ПРОПОВЕДИ
Возрастайте в благодати и в познании Господа Иисуса Христа.
2Пет.3.18 «Но возрастайте в благодати и в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный».
Апостол Петр указывает нам, что мы должны делать, для того, чтобы избежать отпадения. Во-первых, мы должны возрастать в благодати. В начале послания апостол призывает нас дополнять одну благодать другой. Здесь он советует нам возрастать во всякой благодати: в вере, в добродетельности, в рассудительности. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине. Во-вторых, мы должны возрастать «в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Стремитесь познавать Его более ясно и более полно, больше узнавать о Нем и с более высокой целью, чтобы больше уподобиться Ему и сильнее любить Его. Такого познания Христа стремился и желал достичь ап. Павел. Флп.3.10,11 «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Такое познание Христа содействует нашему уподоблению Ему, и делает Его для нас более дорогим. Оно сохранит нас от падения во времена отступления. На опыте пережившие такое познание Господа и Спасителя будут благодарить и славить Его за полученную благодать и присоединятся к словам ап. Павла: «Ему слава и ныне и в день вечный». Христиане никогда не вырастут настолько, чтобы перестать нуждаться во Христе. Некий богослов предупреждает: «Некоторые из нас заняты тем, что пытаются сбросить руки Христа с руля своей жизни. Словно нам не нужны Его сильные руки, чтобы держать нас, поднимать и обнимать, когда мы теряем равновесие и падаем. Мы растем, только если глубже пускаем свои корни в благодать и познание Его».
Сердце – это мышца, снабжающая необходимой энергией другие мышцы тела. Но не только: Евр.13.9 «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца». Апостол заключает, что верующим не подобает уклоняться в разные стороны, ибо тверда истина Христова, в которой мы должны стоять. Действительно, различие мнений, всякий род суеверий, чудовищность заблуждений и всякое искажение религии возникают тогда, когда опираются не на одного Христа. Не напрасно учит ап. Павел, что Христос дан нам от Бога как премудрость (полнота мудрости). Значит, чтобы нам была ясна Божья твердая истина, надо довольствоваться только Христом. Отсюда мы выводим: не знающие Христа все подвержены всевозможным обманам сатаны. Ибо вне Него нет незыблемости веры, но одни лишь бесконечные колебания. Далее, ап. Павел называет уводящие от Христа учения «различными». Ибо простая и подлинная истина состоит именно в познании Христа. «Чуждыми» эти учения называются потому, что Бог не признает Своим всё то, что обретается вне Христа. Всякий, кто не ограничивает истину Христом, заблуждается. Кроме того, апостол хочет сказать, что Церкви Божьей всегда предстоит битва с чуждыми учениями. «Ибо хорошо благодатью укреплять сердца». Теперь апостол переходит от общего к частному. Иудеям было свойственно суеверное различение яств, что дало повод для многих ссор и разногласий. Это было одним из чуждых учений, рождавшихся от незнания Христа. Утвердив нашу веру на Спасителе, апостол отрицает, что установления о яствах относятся к сущности спасения и истинной святости. Противопоставляя благодать яствам, он подразумевает под нею духовный культ Божий и возрождение. Он как бы говорит: нас воистину укрепляет духовная Божья благодать, а не различение яств. Мы укрепляем сердце словами Библии, питая его истиной о Божьей благости и милости. Поддержание своего духовного состояния в должной форме должно быть нашим главным приоритетом, первостепенной задачей. Ап. Павел высказывал эту мысль в послании молодому служителю Тимофею: 1Тим.4.7-8 «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие во всем полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».
Ап. Павел понял, что все его достижения до обращения – не более чем сор. Флп.3.8 «Я … всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Наставленный в иудейском учении, он пылал гневом и жестокостью по отношению к ученикам Господа. Но после встречи с Христом гнев сменился любовью. Если вам кажется, что ваша жизнь – свалка мусора, знайте, что Бог – «специалист по переработке» исковерканных жизней. Когда мы обращаемся к Нему, Он преображает нас в нечто новое и полезное.
