ПРОПОВЕДИ
Бог выводит нас из духовной тьмы в чудный Свой свет.
Ин.3.19 «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
Многим кажется жестоким, что не верующие во Христа низвергаются в погибель. Чтобы никто не приписывал Христу свое осуждение, Он учит, что эту погибель следует относить к их собственной вине, т.к. неверие свидетельствует об их злой совести. Т.о., неверующим прийти к Христу мешает их собственная порочность. Спаситель показывает, сколь праведен и свободен такой суд от обвинений в несправедливости. Не только потому, что предпочитающие свету тьму и бегущие от предложенного им света поступают глупо. Но и потому, что ненависть к свету проистекает только из злоумышленной и преступной души. Дополнение к этому учению мы находим в стихе Ин.8.12: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Господь называет Себя светом мира. Нам, которые по природе все духовно слепы, предлагается средство избавиться от тьмы и стать причастниками истинного света. Это благодеяние предлагается не отдельным лишь людям, т.к. Христос провозглашает Себя светом всего мира. Одно солнце освещает собой целый мир, так и Христос. И нет нужды ни в каком другом свете. Вывод из этого учения: «Кто последует за Христом, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Наш долг состоит в том, чтобы следовать за Ним, покоряться Его водительству и во всем поступать по Его указаниям на пути, ведущем в блаженство. Блаженство верующих, т.е. следующих за Христом в том состоит, что они не будут ходить во тьме. Они не останутся без указаний на пути долга, необходимых для того, чтобы избежать губительного греха. Из этих слов также следует, что не надо бояться, что свет оставит нас на полпути, т.к. сказано, что он приведет нас к жизни. Слова «свет жизни» следует понимать: «свет животворящий». Не удивительно, что в мире царит столь густая тьма суеверий и заблуждений, если в нем так мало тех людей, кто хочет взирать на Христа.
Бог преображает сердца и жизни. Так, как это было с Савлом, одним из самых страшных преследователей Церкви. Однажды он встретился с Христом (Деян.9). А другие верующие помогли ему узнать больше. В итоге он стал апостолом Христа – ап. Павлом. Деян.9.20 «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он Сын Божий». Лука пишет о том, сколь плодоносным было обращение Савла: он сразу принялся за служение Христу. Он, кто прежде страстно преследовал учеников Христа, не только спокойно покорился Его власти, но и отстаивал Его славу, невзирая ни на какие опасности. Содержание проповеди Павла: Христос «Сын Божий». Он учил, что всё, что обетовано и ожидается от Мессии, в Нем исполнилось. Возможно, что наша первая встреча со Спасителем не была такой драматичной, как у Савла. И преображение нашей жизни происходит не так быстро и впечатляюще. Но всё равно, когда люди увидят, как мы меняемся, у нас появится возможность рассказать им, что сделал для нас Господь.
Ап. Иоанн писал верующим, что Бог сделал их Своими детьми. 1Ин.3.1 «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его». Апостол выше показал достоинство верных последователей Христа, что они рождены от Него, а поэтому являются близкими родственниками Богу. В этом стихе и ниже предается восхищение Божьей благодатью, являющейся источником Его снисхождения. Бог Отец усыновляет всех верующих в Сына. Сын дарует им власть и достоинство быть Детьми Божьими. Только снисходительная любовь вечного Бога Отца могла сделать и назвать нас Своими детьми. Назвать таких как мы, нас, наследников греха по нашей природе, виновных перед Ним. Нас, ставших по своим делам сынами пороков, непослушания и неблагодарности. Более того, святой Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас – Своими детьми. Из этого апостол заключает, что честь, которой удостоены верующие, превосходит понимание этого мира. Мир не понимает преимущества и блаженства истинных христиан. Даем короткое объяснение по этому вопросу. Христиане подвергаются всеобщим бедствиям, земным и временным, их постигает всё то, что и неверующих. Они даже испытывают больше скорбей, чем все остальные, ибо у них часто бывает основание говорить: 1Кор.15.19 «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Поэтому не христианский мир, живущий видением, не знает того достоинства, тех привилегий и наслаждений, какими христиане уже обладают. Не знают и того звания, которое они носят. Мир плохо себе представляет, что эти обижаемые, смиренные и призираемые многими люди – избранники неба и вскоре будут его обитателями. «Мир потому не знает нас, что не познал Его (Христа)». Мир не знал, какой великий Человек странствовал здесь по Земле. Не знал, что Творец мира был некогда жителем Земли. Иудейский мир не знал, что Бог Авраама, Исаака и Иакова был одной крови с ними и обитал в их стране. Он пришел к Своим, и Свои не приняли Его. Он пришел к Своим, а Свои распяли Его. Конечно, «если бы они познали Его, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2.8). Пусть же последователи Христа смиряются со своей тяжелой долей здесь, на Земле, т.к. они находятся среди людей, мало знающих их. Сейчас мы можем только отдаленно распознать в себе и в других Божий образ. Но однажды, когда мы увидим Христа, мы станем такими, какими нас задумал Бог.
