ПРОПОВЕДИ
Бог окружает Свой народ любовью.
Пс.124.2 «Горы – окрест Иерусалима, а Господь – окрест народа Своего отныне и вовек».
В аэропорту молодая мама сражалась со своим сынишкой. Её малыш был в истерике: кричал, брыкался и отказывался идти в самолет. Обессилевшая, на последних месяцах беременности, молодая мама не выдержала. Она опустилась на пол, закрыла лицо руками и расплакалась. Сразу шесть или семь незнакомых ей женщин, из числа путешествующих, окружили ее с ребенком и принялись делиться угощением, предлагать воду, обнимать и даже напевать детские песенки. Заботливое отношение успокоило и малыша и маму, которые вскоре сели в самолет. Поддержка женщин помогла молодой маме именно тогда, когда это было нужно. Это иллюстрирует прекрасную истину из псалма: Пс.124.2 «Горы – окрест Иерусалима, а Господь – окрест народа Своего отныне и вовек». Этот стих напоминает, что Иерусалим был окружен горами, среди них Елеонская гора, Сион и Мориа. Посвящая себя Господу, народ Божий будет в безопасности. Господь защитит его от всех нападок врагов, подобно тому, как Иерусалим имел естественные укрепления в горах, «окрест его». Горы защищали город не только от ветра и бурь, отражая их порывы, но также служили хорошей преградой для врага. Так Господь усматривает защиту для Своего народа. Бог не прячет Свой народ за стенами и укреплениями, не давая им никакого выхода, но направляет Свое провидение так, чтобы Его дети пребывали в полной безопасности. Господь принимает нас, затем укрепляет и защищает. Обратим внимание на масштаб защиты – Господь защищает со всех сторон: «окрест народа Своего». И на продолжительность защиты: «отныне и вовек». Горы могут разрушиться, но завет Господа с Его народом не поколеблется (Ис.54.10). Слова «Господь окрест народа Своего отныне и вовек» подразумевают, что обетования о безопасности и непоколебимости Божьего народа полностью свершатся в вечности.
Божья любовь повсюду окружает нас. В своей молитве из Послания к ефесянам ап. Павел пишет: Еф.3.18,19 «(Молюсь), чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота. И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией». Эти слова показывают, сколь сильна любовь Христа к людям. Знание это происходит от веры. Чем лучше мы познали любовь Христову к нам, тем больше мы будем любить Его и Его рабов ради Него. Т.е. сможем достичь более ясного понимания любви Христа и более твердо верить в нее. Христиане должны не стремиться превзойти в познании всех детей Божьих, но довольствоваться тем, что Бог относится к ним так же, как и ко всем тем, кто любит Его и благоговеет перед именем Его. Перечисляя измерения, апостол хочет показать неизмеримое величие любви Христа. Он хочет сказать: тот, кому эта любовь известна, обладает наивысшей мудростью. Он говорит: где бы ни искали, люди не найдут ничего в учении спасения, что не относилось бы к любви. Слова надо понимать так: чтобы мы постигли Христову любовь, которая есть долгота, широта, глубина и высота нашей премудрости, т.е. ее совершенство. Тот, кто любовью Христовой обладает, имеет вполне достаточно. Вне этой любви нет ничего прочного, полезного, правого и здравомысленного. Желание постичь Христову любовь присуще каждому истинному верующему, ибо все они уверены в Его любви. «И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Если она превосходит наше разумение, то, как мы можем уразуметь ее? Мы должны молиться об этом и стремиться хотя бы сколько нибудь познать ее. И хотя никто не может познать ее в полной мере, тем не менее, надо жаждать познания ее всё более и более. В своем полном объеме она превосходит разумение. Ап. Павел просит, чтобы они «исполнились всею полнотою Божией». Этим выражением не следует пренебрегать. Оно подобно выражениям: «стать причастниками Божеского естества» и «будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный». Под этими словами не следует понимать ту Божью полноту, какую Он имеет в Самом Себе, но ту, которую Он имеет как Бог, состоящий в завете с нами, с Его народом. Надо понимать ту полноту, что Бог готов даровать нам. Он хочет наполнить нас всеми теми дарами и милостями, в каких мы нуждаемся. Так что нечестиво безумствуют те, кто полноту Божию толкуют как полноту божества, словно люди становятся равными Богу.
