ПРОПОВЕДИ
Блаженство милостивого человека
Мф.5.7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Господь Иисус Христос называет блаженными милостивых, подразумевая тех, кто умеет сострадать другим. Милостивые люди жалеют страдающих от греха и печали, желают уменьшить страдания других людей. Они исполнены добрых дел и готовы творить милостыню. Милостивы те, кто склонен, из благочестия и милосердия, жалеть, помогать и поддерживать другого человека в несчастье. Обратим внимание на следующее: человек может быть истинно милостивым, не имея ничего для проявления щедрости и великодушия. В таком случае Бог принимает его доброе расположение. Мы должны не только терпеливо сносить наши собственные бедствия, но с христианским сочувствием сострадать скорбям и переживаниям других людей, проявлять сожаление к страдающему человеку. А также, облекшись в милосердие, делать всё возможное, чтобы помочь человеку, попавшему в беду. Мы должны сострадать другим и помогать им, снисходить к невежественным и наставлять их; к беспечным, предупреждая их. Мы должны сострадать к тем, кто находится в грехе, выхватывать их из него. Мы должны сочувствовать тем, против кого мы имеем преимущество, не быть с ним строгими и суровыми. Мы также должны сочувствовать тем, кто находится в нужде, и поддерживать их материально. Милостивые блаженны. Они пожнут награду, как в этой, так и в грядущей жизни.
Если мы откажемся делать всё это, то затворяем от людей сердце свое. Вспомним слова Господа из книги пророка Исаии: Ис.58.7-9 «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не уклоняйся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет. И правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит, воззовешь, и Он скажет: «вот Я». Больше того, добрый человек милостив даже к своей скотине.
Итак, что касается милостивых, то они блаженны. Еще в Ветхом Завете сказано: Пс.40.2 «Блажен, кто помышляет о бедном». В этом стихе нам представлено обещание Бога помогать тем и утешать тех, кто думает о бедном. Бедные – это те, кто не имеет средств к существованию. Мир презирает и отвергает таких людей. Мир больше всего чтит тех, в ком нет жалости. Мирская мудрость не принимает бедных и убогих. Всем, приобщившимся божественной благодати, была дарована новая природа, способная проявлять любовь. В этом они уподобляются Самому Богу, благость и милость Которого составляют Его славу. Служение благу других, тем или иным путем, доказывает нашу любовь к Богу и приносит удовлетворение нам самим. Одно из самых чистых и благородных наслаждений в этом мире есть наслаждение от творения добра. Милостивые помилованы будут, т.е. получат милость от людей, когда будут нуждаться в ней. Об этом сказано в Библии: Пр.11. 25 «Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет». Мы так неохотно благотворим и близки к мысли, что нас разоряют пожертвования. Мы нуждаемся в напоминании и убеждении, что, помогая другим, мы сами выигрываем. Об этом сказано в нашем стихе. Поступая так, наша душа будет утешаться. Благотворительная душа, которая молится о страдающих и помогает им, которая сеет благословения милостивыми устами и щедрыми руками, такая душа будет обогащена благодатью. За это мы получим награду от Бога и от человека: «кто напояет других, тот и сам напоен будет». Бог будет изливать на них потоки Своих благословений. А люди, обладающие чувством благодарности, будут благодарить при всякой возможности. Мы сами выигрываем еще и тем, что сможем еще больше творить добра. Тому, кто имеет и использует то, что имеет, дано будет еще больше. Нам не известно, когда мы сами будем нуждаться в милосердии, поэтому должны быть всегда милосердны. Но самое главное они получат от Бога, ибо сказано: Пс.17.26 «С милостивым ты поступаешь милостиво». То, как Господь поступил с Давидом, напомнило благодарному псалмопевцу общее правило Божьего провидения: Господь всегда поступает с людьми по справедливости. И отмеряет каждому человеку той мерой, которую использует сам человек. Каждый человек получает то, что заслужил. Но мы должны помнить, что самый милосердный человек не может претендовать на свои заслуги, но должен уповать на милость Божью. А того, кто не оказывает милости, ждет суд без милости. Это означает не что иное, как озеро огненное.
