ПРОПОВЕДИ
Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Мф.28.5-6 «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес».
Воскресение Господа Иисуса Христа лежит в основе христианства, является одной из фундаментальных основ нашей веры. Поэтому нам необходимо иметь неопровержимые доказательства его. Четыре из этих доказательств содержатся в гл.28 Евангелия от Матфея, а это всего лишь некоторые из многих. Ибо Лука и Иоанн дают более обширный перечень доказательств воскресения Спасителя Христа, чем Матфей и Марк. В этой главе мы находим: свидетельство ангела о воскресении Христа (ст.1-8); явление воскресшего Христа женщинам (ст.9-10); признание охранявших гроб (11-15); явление Его ученикам в Галилее (ст.16-20). Воскресение Христа из мертвых является печатью и памятником совершенного Им подвига. Оно является завершающим доказательством того, что Он уплатил наш долг, одержал победу в битве за наше освобождение от ада и был принят Небесным Отцом как наш Спаситель и Ходатай. Если Он не вышел бы явно из гроба, у нас не было бы уверенности в том, что выкуп за нас полностью уплачен. Если бы Он не воскрес, у нас не было бы уверенности в том, что Он победил смерть и имеющего державу смерти, т.е. дьявола. Христиане воскресением Иисуса Христа из мертвых возрождены к упованию живому (1Пет. 1.3). И они могут смело сказать вместе с ап. Павлом Рим.8.34 «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес, Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас»».
Мы должны быть благодарны Богу, что чудо воскресения Господа Иисуса так ясно доказано. Мудрость Божия, которой известно неверие человека, позаботилась о том, чтобы предоставить целое облако свидетельств воскресения Спасителя. Доказательства этого факта всегда будут непреложны для честного и непредвзятого ума. Рассмотрим более подробно текст из главы 28.
Ст.1 «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Этот стих дает отправную точку для определения времени воскресения Христа. Он воскрес на третий день после Своей смерти. Это было то время, которое Он неоднократно предсказывал и которое Он в точности соблюл. Погребен Он был вечером шестого дня недели, а воскрес утром первого дня следующей недели. Так что Он находился в гробе около тридцати восьми часов. Он пробыл в гробе всё это время с тем, чтобы доказать, что Он действительно был мертв. Но пролежал в нем не дольше этого времени, чтобы Ему не увидеть тления. Он воскрес на третий день, чтобы подтвердить знамение пророка Ионы, Мф.12.40. И исполнить предсказание: Ос.6.2 «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будет жить перед лицом Его» И этот первый день недели стал у христиан Господним днем. С этого времени никакой другой день недели не упоминается в нем как день, который христиане благоговейно соблюдали для поклонения Богу (Ин.20. 19,26; Деян.20.7; 1Кор.16.2). Он воскрес по истечении иудейской пасхальной субботы. Некоторые толковники считают, что это для нас означает упразднение иудейских праздников. К гробу пришли те самые женщины, которые смотрели, куда положили Его мертвое Тело. Другие евангелисты отмечают, что они пришли помазать Тело благовонными ароматами. Матфей же указывает только на то, что они пришли «посмотреть гроб» и убедиться, всё ли осталось в таком виде, в каком они оставили его. Возможно, что они слышали, что первосвященники поставили у гроба стражу, но не были в этом уверены. Они пришли, чтобы еще раз выразить свое почтение к дорогим останкам их возлюбленного Учителя. И, возможно, не без мыслей о Его воскресении. Ибо они не могли совершенно забыть всё то, что Он говорил им об этом.
