ПРОПОВЕДИ
Господь Бог держит нас за руку.
Ис.41.10 «Не бойся – ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». Ис.41.13 «Ибо Я – Господь твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я говорю тебе»».
В Библии часто говорится о готовности Бога помочь Его детям, прокладывающим путь по жизни, тернистой и непредсказуемой. Господь убеждает Свой народ не бояться и не смущаться. Пугливые и нерешительные дети находят поддержку, держась за руку родителя. Так и Бог обещает поддержать нас Своей могучей рукой. Обстоятельства могут меняться, а Бог неизменен. Мы в безопасности, если Он держит нас за руку.
Женщина долго разглядывала товар на верхней полке в магазине. Т.к. она была низкого роста, то плохо видела то, что ей надо было, и достать не могла. Рядом с ней стоял мужчина высокого роста. Он предложил ей помощь. Она вздрогнула от неожиданности и сказала: «Ох, я и не видела, что вы здесь стоите. Помогите мне, пожалуйста». Так и мы часто видим только свои проблемы, и не видим Бога, находящегося рядом с нами. А ведь Он с нами и в пустынных местах и на многолюдных улицах.
Ап. Павел побуждал церковь в Коринфе перед лицом трудностей верить, что невидимое будет пребывать вечно. Он сказал, что их «кратковременное легкое страдание» производит «вечную славу» (2Кор.4.17). Поэтому им следовало смотреть «не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно», ст.18. (Слово «невидимое» в наши дни наука заменяет термином «тонкая материя», которую уже исследуют). Апостол желал, чтобы их вера росла, и чтобы они, несмотря на страдания, доверяли Богу. Они не могли видеть Его, но могли испытать, что Он «со дня на день» обновляет их, ст.16.
Когда Бог призвал Моисея вывести израильтян из Египта, Он не обещал ему особенной силы. Вместо этого Он обещал Свое присутствие: Исх.3.12 «Я буду с тобою». Кто сам по себе слаб, тот всё же может творить чудеса, будучи сильным в Господе, во власти могущества Его. Самые не уверенные в себе (как и Моисей) могут стать самыми уверенными в Господе. Божье присутствие приносит честь недостойному, мудрость и силу – слабому и неразумному, превращает в ничто самые большие трудности и способно ответить на все возражения. Бог заверяет Моисея в успехе. В беседе с учениками перед Своим распятием Христос также обещал им Свое постоянное присутствие через Святого Духа. Бог мог бы многое нам дать, чтобы помочь справиться с трудностями жизни. Напр., материальное благополучие, исцеление или мгновенное решение всех проблем. Иногда Он это делает. Но лучший дар, который Он нам вручает – это Он Сам.
Читая Библию, мы, наверное, обратили внимание на слова из Книги пророка Исаии: Ис.55.1 «Жаждущие! Идите все к водам». Мы можем заметить, что неудовлетворенность (жажда) – это черта характера многих людей. Ничто в этом мире, даже самое хорошее, не может некоторых полностью удовлетворить. Современная культура постоянно убеждает нас, что если мы что-то сделаем, купим, наденем или примерим, то получим бесконечное удовольствие. Но это ложь. Удовольствие мы получим лишь на короткое время. Мы никогда не получим полного удовлетворения здесь и сейчас, как бы ни старались. Вместо этого Исаия призывает нас снова и снова приходить к Богу и Библии, чтобы услышать, что Он хочет нам сказать. Что же мы услышим? Бог говорит о Своей неизменной и вечной милости: Ис.55.3 «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте – и жива будет душа ваша».
В Псалме 30 Давид показал, что ему знакомы удивительные, заботливые руки Бога. Поэтому он мог уверенно сказать: Пс.30.6 «В Твою руку предаю дух мой, Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». Животворные слова Давида «В Твою руку предаю дух мой» были предсмертным возгласом Господа Иисуса Христа, а также последними словами многих святых в этом мире (Стефан – первый мученик за Христа). Мы можем произносить эти слова как сегодня, так и на смертном одре. Давид, благочестивый муж, просил Бога не о физическом здоровье и не о преумножении богатства, а о духе. Если с нашим духом всё в порядке, то мы воистину благословенны. Бог создал наш дух, он принадлежит Ему изначально. Он может сохранить его для вечного блаженства. Чадо Божье отдает себя целиком в руки Отца Небесного, он доволен своим положением. Мы должны вверять себя на попечение Господа Иисуса, и тогда душа наша будет пребывать в спокойствии. «Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». Давид не знал о голгофском подвиге Спасителя Христа так, как знаем мы, но даже временное избавление радовало его сердце. Опыт прошлых избавлений – достаточное основание для обращения к Богу за помощью. Наш Бог – истинный, верный Своим обещаниям и милостивый ко всем Своим. Возможно, и мы переживаем время, когда со всех сторон сыплются неприятности, и неизвестно, что ждет нас впереди. Среди неопределенности и смущения одно остается неизменным: те, кто находятся под Божьей защитой – в безопасности.
