ПРОПОВЕДИ
Многообразная польза христиан от вознесения в небо Спасителя.
Деян.1.9 «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Сказав всё, что хотел, Христос благословил учеников (Смотри Лк.24.50). И, пока ученики взирали на благословляющего их Учителя, Он постепенно «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Перед нами предстает картина вознесения Иисуса Христа. Он вознесся в небо не в вихре, подобно тому, как Илия пророк был вознесен на колеснице огненной. Вознесение Его началось на виду у Его учеников. Они не видели, как Он восстал из гроба, потому что у них появилась после возможность увидеть Его воскресшим. Это стало для них достаточным утешением. Зато они видели, как Он восходил в небо, с таким душевным восторгом, что не могли обмануться. Полагают, что для большего утешения учеников Он поднимался в горние выси неспешно, с должным достоинством. Если светлое облако осенило Христа в момент Его преображения на горе, то можно предположить, что это облако также было светлым. Бог прежде часто нисходил в облаке, ныне же Он в нем вознесся. Множество очевидцев с Него не сводило глаз, пока облако не приняло Его. Итак, Сам Господь желал устранить всякие сомнения по поводу Его вознесения, когда открыто восшел на небеса и всеми обстоятельствами засвидетельствовал правдивость вознесения Своего. Если бы Он исчез неожиданно, апостолы удивились бы и усомнились. Но теперь, стоя на открытом со всех сторон месте, они видели своего Учителя восходящим ввысь. Они следили за Ним своим взглядом, видели, как Его закрыло облако, и поэтому не имели повода усомниться в том, куда именно Он восшел. Кроме того, им явились ангелы, подтвердившие восшествие Господа Иисуса собственным свидетельством. Историю эту надо было описать столь тщательно ради нас. Чтобы мы знали, что Сын Божий живет на небесах. Ум наш не настолько проницателен, чтобы подняться до высоты Христовой славы. Да будет это облако препятствием, обуздывающим нашу дерзость. Желающие узнать, что случилось с Ним далее, найдут в Библии: Дан.7.13 «с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и в облаках подведен был к Нему».
Прославление и возвеличение Христа началось в воскресении, когда Он сбросил с Себя унизительные ограничения этой смертной жизни и бесчестие Креста. Всё же по-настоящему Он утвердил Свое владычество, взойдя на небо. Ап. Павел показывает это, говоря, что Иисус Христос вознесся, дабы исполнить всё. Еф.4.10 «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё». Хотя Он сильно отдалился от нас, на самом деле пребывает с нами более действенным образом, чем когда Он жил на Земле. Ин.7.39 «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Господь утешал учеников Своих, сожалея, что они не могут вместить его материального отсутствия. Ин.16.7 «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Христос объясняет, почему именно полезно Его отсутствие: они получат Святого Духа только тогда, когда Он покинет мир (нашу Землю). А Святой Дух – величайший дар для верующих. Без Его наставлений они не способны прожить свою жизнь угодным Богу образом. Итак, уход Христа был совершенно необходим для прихода Святого Духа. Вознесение Его открывало путь для прихода Святого Духа. «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам». А почему не придет? Во-первых, таково было божественное определение по этому делу, и оно не подлежало изменению. Дающий даром может забрать назад один дар, прежде чем дать другой, хотя нам хотелось бы иметь все дары. Во-вторых, чрезвычайного посла надлежит отозвать до прибытия консула, который должен пребывать на месте постоянно. В-третьих, послание Святого Духа должно было иметь место как плод Христова искупления, а это искупление должно было совершиться посредством Его ухода с Земли. В-четвертых, послание Духа должно было стать ответом на Его ходатайство за завесой. Итак, Господь Иисус должен был как заплатить за этот дар, так и вымолить его, чтобы мы научились больше ценить его. Наконец, ученики должны были отвыкнуть от Его телесного присутствия, на котором они были излишне сосредоточены. Скоро они разойдутся по всему миру, и Христос не мог бы телесно быть с каждым из них. Это выражается и путем слов Господа: «если Я пойду, то пошлю Его к вам». Он как бы хотел сказать: «Позвольте Мне позаботиться о вас, чтобы вы ничего не потеряли от Моего ухода от вас». Спаситель отнюдь не нерадит о Своей Церкви, находящейся на Земле. И никогда не оставит ее без необходимой поддержки. Присутствие Духа Святого в Его Церкви лучше Его телесного присутствия. Будучи в теле, Он мог находиться только в одном месте, а Святой Дух пребывает повсюду.
Очередная польза от вознесения Христа для нашей веры: мы сознаем, что Своим вознесением в небо Господь Иисус раскрыл перед нами в него врата, затворенные Адамом. Ибо из того, что Он взошел в небо, т.е. как бы от нашего имени, следует, что, как сказал ап. Павел, мы некоторым образом уже восседаем с Ним на небесах. Еф.2.5-6 «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Т.е., мы имеем Христа не только в надежде, но уже обладаем Им как нашим Главой.
Далее мы сознаем, что пребывание Христа с Отцом – великое благо для нас. Ибо, войдя в нерукотворное святилище, Он пребывает там как наш Ходатай и Заступник. Евр.7.25 «Посему и может (Христос) всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Рим.8. 34 «Христос (Иисус) умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Он Своим заступничеством открывает нам доступ к престолу Отца. Приготовляя для нас милосердное великодушие, Он делает так, что Отец не будет к нам беспощаден, каковым Он должен бы быть к любым грешникам. В Его пребывании с Отцом мы осознаем Его могущество. А в Его могуществе заключены наша сила, помощь нам и слава, какую мы имеем вопреки всем нападениям ада. Взойдя на небо, Он пленил всех врагов (Еф.4.8), обезоружил их и обогатил Свой народ. И каждый день продолжает обогащать его духовными дарами. Итак, Иисус Христос воссел в вышних, чтобы, изливая на нас оттуда свою силу, ободрять нас в духовной жизни, освящать нас Своим Духом, чтобы украсить Свою Церковь многочисленными духовными дарами. И сохранить ее под Своей защитой вопреки всем злоключениям, подавить и расстроить силы всех врагов Своего подвига на Кресте и нашего спасения.
