ПРОПОВЕДИ
Притча Иисуса Христа о брачном пире.
Мф.22.1-2 «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего».
Чтобы постичь упомянутую притчу, мы сначала обратимся к замыслам человека царя, о котором здесь сказано. Он ставил перед собой великую цель – оказать честь своему сыну по случаю его бракосочетания. Оторвемся от Земли и возведем свои взоры к небу. Великая цель Бога Отца – прославить Своего Сына. Таково Его желание: Ин.5.23 «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Бог не так царствует в лице Христа, чтобы Самому почивать в бездействии. Он царствует так, что являет в Своем Сыне собственную силу и собственное присутствие. Ибо что еще значат слова «дабы все чтили Сына», если не то, что Отец хочет познания и почитания в лице Сына. Итак, нам надлежит искать Бога Отца в лице Иисуса Христа. В Нем созерцать силу Отца, в Нем поклоняться Его величию. Ведь кто не чтит Сына, лишает Бога Отца законной чести. Никто не дерзает открыто лишать Бога Отца Его славы. Но разум человеческий порой изнемогает, и ищет Бога на ложном пути. Отсюда столько ложных богов, столько извращенных способов богопочитания. Мы можем найти Бога только во Христе. Можем почитать Его, только почитая Сына.
Иисус Христос, Сын Божий, уже славен божественностью Своей личности. Все ангелы Божьи поклоняются Ему, Его славой наполнены небеса. Он прославился и как Творец. Кол.1.16 «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое». К Нему возносилась, возносится и будет возноситься песнь хвалы всей Вселенной. Однако Сыну Божьему угодно было предстать перед нами еще в одном величии. Чтобы стать Женихом Церкви, Он взял на Себя ответственность быть Спасителем человеческого рода. У Него было довольно славы и прежде. Но по величию Своего сердца Он хотел возвысить Свою милость и любовь превыше вселенской власти. Он снизошел на Землю, чтобы соединить в Себе Бога и человека, искупить избранных от наказания за их грехи и вступить с ними в самый тесный союз. Именно в качестве Спасителя Отец и стремится почтить Сына.
В любом царстве брак члена царского семейства отмечают поздравлениями и выражением любви с полагающейся похвалой и славой. В нашем случае всякий подданный великого Царя всех царей имеет исключительный повод хвалить и славить Его. Этот брачный пир является предметом благодарности и восхищения всех нас искупленных и каждого в отдельности. Ибо речь идет о браке Сына Божия с Церковью, состоящей из людей. В нашей притче у званых гостей имелось достаточно оснований, чтобы с радостью принять приглашение на пир и прийти. У коварного и лукавого человека тоже есть несметное число причин радоваться Евангелию Господа Иисуса Христа. Господь возвеличивает наш человеческий род, чтобы посадить с собой на престол Божий. Прославляя члена царской семьи, мы всякий раз учитываем то, что может он совершить для народа, над которым царствует. А что сделал для нас Господь Иисус? Проще сказать о том, чего Он не сделал. На Его плечи легли все наши грехи. На Него ополчились наши враги, и Он победил их. Он открыл нам путь на небеса. Разве не обязаны мы бить в праздничные колокола и вывешивать флаги в день Его бракосочетания?
Приготовили роскошный пир. Были приготовлены откормленные тельцы, принадлежащие царю. Сам Господь Иисус положил жизнь Свою, чтобы заплатить цену за это великое пиршество. Искупленному грешнику этот пир ничего не стоит: никаких денег, никаких добродетелей. Мы можем прийти на евангельский пир, как есть. От нас требуется только быть облаченным в брачную одежду. Но она уже дарована нам, детям Божьим – одежда праведности Христа.
