ПРОПОВЕДИ
Позиция веры
Рим.10.9,10 «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; т.к. сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению».
Когда Господь предлагает Свое Слово нам, Он, без сомнения, призывает нас к его исповеданию. Везде, где пребывает Слово Господне, оно должно приносить плод. Плод же уст наших – это исповедание. Исповедание Христа – это открытое исповедание своего родства с Ним (что мы дети Божьи) и своей зависимости от Него как нашего Царя и Спасителя, а также своей принадлежности к христианству перед лицом всех обольщений и угроз этого мира, преданности Ему при любых обстоятельствах. Христос придает большое значение открытому исповеданию Его перед людьми. Он говорит: Мф.10.32-33 «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным». Наше исповедание является плодом многих добродетелей, доказательством большой доли самоотречения, любви к Христу, презрения к миру, решительности и мужества. Открытое исповедание Христа было особенно опасным и трудным делом в ранние века христианства, когда оно было сопряжено с риском для жизни и потерей всего, что было дорого человеку в этом мире. Упомянув лишь об одном воскресении (что Бог воскресил Его из мертвых), ап. Павел делает так не потому, что смерть Спасителя не имеет значения. Но потому, что Христос, воскреснув, до конца совершил дело нашего спасения. Ибо Его смертью было достигнуто наше искупление и удовлетворение, через которое мы примирились с Богом, победа же над грехом и сатаной рождена была воскресением. Отсюда и праведность, и обновление жизни, и надежда на блаженное бессмертие. Поэтому для спасительного упования часто предлагается нам одно лишь воскресение. Так что воскресение Спасителя включает в себя и Его смерть. Т.о., следует верить в то, для чего воскрес Христос: для того, чтобы в Его воскресении исполнился совет Святой Троицы – восстановить человеческий род к вечной жизни. «Потому что сердцем веруют к праведности». Это место помогает в уразумении оправдания по вере. Оно показывает, откуда исходит праведность наша, когда мы принимаем предложенную нам в Евангелии благость Божию. Итак, мы от того становимся праведными, что веруем: Бог умилостивился к нам во Христе. Обратим внимание на то, что центр веры находится не в голове, а в сердце. «Устами исповедуют к спасению». Может показаться странным, что ап. Павел приписывает здесь вере лишь часть нашего спасения. Ведь до этого он много раз свидетельствовал, что спасаемся мы одной лишь верой. Но из его слов не следует, что исповедание является причиной нашего спасения. Апостол лишь хочет сказать, что Бог, вложив веру в наше сердце, заставляет ее проявляться в исповедании. Апостол хотел показать, какова истинная вера, от которой происходит плод.
Список героев христианской веры включает таких мужественных персонажей, как Авраам, Давид, Илия, апостолы Петр и Павел. Но есть и невоспетые герои, такие как Иосиф из Аримофеи и Никодим, которые рисковали своим положением в иудейских правящих кругах, когда сняли с креста распятое тело Христа и обеспечили Ему достойное погребение (Ин.19.40-42). Это был смелый поступок со стороны Иосифа, тайного ученика Христа, и Никодима, который ранее решился прийти к Нему только ночью (Ин.3.2). Еще более впечатляет то, что они заняли свою позицию веры до того, как Господь Иисус победно воскрес из мертвых. Почему так случилось? Может быть, они научились больше думать о том, Кто такой Бог, а не о том, что могут сделать им люди. В чем бы ни была причина их вдохновения, возьмем с них пример и проявим мужество, чтобы пойти сегодня на риск ради веры в Бога и ради людей.
Китайский философ Хан Фейзи сделал следующее высказывание: «Знать факты просто. Знать, как действовать в соответствии с ними – трудно». Однажды с этой проблемой к Господу обратился богатый юноша. Он знал закон Моисея и верил, что сохранил его заповеди от юности (Мк.10.20). Но его интересовало, какие дополнительные факты Господь мог ему сообщить. Он спросил: Мк.10.17 «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ Господа разочаровал его. Он велел продать всё, что имел, раздать деньги нищим и последовать за Ним. Этими словами Господь показал, что молодой человек любил свое имение и полагался на него больше, чем на Бога. Отказ от защиты, предоставляемой деньгами, и следование за Христом были слишком большим риском для юноши, поэтому он ушел в печали.
