ПРОПОВЕДИ
В отношениях с людьми будем стремиться к миру и гармонии
Лк.6.35-36 «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего. … Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».
В этой части Евангелия от Луки Господь Иисус говорит о христианской любви. Любовь – это основная черта христианской религии. Любовь – это совокупность совершенства, без любви человек в глазах Бога – ничто. Церковь Христа обретет благословение, если будет тщательно изучать и исполнять наставления своего Господина Иисуса Христа. Мы должны делать добро даже тем, кто причиняет нам зло. Это то, чему Христос хочет научить Своих, как закону, присущему только христианской религии. Мы должны не только быть доброжелательными к своим врагам, но и должны быть готовы послужить им добром. Послужить как любому другому человеку, если нас призывает к этому случай и если это в наших силах. Своими добрыми действиями в отношении их мы должны ясно показать им, что не таим злобы против них и не стремимся им отомстить. Будем говорить о них хорошо, и желать им самого доброго, особенно их душе. Будем ходатайствовать о них перед Богом. Нам подобает делать то, что не делают неверующие, что невозможно достичь на основании их принципов. Мы должны делать всё это не для того, чтобы заслужить благодарность себе, но ради имени и славы Христа, чтобы Ему была вознесена благодарность.
Мы должны быть добры к тем, от кого не ожидаем никакого вознаграждения. Это означает, что богатые (имеющие возможность) должны давать взаймы с намерением не требовать роста с того, что мы дали взаймы. Но это не всё. Мы должны одалживать бедным, которые настолько бедны, что могут и не вернуть долг. Это будет способствовать нашей собственной выгоде, ибо написано, что награда великая будет нам. То, что мы отдали или потеряли на Земле, оказывая истинное милосердие людям, будет нам возмещено в ином мире, причем с большой прибылью. Мы получим не только возмещение, но награду.
Это послужит к нашей чести и к славе Бога. Ибо, поступая таким образом, мы уподобляемся Богу в Его благости, которая составляет Его высшую славу. И будем признаны Им и людьми Его детьми. Слава Божья проявляется в том, что Он благ «к неблагодарным и злым», изливает Свои дары даже на злых, которые Его часто раздражают, бунтуют против Него, используют Его дары к Его бесславию. Божье чадо должно любить и творить дела милосердия так же, как и его Небесный Отец: бескорыстно и безусловно. Люди должны видеть, что христиане любят их, руководствуясь высокими мотивами. И что любовь их не вызвана желанием получить что-то взамен. Любой человек может стать добрым и любящим, когда надеется выгадать что-то от этого. Христианин не должен любить такой любовью. Если он называет себя чадом Божьим, то должен помнить, что его Небесный Отец милосердный и любящий, и стараться быть таким же.
Обращаясь к ученикам в гл.6 Евангелия от Луки Господь Иисус показал разницу между теми, кто получил милость от Бога, и теми, кто ее не имеет. Познавшие Божье прощение должны отличаться от всех остальных. Нам нужно делать то, что другим людям кажется невозможным: прощать и любить своих врагов. Он учил: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден». Представим себе, какое влияние окажет воплощение этого правила в жизнь.
Во время заключения в Риме ап. Павел стал духовным наставником беглого раба по имени Онисим (выгодный), раба Филимона, верующего из церкви в Колоссах. Ап. написал Филимону, кто был одним из руководителей церкви, письмо, в котором просил его принять Онисима как брата во Христе. Это письмо – образец тактичности и дипломатичности. Читаем отрывок из него. Флм.1.8,9,15,16 «Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу … принять его навсегда, уже не как раба, но выше раба – брата возлюбленного … в Господе». Ап. Павел, основатель церквей, часто давал четкие повеления христианам. В этом случае он обращается к Филимону на основании равенства, дружбы и любви. Будем и мы в отношениях с людьми стремиться к гармонии и искренней любви.
