ПРОПОВЕДИ
Взятые в долг благословения.
Пс.23.1-2 «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней. Ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее».
В этих стихах говорится об абсолютном праве собственности Бога на творение. Мы не должны думать, что лишь одни небеса и многочисленные яркие обитатели верхнего мира принадлежат Богу. А Земля, будучи незначительной и маленькой частью сотворения и находясь далеко от царского дворца на небесах, остается в пренебрежении и Богу неинтересна. Даже Земля, этот нижний мир принадлежит Ему. Хотя Он приготовил престол Своей славы на небесах, в то же время Царство Его правит всем. И даже черви земные не выпадают из Его поля зрения и из-под Его владычества. Когда Бог отдал Землю людям, Он решил, в то же время, сохранить за Собой право собственности, а им передал ее как временным жильцам, или арендаторам. Мы сами, наше тело и наша душа, не принадлежим себе. Бог говорит: «все души Мои», ибо Он Творец нашего тела и нашего духа.
Когда царь Давид получил от израильтян пожертвования для постройки храма в Иерусалиме, он молился: 1Пар.29.14,16 «Кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя всё, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе. … Всё Твоё». В Библии (Втор.8.18) сказано, что даже способность приобретать богатство и зарабатывать на жизнь дается Богом. Всё, что мы имеем, взято в долг у Бога. Эта мысль должна побудить нас не цепляться за ценности этого мира, а щедро делиться с другими, потому что мы каждый день получаем доброе от Бога. Бог – щедрый Даятель. Он настолько любящий, что отдал за нас Сына Своего. Поскольку мы получили так много, будем возносить Ему сердечную благодарность за большие и малые благословения.
Молитвы авторов псалмов и их благодарное поклонение сохранились в книге Псалтирь. Хотя там 150 псалмов, эти два стиха выражают суть благодарности Богу. Пс.9.2-3 «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний». Рассмотрим эти стихи более подробно. «Буду славить Тебя, Господи». Бог ожидает хвалы от тех, для кого Он совершил благо. Славить Бога – наш долг, так давайте исполнять его с радостью. Обратим внимание на то, что хвала Давида во всех его псалмах целиком отдана Господу. Хвалить надлежит только Его. «Всем сердцем моим». Хвалить Бога неискренним сердцем – всё равно, что не хвалить вообще. Ведь Он знает наши мысли. Мы должны хвалить Его искренне, всем сердцем, а не только устами. Благодаря Бога за какую-либо милость, мы должны использовать эту возможность, чтобы вспомнить прежние Его милости и «возвещать все чудеса Его». Как похвально, когда верующие с благодарностью Богу возвещают другим, что Бог сделал для них! Благочестивые люди должны часто рассказывать об этом друг другу, а если даже неверующие услышат о милости Господней, это не будет метанием бисера перед свиньями. Благодарность за одно благословение воскрешает в памяти тысячу других. «Буду радоваться и торжествовать о Тебе». Он хочет радоваться не столько дару, сколько Даятелю. Прославлять Господа необходимо с радостью и торжеством. Бог, Кто есть любовь, прославляется святым весельем и радостью Своего народа. Прославление Бога с ликованием – достойное украшение христианского характера. Бог любит с радостью дающего, и не важно, возлагает ли он на алтарь золото кошелька или золото уст своих. «Петь имени Твоему, Всевышний». Песня – подходящее выражение сердечной благодарности. Как в стародавние времена дух царя Саула покорялся сладкозвучной арфе юноши Давида (будущего царя), так и теперь дух отчаяния покинет нас, как только из наших уст польется песнь хвалы. Когда Бог являет Себя выше гордых и сильных врагов Церкви, мы должны использовать эту возможность и воздать Ему славу как Всевышнему. Будем учиться образу жизни, наполненной благодарным поклонением, прославлением Бога и признанием всего, что Он сделал и обещает сделать.