Мария Магдалина ранним утром пришла к гробнице Спасителя и увидела, что камень отвален от входа, а тело Его исчезло. Она побежала рассказать об этом ап. Петру и Иоанну, которые пришли с ней к гробнице и увидели то же самое. Сама Мария стояла снаружи и плакала. Когда через какое-то время к ней обратился Сам Господь, она не узнала Его, думая, что это садовник (Ин.20.15). Как она могла не узнать Его? Неужели Его воскресшее тело так изменилось, что Его трудно было узнать? Или горе так сильно ослепило ее? Или, может быть, Господь был «вне контекста?» Живой и полный сил, Он стоял в саду, в то время как должен был лежать мертвый в гробнице. Мы тоже порой не узнаем Христа, когда Он приходит в наши дни. Он тихим голосом говорит к нашему сердцу. Будем внимательны.
Бог обещал Аврааму, что даст ему множество потомков (Быт.15.4-5). Но было сильное препятствие: Авраам был стар и бездетен. Не дождавшись исполнения обетования, они с Сарой попытались решить этот вопрос по-своему. В результате создали массу огорчений и ненужных трений (Быт.16 и 21). Ничто из того, что он делал по собственной инициативе, не помогло. В Библии он известен, как пример настоящей веры. Пройдя через минутные слабости, он всецело доверился Богу. Поэтому ап. Павел писал об Аврааме: Рим.4.20 «не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу». Авраам не стал допытываться в неверии, может ли Бог дать то, что обещал. Ведь сомневаться в чем-либо в собственном смысле означает отвергать что-либо в неверии. И не соглашаться, пока это не будет полностью доказано. Авраам спросил: «Как это может произойти?» Это был вопрос дивящегося. Верующие, когда возвещается им о делах Божьих, впадают в удивление, однако же, сразу переходят от него к восприятию силы Божьей. А неверующие, выпытывая, насмехаются и отвергают это, словно некую басню. По этой причине Авраам не попрекается за то, что он спросил, как мужу ста лет и жене девяноста лет от роду может родиться сын. В своем удивлении он признавал силу Божью. «Но пребыл тверд в вере». Эти слова подтверждают предыдущие, где говорится, что он не изнемог в вере. Ап. Павел добавляет: «воздал славу Богу», чтобы показать, что нельзя воздать большую славу Богу, нежели запечатлеть Его правдивость. И, наоборот, нельзя нанести Ему большего бесчестия, нежели отвергнуть предложенную Им благодать и отказать в авторитете слову Его. Поэтому в поклонении Ему самым важным является с послушанием принять все обетования. И истинная религия начинается с веры.
Тема духовной победы проходит через всё Первое послание Иоанна. Апостол побуждает читателей не любить того, что предлагает преходящий мир (1Ин.2.15-17). Надо любить Бога и угождать Ему, Он обещал нам жизнь вечную. Причина в том, что мир доживает последние дни. Он побежден, а заря новой жизни уже сияет для детей Божьих. В конце этого Послания ап. Иоанн утверждает: 1Ин. 5.4 «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и эта победа, победившая мир – вера наша». Ранее апостол говорил, что все, рожденные от Бога, победили мир. Теперь он объясняет, каким образом достигается эта победа. Апостол называет веру победой над всем миром. Хотя сатана продолжает нападать на нас жестоко, Дух Святой, возвещая нам, что мы находимся в безопасности, воодушевляет нас отважно сражаться, оставив всякий страх. Апостол говорит, что мы уже победили, чтобы мы были уверены в этом, как если бы враг уже лежал поверженным. Тем не менее, наша брань должна продолжаться всю жизнь, ежедневно происходят какие-то стычки. Больше того, часто враг атакует нас с разных сторон, всякий раз новым и неожиданным образом. Но Бог нас вооружает не на один лишь день, и вера наша длится не одни лишь сутки, представляя собой постоянную работу Святого Духа. Поэтому мы до такой степени являемся победителями, как если бы битва уже закончилась. Упование это не ввергает нас в оцепенение, напротив, мы всегда наготове и рвемся в бой. Бог велит Своим людям быть уверенными, но при этом не хочет самоуспокоенности. Он возвещает им победу для того, чтобы они сражались еще воодушевленнее и отважнее. Слово «мир» здесь понимается в широком смысле. Оно включает в себя всё, противоположное Святому Духу. Так частью этого мира является порочность нашей природы. А также все прихоти, все хитрости сатаны, всё, что уводит нас от Бога. Нам угрожает великое полчище врагов. И мы оказались бы побежденными тысячу раз, если бы Бог не оказал нам постоянную поддержку. Он укрепляет нас непобедимой божественной силой, также сводит на нет силу врага. Поэтому тот, кто воспевает хвалу собственным силам, отнимает у Бога Ему принадлежащее, Его силу. У нас могут случаться взлеты и падения, а то и битвы, в которых мы, как может показаться, терпим поражение. Но, на самом деле, в Иисусе Христе мы всегда победители.