Специалисты, изучающие акул, говорят, что те наиболее склонны к нападению, когда чувствуют кровь в воде. Запах крови на них действует как спусковой крючок. Кровь в воде для них означает уязвимость жертвы. К сожалению, порой люди таким же образом в обществе (и даже в церкви) реагируют друг на друга. Вместо того чтобы жить дружной семьей, члены которой сострадают друг другу, они создают опасное окружение, в котором хищники ищут признаки «крови в воде» – чьи-то ошибки или упущения. А ведь, чем добивать упавших, куда по-христиански было бы нести им утешение, поднимать и поддерживать. Конечно, мы не должны поддерживать греховное поведение, но в любом случае Господь призывает нас проявлять милосердие. Он сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Тот, кому оказана милость, не получает того, что заслужил, а мы все заслужили вечное осуждение. Бог, явивший нам милость во Христе, теперь ожидает от нас милости к другим людям. Когда мы почувствуем «кровь в воде», давайте, подумаем, как оказать нуждающимся милость. Может быть, скоро настанет день, когда мы сами в ней будем нуждаться. Как мы можем перестать миловать других, когда Христос не перестает миловать нас?
В чем же заключается суть блаженства милостивого человека? Она не в том, что другие люди будут относиться к нему милостиво. И жизнь, и Библия дает нам множество примеров того, что милость не всегда вызывает ответную милость. Царь Давид милостиво простил своего сына-убийцу Авессалома и позволил ему вернуться в Иерусалим. Но Авессалом восстал против отца и хотел убить его. Авраам милостиво заботился о племяннике Лоте, а Лот проявил неблагодарность к Аврааму. Выбирая землю, он оставил ему худшую. Мы не можем рассчитывать на ответную милость людей. Мы должны быть милостивыми, не ожидая милости взамен. Даже если человек делает нам зло, мы, подобно Христу, должны оказать ему милость, когда он будет нуждаться в ней.
Блаженство милостивого человека заключается в том, что он будет помилован Богом. Пс.17.26 «С милостивым Ты поступаешь милостиво». Далее, прочитаем отрывок из псалма, в котором говорится о человеке, предавшем Иисуса Христа – об Иуде Искариоте. Это 108-й псалом. В ст.8 сказано: «да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». Эти слова апостолы цитировали, говоря об Иуде в Деян.1.20, значит, считали, что весь псалом описывает именно его. Иуда не был милостивым и не получил милости. Вспомним еще отрывок из этого псалма, показывающий, насколько строго относится Бог к немилостивым людям. Пс.108.16-17 «За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его. Возлюбил проклятие – оно и придет на него, не восхотел благословения – оно и удалится от него». Звучащие в этом псалме проклятия очень страшны. Горе и тысяча бедствий тому человеку, в адрес которого Бог говорит эти слова. Ведь они направлены против непримиримых врагов и преследователей Церкви Божьей и Его народа. В этих словах предсказывается участь немилостивого человека. «Он не думал оказывать милость». Он любил жестокость, так дайте ему испить крови. Он забыл те размышления, которые должны были побудить его к милости. Он лишился самого главного, что есть в человеке – человечности. Те, кто утратили способность сострадать, заслуживают того, чтобы с ними поступали только по справедливости. Бог, Судья всей Земли не забудет ни один из его грехов. «Но преследовал человека бедного». Он забыл о сострадании, но преследовал тех, которых должен был защищать. Для него они были досадной помехой, не более. Он втоптал их в грязь, перестал достойно оплачивать их труд и тем самым засвидетельствовал презрение к ним. Разве не должен Господь отплатить ему той же монетой? Все, кто знал его, были возмущены его зверствами, а потому его гибель не могла не вызвать у них радости. «И сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его». Злодей испытывал ненависть даже к тем, кто и так был сердцем сокрушен. Нападать на таких людей – высшая жестокость. Сердце его, злодея, никогда не сочувствовало горю другого человека, чужая беда никогда не вызывала в нем жалости. Кто станет миловать такое чудовище? Разве люди не вздохнут свободно, если мы возжаждем гибели такого человека и отправим его к Божьему престолу, где его ждет уготованная кара? Если он обратится и покается – хорошо. Но если нет, такое дерево должно быть срублено и брошено в огонь. Мы хотим, чтобы Господь воздал им по заслугам и тем самым преподал наглядный урок всем остальным.