В главе 6 книги Второзаконие мы видим, что будущее народа Израиля включало в себя завоевание Обетованной земли. Им предстояло войти в большие города, которых они не строили, занять дома, наполненные добром, которого они не добывали. Предстояло пользоваться колодцами, виноградниками и оливковыми деревьями, которых они не копали и не сажали. Источником всех этих благ был Бог. Моисей хотел быть уверенным, что они этого не забудут. Поэтому наставляет их. Втор.6.11-12 «… будешь есть и насыщаться. Тогда берегись, чтобы не забыл Ты Господа, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства». Он призывает их быть бдительными к своему порочному характеру. Берегись, чтобы не стать самонадеянным. Когда мы процветаем, то подвергаемся опасности забыть Бога, забыть, что зависим от Него, нуждаемся в Нем. И имеем обязанности перед Ним. Когда мир улыбается нам, то мы склонны считать, что наше счастье в нем заключается. Так мы забываем Бога. Агур, автор гл.30 Книги притч, молится, чтобы преодолеть это искушение: Пр.30. 8-9 «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Чтобы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» И чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Давайте не будем терять из виду Божью доброту, источник всех наших благословений.
Христианин чистил снег на своем участке. Почтальон, проходя своим обычным путем, остановился и спросил, как у него дела. Христианин ответил, что не любит зиму и устал от уборки снега. Потом добавил, что ему (почтальону), должно быть, тяжело работать в таких сложных погодных условиях. Почтальон сказал: «Да, но, у меня есть работа. А у многих нет. Я благодарен, что работаю». Христианин признал, что благодарное отношение почтальона обличило его. Мы порой легко упускаем из виду то, за что стоит благодарить, когда обстоятельства жизни не радуют нас. Ап. Павел писал верующим в Колоссах: Кол.3.15 «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Он призывает подчиниться владычеству мира Божия. Мир Божий, т.е. мир Бога с нами, сладостное сознание Его благоволения к нам. Или иметь дух миролюбивый, который творит мир и хранит его. Он называется миром Божьим, потому что Сам Бог производит его во всех Своих детях. Мы призваны к миру с Богом как нашей привилегии, и к миру с другими христианами как нашему долгу. Объединенные в одно тело (церковь) мы призваны жить в мире друг с другом. А фессалоникийцам ап. Павел писал: 1Фес.5.18 «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за всё благодарить Его. Мы должны быть благодарны за обстоятельства как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. У нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Апостол эту мысль заканчивает словами: «такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Т.е. чтобы мы за всё благодарили, потому что Иисус Христос примирил нас с Богом. Бог Отец дает нам в Нем, через Него и ради Него возможность всегда радоваться и за всё благодарить. Даже во время серьезных трудностей и боли мы можем иметь мир Божий и позволять Ему владычествовать в нашем сердце. Имея в сердце этот мир, мы будем замечать в своей жизни всё то, что нам дано во Христе.
Многие древние народы имели свои версии происхождения мира, выражая их в легендах, мифах и песнях. Но с Израилем дело обстояло иначе: они встречались с Творцом всей Вселенной, Который сотворил прекрасный мир для радости его обитателей. Многие, видя красоту благих даров Бога вокруг себя, «не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1.21). Здесь мы узнаем, насколько серьезно Бог требует от человека, чтобы он прославлял и благодарил Его в той мере, насколько он знает Его. Нам нужно непрестанно напоминать себе о том, что Бог есть источник всего, чем мы являемся и что мы имеем. Поэтому главная часть нашего поклонения Богу состоит в том, что мы благодарим Его, признаем свою зависимость от Него и во всем воздаем Ему честь. И обратим внимание на следующее: если даже язычники, не имеющие света Божьей воли, остаются без извинения, когда они не прославляют и не благодарят Бога, что же будет с нами. С нами, к которым Он говорил не только через Своих пророков, но и через Самого Сына. Что будет с нами, если мы не прославим и не возблагодарим нашего Бога? Прославление Его происходит не только посредством слов, жестов и прекрасных дел. Люди, понимающие, что Бог есть Дух, также должны поклоняться Ему в духе и истине, как Он открыл Себя нам. Мы должны любить Его так, как мы понимаем, что Он достоин любви. Мы должны бояться Его так, как мы понимаем, что Он достоин страха. Мы должны веровать в Него так, как мы понимаем, что Он верен и истинен. Мы должны во всем так повиноваться Ему, как мы понимаем, что Он имеет силу и право во всем повелевать нами. Когда мы признаем виновными себя и достойными вечной смерти и просим у Него прощения ради Христа, тогда мы тоже прославляем Бога. Всё это называется прославлять Его как Бога.