Пророк Иеремия обличал иудеев в том, что они отказывались использовать уши и глаза, не слушали Божий голос и не хотели видеть Его дела. Пророк не смягчал слов, называл слушателей глупым и неразумным народом. Иер.5.21 «Выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, но не видит, у которого есть уши, а не слышит». Он хотел докричаться до своих современников. В наши дни Бог обращается к нам со словами любви, ободрения и предупреждения. Наш Небесный Отец хочет, чтобы мы стали духовно зрелыми. Для этого Он дал нам духовные уши и глаза. Вопрос лишь в том, будем ли мы использовать их, чтобы услышать небесный зов.
В одном фитнес центре плакаты на стенах призывают участников не судить друг друга. Еще там всячески приветствуется взаимная поддержка словами и делами. Это замечательная иллюстрация того, какой должна быть жизнь в духовном плане. Те из новых христиан, кто пытается вырасти в вере, иногда чувствуют себя ущербными по сравнению со зрелыми христианами, до которых им еще расти и расти. Ап. Павел дает короткий, но емкий совет: 1Фес.5.11 «Увещайте друг друга и назидайте один другого». «Увещайте друг друга». Ап. Павел приказывает нам сообщать друг другу то, что даровано нам от Господа. Они должны увещать или утешать друг друга, т.к. в оригинале это слово имеет оба значения. Путь, каким мы можем утешить себя или послужить утешению других, состоит в повиновении увещаниям Библии. Мы должны заботиться не только о своем духовном благополучии, но также и о духовном благополучии других людей. И добавляет: «назидайте», т.е. утверждайте в учении. Христиане должны содействовать благу всей церкви путем назидания друг друга. Долг каждого из нас – искать, чем можно послужить назиданию тех, с кем мы общаемся. Мы должны делиться с другими своими знаниями и опытом. Должны подавать друг другу добрый пример. Состоящие в близком родстве располагают наилучшими возможностями оказывать такую помощь друг другу. На них лежит наибольшая ответственность. Давайте увещать друг друга и доверять свой духовный рост действию Святого Духа. Будем создавать атмосферу ободрения для братьев и сестер во Христе, которые также хотят возрастать в вере.
В Послании к колоссянам ап. Павел прославляет Иисуса Христа как Того, через Которого были созданы небо и Земля. Каждая деталь нашей Вселенной была сотворена Божьим Сыном. От бескрайних просторов Вселенной до наших неповторимых отпечатков пальцев – всё создано Им. Кол.1.15-16 «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на Земле, видимое и невидимое, … всё Им и для Него создано». Но Иисус Христос не просто Творец. Он обеспечивает существование и благоденствие творения. Поэтому Вселенная функционирует во всей своей невероятной сложности. Главная роль Господа Иисуса для нас – Он Тот, Кто нас спас от вечной смерти и постоянно заботится о нас. Святой Дух побуждает нас искать личных отношений с Христом, поселяясь в сердце верующих. Он дает нам способность узнать Иисуса Христа лично и призывать других к ежедневному общению с Ним через Его Слово и Его Дух. Приглашение лучше узнать Иисуса Христа – лучший подарок, который человек может получить или подарить.
Для духовного роста нужна хорошая почва. Господь Иисус рассказал притчу о сеянии семени, которое имело потенциал приносить плод стократный (Лк.8.8). Этим семенем была Божья Благая Весть, помещенная в «добрую землю», т.е. в душу тех людей, «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении», Лк.8.15. Единственный способ приносить обильный духовный плод – это поддерживать связь с Господом Иисусом. Ин.15.4 «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне». Когда мы учимся у Христа и держимся за Него, Святой Дух производит в нас Свой плод, в том числе: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5.22-23). С помощью плода в нас Он касается сердца других людей, после чего они изменяются и начинают приносить духовный плод в своей жизни.