Христос воскрес из мертвых во славе и величии. Его воскресение сопровождалось землетрясением. Это землетрясение как бы расторгло узы смерти и отряхнуло оковы могилы. Это был сигнал победы Христа. Ст.2 «ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Я читал в христианской литературе (уже давно): ангел не просто отвалил камень весом в 1тонну, а переставил выше по склону. Господь мог бы отвалить камень и Сам, Своей собственной силой, но пожелал, чтобы это сделал ангел. Камень наших грехов был привален к двери гроба Господа. Взявшийся расплатиться за наш грех, который был вменен Ему в вину, Он оказался под арестом смерти вследствие этого вменения. То, что камень ангел отвалил, означало, что Он получил законное освобождение с Небес. Он умер, чтобы заплатить наш долг и воскрес, чтобы принять наше освобождение. «Предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4.25). Чтобы показать, что Божье правосудие удовлетворено, ангелу было поручено отвалить этот камень. Ангел таким образом сообщил о согласии Неба (Бога) на Его освобождение и о радости Неба в связи с этим. Тот факт, что ангел сидел на камне, который он отвалил от гроба, достоин внимания. И свидетельствует об уверенной победе над всеми препятствиями, чинимыми воскресению Христа. Он сидел на нем, не давая всем силам ада придвинуть его обратно к входу в гроб. Спугнув стражу врагов, ангел сидел, ожидая женщин, готовый дать отчет о воскресении Господа Иисуса.
В воскресении Христа мы можем видеть подобие воскресения верующих в Него. Могила не могла удержать Его больше отведенного времени. Она не сможет удержать и верующих. Ангел, окруженный славой (сиянием), был свидетелем Его воскресения. Ангелы будут посланниками, которые соберут верующих после их воскресения. Господь Иисус воскрес в новом теле, которое было настоящим и материальным. И у верующих в Него тоже будет прославленное тело. И они будут такими же, как их Глава. 1Ин.3.2 «Мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Апостол не имеет в виду равенства. Ведь между Главою и членами Тела надлежит быть некоему различию. Но мы будем подобны Ему, т.к. наше смиренное тело Он сделает сообразным собственному прославленному Телу. Так учит ап. Павел в Флп.3.21: «Который (Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе всё». Пусть эта мысль будет радостью и утешением для нас. Испытания, скорби, гонения нередко выпадают на долю Его последователей. Болезни, слабости и боль изрядно треплют их в земной жизни. Наберемся терпения: впереди нас ждет славное воскресение. Не имеет значения, когда мы умрем, где мы будем похоронены, и какие у нас будут похороны. Намного важнее для нас: где мы будем, когда воскреснем?
Ст.4 «Устрашившись его (ангела), стражники пришли в трепет и стали как мертвые». Им было сказано, что можно ожидать прихода группы трусливых учеников. Которые, устрашившись их, сразу же убегут. Но они пришли в трепет и изумление, когда увидели, что им противостоит славный и сильный ангел, которому они не отважились даже слово сказать. Так Бог наводит страх на Своих врагов. В этом тоже можно увидеть образ будущего. Какой страх и ужас охватит всех нечестивых, неверующих людей, когда они увидят Христа, явившегося во славе в сопровождении великого множества ангелов. Тогда они поймут, что уже не смогут избежать Божьего присутствия. И, в конце концов, должны будут встретиться с Ним лицом к лицу. О, если бы они задумались над тем, что их ждет в будущем: воскресенье, суд и «гнев Агнца (Христа)» (Отк.6.16).
Что-то страшное таит в себе приближение к гробам и могилам, особенно в безмолвии и одиночестве. Но еще страшнее было для женщин, пришедших к гробу Господа, увидеть у гроба ангела. Но он тут же успокаивает их, говоря: ст.5,6 «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал». Ангел как бы говорит женщинам: «Пусть нисколько не удивляет вас та весть, которую я вам принес. Ибо вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Пусть это вас не пугает, т.к. Его воскресение несет в себе утешение для вас. Я пришел не устрашить, а ободрить вас». Ангел напоминает им о том, что Господь Иисус был распят, чтобы еще больше подчеркнуть их любовь к Нему. Он заверяет их в том, что Христос воскрес, и этого было достаточно для того, чтобы их страхи развеялись. Он указывает женщинам на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Спасителя. Во-первых, на то, что слово Его, которое они могли помнить, исполнилось: «Он воскрес, как сказал». Во-вторых, ангел указывает на тот факт, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст: «пойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Слова ангела «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого» были сказаны и для того, чтобы утешать сердце верующих во все времена до общего воскресения. У искренних христиан нет причин для беспокойства о последнем дне, когда Господь Иисус явится во славе. Ведь они в этой жизни искали и нашли Христа распятого. И поэтому они одеты в праведность Христа. Их не коснутся потоки Божьего гнева, которые обрушатся на Землю.