Бог дает людям всё для жизни и благочестия. А мир всё же идет своей дорогой: самоуверен и нечестив; не боится Бога; не почитает и не благодарит Его за всю Его благодать, но живет свободно в своих грехах и в своей суете. Поэтому не стоит удивляться тому, что Бог в Своей святой праведности позволяет миру пребывать в ослеплении и ожесточении. И если мы, вкусившие благость Божию и начавшие ходить в Духе, отпадем, становимся суетными в своих мыслях и вновь живем в самоуверенности и в преднамеренных грехах, насколько ужасен, но справедлив будет суд Божий! Но Господь просто оставляет нас, Он не делает зла. Тогда наше несмысленное сердце омрачается, так что теперь мы можем впасть во всевозможное безумство.
В Псалме 118, самом длинном псалме Библии, можно найти слова: Пс.118.14 «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве». Я радуюсь и на пути постоянного послушания Тебе, а не только в размышлениях и рассказах о Твоем мире. Я радуюсь и на пути серьезного благочестия. «Радуюсь, как во всяком богатстве», как любой человек радовался бы росту своего состояния. Радость о Слове Божьем – неопровержимое доказательство того, что Слово оказало на сердце человека свое благодатное действие и очищает его жизнь от греха. Псалмопевец не имеет в виду, что он испытывает радость только сейчас. Он радовался Слову Божьему всегда. Он радовался и испытывал блаженство, предавая свою душу учению Слова. Он радовался не только Слову как таковому, но и той пользе, которую приносило оно. Он исполнял всё Слово, не выбирая то, что ему больше нравилось. А если он и выбирал, то выбирал сначала исполнить то, что наиболее полезно. Давид сравнил свое наслаждение Словом Божьим наслаждением человека богатством. Он знал, что такое богатство, приходящее вместе с властью. И богатство, приобретаемое в результате завоеваний. Царь Давид рад был видеть, как золото и серебро стекаются в его сокровищницу, чтобы затем отдать большую их часть на строительство храма Господня. Он радовался всякому богатству, посвященному на доброе дело, однако путь Слова Божьего давал ему больше наслаждения, чем любое богатство. Радость его была сердечной. Но что, если у нас нет таких ощущений? Как может Слово Божье сравниться с выигрышем в лотерею? Всё начинается с благодарности, которая является не только отношением, но и осознанным решением. Мы уделяем внимание тому, что ценим, поэтому начинать нужно с выражения благодарности за Божьи дары, питающие душу. Просим, Боже, открой наши глаза, чтобы увидеть несметное сокровище мудрости, ведения и мира, сокрытое в Твоем Слове.
При желании всегда можно найти, на что жаловаться. С другой стороны, всегда найдутся и благословения. Описывая нашу новую жизнь во Христе, ап. Павел несколько раз говорит о благодарности Богу. Кол.3.17 «Всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
Господь! Просим, научи нас быть благодарными. Помоги видеть благословения, скрытые в том, на что нам хочется жаловаться и всегда выражать благодарность свою перед Тобой и людьми. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что Ты щедрый Даятель. Мы от Тебя получили и получаем очень много. Просим, помоги нам возносить сердечную благодарность за Твои большие и малые благословения. Направь наше внимание от талантов и благословений других людей к Тебе, истинному и щедрому Богу. Помоги нам видеть, как удивительно Ты совершаешь Свой труд. Научи нас образу жизни, наполненной благодарным поклонением, прославлением Бога и Отца, признанием всего, что Он сделал в нашей жизни. Как часто мы жалуемся на мелкие неудобства. Просим, помоги нам никогда не терять из виду Твою доброту. Наполни наше сердце благодарностью. Во имя Иисуса Христа. Аминь.