Царь Давид всем сердцем искал и жаждал присутствия Бога. Пс.62.2 «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной». «Боже! Ты Бог мой». Во всех обращениях к Богу мы должны взирать на Него как на Бога, как на нашего Бога. Мы должны признавать Его власть над нами. Преданность Богу побуждает Давида заявить о том, что он принадлежит Господу, а твердая вера помогает ему воскликнуть, что Господь принадлежит ему. У Давида не было никаких сомнений в том, что Бог – его Бог; почему же в этом должны сомневаться другие верующие? Давид принимает решение искать Божьего благоволения и благодати: «Тебя от ранней зари ищу я». Уверенность в обладании Богом побуждает искать Его еще усерднее. Мы должны искать и жаждать Божьего благоволения как собственного блага и заботиться о Его славе, как об основной нашей цели. Мы должны искать общения с Ним через Его Слово и через молитву. Мы должны искать Его милости. С Ним мы должны начинать каждый новый день. Давид вставал славословить Бога с первыми петухами, не дожидаясь прохладных вечерних часов. Он позабыл об утренней прохладе и презрел мягкое ложе. Мы должны это делать ревностно: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной». Давид жалуется, что ему не хватает милостивого Божьего присутствия. Он находился в пустыне, но назвал землю иссохшей и пустой не по этой причине, а потому, что это место было далеко от ковчега Божьего. Слова «Тебя жаждет душа моя» выражают и его настойчивое стремление быть в присутствии Бога. Благодатные души (верующие) смотрят на этот мир со святым пренебрежением, а на Бога – со святым желанием. Жажда – это нестерпимое желание получить то, что дает тебе жизнь. Жажда общения с Богом, возникающая под действием Божьей благодати, требует немедленного утоления. Утолить жажду, пробужденную в душе Святым Духом, может только Бог. Используя слова «душа» и «плоть», Давид имел в виду как духовную, так и телесную природу человека. В Новом Завете слово «плоть» означает силу, которая противится духу и она не может жаждать Бога. Здесь Давид имел в виду под «плотью» сильные душевные переживания, ощущаемые человеком на физическом уровне. Давид размышлял о Боге даже ночью. Пс.62.7 «Я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи». Возможно, ночное время порой приносит вам всё, что угодно, только не отдых и не утешение. Используйте бессонницу как возможность воззвать к Богу и приблизиться к Нему.
В Псалме 22 Давид делает бессмертное заявление: Пс.22.1 «Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться».Как же Бог снизошел к нам, что сделался Пастырем Своего народа! Мы должны благодарить Его за то, что Он, великий Бог, позволил изобразить Себя земным пастухом для того, чтобы мы лучше могли понять Его любовь к нам и Его заботу о нас. Давид в юности пас овец и хорошо знал, в чем нуждаются овцы и как сложна работа пастуха. Он сравнил себя с беспомощным, слабым и неразумным существом, для которого Бог – источник всякого блага, всё во всем. Никто не вправе называть себя овцой паствы Божьей, если его природа не обновлена, т.е. он не возрожден, ибо в Библии неверующие называются волками или козлами, но никак не овцами. В словах Давида мы слышим твердую уверенность. Он не говорит «если», «но» или «надеюсь», а просто: «Господь – Пастырь мой». Местоимение «мой» самое драгоценное из всех слов. Если даже Он никому больше не Пастырь, Он Пастырь мне. Он печется обо мне, хранит меня, смотрит за мной. Слова «я ни в чем не буду нуждаться» говорят о щедрости Господа. Господь желает дать нам всё необходимое, ибо сердце Его исполнено любви. Вот почему «я ни в чем не буду нуждаться». У меня не будет недостатка ни в земных, ни в духовных благах. Я знаю, что его благодати довольно для меня. Другие, богаче и мудрее меня, нуждаются во множестве вещей, а же «не буду нуждаться». Сердце грешника не знает удовлетворения, а благочестивый пребывает в довольстве. В Евангелии от Иоанна Господь Иисус говорит о любви и заботе к Своим: Ин.10.11 «Я – Пастырь добрый». «Господь – Пастырь мой» – это намного больше, чем древняя поэзия или красивый девиз. Это уверенное заявление о том, что значит быть познанным и любимым великим Богом, а также спасенным Его Сыном.