В Книге пророка Осии Бог говорит, что не может отказаться от Своего избранного народа Израиля, Его драгоценного владения. Господь обеспечил Израиль всем необходимым: землей, едой, одеждой и защитой. Но, подобно неверной супруге, Израиль ушел от живого всемогущего Бога и стал поклоняться идолам. Чем больше Бог стремился вернуть израильтян к Себе, тем упорнее сопротивлялись они. Ос.11.2 «Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам». Тем не менее, несмотря на глубокое оскорбление, Бог не отказался от Израиля (ст.8). Он воспитывал и наказывал Свой народ, чтобы восстановить отношения с ним. Сегодня все Божьи дети могут быть уверены: Его любовь к нам никогда не прекратится. Рим.8.37-39 «Но всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, … не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем». Здесь сказано о торжестве верующих во всех скорбях. Хотя их умерщвляют каждый день, тем не менее, они – победители. Это странный путь к победе, но таков был путь Христа. Так Он одержал победу на Кресте над властями тьмы. Нередко враги христиан признавали себя пораженными и побежденными непреодолимым мужеством и стойкостью мучеников. Мученики побеждали самых непобедимых князей и императоров тем, что не возлюбили жизни своей до смерти (Отк.12.11). Перенося с терпением все скорби, мы оказываемся более чем победителями, торжествующими в своей победе. И всё это достигается благодатью, дарованной нам во Христе Иисусе. Если мы уйдем от Бога, Он будет искать нас. Если Господь станет нас наказывать, то и это послужит утешением: значит, Он хочет нас вернуть, а не отвергнуть. Он никогда от нас не откажется.
Агарь, служанка Сарры, жены патриарха Авраама поняла, когда убежала от притеснений своей госпожи, что Бог ее видит. В то время и в тех условиях она была никем – одинокая беременная женщина, безнадежно бредущая по пустыне. Но ее видел Бог, и Он дал ей возможность увидеть Его. Бог перестал быть для нее абстрактным понятием, и стал настолько реальным, что она дала Ему имя: «Ты – Бог, видящий меня» (Быт.16.13). Бог видит каждого из нас. Давайте и мы будем видеть в Нем нашу надежду, ободрение, спасение и радость – как в настоящем, так и в будущем. И прославим Его за дар видеть истинного Бога.
Мы не можем понять, почему Бог любит нас. Мы ничего не сделали, чтобы Его любовь заслужить, а Бог любит нас безгранично. Читаем из Библии утверждение: 1Ин.4.8 «Бог есть любовь». Божья любовь сияет среди Его главных совершенств. Его природа и Его сущность – любовь. Его воля и Его дела – прежде всего любовь. Она присуща божественному величию. Здесь речь идет не о сущности Божьей, а о том, каким образом Бог ощущается нами. Т.о., тот, кто отделяет веру от любви, подобен человеку, отделяющему жар от Солнца. Бог излил на нас Свою любовь, чтобы мы могли проявлять ее по отношению к другим людям. Об этом говорит и Спаситель: Ин.13.34-35 «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Любовь относится даже к неверующим людям, т.к. все мы созданы из одной плоти по образу Божию. Но, т.к. в возрожденных ярче сияет образ Божий, узы любви должны быть еще прочнее среди Христовых учеников. Ап. Иоанн говорит в этом отрывке о первой ступени любви. Но надо помнить: как благость Божья простирается на весь мир, так и нам надлежит любить всех, даже ненавидящих нас. Божья любовь сияет в верующих и свидетельствует о том, что они – последователи Христа. Мы должны распространять Божью любовь и быть примером этой необъяснимой любви.
В Свой самый тяжелый час Иисус Христос не просто сказал, что любит нас, Он проявил это особым образом. Он показал это воинам, которые только что прибили Его к кресту, а также издевающимся над Ним, когда молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23.34). Распятому рядом с Ним разбойнику Он дал надежду словами: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ст.43). Незадолго до смерти Он сказал Своей матери: «Вот сын твой», а любимому ученику (Иоанну): «Вот, мать твоя» (Ин.19.26-27). А затем, когда жизнь Его покидала, последним проявлением Господа Иисуса стало доверие Своему Отцу: Лк.23.46 «В руки Твои предаю дух Мой». Христос намеренно выбрал Крест, чтобы показать полное послушание Отцу и глубину Своей любви к нам. До самого конца Он проявлял эту необъяснимую любовь. Благодаря Божьей любви мы можем каждый день жить в свободе от греха и в надежде.