Женщинам было дано поручение. Они не должны были одни пользоваться этой благой вестью. Они должны были сообщить о воскресении Учителя Его последователям. Полученное известие должно было побудить учеников искать Его и приготовиться к Его явлению. Женщины побежали, чтобы возвестить радостную весть ученикам Его. Не было никакого сомнения в том, что эта весть обрадует и успокоит учеников. Поэтому женщины бежали, чтобы утешить их теми же самыми словами от Бога, которыми утешились сами. Ученики Христа всегда должны быть готовы поделиться друг с другом своим опытом сладостного общения с Небом, должны рассказывать другим о том, что Бог сотворил с ними и что сказал им. Эти ревностные женщины не только первыми услышали весть о воскресении Господа Иисуса, но и первыми увидели Его воскресшего. Ст.9 :Иисус встретил их». Приветствие, с которым Он обратился к ним: «радуйтесь». Это выражение имело целью прибавить им радости и успокоить их страхи. Господь хочет, чтобы Его народ был радостен. Он повторяет данное женщинам ангелом поручение, говоря: «Пойдите, возвестите братьям Моим …». Обратим внимание на то, что Он называет учеников братьями. Благодаря тому, что вследствие воскресения Он был объявлен Сыном Божьим в силе, все дети Божьи были объявлены Его братьями. Будучи Первенцем из мертвых, Он становится первородным между многими братьями. Господь Иисус уже не имел такого постоянного и близкого общения со Своими учениками, какое имел с ними до Своей смерти. Но, чтобы они не подумали, что Он стал их чуждаться, Он дает им это внушающее любовь звание – «братья». В страданиях они позорно оставили Его, но, чтобы показать, что Он простил их, Он не только не оставляет намерений Своих вновь встретиться с ними, но и называет их братьями. А поскольку все они были Его братьями, они были также братьями и друг другу, и должны были любить друг друга как братья.
В этом словосочетании «Мои братья» есть что-то очень трогательное. Оно говорит нам о том, что какими бы слабыми мы ни были, Иисус Христос всё равно называет нас братьями. Отступившие от своего исповедания и уступившие страху перед людьми, апостолы по-прежнему оставались Его братьями. Победитель ада и смерти, Сын Божий остался кроток и смирен сердцем. Если в нас есть ростки истинной веры, тогда этот отрывок должен утешить нас. Слова Христа ободряют нас и прогоняют страх. Наш Спаситель никогда не забудет о Своем народе. Он сочувствует нашим немощам, а не презирает их. Он знает о наших слабостях и не прогоняет нас.
Господь Иисус! Да будешь Ты прославлен ныне и во все века. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Слава и благодарение Тебе за то, что мы не оставлены в сомнении: Господь Иисус действительно воскрес из мертвых для оправдания нашего. Благодарим, что мы возрождены Его воскресением к упованию живому. Мы благодарим Тебя, что эта истина так ясно доказана. Благодарим, что мудрость Божия позаботилась о том, чтобы предоставить целое облако свидетелей и фактов воскресения Христа. Благодарим Тебя, что наш Спаситель воскрес из мертвых в славе и величии, что Его воскресение сопровождалось чудесами и знамениями. Просим, помоги нам видеть в Его воскресении воскресение наше, верующих в Него. Благодарим, что у верующих в Него тоже будет прославленное тело, что мы будем подобны Ему. Пусть эта мысль будет утешением для нас. Дай нам не сомневаться в том, что наши лучшие времена еще впереди – в вечности. Просим, дай людям разумение, дай хоть долю мудрости задуматься над тем, что их ждет в будущем. Аминь.