Современная жизнь насыщена разнообразной деятельностью. Люди всегда куда-то спешат. Попробуй пригласить кого-нибудь просто посидеть и поболтать. Мы лучше наберем сообщение на мобильнике – и дело сделали, и время сэкономили. Вспомним, что сделал Господь Иисус, когда решил изменить сердце Закхея, начальника сборщиков налога в Иерихоне. Он пришел к нему в дом. Его слова: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19.5) показывают, что Ему недостаточно было переброситься с этим человеком несколькими словами. Он провел с ним достаточно много времени, и в результате жизнь Закхея изменилась радикальным образом. Если мы хотим коснуться сердца кого-нибудь, то должны быть готовы уделить ему больше чем несколько минут. При этом важно попросить Божьей помощи, если Ему угодно это дело.
В наши дни люди отделяются друг от друга, от своей истории, от своей земли. То, что должно быть единым целым, разрывается на части. Некий философ сказал: «Мы не можем собрать воедино всё». Христос говорит в Нагорной проповеди: Мф.5.9 «Блаженны миротворцы». Творить мир – значит приносить мир. Понятие это описывает состояние, когда всё приведено в порядок и целостность. Давайте стараться под водительством Бога приводить всё в порядок. Есть много способов быть миротворцами. Какой бы способ мы ни выбрали, будем восстанавливать разрушенное. С Божьей помощью не позволим угаснуть дружбе, усугубиться проблемам между соседями или людям поддаваться апатии и одиночеству. Будем просить у Бога мудрости и способности для участия в деле воссоединения.
В книге Песнь песней мудрый царь Соломон пишет о лисицах и лисятах, которые портят виноградники. Песн.2.15 «Ловите нам лисиц, лисят, которые портят виноградники». Так он образно называет опасности, которые могут проникнуть во взаимоотношения и разрушить их. Через мудрого Соломона Христос дает Своим служителям поручение противостать и подавлять тех, кто угрожает Его Церкви и наносит вред интересам Его Царства в этом мире. «Ловите нам лисиц», ибо это есть доброе служение, как ради Христа, так и ради Церкви. И «лисят», которые незаметно вползают в церковь. Невзирая на то, что лисята малы, они могут принести большой вред и ущерб. Поручение ловить лисиц и лисят касается каждого верующего. Во-первых, они должны умерщвлять свои собственные греховные вожделения и страсти. Во-вторых, на своем месте они должны противостать и не допустить распространения мнений и деяний, которые способны извратить правильные суждения людей. По Божьей благодати Святой Дух трудится в нас, и мы теперь можем жить благоугодно Богу.
Церковь – это Божья семья, в которой можно делиться и хорошим и плохим. Выражение «друг другу» часто используется в Новом Завете, чтобы передать идею нашей взаимозависимости. Рим.12.10 «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга опережайте». Кто хочет, чтобы его любили, сам должен быть дружелюбным. Ап. Павел подобрал хорошее слово для выражения силы того чувства, с которым мы должны взаимно принимать друг друга. Он использует слово, которое на русский язык переводится как «братская любовь», взаимная приязнь между родственниками. Такова любовь родителей к своим детям. Такой должна быть и та любовь, которую проявляем мы к детям Божьим. Чтобы она была такой, апостол добавляет заповедь, необходимую для сохранения благоволения среди людей: чтобы каждый с почтительностью относился к братьям. Ибо ничто так не противится братскому согласию, нежели оскорбление, происходящее от презрения, когда кто-либо превозносит себя, пренебрегая другими. И наоборот, лучшее средство для возникновения любви – это скромность, когда каждый с почтительностью относится к остальным. Степень нашей гармонии друг с другом выражена в стихе Рим.12.15 «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
Философы высказывают истину: быть едиными, не обязательно значит всё делать вместе. Патриарх Авраам тоже понял эту истину, когда решил, что им с племянником Лотом следует разойтись. Видя, что для их больших стад не хватает пастбищ, он мудро предложил отделиться друг от друга: Быт.13.8 «Да не будет раздора между мною и тобою и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники». Конфликт был улажен благоприятно. Лучше сохранить мир, чем его разрушить. Если ссора все-таки произошла, то поспешите погасить разгоревшийся огонь. Усилие для улаживания этой ссоры было сделано со стороны Авраама, хотя он был старшим по возрасту и занимал главенствующее положение. Его просьба о мире была очень нежной: «Да не будет раздора …». Авраам демонстрирует себя мужем, который умеет сдерживать свои страсти и знает, как отвратить гнев мягким ответом. Тот, кто хочет сохранить мир, не должен отвечать бранью на брань. Авраам с удивительным смирением позволил Лоту выбирать место первым, хотя он был старшим. Произошло гармоничное разделение. Мы созданы Богом неповторимыми и можем обнаружить, что для достижения одной цели иногда лучше работать по отдельности. Но не будем забывать, что мы по-прежнему братья и сестры в Божьей семье. Мы можем работать по-разному, но быть объединенными одной целью.
