ПРОПОВЕДИ
Жизнь христианина для Господа Бога.
Рим.14.7-8 «Ибо никто из вас не живет для себя, и никто не умирает для себя. А живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем».
Ап. Павел описывает истинных христиан по их целям и устремлениям в жизни. Он приводит и основание для этого. Наша цель – не наше «я», но Господь. Если мы хотим знать, каким путем мы идем, то должны выяснить, какую цель преследуем. Апостол нас учит отвергать себя: «никто из нас не живет для себя». В этом вопросе все дети Божьи единодушны, хотя в других вопросах между ними могут быть разногласия. Одни могут быть сильными, другие – слабыми, однако в этом все они согласны – никто из них не живет для себя. Кто посвятил свою жизнь Христу, не должен искать своего, ибо это противоречит основам истинного христианства. Мы не являемся сами для себя господами и собственниками, мы не распоряжаемся собой. Дело всей нашей жизни – угождать на себе, а Богу. Дело нашей смерти, которой мы подвергаемся каждый день, не в том, чтобы заставить говорить о себе. Мы рискуем собой, ежедневно умирая, но не из тщеславия. И когда мы действительно умрем, не для того, чтобы избавиться от бремени плоти, но для того, чтобы разрешиться и быть с Господом Иисусом, чтобы предстать перед Ним. Не удивительно, если в своих отдельных поступках мы должны взирать на Господа, ибо сама наша жизнь предназначена к Его славе. Но лишь тогда христианская жизнь правильно проводится, когда Божья воля является для нас целью. Т.к. ты должен соотносить с суждением Христа всё, что делаешь, не подобает делать то, что считаешь для Него неугодным. Более того, не подобает делать то, в чем ты не уверен, что оно нравится Богу.
«Жить для Господа» не означает здесь, как в стихе 6.8, напитываться Его духом, но сообразовывать себя с Его волей и суждением, и всё, принадлежащее тебе предназначать к Его славе. Ибо Господу Христу предана вся власть и весь суд. И мы, христиане, призываемся во имя Его делать всё, что бы мы ни делали (Кол.3. 17). Как смерть, так и жизнь дозволяется по Его суждению. Апостол добавляет причину, почему мы, живем ли или умираем, принадлежим Господу Иисусу: Он обладает властью над нашей жизнью и смертью. Следовательно, каждый человек должен терпеть свое положение как бремя, возложенное на него Господом. Этим апостол не только запрещает нам необдуманно приниматься за какое-либо дело без позволения Божия, но заповедует терпение во всех невзгодах и неудобствах. Т.о., если наша плоть отвращается от невзгод, подумаем о том, что, если кто, не будучи свободным и не принадлежа себе, не хочет зависеть от воли Божьей, тем самым он извращает право и порядок. Т.о., нам передается правило жизни и смерти, чтобы, если тяготимся исполненной скорбей и испытаний жизнью, не стремились раньше времени ее покинуть. А если Бог неожиданно призывает нас в цветущем возрасте, мы всегда должны быть готовы к отходу из мира. Итак, если Христос так дорого заплатил за Свое владычество над душой и совестью людей, и имеет неоспоримое право осуществлять это владычество, то мы не должны на это посягать или вторгаться в Его дело. В том числе не должны производить суд над совестью брата. Когда мы готовы осудить или унизить имя или память других людей, уже отошедших в вечность, то должны вспомнить, что Христос есть Господь мертвых так же, как и живых. Если они умерли, значит, уже дали свой отчет Богу, и этого достаточною. И это подводит нас к другой причине, почему нельзя ни осуждать, ни унижать – Судьей будет Христос.
Давид, сын Иессея, был обычным юношей, младшим в семье, скромным пастухом с холмов Вифлеема. Но Бог видел сердце Давида и имел на него особые планы. Он отверг царя Саула за непослушание, и когда пророк Самуил оплакивал падение Саула, Бог послал его помазать другого царя, одного из сыновей Иессея. Первым перед пророком Самуилом предстал высокий Елиав. Пророк подумал: «Верно, этот перед Господом помазанник Его» (1Цар.16.6). Но Божий подход к выбору царя отличался от мыслей Самуила. Он отверг всех сыновей Иессея, кроме самого молодого – Давида. Едва ли это казалось правильным решением, если судить по внешним обстоятельствам. Что мог предложить стране молодой пастух? Но именно Давид стал величайшим царем в истории Израиля, пророком и предком Иисуса Христа. Насколько утешительно знать, что Господь видит наше сердце и имеет на нас (на каждого верующего) Свои планы.
