ПРОПОВЕДИ
Напишу Закон Мой на сердце их и буду их Богом.
Иер.31.33 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердце их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
Речь идет о Новом Завете Бога с людьми. Старый Завет был основан на заслугах человека. Суть этого Завета можно так выразить коротко своими словами: «Если будешь ходить в совершенном страхе Господнем, то Бог будет благ к тебе, и ты будешь щедро благословлен и в жизни этой и в будущей. Этот Завет был совершенно справедлив: Бог вознаграждал человека за добрые дела и наказывал за злые. Но этот Завет не мог принести человеку благословения, потому что он постоянно грешил и совершил беззакония. А Новый Завет основан не на делах. В этом договоре Бога с человеком мы не найдем ни слова о том, что мы должны сделать со своей стороны. Завет заключен даже не столько между людьми и их Творцом, сколько между Богом и представителем людей – Господом Иисусом. Он уже выполнил условия договора со стороны людей. И в нем осталось только то, что Бог должен дать. Это Завет дающего, а не требующего Бога. Бог дает нам веру. Он обещает записать Закон в нашем сердце. Сам Бог, по Новому Завету становится владением и наследством верующего «и буду им Богом».
Приступаем к предмету нашей беседы. Во-первых, мы покажем, что Бог особым образом относится к избранным, чьи имена включены в Завет. Во-вторых, мы рассмотрим ценность обетования «и буду им Богом».
1. Конкретизируем тот факт, что Бог особым образом является Богом Своих детей. Ведь Бог есть Бог всех людей, всего творения, Он – Бог над всем. Но между Богом и Его избранными есть особые отношения. Он возлюбил Своих вечной любовью. Кроме того, между Богом и Его детьми существуют такие отношения, которые не существуют для всего остального творения. Как бы дети Божьи не грешили против Бога, Он остается их Богом в том смысле, что их судьба в Его руках. Он предопределяет жизнь каждого творения. Но мы говорим, что у Бога особое отношение к Своим детям, Он их Бог по-особенному. Он избрал их еще до начала сотворения мира и делает их наследниками вечной жизни. И в то же время Он оставляет весь остальной мир в грехе, и позволяет людям жить в ожидании заслуженного ими наказания. Бог есть Бог всего сотворенного и в том смысле, что Он имеет право требовать послушания от каждого человека. Но и в этом случае дитя Божье находится в особом положении. Бог правит всеми людьми, но Своими детьми Он правит иначе. Он наказывает всех потому, что они заслужили наказание. Но детей Своих Он наказывает для того, чтобы они исправились. Он дал миру Закон на каменных скрижалях, а детям Своим Он вкладывает заповеди в сердце. Когда дети Его не повинуются Ему, на них обрушивается не такое тяжелое наказание, как на всех остальных. Ибо наказание, заслуженное Своими детьми, уже испытал на Себе их Спаситель Иисус Христос. Он наказывает Своих детей лишь для того, чтобы исправить их.
Бог обладает вселенской властью как Судья. Пс.97.9 «Он будет судить Землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно». Второе пришествие Господа будет оглашено громогласными звуками труб, ибо Он идет судить Землю. Он облачится в царское величие и потребует всеобщего признания. Всё творение единым гласом благословит Его пришествие. Оно должно внушать творению радость, так же как Земля радуется о близком пришествии Солнца. «Он будет судить вселенную праведно и народы верно». Господь не деспот и не слабовольный монарх. Он не станет притеснять праведников и потворствовать нечестивцам. Закон Его благ, дела Его праведны и Царство Его – воплощение высшей справедливости. Поэтому даже на этой многострадальной планете Земля мы можем радоваться, радоваться пришествию истинного Избавителя и воцарению истинного Царя. Как Судья Господь призовет к ответу каждого человека и или осудит или оправдает. Но Он будет судить Своих детей особо, Он объявит им: «Вы полностью оправданы на основании заслуг вашего великого Спасителя». Поэтому мы можем называть Его своим Богом.