Некий проповедник пишет (пересказываем его слова): «В детстве я был непослушным, как большинство детей. Пытался скрыть свои поступки, чтобы избежать неприятностей. Но мама обычно легко и быстро узнавала, что я натворил. А я поражался, как быстро она узнавала о моих проделках. Когда я удивленно спрашивал, откуда она всё знает, она отвечала: «У меня есть глаза на затылке». Как только она отворачивалась, я начинал внимательно изучать ее голову. Повзрослев, я оставил попытку найти у мамы дополнительные глаза и понял, что она любила своих детей и поэтому внимательно за нами следила. Я благодарен маме за внимание и заботу. Но еще больше я благодарен Богу, Который, глядя на нас с небес, «видит всех сынов человеческих (Пс.32.13)». Хотя место пребывания славы Божьей находится высоко на небесах, в то же время оттуда Он обозревает не только всю Землю, но и особым образом следит за всеми обитателями Земли. При этом Он видит больше, чем наши поступки. Он видит наши радости и печали, нашу любовь к Нему и друг к другу. Бог видит нашу истинную сущность и всегда точно знает, что нам нужно. Своим совершенным взглядом, проникающим в глубины сердца, Он особенно присматривает за теми, кто Его любит и надеется на Него, чтобы помочь им. Пс.32.18 «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Бог ожидает, что мы позовем Его во время нужды.
Псалом 120 – ободряющая песнь о Божьей защите и заботе о Его детях. Пс.120.3: «Не даст поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». Хотя наш жизненный путь опасен и труден, мы будем стоять твердо, ибо Бог не позволит нам отступиться. Он не допустит нашего отпадения. Если Он Сам будет хранить наши пути, мы можем быть уверены, что жизнь наша будет в полной сохранности. В древнееврейском языке слова данного стиха выражают желание или молитву: «Да не даст Он поколебаться ноге твоей». Мы должны постоянно молиться, просить об обещанной защите. И мы можем быть уверены, что хранимые Богом избегнут всех бед. На скользких жизненных тропах, полных испытаний и страданий, всякая поддержка бесценна, ибо один неверный шаг может привести к падению. Чаще всего только Господь может протянуть нам руку и утвердить нас на опасном пути. Это великое благословение, за которое мы должны быть Ему бесконечно благодарны. Мы нуждаемся в поддержке Бога день и ночь. Господь всегда рядом и всегда хранит путь праведников. Среди опасностей мы в безопасности, потому что наш Хранитель не дремлет и никогда не позволит, чтобы опасности застали нас врасплох.
Боже, мы знаем, что наша жизнь не будет безоблачной. Но Ты будешь рядом с нами, и Твоя любовь будет хранить нас. Просим, укрепи наше сердце, чтобы мы были вполне преданы Тебе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты обещаешь поддержать Свой народ Своей могучей рукой, обещаешь защиту и помощь. Твой народ может не бояться и не смущаться. Иногда мы бываем настолько заняты своими делами, переживаниями, пытаемся решить их собственными силами, что забываем о Твоем присутствии. Мы благодарим, что Ты чувствуешь нашу боль так, словно она Твоя собственная. Благодарим за удивительное обещание всегда быть со Своим народом. Просим, научи нас среди трудностей и повседневных проблем полагаться на Твое присутствие и всегда помнить, что Ты держишь нас за руку. Благодарим, что мы можем приносить Тебе свои нужды. Ты даешь мир, который превосходит всякое понимание. Просим, помоги нам принять его во всех сферах нашей жизни. Порой нам кажется, что Ты где-то очень далеко от нас. Просим, помоги нам верить истине, что Ты всегда рядом, независимо от того, ощущаем мы Твое присутствие или нет. Во имя Иисуса Христа. Аминь.