ПРОПОВЕДИ
Торжественный въезд Спасителя Христа в Иерусалим
Мф.21.5 «Скажите дочери Сиона: «Вот, твой Царь грядет к тебе, кроткий и сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
Господь уже не раз говорил Своим ученикам: «Мы идем в Иерусалим, там Сын Человеческий должен быть предан». Много добрых деяний совершил Он по пути в Иерусалим и теперь приближается к нему. Торжественный въезд Господа Иисуса в город – первый день страстной недели. Это событие описывают все четыре евангелиста. Оно имело место за 5 дней до смерти Спасителя.
Господь часто удалялся от людей, от их излишнего внимания. Так, большую часть служения Он провел в удаленных частях Галилеи. Нередко Он уходил один в пустынные места. В этом исполнилось пророчество Исаии: Ис.42.2 «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Только один раз, в этот день Господь отступает от Своего обычая и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа. К тому же, всё это происходило при огромном стечении иудеев, которые собрались в Иерусалим со всех концов света на праздник Пасхи. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие во всей истории человечества. Вечный Сын Божий должен вскоре пострадать вместо грешных людей, должна быть принесена великая жертва за грех человечества, великий пасхальный Агнец должен быть заклан. И должно совершиться великое искупление грехов. Не может Агнец Божий прийти на заклание к Голгофе тайно: возможно большее количество людей должны посмотреть на жертву, прежде чем ее принесут как умилостивление за грех всего мира. Поэтому Господь Иисус устроил всё так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. И для нас самое главное, что мы должны знать об Иисусе Христе – это Его смерть на Кресте и Его славное воскресение. Пусть самой радостной мыслью во всех наших знаниях о Христе будет мысль о том, что Христос умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания.
Господь Иисус много путешествовал, и у Него был обычай проходить пешком многие километры из Галилеи в Иерусалим, что было и унизительно и утомительно. Много переходов по пыльным дорогам проделывал Он ради того, чтобы проповедовать о Царстве Божьем, чтобы творить добро. Только один раз, именно в этот день, Он с триумфом ехал верхом, когда Он вступал в Иерусалим с целью пострадать и умереть там.
В нашем отрывке описываются приготовления, сделанные для этого торжества. Они были очень скромными и простыми, свидетельствуя о том, что Царство Господа Иисуса не от мира сего. Здесь не было герольдов (герольд – вестник, глашатай при дворах правителей, а также распорядитель на рыцарских турнирах), не играла труба, не было парадных колесниц и лакеев. Это было несовместимо с Его уничиженным положением в то время. Его величественное явление откладывается на день Его второго пришествия.
Они приблизились к селению Виффагия, ведущей к горе Елеонской. Виффагия была пригородом Иерусалима и считалась его частью. Придя туда, Христос послал двух Своих учеников, чтобы они привели Ему «ослицу и молодого осла с нею». Ибо у Него не было ничего Своего. Ослы широко использовались в той стране для путешествий. Кони были только у великих людей и употреблялись для войны. Господь едет верхом на молодом осле (необученном, который без ослицы- матери не пошел бы никуда). Некоторые считают, что, поступив так, Христос имел в виду обычай израильских судей, которые ездили верхом на белых ослицах. Суд. 5.9,10 «Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа, ездящие на ослицах белых …». А их сыновья ездили на молодых ослах (Суд.12.14). Т.о., Господь Иисус хотел въехать в Иерусалим не как Победитель, а как Судья Израиля. Это были не Его собственные животные, но заимствованные. Он мог бы иметь Своего собственного осла, чтобы он возил Его повсюду. Но Он обнищал ради нас во всех отношениях. 2Кор.8.9 «Ибо вы знаете благость Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою». Господь не только стал человеком, но стал бедным человеком. На время Он отказался от Своего небесного богатства. И всё это ради нас, чтобы нам обогатиться Его нищетой, благоволением и любовью Бога, надеждой на вечную жизнь. Он освятил в Своем лице нищету, чтобы верующие более не ужасались своей бедностью. Он ничего не имел Своего в этом мире, кроме того, что Ему дарили или давали во временное пользование.