Приглашение на царский брачный пир было великой честью для званых. Царский сын женится не каждый день, и не всякого приглашают на царское празднество. Всю оставшуюся жизнь таковые говорили бы: «А я был на его свадьбе и видел брачный пир во всем его великолепии». Обратимся к духовной сфере. Нет ничего более достойного для человека, чем принятие Благой Вести, вести о нашем спасении. В то время как человек верой своей почитает Христа, Христос почитает его самого. Более того, пришедшие на пир единородного Сына Божьего сами станут сынами (приемными) Царя. И будут сонаследниками Иисуса Христа. Это свидетельствует о щедрости и великодушии Царя всех царей. Невозможно умом понять, отчего это люди отказались прийти на пиршество любви, приглашение которым их удостоили. Если пир так дорог хозяину и ничего не стоит гостям, то как это находятся столь неблагоразумные люди, что отказываются от подобной милости. Воистину, это объясняется только бессмысленностью невозрожденного греховного человеческого сердца. И еще раз доказывает глубину падения человеческой природы, причиной которого является первородный грех (Адама и Евы). Если противиться правосудию Божьему есть преступление, то отвергать щедрость и великодушие небес, несомненно, есть безумие. Грех достигает кульминации, когда человек решает скорее умереть от голода, чем отдать должное божественной благости.
Полагаем, что когда посыльный вышел от царя и понял, что званые не придут, то он онемел от удивления. Он видел приготовленных тельцов и все другие приготовления. Он знал Царя, знал Его Сына, он знал, что за радость быть на этом царском пиру. Когда званые отворачивались от него и отправились по своим делам, посыльный повторял раз за разом царское приглашение с пылом и рвением. Он думал об их неблагодарности, которой они посмели обидеть столь благого царя. Когда же посыльные царя отправились, чтобы возвестить всем, получившим предварительное, особое приглашение, что наступил час, то, как записано, «не хотели придти». Не то, что они не могли, но «не хотели». Под тем или иным предлогом, но все не хотели придти. Так возникло великое препятствие для великого мероприятия. Разве царь не мог усадить гостей за стол силой? Конечно, мог бы, но что от этого проку? Люди, которых заставляют присутствовать на брачном пире, не станут его украшением. Отчего же гости не хотели прийти? Ответ на этот вопрос аналогичен ответу на другой: «Отчего же многие не приходят и не веруют в Иисуса Христа?» Многие же из званых были просто безразличны ко всему этому. Они не понимали, какое им дело до царя и его сына. Царские браки, по их мнению, касались важных персон, а они не считали себя такими. Об этом они не говорили вслух, но такими были их чувства и мысли.
От людей, живущих рядом с нами, мы нередко слышим примерно такие высказывания: «Мне не до религии, мне надо заботиться о семье»; «Я не могу уделить время религии, чтобы не упустить свое в бизнесе». Да снизойдет Бог к безумию таких людей. Вот, одно из великих препятствий, стоящих перед благословением: безразличие человеческого ума в отношении величайшего из всех учений – христианской религии.
Главная причина отказа званых прийти на брачный пир состояла в том, что они были неверными подданными. Будучи неверными, они не желали слышать песни и славословия других, верных. Держась подальше от этого пира, они оскорбляли царя и показывали, что им всё равно, царь он или не царь, был ли царевичем его сын или нет. Они как бы говорили: «В пиршестве, устроенным таким образом, хорошо бы принять участие, но на сей раз мы подавим свои желания, чтобы угодить своей гордыне. Мы объявляем, что не придем». В основании неверия во Христа лежит вражда против своего Творца, мятеж против Бога. Причина этого – человеческий греховный характер. Более того, этот отказ был знаком презрения к царевичу в той же мере, что и к его отцу. Порой Евангелие не принимают главным образом потому, что неверующий не принимает божественности Христа или презирает Его искупительную жертву. Бог через Библию предостерегает, что ужасное наказание ожидает всякого, кто порочит Христа отрицанием того, что Он – Сын Божий и Сам есть Бог. Пс.2.12 «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре». Это в высшей степени прогневит Бога. Сын является Посредником, взявшим на Себя обязанность утвердить мир между людьми и Богом. И если мы будем Им пренебрегать, «то гнев Божий пребудет на нас» (Ин.3.36). К этому добавится и гнев Сына, Которого ничто не может прогневать так, как отказ и пренебрежение Его благодатью. Если Сын прогневается, то некому будет ходатайствовать за нас. Для нас это будет абсолютная гибель. В нашем сегодняшнем тексте отказ званых представлен как бы равнодушием: «но они пренебрегли то» (ст.5). Однако если убрать внешнее, можно увидеть, что в основании лежит заговор против царского величия и презрение к славе его сына. Сколько таких людей, которые презирают Евангелие, которого в действительности не понимают. Почти всегда, услышав, что некто унижает Евангелие, находишь, что тот едва ли прочел Новый Завет, и совершенно не знаком с заповедями благодати. Послушайте человека, осуждающего Евангелие, и убедитесь сами, что таковой любит поболтать потому, что духовно пуст. Если бы он постиг Евангелие, если бы отыскал в нем истину, он восторгался бы в молчании.
