ПРОПОВЕДИ
Поведение христиан в церкви.
1Фес.5.11-15 «Посему, увещайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и ведущих вас в Господе, и вразумляющих вас. И почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем».
В этих стихах ап. Павел дает ряд наставлений об обязанностях по отношению к тем, с кем они в церкви близко связаны. Они должны увещать или утешать (в оригинале это слово имеет оба значения) и назидать друг друга. Он приказывает им сообщать друг другу то, что даровано им от Господа. Мы должны заботиться не только о своем собственном духовном благополучии, но также и о духовном благополучии других. Члены церкви должны «искать того, что служит к миру и взаимному назиданию» (Рим.14.19), т.е. утверждать других верующих в учении. Будучи живыми камнями, устрояющими из себя дом духовный, они должны содействовать благу всей церкви путем назидания друг друга. Долг каждого из нас – искать, чем можно послужить назиданию тех, с кем мы общаемся. Мы должны делиться с другими христианами своими познаниями и своим опытом. Должны объединяться в своих прошениях, подавать друг другу добрый пример. Это лучше всего будет содействовать интересам церкви. Состоящие в близком родстве и связанные взаимной привязанностью располагают наибольшими возможностями оказывать такую помощь друг другу, поэтому на них лежит наибольшая ответственность.
Ап. Павел говорит о долге христиан по отношению к служителям. Это тоже необходимое увещание. Поскольку Царство Божие ценится здесь на Земле слабо или, по крайней мере, не по достоинству, отсюда следует презрение к благочестивым служителям. И многие из них, оскорбленные неблагодарностью этой, не столько видя презрение к себе, сколько выводя из этого неуважительное отношение к Богу, становятся тепло-холоднее. Поэтому важно ценить тех, кто добросовестно служит в церкви. А служители должны более думать о труде и долге, которым они призваны, чем стремиться к почетным именам, какими они могут называться. Они названы трудящимися, т.к. им не следует бездельничать. Они призваны начальствовать над Божьим народом, но не с суровостью, а с любовью. Они должны подавать пример членам церкви. Они поставлены над народом как его предстоятели в Господе, что отличает их от гражданских правителей. Это означает, что они всего лишь служители Христовы, поставленные Им. И поэтому должны управлять народом Божьим по законам Христа, а не по своим собственным законам. Их долг состоит не только в том, чтобы давать добрые советы, но и вразумлять, предупреждать об опасности, угрожающей детям Божьим, обличать за нерадение и ошибки. Между служителями и народом Божьим существуют взаимные обязанности. Народ должен признавать своего пастыря, потому что он содействует славе Христа и благополучию человеческих душ. К верным служителям нельзя относиться с пренебрежением.
Далее апостол перечисляет взаимные обязанности христиан по отношению друг к другу. «Будьте в мире между собою». Дети Божьи должны жить в мире между собой, делая всё возможное, чтобы воспрепятствовать возникновению или продолжению разногласий в их среде, используя все допустимые средства для сохранения мира и согласия. Ап. Павел хотел воспрепятствовать козням сатаны, не перестающего идти на всё, чтобы посеять ругань, раздоры или ревность между пастором и народом, а также отдельными членами церкви.