В заимствовании животных мы видим, во-первых, пример всеведения Господа Иисуса. Он посылает двух Своих учеников в деревню и говорит им, что там они найдут молодого осла, на котором Он должен будет въехать в город. Он сказал ученикам, где они найдут животных. Во-вторых, мы видим пример Его власти над духом человека. Как сердце царей, так сердце самых незначительных людей находится в Его руках. Повелевая ученикам привести к Себе ослицу с молодым ослом, Господь предвидел препятствия, которые могут встретиться ученикам при исполнении Его поручения. Он объясняет им, что они должны будут сказать владельцу животных. Он уверял учеников, что если они скажут именно эти слова, хозяин отдаст им ослов. Они должны брать животных не тайно, а с разрешения их хозяина. И все случилось именно так, как предсказал Господь. Ничто не сокрыто от Господа Иисуса. Одни мы или с друзьями, днем или ночью, Он знает всё, что мы делаем. Куда бы мы ни шли, как бы далеко не удалились – Христос всегда видит нас. В данном случае должно было исполниться написанное о Нем в Книге пророка Захарии. Зах.9.9 «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Слова, которые пророк проговорил Духом Святым, исполнились буквально, а не символически. Под словом «дочь» следует понимать «житель», а под словом «Сион – Церковь». Иисус есть Глава Церкви. Как Глава Своей Церкви пришел Он к ней в этот низший мир. Он приходит и к нам, чтобы править нами, править в нас, править для нас. Рим.11.26 «придет от Сиона Избавитель». Церковь была предупреждена о Его приходе заранее. Господь хотел, чтобы Его пришествие ожидалось, чтобы Его подданные были исполнены этого ожидания. Предупреждения о приходе Мессии обычно начинаются со слова «се» («вот»). Оно призывает к вниманию. И Пилат сказал это значимое слово, не понимая его значения: Ин.19.14 «Се, Царь ваш».
Пришествие царя обычно ожидается величественным и пышным. Но здесь нет ничего такого. Потому что Христос пришел не для того, чтобы владычествовать или отомстить Его врагам. Но чтобы в милосердии Своем совершить спасение человеческого рода. Он кротко переносил величайшие оскорбления и унижения ради дочери Сиона. И так же кротко сносил безумие и злобу собственных сынов Сиона. Он был не только кротким Учителем, но и кротким Правителем, ибо управлял любовью. Законы Его написаны не кровью Его подданных, но Его собственной Кровью.
То, что въезд Христа в Иерусалим на ослице был предсказан задолго, указывает на особое значение его, как имеющего целью утешить и поощрить бедных людей в их обращении к Христу. Поэтому Царь Сиона пришел, сидя не на гарцующем коне, к которому робкий проситель не осмелился бы приблизиться. И не на коне, несущемся галопом, с которым не мог бы поравняться пеший проситель. А ехал Он на спокойном осле, чтобы самый бедный из Его подданных не убоялся приблизиться к Нему. Сама процессия, как и приготовления к ней, была лишена мирской пышности, но сопровождалась духовной силой. В Его свите не было ничего важного и величественного. Царь Сиона приходит на Сион, и дочерям Сиона давно было сказано об этом. Однако Его не сопровождают знатные люди страны, городские власти не устраивают Ему торжественной встречи. Ему надо было вручить символические ключи от города и проводить со всеми возможными почестями на престол Давида. Но ничего этого не было. За Ним следовало великое множество сопровождающих, но это были всего лишь простые люди.
Люди, сопровождающие Иисуса Христа, сделали всё, чтобы почтить Его. Они постилали свои одежды по дороге, чтобы Он проехал по ним. Когда Иуй был провозглашен царем северного израильского царства, военачальники постелили ему под ноги свои одежды в знак своей покорности ему. Принимающие Христа своим Царем должны всё сложить Ему под ноги, как залог отдачи своего сердца. Мф.21.8 «другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Подобно тому, как это делалось в дни праздника кущей в ознаменование свободы и радости.
