ПРОПОВЕДИ
По данной нам благодати имеем различные дарования.
Рим.12.6 «По данной нам благодати имеем различные дарования».
Бог дал каждому члену Своей семьи духовные дары, таланты и умения, чтобы мы могли служить Ему и людям от всего сердца. Мы восхищаемся Его творением, а Он использует нас, чтобы распространять Евангелие и в любви назидать других. Каждый член Его семьи наделен чем-то особым, чтобы прославлять Господа и выполнять свои обязанности. Рим.12.6 «По данной нам благодати имеем различные дарования». Цель этого высказывания ап. Павла: мы должны проявлять скромность в применении даров, данных нам Богом. Мы не должны гордиться своими талантами, но мы не должны и зарывать их. Мы должны остерегаться, чтобы, прикрываясь скромностью и самоотречением, не быть ленивыми в служении Богу и людям. Не следует думать: «Я ничтожный человек, поэтому буду спокойно сидеть и ничего не делать». Но надо говорить: «Так как сам по себе я ничего не могу делать, то буду прилагать все старания, чтобы трудиться в силе благодати Христовой». Имея дары, а их имеет каждый верующий, будем их использовать. «По данной нам благодати». Источником всех даров, посылаемых людям, является незаслуженная Божья благодать. Благодать определяет человека на служение, подготавливает к служению и дает расположение к нему. Сообщество верующих существует не иначе, только если каждый, довольный своей долей, служит другим верующим полученным им даром. Ап. Павел хочет, во-первых, ниспровергнуть врожденную человеческую гордыню, чтобы кто не сетовал о том, что имеет не все дары. Он увещает, что каждому Богом даруется свой дар, и никто не наделен такой полнотой даров, чтобы презирать других верующих. Итак, здесь мы видим главную цель, к которой стремился апостол: не все обладают всем, но дары Божьи распределены таким образом, что каждый имеет их отдельную часть. И все так должны стремиться к созиданию Церкви ниспосланными им дарованиями, чтобы никто, оставив свое служение, не присваивал себе чужого дара. Таким порядком соблюдается существование и развитие церкви, где каждый совершает служение, но при этом не мешает другим. Тот, кто извращает данный порядок, воюет с Самим Господом, установлением Которого этот порядок утвержден.
Бог дает нам возможность развивать полученные от Него природные таланты и духовные дары. Об этом сказано в стихе 1Кор.12.7 «каждому дается проявление Духа на пользу». Через использование природных талантов и даров проявляет Себя Дух Святой. В верующих обнаруживается Его влияние и участие. Таланты и дары распределялись не для оказания чести и преимущества получивших их, а для пользы Церкви, для ее назидания и для успеха в распространении Евангелия. Какие бы дары Бог ни давал человеку, Он дает их ему для того, чтобы он их употребил на пользу. Верующему доверяется дар, чтобы он использовал его. И чем больше пользы он принесет другим, тем обильнее они принесут ему награду в вечности. Вспомним слова ап. Павла: Флп.4.17 «Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу». Духовные дары даются не для показа, но для служения; не для удовлетворения тщеславия и хвастовства, но для назидания. Они даются не для возвеличения обладающих ими, но для назидания других. В стихе 1Кор. 12.11 сказано и о том, по какой мере и в какой пропорции распределяются дары: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Итак, дарование происходит согласно суверенному изволению Даятеля. Несомненно, что Дух Святой волен делать с тем, что Ему принадлежит, всё, что Он хочет. Он может дать дар тому, кому хочет, и в той мере, в какой хочет. Он может дать одному один дар, другому другой, одному больше, другому меньше. Ему лучше всего судить о том, как послужить Своим собственным целям и как распределить Свои собственные дары. Не как люди хотят, и не так, как им кажется лучше, но как Ему угодно. С молитвой читая Библию и прислушиваясь к мудрым советам других верующих, мы можем лучше распознать свой уникальный дар (или дары). Ап. Павел напоминает, что каким бы ни был наш духовный дар, нужно распознать его и использовать, помня, что его получили от Святого Духа.