Вспомним о том, кем является Бог для нас и только для нас. А) Бог есть наш Бог, потому что Он полюбил и избрал нас до сотворения мира. Его бесконечный разум приготовил для нас дар благодати, и когда пришло время, мы получили ее. Его вечные цели были основанием для этого. Поэтому Он наш Бог. Поэтому никто не может назвать Его своим Богом, кроме Его детей. Если я избран, то избирающий Бог есть мой Бог. Б) Христианин может назвать Бога своим Богом, потому что он оправдан. Грешник может говорить о гневном или оскорбленном или яростном Боге. А христианин может сказать: «мой Бог», не употребляя никаких других определений кроме тех, которые превозносят Бога. Пока человек грешник, убегающий от Бога, он не может назвать Его своим. А когда он оправдан, когда он в мире с Ним, Он действительно его Бог. В) Бог является Богом верующего, потому что верующий усыновлен. Такого удела для грешников нет. Слово «чадо Божье» подразумевает святые отношения возрожденного человека с его Богом и Отцом. В чаде Божьем живет Дух усыновления (Святой Дух). Благодаря Духу Бог становится его Богом. Не таким, как для других людей. Можно назвать еще много истин, которые указывают на Бога как на нашего Бога. Но достаточно этих трех истин, чтобы показать, что Бог является Богом Своего народа в особом смысле.
2. Теперь рассмотрим необычайную ценность этой великой милости «и буду им Богом». Несомненно, это самое ценное, самое значимое Божье обетование. Свой удел сравним со жребием живущих рядом неверующих. У некоторых людей есть поля, они богаты. Но что такое богатый урожай по сравнению с нашим Богом, с Богом всех урожаев, Кто питает нас и земной и духовной пищей. Некоторые люди нашли огромное богатство в городе. Их богатство увеличивается. Но что есть это богатство по сравнению с нашим Богом? Наша духовная жизнь не может удовлетвориться земным богатством. Богатство не поможет, если приложить его к нашей больной голове. Богатство не успокоит нашу беспокойную совесть. Богатство чаще всего не избавит нас от печали. Некоторым в этом мире досталась любовь человеческая, аплодисменты и почет. Но разве наш Бог не дороже этого? Избавит ли преклонение людей от мучений души, даст ли ей покой? На Земле есть горе, с которым человеку не справиться. А после смерти может быть такое горе, в которое не будет способен вмешаться ни один человек. Но когда у нас есть обещание «и буду им Богом», тогда у нас есть то, чего все остальные неверующие люди, вместе взятые, не имеют. Как мало мы должны ценить сокровища этого мира, помня о том, что дает Бог Своим детям! Как сказал Лютер, Бог дает хлеб Своим детям и отбросы Своим свиньям. Кого называет Лютер свиньями, нетрудно догадаться. Дети Божьи редко обладают богатством этого мира. И это доказывает, что земные богатства не имеют большой ценности, иначе Бог дал бы их нам. Не будем просить ничего сверх насущного хлеба в этом мире.
Сравним обетование «и буду им Богом» с тем, чего нам хочется в этой жизни. Разве в этом обещании нет всего, что мы только можем пожелать? Чтобы быть счастливым, нам надо такое, что удовлетворит нас навсегда. Если бы мы могли вместить это обетование в чашу, разве не пришлось бы нам сказать вместе с царем Давидом: Пс.22.5 «чаша моя преисполнена». Исходя из добрых даров Божьей щедрости к нему, теперь Давид делает вывод о постоянстве Его милости к нему. Бог присматривает за Своими детьми. Он щедро дает все необходимое для их тела, их души и в этой жизни, и в той, которая придет. Если провидение не награждает таким щедрым образом нашу земную жизнь, то наша собственная ошибка состоит в том, что духовные благословения для нас не пополняются. Если твое сердце, христианин, не бьется трепетно от обетования «и буду им Богом», тогда твоя душа больна.
Мы, люди, хотим иметь твердую надежду на что-то хорошее. На что большее мы можем надеяться, чем на исполнение великого обетования «и буду им Богом». У нас, детей Божьих, нет большей надежды, чем надежда на исполнение этого обетования. Кто-то может сказать: «У меня есть твердая надежда на небеса». Но что такое небеса, как не близость Бога. Вот оно, небо «и буду им Богом». Это венец всем обетованиям.