«Возлюбил проклятие – оно и придет на него». Он любил проклинать, так теперь пусть проклятия придут на его голову. Кого он не мог достать жестокостью своей, на тех набрасывался со своими проклятиями. Но они возвратились к нему. Псалмопевец не мстил этому человеку, а требовал для него вполне заслуженного возмездия, ради осуществления общественной справедливости. Да придет на него то, что он возлюбил. Да пожнет он то, что посеял. Хотя высший закон любви торжествует над всякой личной неприязнью, даже он не предписывает смягчать наказание, уготованное для столь низких людей. «Не восхотел благословения – оно и удалится от него». Ему не нравилось желать добра другим и видеть других благополучными. Он не радовался чужому счастью, другим не оказывал помощи. Напротив, когда у кого-то дела шли хорошо, он испытывал гнев и зависть. Ему не принесло никакой пользы благословение. Он возненавидел тех, кто с кротостью и терпением учил его любить. Благословения Божьи вызывали в нем только ропот. Зло он почитал добром, а добро – злом. Он искал зла, презирал добро и пытался погубить праведника, благословенного Господом. Ст.18 «Да облечется он проклятием». Он пугал всех окружающих своими проклятиями. Он полагался на него, как на оружие, которое сохранило бы его от нападок тех, кого он боялся. Пусть же теперь достаточно имеет его. Что желать такому человеку? Можем ли мы пожелать ему благословения в Господе? Он стал сотрудником дьявола, проникся злобой своего покровителя. Просить о благословении для такого злодея – это всё равно, что участвовать в его нечестии. Да удалится от него всякое благословение, пока он упорствует в своих беззакониях.
Мы узнали, какое страшное наказание ожидает тех, кто не милостив к людям, кто не обрел милость и прощение Господа и поэтому был не способен миловать и прощать людей. Мы боимся, когда нас проклинают люди, хотя несправедливое проклятие не действует. Оно возвращается к тому, кто его произнес. Человеку, не обратившемуся к Христу, грозит проклятие самого Бога. Это проклятие будет не просто «висеть» над ним, оно будет внутри этого человека, проникнет вглубь его души. А милостивый человек будет помилован Богом.
Милость к другим начинается с милости к себе. Если вы не познали Бога, будьте милостивы к себе. Помилуйте свою душу. Вы находитесь в плену у сатаны и своих пороков. Обратитесь к Христу, чтобы вас не постигло проклятие. Он – ваш Освободитель. Тогда вы сможете миловать людей. Не будьте жестоки к себе, не ждите беспечно Божьего суда. Не томите свое сердце в оковах греха. Не лишайте душу вашу живой воды, которую предлагает Христос. Дайте ей обрести мир у ног Христа. Он может вернуть вам образ Божий.
Боже! Просим, помоги нам быть милостивыми и обрести блаженство. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Господь Иисус Христос называет блаженными милостивых, подразумевая тех, кто умеет сострадать. Благодарим, что таковые пожнут награду как в этой, так и в грядущей жизни. Благодарим, что в этом Ты помогаешь нам уподобляться Самому Богу, милость и благость Которого составляют Его славу. Благодарим, что служение благу других, тем или иным путем, доказывает нашу любовь к Богу и приносит удовлетворение нам самим. Благодарим за наставление Господа Иисуса: «Блаженнее давать, нежели принимать». Благодарим, что суть блаженства милостивого человека заключается в том, что он будет помилован Богом. Из-за личных соображений мы порой склоняемся к справедливости, порой к милости. Просим, научи нас хранить равновесие, взирая на Тебя, и даруй нам мудрость на все случаи жизни. Просим, помоги нам наклоняться и поднимать тех, кто упал телом или духом, помоги нам быть милостивыми. И просим, дай нам не упускать из виду ни одной из Твоих милостей. Аминь.