Некий христианский писатель рассказывает: «Будучи начинающим автором, я часто чувствовал себя неуверенно на писательских семинарах. Мне казалось, что вокруг сидят гиганты мысли – люди со специальным образованием или многолетним опытом. У меня не было ни того, ни другого. Зато у меня была манера письма, сформированная языком Библии. Это были мои доспехи, к которым я привык. Влияние Библии на мой писательский стиль приносило радость мне и, надеюсь, и другим». Молодой пастух Давид (будущий царь) был не уверен в себе, когда надел доспехи царя Саула для битвы с Голиафом (1Цар. 17.38-39). Он просто не мог в них свободно двигаться. Он понял, что доспехи одного человека могут стать тюрьмой для другого. Он сказал: «Я не могу ходить в этом». Поэтому он положился на то, что уже знал. Бог приготовил его для сражения именно так, как это было необходимо. Праща и камни были оружием, к которому он привык. И он одержал победу над великаном Голиафом. Вы чувствовали себя неуверенно, думая: «Если бы только у меня было то, что есть у других, тогда и моя жизнь была бы другой?» Подумайте о дарах, которые Бог дал лично вам. Доверьтесь своей экипировке, данной вам Им.
Если попросить нас назвать имена лидеров ранней Церкви, многие вспомнят Петра, Павла, Тимофея и др., как имеющих явное призвание от Бога. Но в гл.16 Послания к римлянам ап. Павел приводит имена почти сорока человек – мужчин, женщин, рабов, евреев и язычников, которые внесли тот или иной вклад в жизнь Церкви. Очевидно, он считал их не второсортными членами Церкви, а людьми высокого уровня. Он описывает их, как прославившихся даже между апостолами, заслуживших похвалу за служение Иисусу Христу. Рим.16.7 «Приветствуйте Андроника и Юнию, родственников моих и узников со мной, прославившихся между апостолами». (Они – муж и жена, родственники Павла. Они уверовали во Христа раньше его, опередив его по времени. Они прославились своими дарами, познаниями и добродетелями). Многие из нас считают себя слишком обычными, чтобы быть руководителями церкви. Но у каждого из нас есть тот дар, который может быть использован для служения другим. Давайте употреблять свой дар с Божьей помощью и для Его славы.
Бог создал каждого верующего с особой целью. Прежде всего, это прославление Бога, а сделать это можно, в частности, помогая другим. 1Пет.4.10-11 «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков». Ап. Петр учит, о чем надо думать в первую очередь, помогая другим людям. Словами «Служите … Божьей» он говорит, что каждому даны некоторые способности с условием, чтобы он стал служителем Божьим, помогая другим людям. Поэтому вторая часть предложения есть истолкование первой. Вместо служения апостол говорит здесь о домостроительстве. И вместо сказанного ранее выражения «какой получил» он упоминает многочисленные разновидности благодати, которые уделяет нам Бог, чтобы каждый верующий внес свой вклад в общее дело. Если мы выделяемся перед другими какой-то способностью, будем помнить, что мы распорядители Божьи. Мы не раздаем свое имущество, но лишь распределяем то, что поручил нам Господь. Мы должны по-товарищески уделять ближним, насколько это требует их нужда или польза. Замечательна и та мысль, что Господь распределил между людьми многочисленные виды благодати для того, чтобы никто не довольствовался собой и своими способностями. Но каждый нуждался в помощи других. Для сохранения общения между Своими детьми Бог постановил создать между ними узы, из-за которых они не могут жить без взаимной помощи. Тот, кто часто просит о помощи братьев, будет охотнее делиться с другими тем, что имеет сам. Ап. Петр учит в этом месте, что Бог сотворил эти узы специально, чтобы обязать одних в отношении других.
