ПРОПОВЕДИ
Выбраться из ловушки мира.
Флп.4.11-12 «Я научился быть довольным тем, что у меня есть; умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии».
Ап. Павел говорит о том, чему он научился не у ног своего первого учителя-иудея Гамалиила, а у ног Иисуса Христа. Он научился быть довольным. Этому уроку он должен был учиться, так же как и большинство людей, если принять во внимание те страдания и лишения, которые ему пришлось пережить. Он был в нужде, в узах, в темнице, но во всех этих условиях научился быть довольным, т.е. научился приспосабливаться к ним и извлекать из них пользу. «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии». Эти слова свидетельствуют о действии в нем Божьей благодати. Т.е. о способности приспосабливаться ко всем условиям жизни и сохранять спокойствие при всех изменениях жизненной ситуации. Дети Божьи довольство измеряют не изобилием богатств, а волей Божьей, которую познают из хода дел. Они убеждены, что дела их управляются Богом. Приспосабливаться к трудным условиям означает: знать, что такое быть униженным, нуждающимся, и не впадать при этом в искушение – не терять утешение в Боге и не сомневаться в Его попечении. А также не предпринимать каких-либо неверных действий для удовлетворения своей нужды. А приспосабливаться к благоприятным условиям означает: уметь жить в изобилии, не становясь при этом самоуверенным, гордым или расточительным. Этот урок так же труден, как и первый, ибо с богатством и успехом связано не меньше искушений, чем с бедствиями и нуждой. Пусть в этом деле упражняются все, желающие быть учениками Христа.
Интересно наблюдать за растениями-мухоловками, потому что они плотоядны. Ловушки мухоловки содержат сладко пахнущий нектар, а сами напоминают раскрытый цветок. Когда насекомое заползает внутрь, ловушка меньше чем за секунду захлопывается и захватывает жертву. После этого ловушка закрывается еще плотнее и выделяет вещество, которое медленно переваривает добычу. Так растение получает органическое питание, недоступное в песчаной почве. Божье Слово говорит о другой ловушке, которая неожиданно может поймать нас. Ап. Павел предупреждал своего духовного сына Тимофея: 1Тим.6.9-10 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Слова «желающие обогащаться» относятся к тем, у кого желание разбогатеть стоит на первом месте. И речь здесь идет о людях, которые не довольствуются только пищей, одеждой и жильем, но хотят большего. Желание разбогатеть заставляет человека впадать в искушения. Чтобы достичь цели, ему приходится прибегать к нечестивым, а иногда и просто жестоким методам. Это рискованные авантюры, спекуляция, мошенничество, клевета, воровство и даже убийство. Стремление обогатиться у такого человека порой становится настолько сильным, что он уже не в силах освободиться от него самостоятельно. Он напрасно обещает самому себе, что как только на его счету в банке появится определенная сумма денег, он остановится. Но как только он достигает этой своей цели, ему хочется иметь еще больше. Сребролюбие также сопровождается заботами, губящими душу.
Жадность заставляет человека подвергать опасности здоровье. Желание богатства, которое им правит, ведет к разрушению всего, что он имеет сейчас или мог бы иметь впоследствии. Сколько представителей человечества погубило так себя! В этом отрывке говорится не столько о том, что любовь к деньгам есть единственный корень зла, сколько о том, что такая любовь есть один из корней всякого зла. Не всякое зло происходит от любви к деньгам. Но сребролюбие является одним из главных источников зла. Оно, например, порождает: зависть, злословие, обман, воровство, нетерпимость, эгоизм, заставляет человека забыть о Боге. Отметим, что здесь речь идет не о деньгах самих по себе, а о любви к ним. Деньги можно использовать и для служения Богу и людям. Но именно неуемное сребролюбие ведет к греху и позору. Конкретное зло, корень которого кроется в сребролюбии, заключается в уклонении от христианской веры. В своей погоне за золотом люди отвергают духовное и вряд ли можно сказать, стремились ли они вообще обрести спасение. Перестав понимать духовные ценности, тем самым они обрекли себя на многие страдания. Прежде всего, это трагедия растраченной попусту жизни. Им нелегко видеть, как их богатства рано или поздно достанутся недостойным. Они трепещут от страха перед встречей с Богом, будучи либо не спасенными, либо оставшимися без духовных плодов. Деньги являются одним из тех богатств, которые меньше всего способны принести покой и радость. Хотя с появлением денег исчезают некоторые заботы, но при этом появляются ничуть не меньшие. Сначала возникают трудности, связанные с их приобретением, потом беспокойство, как их сохранить. Затем появляются искушения, связанные с использованием денег. При злоупотреблении деньгами рождается чувство вины. Часто бывает трудно решить, как ими распорядиться.