В 2019г. по всему миру были устроены выставки в честь пятисотлетия со дня смерти Леонардо да Винчи. Среди картин была и «Тайная вечеря». Эта картина изображает последнюю трапезу Господа Иисуса с учениками, как ее описал ап. Иоанн. Художник запечатлел момент, когда ученики услышали слова Христа: Ин.13.21 «Один из вас предаст Меня». Ученики принялись рассуждать, кто бы это может быть. Боль от коварства Иуды Искариота видна в словах Господа: Ин.13.18 «Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту». Человек, близкий настолько, чтобы разделить с Ним Пасхальную вечерю, использовал эту близость, чтобы предать Его. Возможно, и мы пережили предательство близкого человека. Как должно реагировать на такую боль? Псалом 40, текст из которого процитировал Господь, говорит о предателе царя Давида. Так поступали с Давидом и Сыном (потомком по плоти) Давида Иисусом Христом. Выразив свою скорбь от двуличия близкого друга, Давид находит утешение в небесной любви. В любви, которая вознесет его и навсегда утвердит в небесном присутствии. Когда разочаровывают близкие, мы тоже можем найти утешение в Божьей любви.
Вы хотите иметь верного друга? Особенная верность требует особенных поступков. Когда здравый смысл будет говорить: «Накажи!», вы помилуйте. Пусть ваши обидчики несут ответственность, но предоставьте им возможность всё исправить. Выйдите за рамки, проявите милость. Так вы можете найти верного и благодарного друга.
В Библии утверждается истина: верующие связаны друг с другом. Ап. Павел писал: 1Кор.12.14 «Тело же не из одного члена, но из многих». Внутреннее обновление человека Святым Духом делает нас истинными членами Тела Христова (Церкви) и сохраняет нас в союзе с Ним. Имеющие Духа Святого, суть члены Христа, и никто, кроме таковых. Мы не разрозненны, мы соединены во Христе. 1Кор.12.26 «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». Члены физического тела устроены так, что они заботятся друг о друге. Такие же отношения должны быть и между членами Тела Христова: они должны сочувствовать друг другу. Христиане должны считать радостью для себя, когда радуется один из его членов, и страдать вместе со страдающим членом. Христианское сочувствие – одна из величайших обязанностей христиан. Мы должны быть далеки от равнодушия к страданиям других христиан, так, чтобы были способны страдать вместе с ними. И должны быть так далеки от зависти к их славе, чтобы могли радоваться вместе с ними. Чувствовать, что мы погружаемся в беду в одиночестве – самое худшее чувство. Но Бог создал общество, члены которого разделяют чувства друг друга.
Господь! Ты, в самом деле, сделал нас частью семьи, где нас любят и понимают. Просим, помоги нам убедиться в этом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, даруй нам благодать и силу всегда быть мудрыми руководителями, родителями и друзьями. И стремиться в отношениях с людьми к гармонии и искренней любви. Прости наше нежелание принимать боль других. Помоги нам жить наполненной жизнью, как члену Твоей Церкви, связанному с другими членами. Помоги нам трудиться в единстве с другими христианами и дай способность видеть, когда лучше служить Тебе по отдельности. Если люди нас отвергнут, помоги помнить, что Ты всегда с нами. Благодарим, что мы получили от Тебя сверхъестественную милость. Просим, помоги и нам проявлять милость, особенно к тем, кто раскаивается. Во имя Иисуса Христа. Аминь.