«Говорит ли кто, говори как слова Божии». Поскольку речь шла о правильном использовании даров, апостол в качестве примера упоминает о двух видах дара. Он выбрал дары, обладающие наибольшим превосходством. Служение учительства в Церкви – домостроительство великой божественной благодати. Т.о., апостол особо повелевает, чтобы каждый призванный к этому служению верно и добросовестно его исполнял. Здесь он говорит не только о том, что мы должны делать людям, но и о наших обязанностях в отношении Бога, чтобы не лишать Его принадлежащей Ему славы. Значит тот, кто говорит, пусть говорит, как слова Божии, т.е. почтительно, в страхе Божьем, с искренним желанием старается исполнить вверенное ему служение. Говорит так, чтобы это было божественным делопроизводством; что произносимое им слово являлось Божьим, а не его собственным. В этом поучении апостол настаивает на том, что, подавая нечто нашим братьям, мы уделяем им то, что Бог даровал нам именно для этой цели. Значит, беспечность и вседозволенность в учении происходят от того, что не всем приходит на ум священное величие Слова Божьего. Из слов апостола мы ясно выводим, что говорящим учение можно лишь добросовестно передавать другим полученное от Бога. Апостол разрешает выходить на проповедь только тем, кто, научившись божественному Слову, произносит четкие речения как бы из Его уст. Так что ап. Петр не оставляет никакого места для человеческих измышлений.
«Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог». Эта вторая разновидность служения является более обширной, включая в себя и учительское служение. Но, поскольку было бы чрезмерно долгим перечислять отдельные служения, апостол предпочел рассказать о некоторых из них. Он как бы говорит: какое бы служебное бремя ты ни нес в церкви, знай, что можешь дать лишь то, что даровано тебе Господом. И сам ты не что иное, как орудие в руках Бога. Поэтому остерегайся злоупотребить благодатью Божьей ради собственного превозношения, не замечать силу Божью, проявляющей себя в твоем служении.
«Дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа». Слова «во всем» можно отнести и к дарам, и к самим людям. Смысл слов таков: Бог не для того наделяет нас Своими дарами, чтобы лишить нас Самого Себя. И не превращается в пустого идола, передавая нам Свою славу. Скорее, Он делает это для того, чтобы повсюду воссияла Его слава. Люди, имея иные намерения, нежели прославление Бога, святотатственно оскверняют Божьи дары. Молодая мать может прославлять Бога, вытирая малышам носики и рассказывая им о Христе. Служащий достигает его, выполняя свои, порой неприятные обязанности добросовестно и помня, что на своей работе он служит Господу небес. Потерявшая зрение бабушка может Его прославлять, молясь за детей и внуков, чтобы они следовали за Спасителем. Апостол говорит: «через Христа», т.к. только Он дарует нам всякую силу для служения. Христос – Глава Церкви и Он вдыхает Свою силу в отдельные ее члены.
Бог стремится сполна раскрыть потенциал Своих детей, чтобы они стали зрелыми и плодоносными. В гл.4 Послания к ефесянам ап. Павел перечисляет людей, вовлеченных в этот процесс: Еф.4.11 «И он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями». Люди с такими дарами помогают расти другим верующим, а также вдохновляют на дело служения. Целью такого служения является и наше становление «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (ст.13). Наш духовный рост достигается силой Святого Духа, когда мы подчиняемся Его действию.
Господь! Просим, помоги нам использовать наши природные таланты и дары, которые дал нам Святой Дух, для Божьей славы и служения верующим во Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты дал каждому из нас особенные и прекрасные духовные дары, таланты и умения, чтобы мы использовали их в служении Богу и людям. Просим, помоги нам прославлять Тебя, используя их в своем служении. Покажи нам, чем Ты одарил нас. Иногда мы не чувствуем уверенности, особенно в ситуациях, когда трудности похожи на великанов. Помоги нам увидеть, что Ты дал нам именно то, что нужно. И что Ты ведешь нас в этой жизни. И увидеть, как мы можем послужить Тебе и людям в нашей церкви. Помоги нам поверить, что мы важные части Церкви, тела Христа. Порой нам кажется, что жизнь наша слишком трудна и сложна. Просим, помоги нам видеть Тебя во всем, что происходит. Укажи цель и значение даров Твоих. Помоги нам следовать руководству тех, кого Ты послал в нашу жизнь и более эффективно использовать Твои дары. Ты изумляешь нас Своими дарами. Помоги нам отдать Тебе лучшее, что имеем. Покажи, что Ты ожидаешь от нас. Во имя Иисуса Христа. Аминь.