Деньги и материальные ценности могут обещать счастье, но когда они занимают главное место в жизни, мы попадаем на опасную территорию. Избежать этой ловушки можно, если иметь благодарное и смиренное сердце, сосредоточенное на Божьей любви и доброте в Иисусе Христе. 1Тим.6.6 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным». Некоторые рассматривают христианство как выгодную профессию, как наилучшее призвание в этом мире. Того человека, кто делает христианство своей профессией, чтобы оно служило его мирским интересам, ожидает разочарование. А кто смотрит на него как на дело всей своей жизни, тот узнает, как велика прибыль от него. Ибо тот человек имеет обетование жизни настоящей и будущей. Истина, утверждаемая ап. Павлом: благочестие с довольством есть великая прибыль. Благочестие само по себе есть великое приобретение. А где истинное благочестие, там всегда будет довольство. Оно равносильно обладанию всеми богатствами мира. Итак, временные блага этого мира никогда не удовлетворят нас так, как Бог. Настоящее вечное блаженство можно найти только во взаимоотношениях с Ним.
Деньги приходят и уходят. Поэтому человеку, имеющему бессмертную душу, нужно искать чего-то большего, чем деньги и что за них можно купить. Господь Иисус призывал Своих современников, богатых и бедных, переосмыслить систему ценностей. Он сказал: Лк.12.15 «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Перефразируем Его слова: «Берегите себя, держите строгий контроль над своим сердцем, чтобы алчность не господствовала в нем и не диктовала свои законы». Любостяжание – это грех, против которого мы бодрствовать должны всегда. И поэтому нас необходимо временами предостерегать против него. Господь приводит аргумент, подкрепляющий Свое предостережение: «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Т.е. наше счастье и покой не зависят от нашего богатства в этом мире, жизнь вечной души человека от этого не зависит. Даже наша телесная жизнь и ее счастье не заключаются в изобилии вещей. Есть люди, не имеющие богатство в этом мире, и вполне довольны и счастливы. А обладатели больших богатств бывают несчастны и недовольны. Итак, Господь направляет совесть людей в этом вопросе. По Его благодати мы можем правильно относиться ко всему, чем владеем, чтобы оно не стало владеть нами.
Когда мы перестанем искать удовлетворения в радостях этого мира и обратимся к Божьей красоте, мы ощутим удовлетворение. Это радость погружения в Божье присутствие, путешествие вместе с Ним по жизни. Пс.15.11 «Ты укажешь мне путь жизни; полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». Слова этого псалма процитированы ап. Петром во время его первой проповеди после излияния Святого Духа в день Пятидесятницы. Из его слов следует, что в этих стихах Давид говорит о Христе, а именно о Его воскресении. Этот путь был указан, прежде всего, Иисусу Христу, а Он открыл его ученикам Своим голгофским подвигом. Он радовался мысли о том, что станет Спасителем Своего народа. Христос знал, что будет щедро вознагражден за Свои страдания полнотой радости. Т.к. Он является Главой тела (Церкви), то большую часть написанного в этом псалме можно применить ко всем верным христианам. Этими словами мы можем ободрять и назидать себя и друг друга. Наша мудрость и долг заключается в том, чтобы всегда иметь перед собой Господа; смотреть на Него как на свое основное благо, наивысшую цель, нашего Спасителя. Поступая так, мы не отступим ни от своего долга, ни от своих радостей и утешений. Слова эти помогают предвкушать грядущее блаженство.