«Народ же, предшествовавший и сопровождавший» Его, был охвачен одним возвышенным настроением. Те, которые возвещали о Его приходе, и те, которые с рукоплесканиями следовали за Ним, восклицали: Мф.21.9 «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Во время праздника кущей, когда люди несли ветви, они кричали «осанна», почему и называли эти пучки ветвей своими осаннами. Слово «осанна» означает: о, Господи, спаси же (Пс.117.25-26). Восклицание «Осанна Сыну Давидову» можно понять так: «Мы делаем это в честь Сына Давидова», т.е. Мессии. Относительно Сына Давидова было предсказано, что «все народы ублажат Его» (Пс.71.17). Здесь было положено начало этого прославления. Отметим, что Иисус Христос придет «во имя Господне». Мы благословения имеем в Нем, поэтому мы тоже можем так восклицать. Их «осанна» свидетельствовала также о том, что они желали процветания и успеха Его Царству. Христос принял их благорасположение к Его Царству. Господь ожидает от нас, ныне живущих, чтобы мы молились о том, чтобы Его царство преуспевало и распространялось в этом мире. Именно это мы должны подразумевать, когда молимся: «Да придет Царствие Твое». К своему восклицанию народ добавил: «Осанна в вышних!», т.е. пусть имя Его будет превознесено выше всех имен и престол Его – выше всех престолов. Ищите расположение Христа, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8). Его расположение вечно. Тех, кого Он возлюбил, Он возлюбил навсегда.
Вступление Господа Иисуса в Иерусалим описывается словами: Мф.21.10 «И когда вошел Он в Иерусалим, весь народ пришел в движение». Многие обратили внимание на Него: некоторые из чувства удивления, другие же – из чувства презрения к Его убожеству. Некоторые, из числа «ожидавших утешения Израилева», может быть, испытывали радость. А другие, из сословия фарисеев – зависть и возмущение. Такими разными были настроения в народе при приближении Царя вечного Царства Христа. Далее говорится, что жители города спрашивали: «Кто Сей?» («Кто Он?») Скорее всего, они ничего не знали о Христе. Хотя Он был Славой народа Израиля, тем не менее, Израиль не узнал Его. Он прославился многими чудесами, сотворенными среди них, но многие не отличили Его от других людей. Помазанный Святой не был известен в святом городе. Однако они заинтересовались Им. Кто Он, чьему приходу уделяют так много внимания? Народ, сопровождавший Его, отвечал: Мф.21.11 «Сей есть Христос, пророк из Назарета галилейского». Народ знал Его лучше, чем великие мира сего. Давая о Нем сведения, они говорили правду, когда называли Его пророком, тем самым Пророком. До их пор Христос был известен, как Пророк, научающий и творящий чудеса. Теперь же они прислуживали Ему как Царю. Однако они ошибались, прибавляя при этом, что Он был из Назарета. Он только жил некоторое время в Назарете, а на самом деле родился в Вифлееме, где и должен бл родиться Мессия. Михей 5.2 «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
И это могло способствовать утверждению некоторых в их предубеждении против Христа.
Господь Иисус Христос! Вечная слава и вечное благодарение Тебе за наше спасение. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты дал нам Спасителя, единородного Сына Твоего, в Котором мы нуждаемся. Его сила и нежность в полноте открывают Твое сердце нашему потерянному миру. Господь Иисус! Просим, облеки нас в Твою любовь и дай покой и уверенность в Тебе, дай продолжать верно следовать за Тобой. Мы часто сосредотачиваемся на себе, на своих проблемах и желаниях. Просим, помоги нам больше смотреть на Тебя. Благодарим, что помогаешь нам пребывать в Тебе. Помоги нам, чтобы наши дела соответствовали нашим словам. Помоги нам видеть Твое присутствие среди всего, что нас пугает. Боже! Мы благодарим, что благословляешь нас радостью и привилегией искать Тебя и часто даешь нам возможность рассказывать о Тебе людям. Сделай сегодня в нас и через нас то, что помогает другим увидеть, что мы всем обязаны Тебе. Аминь.