Ап. Павел в Послании к галатам указывает нам, чего мы должны избегать, а что заботливо развивать. Гал.5.25 «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Он представляет нам этот аспект христианской жизни как наш долг и доказательство нашей искренности. Т.е., если мы исповедуем, что приняли Духа Христова (стали христианами), обновились духом ума своего и имеем в себе закон духовной жизни, то докажем это плодами Святого Духа в своей жизни. Ап. говорит, что ниспослание Духа Святого в сердце – это привилегия, дарованная всем детям Божьим. Он говорит: «Если мы заявляем, что мы из детей Божьих, то докажем это соответствующим поведением, докажем наши добрые принципы своей доброй жизнью». Наше поведение всегда будет соответствовать тем принципам, какими мы руководствуемся. Поэтому, если мы хотим показать, что мы искренние христиане, то должны поступать не по плоти, но по духу. Мы должны серьезно стремиться умерщвлять дела плоти (греховность) и ходить в обновленной жизни. Т.о., апостол утверждает, что смерть плоти (наших греховных инстинктов) есть жизнь духа. Если Святой Дух живет в нас (Он должен жить в каждом искреннем верующем), Он и руководит нашими поступками. Ибо всегда много было тех, кто претендовал на то, что живет по Духу. Но апостол призывает их перейти от слов к делу. Под «жизнью» понимается в этом стихе внутренняя сила, а под «хождением» – внешние поступки, привычная для него жизнь. Здесь апостол делает дела свидетельством духовной жизни.
В феврале 1497г. монах Савонарола зажег костер. Перед этим он со своими последователями несколько месяцев собирал предметы, которые, по их мнению, могли ввести людей в грех или отвлечь от религиозных обязанностей. Сюда входили произведения искусства, косметика, музыкальные инструменты и одежда. В назначенный день тысячи «суетных» предметов были собраны на главной площади Флоренции и брошены в огонь. Событие стало известно под названием «Костер суеты». Савонарола мог получить вдохновение для своих радикальных действий в некоторых заявлениях Христа в Нагорной проповеди: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф.5.29-30). Но если мы будем воспринимать эти слова буквально, то уйдем от главной идеи. Вся Нагорная проповедь – это урок о том, что вера должна быть глубокой, а не поверхностной. Внимание нужно обращать, в первую очередь, на состояние сердца, а не перекладывать вину за свое недостойное поведение на внешние искушения и отвлечения. В «Костре суеты» было уничтожено много личного имущества и произведений искусства. Но очень сомнительно, что в сердце пострадавших произошла серьезная перемена. Только Бог может изменить сердце. Поэтому псалмопевец молился: Пс.50.12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Грех изменил человека настолько, что Бог снова должен что-то творить. Воистину велико разрушение грехом в человеке. Давид молится об освящающей благодати. И этого больше всего жаждет каждый истинный раскаявшийся грешник. Он не молится: «Господи, сохрани мою добрую репутацию». Он больше всего заботится о том, чтобы изменилась его порочная природа. «Сердце чистое сотвори во мне». Прежде всего, в исправлении нуждается наше сердце, а иначе наша природа останется порочной. Он горько оплакивает свой грех, но видит, что не в его силах изменить сердце. И потому просит Бога, чтобы Он сотворил в нем чистое сердце. Только Творец, сотворивший сердце, может сделать его новым, для Него нет ничего невозможного. Грех Давида стал причиной сердечного расстройства, в результате много хорошего в нем было разрушено. Поэтому он молится: «дух правый обнови внутри меня». Обнови то, что пришло в негодность. Останови угасание духовной силы, восстанови меня в прежних правах. Некоторые так толкуют слова Давида: «Боже, утверди меня на всё оставшееся время, чтобы больше я никогда не отступил от Тебя».