Мы иногда возмущаемся, что наша жизнь не такая, как была раньше. А порой наоборот, однообразие жизни вызывает в нас недовольство. Бог обещает дать нам всё, в чем мы нуждаемся. Он удовлетворяет наши разумные желания, а душу нашу наполняет благами. Пс.106.9 «ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами». Здесь жаждой названо то, что производит в нас одиночество, чувство богооставленности и отчаяние. Всё это, по Божьей благодати, побуждает нас молиться, веровать, искать Божьего водительства, что ведет к насыщению души и дарует покой. Нужды Израиля в пустыне были Богом вовремя восполнены. Тот же Бог, который вел и кормил нас на протяжении всей нашей жизни до нынешнего дня, обеспечивал пищей и для души. Псалмопевец призывает всех, принявших эту милость, возблагодарить Бога. От принявших милость Божью ожидается, что в ответ они прославят Его.
Некий профессор бизнес школы обратил внимание на склонность своих коллег и студентов, которую он назвал «тягой к сравнениям». Он пишет: «Больше чем когда-либо аналитики, юристы, врачи и другие профессионалы одержимы стремлением сравнивать собственные достижения с таковыми у других. Это плохо как для отдельных людей, так и для компаний. Определяя успех внешними проявлениями, а не внутренними критериями, вы теряете и удовлетворение, и глубину подхода». Склонность сравнивать себя с другими не нова. Предупреждение об этой опасности содержится в Библии. Достигая хороших результатов, мы становимся гордыми и смотрим на людей сверху вниз. А если успехи невелики, мы начинаем завидовать и хотим иметь то же, что есть у других. Мы перестаем ценить дарованное нам Богом. Господь Иисус учил, что склонность к сравнениям происходит от убеждения, что Бог несправедлив к нам, и не имеет права быть более щедрым к другим, чем к нам. С Божьей помощью мы можем преодолеть эту греховную склонность. Уделяя время тому, чтобы благодарить Его за ежедневные благословения, мы изменим точку зрения и будем укрепляться в вере, что Бог воистину благ.
Даже если мы достигли свои цели, мы порой унываем от того, что другие достигли их раньше нас, да еще с лучшими результатами. Кто подвержен такому типу уныния, должен часто напоминать себе, что Бог не обделил его. Он даровал ему всё необходимое для того, чтобы исполнить Его волю. Это значит, что ему не нужно лучших условий или другой работы. Ему не требуется одобрение окружающих. Всё, что нужно, у него уже есть, потому что когда Бог поручает дело, то дает всё для его выполнения. Наш долг – следовать за Христом и быть верными в том, что Он нам дал.
Сколько нужно, чтобы больше не хотелось? Этот вопрос уместный особенно в наши дни, когда появились «черные пятницы». Многие магазины в этот день предлагают большие скидки. Покупатели, у которых доход не высок, стараются обеспечить себя необходимыми товарами, чтобы сэкономить на скидках. Другие бегут в магазины просто из жадности, хотя им всего хватает. Проповедник (екклесиаст) мудрый Соломон предлагает противоядие от потребительского отношения. Он утверждает, что люди, любящие деньги, никогда не накопят их достаточно. Богатство завладеет ими. Живем ли мы в изобилии или в нужде, у всех нас есть склонность заполнять чем-то нездоровым пустоту в душе. Но, обращаясь к Господу в поисках мира и спокойствия, мы найдем в Нем источник благости и любви.
Боже! Мы знаем, что Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Просим, дай нам всегда помнить об этом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты – наше величайшее благословение. Просим, помоги нам быть довольными тем, что у насесть. Дай нам осознать, что временные блага этого мира никогда не удовлетворят нас так, как Бог. И что настоящее и вечное блаженство можно найти только во взаимоотношениях с Ним. Прости нас за мысли, что мы можем вне Тебя найти то, в чем нуждаемся. Благодарим, что Ты с нами, даже когда мы забываем смотреть на Тебя. Дай нам жить в радости Твоего присутствия. Пошли нам мудрость, чтобы мы могли правильно смотреть на всё в жизни и иметь систему ценностей, которая достойна вечности. Благодарим Тебя за обещание заботиться о нас и посылать всё, в чем мы нуждаемся. Благодарим Тебя за заботу и постоянное присутствие в нашей жизни. Просим, помоги нам жить в довольстве, проявляя искреннюю благодарность Тебе. Во имя Иисуса Христа. Аминь.