«Вразумляйте бесчинных». В каждом обществе встречаются люди, поступающие бесчинно, выходящие за пределы своих прав и своего положения. Долг не только служителей, но и рядовых членов церкви предупреждать их. Таковых надо обличать в их грехе, предупреждать о грозящей им опасности и объяснить, какой вред они наносят своей собственной душе, а также душе других. Их надо вразумлять, как им следует поступать, и обличать их неправильное поведение. В отношении «малодушных» следует придерживаться умеренности. Малодушными апостол называет людей, душевно сломленных или подавленных. Их постоянно надо поддерживать, обращаться с ними человечно, чтобы они получили утешение. Однако терпение апостол хвалит по отношению ко всем. Ведь даже суровость к бесчинным должна умиряться с некоторой мягкостью. Ибо проще всего истощиться самому, исцеляя болезни других христиан. Тот, кто один или два раза утешал малодушного, если надо будет поступить так в третий раз, может почувствовать тягость, а также негодование, не позволяющее ему продолжать это служение. Т.о., если в увещаниях и порицаниях мы не сразу обретаем желаемый успех, то перестаем надеяться на благополучный исход. И ап. Павел обуздывает такого рода нетерпеливость, расхваливая терпение в отношении всех людей: «будьте долготерпеливы ко всем». «Поддерживайте слабых». Некоторые члены церкви не могут нести свое бремя, поэтому мы должны поддерживать их. В сущности, укрепляет и поддерживает их при этом благодать Божья, и мы должны сказать им об этом. И постараться послужить им этой благодатью. Мы должны подавлять свой гнев, когда он возникает в ответ на причиненное нам оскорбление, мы должны научиться сдерживать его. И должны вести себя так по отношению ко всем людям – хорошим и плохим, благородным и простым. Мы не должны быть слишком требовательными, жесткими в своих обвинениях, но должны стараться думать о каждом человеке самым наилучшим образом.
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло». Поскольку трудно соблюдение этой заповеди при склонности нашей природы к мщению, апостол велит остерегаться: «смотрите». Мы должны усердно следить за собой и быть очень осторожными, чтобы всячески воздерживаться от мести за себя. То, что другие причиняют нам вред, не оправдывает нас в нашем возмездии за это, когда мы делаем им то же самое, или нечто подобное. Нам следует прощать своих обидчиков, т.к. сами надеемся на Божье прощение. Апостол приказывает не вредить никому. Ибо порой люди прибегают к красивым извинениям. «Но всегда ищите добра и друг другу и всем». Ап. Павел учит не только воздерживаться от мщения, если кто нам навредит, но и выказывать ко всем благотворительность. Мы должны исполнять и угождать Богу во всех обстоятельствах, независимо от того, чем люди воздают нам: добром или злом. Что бы они ни делали нам, мы должны делать им добро. Мы должны искать добра как своим по вере, так и всем людям (Гал.6.10). Итак, первая степень терпения – не мстить за обиды, вторая – благотворить даже врагам. Церковь может расти через единство своих членов.
В Библии не просто говорится о нашей нужде в общении, но и о том, где найти взаимоотношения: среди последователей Христа. Ап. Павел учил христиан относиться друг к другу как к родителям, братьям и сестрам (1Тим.5.1-12). В псалме 67 говорится, что Божий искупительный труд в мире состоит в том, что «Бог одиноких вводит в дом» (Пс.67.7).И лучшее из сотворенных Богом для этого место – церковь.
Вспомним, что сделал Господь, когда вошел во внешний двор храма. Святое место, предназначенное для молитвы, стало суетливым центром религиозного предпринимательства. Полагаем, что слышны были выкрики типа: «Покупайте голубей! Белые, как снег! Как предписано в законе!» И т.п. Господь опрокинул столы меновщиков и остановил торговлю. В гневе от того, что творилось в храме, Он процитировал слова пророков Исаии и Иеремии: «Не написано ли: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» А вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11.17). Двор язычников, где не евреи могли поклониться Богу, превратился в мирской базар, на котором «делали деньги». Собственно, в бизнесе или социальной активности нет ничего плохого. Но суть церкви в другом. Мы – живой Божий храм, и наша главная задача – поклоняться триединому Богу.
