нас, чтобы мы могли жить вечно в Твоей любви. Мы хотим доверить свою вечную судьбу Тебе. Благодарим за спасение, которое обретается только в Тебе. Благодарим, что Ты отдал нам Себя через Свою жизнь на Земле, смерть на кресте и воскресение. Просим, помоги нам жить для Тебя сегодня и всегда. Аминь.