Наша особенная польза состоит в том, что власть судить дана Христу, Тому, Кто повелел Своим вершить суд – как причастниками Его славы. Мф.19.28 «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Отвечая апостолу Петру, Христос дает обетование ученикам. Наивысшей чести там удостоятся те, кто более всех потрудился и пострадал на Земле. Апостолов в этом мире ненавидели и гнали, на небе они обретут покой. Здесь на Земле они претерпевали узы, скорбь и смерть, а там воссядут на престолах славы. Здесь их влачили в судилища, а там они сами будут судить других. Здесь двенадцать колен израилевых попирали их, а там эти колена будут трепетать перед ними. Главное намерение этого обетования состоит в том, чтобы показать, что на небесах последователей Христа ожидают слава и величие, которые обильно вознаградят их за всё то унижение, которое они претерпевают здесь за Его дело. Так что Господь взошел на Свой престол не для того, чтобы нас судить. Как адвокат осудит того, кого он позван защищать? Ап. Павел осмеливается хвалиться, что никто не может его обвинить, ибо его защитником является Иисус Христос (Рим. 8.33). Очевидно, что Он не осудит и нас, поскольку Он взял наше дело на Себя и обещал защищать нас. Это совсем не мало – быть уверенным, что мы не предстанем перед каким-либо иным судом, кроме суда нашего Искупителя, от Которого ожидаем спасения. Бог Отец, дав Сыну власть судить, возвеличил Его таким образом, что предусмотрел утешение для верующих в Него, которые дрожали бы от ужаса перед судом, если бы не имели твердой надежды.
Итак, поскольку мы видим, что наше спасение в целом, и все отдельные его части заключены в Иисусе Христе, нам следует остерегаться полагать даже мельчайшую частицу его в ком-то или в чем-то другом. Если мы ищем спасения, то само имя Иисуса (Иисус означает Спаситель) должно научить нас, что оно в Нем. Если мы желаем даров Святого Духа, мы найдем их в помазании Христа. Если ищем силы – она в Его владычестве. Если хотим милосердия и утешения – они в рождении Господа Иисуса, в котором Он уподобился нам, чтобы научить милосердию. Если нам нужно искупление, нам подают его страдания Христа. Его осуждением мы получаем оправдание. Если мы хотим, чтобы с нас было снято проклятие, мы достигаем этого благодаря Его Кресту. Его жертвой получаем прощение, наше очищение – в Его Крови. Умерщвление нами плоти связано с Его гробом, а обновление жизни – в Его воскресении, в котором нам дана и надежда на бессмертие. Если мы ищем небесного наследия – оно обеспечено нам Его воскресением. Если ждем помощи и поддержки и изобилия всех благ – они в Его владычестве. Если хотим ожидать суда в спокойной уверенности – мы имеем это благо вследствие того, что наш Судья – Он. Поскольку все блага и сокровища сокрыты в Иисусе Христе, то, чтобы насытиться, нам нужно черпать их в Нем, а не где-либо еще. Ибо те, кто, не довольствуясь Им, шатаются в разные стороны, не держатся правого пути, потому что некоторые свои мысли устремляют в другом направлении. Так пусть же этот соблазн не коснется наших умов, когда мы уже познали безмерное богатство Иисуса Христа.
С тех пор, как Христос пребывает в небе, у Его последователей есть достаточно знаков реального присутствия Его силы. Но поскольку Его владычество еще затемнено и скрыто в униженности плоти, наша вера здесь на Земле устремлена к Его зримому присутствию, которое будет явлено при Его втором пришествии. Ибо Иисус Христос снизойдет зримым образом, в котором видели Его восходящим в небо. И предстанет перед всеми людьми в невыразимом величии Своего царского достоинства, в сиянии бессмертия, в беспредельной мощи Своей божественности, в окружении Своих ангелов. Смертное существование людей будет во мгновение ока устранено и преображено в новую природу. Несомненно, что живые и мертвые (ожившие) предстанут перед судом Христа.
Господь Иисус! Твой Крест – центр истории человечества и поворотная точка в жизни человека. Просим, держи нас крепко у Своего Креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем нас мире. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, открой нам Свою волю для нашей жизни, чтобы мы кротко приняли путь, предназначенный нам Тобой. Помоги нам замечать нужды окружающих и делать то, что мы можем, чтобы помочь им во имя Твое. Помоги нам хорошо представлять Тебя в мире, чтобы и другие знали о Твоем спасении и Твоей любви. Господь Иисус, благодарим за великую честь знать Тебя. Мы признаем Твой кроткий характер и могучую силу, поклоняемся Тебе как Божьему Сыну, полному благодати и славы. Наш разум склонен отвлекаться. Просим, помоги нам быть внимательными, особенно слушая тех, кто учит нас Твоим путям. Когда нас посещают мысли о своей ничтожности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Ты показал, как много мы значим для Тебя, и мы благодарим Тебя. Господь, Ты высок и превознесен, Твое имя выше всякого имени. Ты достоин наивысшей славы. Благодарим, что Ты пришел на нашу Землю не ради славы, а чтобы смиренно принести Себя в жертву за наши грехи. Аминь.