Теперь остановимся на твердости этого обетования. Бог не сказал пророку Иеремии написать: «Я могу быть им Богом» или «Возможно, Я стану им Богом». Он велел написать: «и буду им Богом». Грешник не против того, чтобы Бог хранил его, давал ему хлеб, воду и одежду. Он также не откажется сделать из Бога небольшого божка, чтобы носить его с собой и поклоняться ему в воскресенье. Но он не хочет, чтобы Бог был для него всем. Он делает своим богом чрево, золото или удовольствия этого мира. Он не думает о спасении. Но мы знаем, что не в воле человека его спасение. Спасение не от плоти и не от крови, а от Бога. Мы не можем допустить столь абсурдную мысль, что сила человеческая больше силы Божьей. Человек не может расстроить планы Бога по своей воле. У Бога есть сила исполнить обетование «и буду им Богом».
Во время одного из полетов при посадке самолет мотало из стороны в сторону. Некоторые пассажиры заметно нервничали. Но напряжение спало, когда две девочки весело закричали: «Мы хотим еще!» Дети открыты для приключений и смотрят на жизнь с искренним восхищением. Возможно, на это, среди прочего, указывал Господь Иисус, когда сказал, что царство Божье нужно принять «как дитя» (Мк.10.15). Конечно, жизнь полна испытаний и трудностей. Об этом знал хорошо пророк Иеремия, которого также называют «плачущим пророком». Но во всех невзгодах Бог поддерживал его великой истиной: Плач Иер.3.22-23 «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось: оно обновляется каждое утро». Божье обновленное милосердие может осиять нас в любую минуту. Оно всегда рядом. Мы можем видеть его, живя в детском ожидании того, что под силу только Господу. Иеремия знал, что Бог больше всего происходящего, что Божья благость не зависит от мимолетных обстоятельств, и Его верность больше всех неприятностей нашей жизни. Будем просить и ждать Его милости.
Хорошо было бы всегда помнить, что Бог наш. Как часто мы занимаемся своим делом, не прося Бога о водительстве. С каким упорством мы тужимся нести свое бремя, вместо того, чтобы просить Господа о помощи. Мы должны использовать свою великую привилегию – делать своего Господа Бога всем во всём. Будем обращаться к нему в молитве, приходить к Нему почаще, потому что Он – наш Бог. Если бы Он был Богом другого человека, ты мог бы надоесть Ему, но Он – твой Бог. Если бы Он был моим Богом, а не твоим, ты не имел бы права приходить к Нему, но Он – твой Бог, христианин. Дитя Божье, неужели без пользы будут пылиться твои сокровища тогда, когда ты нуждаешься в них? Иди и бери их молитвой. Обращайся к Богу с верой в любое время. Если тебе кажется, что твоя жизнь зашла в темный туннель, вспомни о Боге, ибо Он есть Солнце. Если враг преследует тебя, используй Бога как щит, ибо Он есть щит для твоей охраны. Если ты заблудился в ущельях жизни, используй Его как проводника, Бог выведет тебя. Если ты борешься с бурей, используй Его, ибо Он Бог, успокаивающий бушующие моря. Если ты несчастен и не знаешь, что делать дальше, обратись к Богу как к Пастырю, и ты не будешь ни в чем нуждаться. Что бы с тобой ни случилось, где бы ты ни был, помни, что Бог – это самое главное, что тебе нужно. Он всегда как раз там, где тебе надо.
Вспомним заповедь, высказанную ап. Павлом: Флп.4.4 «Радуйтесь всегда в Господе; и еще раз говорю, радуйтесь». Боже, просим, помоги нам всегда помнить, что Ты и сегодня и всегда являешься нашей радостью. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твой новый завет с людьми. Человек постигает поразительное великодушие и безграничную любовь Божию, явившую себя в завете со столь недостойными созданиями для столь возвышенных целей без всякой выгоды для себя. Весь Завет Твой с нами, Божьим народом, можно выразить словами: «Я дам это и дарую то. Я исполню это обещание и окажу в этом милость». Если бы о нем не говорило Слово Божье, мы едва ли осмелились мечтать о таком благословении этого Завета, что Ты Сам становишься владением верующего: «и буду им Богом». Благодарим, что Твоя благость не зависит от мимолетных обстоятельств, и Твоя верность больше всех неприятностей жизни. Мы приходим к Тебе за поддержкой в наших немощах, за силой в нашей усталости и верой в наших сомнениях. Просим, помоги нам хорошо представлять Тебя в мире, чтобы и другие люди были привлечены Твоим спасением и Твоей любовью. Дай нам вспоминать свою жизнь шаг за шагом и прославлять Бога, явившего нам Свою верную, заветную любовь. Во имя Иисуса Христа. Аминь.