Ап. Павел отмечает, что церкви нужны люди, поступающие Еф.4.2,3 «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу с любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира». Также нам необходимы разнообразные «тренеры»: пастыри, учителя, духовные наставники, помогающие прийти в единство веры и в возраст Христов (Еф.4.13). Цель проповеди, научения и церковной жизни – возрастание в зрелости, т.е. в благодати и познании Христа. Будем же ободрять и поддерживать друг друга, вместе преображаясь в образ Христов.
После окончания занятий в семинарии к преподавателю подошел мужчина средних лет и задал вопрос: «Я христианин почти всю свою жизнь, но постоянно разочаровываюсь в себе. Почему я всегда делаю то, чего не хочу, и не делаю того, что должен? Не надоел ли я Богу?» Это явление не ново. Даже ап. Павел испытывал подобные трудности. Он писал: Рим.7.15 «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Но в этом же послании апостол говорит о том, что нужно ориентироваться не на Закон, а сосредоточить свое внимание на Иисусе Христе. Своими силами мы ничего не сможем сделать с греховными наклонностями. Мы должны находиться в тесном общении с Христом, чтобы Его Дух, Дух Святой изменял нас. Сосредотачиваясь на Законе, мы будем лишь убеждаться в собственном бессилии. Но, живя в Иисусе Христе, мы будем уподобляться Ему.
Глава 2 Книги притч побуждает нас прилагать усилия к познанию Бога через углубление в Его Слово. Читая Библию и задумываясь над прочитанным текстом, мы лучше постигаем прочитанное в ней. Порой чтение вслух позволяет полнее понять Божью премудрость. А прося у Бога знания и разума, мы вступаем в общение с Автором. Если мы ищем Бога всем сердцем, то, несомненно, найдем Его. И если будем искать понимания, как ищут серебро, и отыскивать его, как золото, оно не скроется от нас.
Аксолотль, эта редкая мексиканская саламандра – биологическая тайна. Вместо того чтобы развиваться во взрослую особь, аксолотль сохраняет характеристики головастика в течение всей жизни. Писатели и философы обращались к образу аксолотля, рассуждая о страхе роста. В Послании к евреям мы читаем о христианах, которые также избегали здорового духовного роста, предпочитая довольствоваться духовным молоком, предназначенным для людей, недавно уверовавших. Вероятно, из-за страха преследований они не хотели становиться верными христианами, готовыми пойти на страдание за Христа (Евр.5.7-10). Из-за этого они могли отступить от христианского образа жизни, который уже начали являть (Евр.6.9-11). Они не были готовы к твердой пище самопожертвования (Евр. 5.14). Поэтому автор пишет: «Об этом надлежало бы говорить много, но трудно истолковать, потому что вы стали неспособны слушать» (Евр.5.11). Саламандра аксолотль следует образу жизни, определенному для него Творцом. А христианам определено духовно возрастать, становиться зрелыми. Это возрастание включает в себя не только мир и радость, но и преодоление трудностей.
Боже, просим, помоги нам на этом пути прославить Бога и принести пользу другим. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы хотим духовно расти. Просим, помоги углубляться в Твое Слово, учи нас каждый день, чтобы мы могли потрудиться на Твоей ниве и прославить Твое имя. Узнать нашего Спасителя Иисуса Христа – лучший подарок, который мы можем получить. А свидетельствовать о Нем – лучший подарок, который мы можем подарить. Благодарим Тебя, Господь Иисус, за то, какой Ты есть. Просим, откройся нам, когда мы читаем Библию и молимся. Помоги искать Тебя всем сердцем и умом. Просим, помоги нам ободрять тех, кто нуждается в этом. Направь наши мысли и слова, чтобы не огорчать, а поддерживать людей в их стремлении к Тебе и к жизни в Твоей любви. Дай, чтобы Твое Слово в нас производило добрый плод. Благодарим, что Ты идешь рядом с нами, и что мы растем во взаимоотношениях с Тобой. Помоги нам положиться на Твою милость и приближаться к Тебе, чтобы Ты Сам изменял наше сердце. Помоги нам стремиться к духовной зрелости, возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа. Аминь.