Стоя в очереди на популярный аттракцион, пастор обратил внимание на то, что большинство ожидающих весело разговаривали и улыбались. Хотя кому нравится стоять в очереди? Что же не позволило им скучать и жаловаться? Пастор сделал вывод: секрет состоял в том, что лишь немногие были сами по себе. Почти все пришли с друзьями и родственниками. Общение скрашивало время ожидания. Куда приятнее быть в хорошей компании, чем поодиночке. Христианская жизнь должна протекать в общении с другими верующими. К этому побуждает нас Бог через Послание к евреям 10.19-25. Евр.10.23-25 «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещать друг друга». Апостол призывает верующих твердо держаться исповедания своей веры, поскольку истинная лишь та вера, которая показывает себя перед людьми. Наш долг состоит в том, чтобы усвоить истины и пути Евангелия, твердо держаться их и противостоять всяким искушениям. Наши духовные враги будут делать всё возможное, чтобы лишить нас веры и упования, святости и утешения. Но мы должны крепко хранить их, как самое дорогое сокровище. Это мы должны делать неуклонно, без колебаний, без сомнений, не поддаваясь искушению к отступлению. Утвердившись в нашем союзе с Богом, мы должны быть непоколебимыми. Кто начинает колебаться в вопросах веры и практики христианской жизни, тот подвергается опасности отступления. Причина, усиливающая этот призыв: «ибо верен Обещавший». Бог, давший великие и драгоценные обетования верующим, есть верный Бог. Он не изменяет Своему Слову. Его верность должна побуждать и вдохновлять нас тоже быть верными.
В этом же отрывке указываются средства, могущие сохранить нас от отступления и содействовать нашей верности и постоянству (ст.24, 25). Апостол упоминает несколько средств: «Будем внимательны … и добрым делам». Христианам следует иметь чуткое попечение друг о друге. Они должны сочувственно вникать в нужды, немощи других и искушения, которым они подвергаются. Они должны делать это, не укоряя друг друга, не провоцируя других к гневу, но поощряя к любви и добрым делам. Должны призывать себя и других больше любить Бога, больше стремиться к святости и прилежанию в исполнении долга. Больше служить любовью Христовой как телесным, так и духовным нуждам друг друга. Добрый пример, показанный другим – это самый эффективный способ поощрения к любви и добрым делам.
«Не будем оставлять собрания своего». Гордые люди больше дозволенного угождают себе, презирая остальных. Тяжкий и грустный поступок, когда люди, ранее демонстрирующие признаки благочестия, исповедовавшие одинаковую с нами веру, отходят от живого Бога. Такова воля Христа, чтобы ученики Его собирались вместе для проведения как частных бесед и молитв, так и общих собраний для слышания слова Божия и участия в евангельском богослужении. И во время апостолов и во все последующие времена проводились собрания христиан с целью поклонения Богу и взаимного назидания. Даже и тогда были люди, оставлявшие свои собрания, с чего начиналось их отступление от веры. Собираясь, христиане взаимно укрепляют сердца. Мы должны увещать друг друга, наставлять себя и других, предупреждать против греха и опасности отступления, напоминать себе и другим христианам о наших обязанностях. А также о наших немощах и природной испорченности, ревновать друг о друге с благочестивой ревностью. Даже самые трудные дни нашей жизни могут стать важной частью нашего путешествия на небо, если рядом идут верные друзья. Не идите по жизни в одиночку. Давайте пойдем вместе.
Боже! Благодарим, что создал нас для взаимоотношений и ввел нас в Свою Церковь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы признаем, что иногда хотим быть полностью независимыми. И забываем, что Ты создал нас для общения с Тобой и с людьми. Просим, помоги нам видеть потребность в других христианах и быть для них надежным другом. Помоги нам не сталкивать других вниз словами и делами, а помогать им подняться еще выше. Прости, что мы порой забываем, что каждый из нас – член тела Христа. Мы члены, а Он и только Он – Глава. Просим, покажи нам, где наше отношение к поклонению не угодно Тебе. Помоги нам исполнить Твое призвание, идя путем веры и ободряя друг друга. Благодарим Тебя за утешение, которое Ты всегда посылал нам в переживаниях. Просим, дай нам знать, кому мы можем послужить ободрением. Аминь.