Псалом 118 – сочинение человека (Давида), который понял, что Божье Слово дает душе человека необходимый свет. Пс.118.105 «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». Все мы бредим по темным дорогам этого мира, и часто нам приходится вступать во тьму. Не стоит выходить на темную дорогу, если с нами нет светоносного Слова, иначе нас ждет неминуемое падение. Каждый человек, чтобы видеть свой путь и знать, что находится впереди, должен лично находить применение Слову Божьему в своей жизни и делать это регулярно. В странах Востока в древности дороги не освещались, люди носили светильник. Слово есть свет и светильник. Оно помогает нам открыть истину о Боге и о нас самих. Открыть то, что без него мы бы не узнали. Слово позволяет нам увидеть ошибки и грозящую нам опасность. Оно направляет нас в нашем пути. Поистине, каким темным был бы мир без Слова. Оно – светильник, который мы всегда можем иметь при себе и брать в руки, чтобы пользоваться в каждом частном случае. Слово – светильник, горящий от масла Святого Духа. Оно должно быть не только светом глаз наших, чтобы наполнять голову размышлениями, но и стать светом ноге, чтобы направлять нас в хождении, помочь нам выбрать путь и освещать каждый наш шаг. Освещать шаги, которые мы совершаем на данном пути, чтобы нам не встать на путь неверный. И мы воистину сознаем, как благ Бог, давший нам такой светильник и свет. И всё же, как часто мы обнаруживаем себя в ситуации, когда мы без всякой нужды лишаем себя света и уходим с лучших дорог. Мы забываем использовать свет Слова. Бог через Пс.118 побуждает нас регулярно обращаться к этому небесному свету. Что будет, если мы станем это делать? Мы получим мудрость для чистой, угодной Богу жизни и найдем ободрение в борьбе со злом.
Желание не сосредотачиваться на себе и служить другим может появиться только благодаря живущему в нас Святому Духу. Поэтому ап. Павел побуждал филиппийскую церковь размышлять над тем, что совершил и сделал возможным для них Бог. Он милостиво усыновил их, утешил Своей любовью и дал в помощь Святого Духа. Как могли они (а также и мы) на всё это ответить чем-то, кроме смирения? Причина, чтобы меняться – это Бог. И только Он может совершить эти перемены. Флп.2.13 «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Ап. Павел призывает филиппийцев быть усердными в своем христианском хождении. Призывая их к этому, он исходит из того, что они всегда проявляли готовность повиноваться Евангелию. Они всегда охотно соглашались с каждым откровением воли Божьей. Апостол призывает их трудиться, потому что Бог трудится: «Бог производит в вас …». Это должно поощрять нас делать всё возможное, ибо наш труд не будет тщетен. Бог готов снабжать нас благодатью Своей, поддерживать нас в наших добросовестных усилиях для совершения своего спасения. Совершая шаг за шагом, мы должны полагаться на благодать Божью. Его благодать действует в нас путем, наиболее подходящим для нашей природы, и совместно с нашими усилиями. Действия ее не освобождают нас от усилий, но, наоборот, они призваны возбуждать и стимулировать собственные наши усилия. Не вынуждайте Бога лишать вас Своей помощи, ибо тогда все ваши усилия будут напрасны. Трудитесь со страхом, потому что Бог трудится в вас «по Своему благоволению». «Хотение и действие» – всё в нас производит Бог. Божья благодать склоняет нашу волю к добру, а затем дает силу осуществить его. В книге пророка Исаии написано: Ис.26.12 «все дела наши Ты устрояешь для нас». «По Своему благоволению». У нас нет не только сил, у нас нет и заслуг. Как мы не можем действовать без Божьей благодати, так не можем претендовать на то, что заслужили ее. Единственным основанием того, что Бог действует в нас, является Его благоволение. Бог не связан обязательствами по отношению к нам, кроме тех, что вытекают из Его великодушного обетования. Т.к. Бог производит в нас «и хотение, и действие по Своему благоволению», мы можем не сосредотачиваться на себе и с Его помощью смиренно служить другим.