Пастор подъезжал к своему дому, когда дочка в панике позвонила ему на мобильный телефон: «Папа! Где ты?» Ему нужно было приехать домой к 18.00, чтобы отвести ее на репетицию. Он успевал. Но голос дочери выдавал недостаток доверия. Он машинально ответил по телефону: «Я здесь. Почему ты мне не доверяешь?» Но, произнеся эти слова, он задумался: «А сколько раз мой Отец Небесный мог бы сказать мне то же самое? В стрессовых ситуациях я тоже нетерпелив. Мне тоже трудно доверять, верить, что Бог исполнит обещания Свои. Поэтому я кричу: «Отец, Ты где?»» Во время неопределенности и стресса мы порой сомневаемся в Божьем присутствии даже в Его доброте и добрых намерениях о нас. Так было и с израильтянами. В книге Втор.31 написано о том, как они готовились войти в Обетованную землю, зная, что их вождь Моисей с ними не пойдет. Моисей хотел успокоить Божий народ и напомнил: Втор.31.8 «Господь Сам пойдет перед тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся». Моисей дает это напутствие Иисусу Навину (кто стал вождем израильтян вместо него). Т.е. дает заверение в Божьем присутствии и, следовательно, в славном успехе. Бог будет с ним и не покинет его, и поэтому Иисус Навин совершит то славное предприятие, к которому он призван. Преуспеют те, с кем Бог. Так давайте же благодаря Богу совершать доблестные деяния, ибо благодаря Ему мы победим. Обещание, что Бог всегда будет с нами, и сегодня остается краеугольным камнем нашей веры. В книге Откровение 21.3 этими словами достигается кульминация: «Вот, скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними».
В Библии мы нигде больше не найдем такого ценного обещания Иисуса Христа, как это. Пусть всякая робкая и боязливая душа, служащая Господу, услышит его. Пусть всякий человек, кто переносит лишения и горе ради Христа, найдет в этом отрывке утешение. Мк.10.28-30 «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия; и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Христос говорит об этом в ответ на реплику Петра, что он и другие ученики оставили всё, чтобы следовать за Ним. Он сказал: «В конце пути вы поймете, что и для себя хорошо сделали, ибо получите щедрое воздаяние. И не только вы, оставившие лишь немного, но и все, имеющие сколь угодно много, получат не равноценное, а значительно большее воздаяние». Их ждет не только прощение и слава в мире грядущем, но и в этом мире у них будет радость, надежда и утешения. Это справедливо, если даже потеря будет очень большой. К ним относятся: мирское богатство, дорогие родственники. Страдающие верующие прощались со своими домами и землями, с наследством своих отцов ради дома небесного. Порой им приходилось выбирать между дорогими родственниками и Христом. Мы должны помнить о том, что наша связь с Христом более тесная, чем с любым человеком. И поэтому, ради сохранения этой связи порой мы должны расстаться со всем миром. Забыть отца, брата или жену ради Христа, т.е. тех, кого он должен любить, трудно. И всё же он должен это сделать, а не отречься от Христа. Среди христиан они найдут новых друзей и новых близких, более любящих, верных и дорогих, чем те, которые были у них до обращения. Это может показаться странным для некоторых, но многие на своем опыте убедились, что это так. Т.о., потери могут быть великие, но они принесены ради Христа, чтобы Он был прославлен. И ради Его Евангелия, чтобы содействовать его распространению и успеху. Награда их будет велика. Они будут уже в этой жизни иметь великое утешение, все их потери восполнимы. Этим утешением будут их близость с Христом, общение с другими детьми Божьими, право на жизнь вечную. Божье провидение дало праведнику Иову вдвое больше, чем он имел прежде, но страдающие христиане получают «во сто крат» больше в утешениях Святого Духа. Евангелист Марк добавляет: «среди гонений». Даже среди гонений пусть они будут готовы страдать за имя Христа и Его Евангелия. В итоге они получат «в веке грядущем жизнь вечную». Для них начнется новое славное существование. И это превзойдет все их потери. Кто после такого обещания может сказать, что служить Христу тягостно?
Господь! Благодарим Тебя за это удивительное обещание и просим, сохрани нас на христианском пути. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Как утешительно знать, что Ты видишь наше сердце и заботишься о его состоянии. И что имеешь на нас Свои планы. Благодарим, что нам не нужно беспокоиться о «процентной ставке» наших духовных вложений. Ибо Ты даешь нам то, что измеряется не в деньгах – радость познавать Тебя сейчас и в вечности, а также способность делиться этой вестью с другими. Дай нам помнить, что Христос никогда не признает Своими тех, кто является рабом греха. Помоги нам приносить плоды Святого Духа. Просим, дай нам благодать подчинить Тебе наше сердце и передать всю суету в нашей жизни очищающему огню Святого Духа. Аминь.