В первом из своих трех посланий ранним христианам ап. Иоанн дерзновенно заявляет, что Бог есть любовь. Он пишет: 1Ин.4.16 «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь». Апостол использует эти слова как стимул, побуждающий к святой любви. Божья любовь проявляется и познается во Христе. Христианская религия есть откровение Божьей любви, что должно делать его для нас особенно дорогим. Догматы нашей веры, в основном, догматы, относящиеся к божественной любви. Служение Иисуса Христа – это история Божьей любви к нам. Апостол говорит «познали и уверовали», ибо такое познание воспринимается только верой. «Бог есть любовь». Апостол выводит из веры любовь и рассуждает так: Бог обитает в нас через веру, но Бог есть любовь. Следовательно, везде, где пребывает Бог, надлежит процветать и любви.
Мы часто фокусируемся на внешних качествах, забывая о ценности внутренней красоты. Но Бог смотрит на нас исключительно как на Своих любимых детей. Мы вспомним, что когда Он создавал мир, то лучшее оставил напоследок – нас. Всё, что создал Господь, было хорошо, но мы особенные, потому что созданы по Его образу и подобию (Быт.1.27). Грех исказил в нас первоначальную красоту. Однако Христос Своим голгофским подвигом восстановил наше положение перед Богом, нашим Создателем. Теперь Он снова считает нас любимыми. Вспомним, как Давид выражает свое восхищение: Пс.8.5 «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Здесь подразумевается всё человечество в целом. Человек – творение греховное, ничтожное, которое так часто забывает о своем Создателе и своем долге. Но Бог помнит его, знает о нем, о его поступках и делах. Он не только питает и одевает его, защищает и обеспечивает его вместе с другими творениями, но и посещает его, Ему нравится общаться с ним. Бог демонстрирует к нему уважение, Свою милость и щедрость. Более того, Бог решил дать смертным людям славу и честь, которой не имеет больше никто. Эта истина дает нам уверенность и побуждает нас славить Его (Пс.8.10). Неважно, что думают о нас другие или что мы думаем о себе сами. Помните: если вы во Христе, то в Божьих глазах вы прекрасны и любимы.
Чем больше мы узнаем, как любит нас Бог, тем сильнее меняется к Нему и к окружающим наше отношение. Мы знаем, что Бог позаботится о нас, поэтому чувствуем себя намного увереннее. Мы должны ставить нужды других людей выше своих собственных. Наша любовь имеет своим источником и началом предшествующую ей любовь Божию. 1Ин.4.19 «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Божья любовь является побуждающим средством и нравственной причиной нашей любви. Мы не можем не любить такого благого Бога. Поскольку Бог предварил нас Своей незаслуженной любовью, нам надо ответить Ему взаимностью. Апостол здесь же уточняет, что Бога следует любить в людях и свидетельствовать людям, какую мы испытываем к Нему любовь. Т.о., любовь эта не может существовать без того, чтобы породить в нас любовь к братьям. В этой части послания ап. Иоанн объявляет ложными притязания тех, которые говорят, что любят Бога, не любя Его видимый образ (человека).
Господь, мы благодарим, что Ты излил на нас Свою безграничную любовь и мы стали способны любить Тебя и других людей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что окружаешь Свой народ Твоей утешительной любовью. И Ты готов послать нам своевременную помощь и твердую надежду. Благодарим, что Твоя рука создала нас и просим, помоги нам показывать Тебя окружающему миру. Мы не можем осознать Божью любовь во всей полноте, но можем распространять ее и быть примером этой необъяснимой любви. Благодарим, что Ты желаешь и готов смыть все последствия греха с любого человека, который захочет обратиться к Тебе. Когда жизнь наша становится слишком трудной, помоги нам обращаться к Тебе за помощью, зная, что Ты всегда услышишь нас. Ты знаешь, как неуверенны бываем мы в себе. Благодарим за уверенность, что Ты любишь нас. Благодарим, что Ты знаешь нас в полноте, внутри и снаружи, а также любишь, прощаешь и принимаешь нас такими, какие есть. Благодарим, что удивительным путем – любовью призываешь нас следовать за Тобой. Помоги нам любить Тебя всем сердцем. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.