Иисус Христос – главный источник духовного света. Он сказал: Ин.8.12 «Я – свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Людям, которые по природе все духовно слепы, предлагается избавиться от этого и стать причастниками истинного света. И благодеяние это предлагается не отдельным лишь людям, т.к. Христос провозглашает Себя светом всего мира. Этим общим заявлением Он хотел устранить различие не только между иудеями и язычниками, но и между учеными и невеждами, знатными и простолюдинами. Прежде всего, необходимо уяснить необходимость этого света. Ибо лишь те приходят к Христу за просвещением, кто признает, что этот мир – сплошной мрак, а сами они полностью слепы. Итак, когда говорится, что нам во Христе явлен свет, все мы одновременно осуждаемся в слепоте. И всякий иной свет, который мы надеемся разыскать в другом месте, сравнивается с ночью и тьмой. Ибо Христос говорит не о том, что у Него общего с другими, но о том, что принадлежит только Ему. Отсюда следует: вне Его нет даже искры истинного света. Надо отметить: сила просвещения не связана прямо с личностью Христа. Он постоянно проливает на нас Свой свет учением Евангелия и силой Святого Духа. «Кто последует за Мной». Этими словами Он привлекает нас, как бы протянув руку. Выражение «тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» означает, что не следует бояться, что свет оставит нас на полпути. Он приведет нас к жизни. Когда мы обращаемся к Христу за спасением и следуем Его учению, Он примиряет нас с Богом, и дает новую силу и цель жизни, Его преображающая жизнь и любовь – «свет людей» (Ин.1.4), сияет в нас и через нас, освещая темный и порой опасный мир. Мы, последователи Христа – хранители света. Пусть люди увидят в нас Его свет и откроют для себя жизнь и надежду, которую может дать только Он.
Пророку Захарии Бог показал видение, в котором первосвященник Иисус предстал перед Богом в запятнанной одежде. Сатана злорадно указывал на это (Зах.3.1-7). Бог запретил сатане и велел ангелам снять грязную одежду с Иисуса. Он сказал: Зах.3.4 «снимите с него запятнанную одежду; и ему самому сказал: Я снял с Тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные». Мы пришли в этот мир одетые в нечистоту греха Адама, которую дополнили собственными грехами. Оставаясь в этой грязной одежде, мы неизбежно проиграем. Но если мы возненавидим грех и обратимся к Христу, Он оденет нас в Свою праведность. Давайте, проверим себя, во что мы одеты.
Господь! Просим, даруй нам смелости принять дар спасения в Иисусе Христе и полагаться только на Него. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, открой наши глаза, чтобы увидеть Иисуса Христа, когда Он придет или когда Он тихим голосом говорит нашему сердцу. Благодарим Тебя, Отче, за обетование прощения в Спасителе Христе. Пусть оно осветит самые темные дни нашей земной жизни. Помоги нам укрепиться верой в Спасителя. Господь Иисус! Просим, помоги нам видеть Тебя Тем, Кто Ты есть – нашим Господом и Спасителем. Мы славим Тебя за Твой свет и любовь Твою. Помоги нам сиять для Тебя. Благодарим, что Ты снял с нас наш грех и одел в Свою праведность. Помоги нам проявить мужество, чтобы пойти на риск ради веры в Бога и ради людей. Благодарим Тебя за благую весть. Просим, даруй нам смелость поступать по истине, а главное – принять дар спасения в Иисусе Христе и полагаться только на Него. Помоги нам поделиться Твоим даром спасения с теми, кто предназначен к спасению. Аминь.