Уточним, что есть брачный пир, в котором мы все нуждаемся. Это – прощение за прошлое, возрождение в настоящем и слава в будущем. Бог становится нашим Отцом; Его Сын – нашим Спасителем, Ходатаем, Пастырем; Дух Святой – нашим Учителем. Иисус Христос прославится, когда мы примем Его по вере.
Из прочитанного текста мы могли заметить, что гостей сначала пригласили, а затем призвали. По восточной традиции это призвание означало, что приблизилось время, на которое был назначен пир. Званые не были застигнуты врасплох. И они прекрасно знали, что делали. Как же поступил царь? Прежде всего, он не обратил внимание на их наглый отказ. И вокруг нас много таких людей, которые не раз отвергали Христа, но Господь не перестает посылать им приглашения. Обратим внимание на то, что второе приглашение немного отличается от первого. Первое было очень кратким. Было бы сердце праведно, его могло бы удовлетворить и краткое приглашение. Но, т.к. сердце у людей неправедно, Бог предлагает Своим слугам развивать и истолковать Его послание. Некоторых можно заинтересовать брачным пиром только подробным описанием великолепной трапезы.
Последнее приглашение царя довольно сильно отличается от первого и второго. Царь не говорит: «Приходите теперь, иначе не попадете на пир; приходите теперь, иначе прогневаете царя». Он не угрожает, а говорит, как добродушный хозяин: ст.4 «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». В Евангелии мы нередко можем замечать, что Бог говорит так, будто бы от того Ему будет прибыток, если кто-то из нас примет спасение из Его рук. В Евангелии Он часто предстает в образе отца, который тоскует по своим блудным детям и желает их возвращения домой. Вспомним притчу о блудном сыне. Невиданное снисхождение.
Много званных на брачный пир, но мало избранных для брачной одежды, т.е. к спасению через освящение Святым Духом. Мф.22.14 «много званных, а мало избранных». Из всего множества званных на брачный пир надо отделить тех, которые легкомысленно отнеслись к приглашению и открыто предпочли ему что-то другое. Затем отделить тех, кто исповедует веру, но нрав и поведение которых постоянно противоречат их исповеданию. Отделить всех лицемеров и ханжей, и обнаружим, что избранных очень мало. Дом Христов, каким бы большим он ни был, в конце концов, наполнится. Он наполнится, когда исполнится число избранных. Когда все, кто был дан Ему Отцом, будут приведены к Нему.
Давайте же научимся мудрости у этой притчи, делая твердым свое призвание и избрание. Будем бодрствовать и трезвиться. Эта притча задает нам важный вопрос: «облеклись ли мы во Христа?» Не будем успокаиваться, пока не получим на него положительный ответ.
Великий Бог! Мы благодарим, что дал нам эту поучительную притчу. Дай нам ходатайствовать о тех, кто еще не желает приходить на брачный пир Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы выразим нашу искреннюю признательность Твоей неизмеримой мудрости за то, что Тебе угодно было дать нам эту притчу. Не дай никому из Твоих детей отклонить ее. И тем самым отнестись без должного почтения к Твоему Сыну и нашему единственному Спасителю, Жениху Своей Церкви. Просим, помоги нам вспомнить свою жизнь шаг за шагом и прославить Бога, являвшего нам Свою верную, заветную любовь. Помоги нам прославлять Твое святое имя и любить других людей, как Ты возлюбил нас. Помоги нам видеть людей так, как видишь их Ты, не думая о том, как они выглядят или что могут, но как на тех, кого Ты сотворил по Своему образу, и за кого умер Христос. Открой наши глаза, чтобы мы могли увидеть чудеса Твоего Закона. Помоги нам поддерживать связь с Тобой, напоминая себе о Твоей верности и любви. Благодарим, что Твой Сын Иисус Христос заплатил за наши грехи Своей смертью и воскресением, и даешь нам новую жизнь. Аминь.