Прежде чем последовать примеру Иоанна Крестителя и поселиться в пустыне, Мария Египетская (344-421гг. по РХ) провела юность, предаваясь плотским удовольствиям и совращая мужчин. На пике своей греховной карьеры она отправилась в Иерусалим, собираясь растлевать паломников. Но там она пережила глубокое осознание своей греховности, поэтому дальнейшую жизнь провела в покаянии в пустынном уединении. Радикальное преображение Марии Египетской наглядно показывает могущество Божьей благодати и возрождающую силу Креста. Биография любого из нас могла бы начинаться с перечисления грехов и поражений. Божья благодать способна привести к другому завершению. По благодати Бог спасает и преображает нас. Бог является Автором и источником нашего спасения, Он проявляет милость к нам как к отступникам, как к погибшим творениям. Еф.2.8,9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился». Каждый обращенный грешник есть спасенный грешник. Он избавлен от греха и гнева. Он спасен, и благодать дает ему право на вечное блаженство. Благодать, спасающая грешников – это незаслуженная благость и благоволение Бога. Он спасает их через веру во Христа. Итак, наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктами наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны. Всё это получаем от Бога.
Юноша христианин привел свою будущую жену знакомиться с семьей. С хитрецой в глазах его старшие братья спросили ее: «Что ты нашла в этом парне?» Она улыбнулась и заверила их, что по Божьей милости он стал тем человеком, которого она любит. Из Библии мы узнаем, что Господь видит больше, чем только наше прошлое. В главе 9 книги Деяния Он послал ученика Своего Ананию исцелить Савла, известного гонителя Церкви, который по дороге в Дамаск ослеп от сияния Божьей славы. Анания отнесся к поручению с недоверием. Он знал, что Савл жестоко преследовал верующих во Христа, и даже отдавал их на смерть. Но Бог сказал, чтобы Анания смотрел не на то, кем Савл был, а на то, кем он станет: благовестником Евангелия. Анания видел Савла – фарисея и гонителя, а Бог видел Павла – апостола и благовестника. Порой мы видим в себе только то, кем были мы, со всеми нашими недостатками и неудачами. Но Бог видит в нас новое творение. Он видит тех, кем мы станем в Иисусе Христе, а также кем станем, благодаря силе Святого Духа.
Боже! Просим, помоги нам найти себя в Тебе. Помоги нам также смотреть на других Твоими глазами, глазами благодати. Во имя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты вывел нас из тьмы в Твой чудный свет. Просим, помоги нам избегать мрака и ходить в Твоем свете до самой вечности. Благодаря Тебе мы можем выйти из тьмы старой жизни и радоваться хождению во свете и красоте Твоего Царства. Просим, изменяй нашу жизнь, чтобы Ты мог использовать нас преображать и других. Жизнь, измененная любовью Христа, стоит того, чтобы рассказать о ней. Помоги нам выполнять нашу обязанность – смиренно откликнуться на Божье действие. Благодарим, что Божья благодать преображает нас из грешников в святых. Благодарим, что Ты в нашу жизнь посылаешь людей, которые ободряют нас и побуждают к действию. Просим, помоги нам делать то же для других. Помоги нам принимать Твое исправление, стать новым творением. Благодарим Тебя за наше восстановление и спасение. Во имя Иисуса Христа. Аминь.