ПРОПОВЕДИ
Когда Бог кажется далеким.
Ис.8.17 «я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него».
Если человек стал христианином, это не означает, что у него началась беззаботная жизнь, жизнь без неприятностей. В его жизни могут начаться искушения, испытания, т.е. его воспитание Богом. Сюда относится и кажущаяся оставленность Им. Легко поклоняться Богу, когда в жизни всё идет отлично. Когда Он дает нам и пищу, и друзей, и семью, и здоровье, и радостные события. Но как поклоняться Ему в трудные дни? Что делать, когда нам кажется, что Он удалился от нас? Самый глубокий уровень поклонения Богу – это решимость хвалить и славить Его, несмотря на страдания. Благодарить Его во время испытаний, доверять Ему посреди искушений. Покоряться Ему в дни скорби и любить Его, когда нам кажется, что Он уже не любит нас, что Он далек от нас. Могут наступать такие времена, когда мы не ощущаем Его близость. Филипп Янси в своей книге «Простираясь к незримому Богу» заметил (Ф.Я. – современный американский журналист, автор многих христианских книг): «Всякие взаимоотношения состоят из моментов близости и моментов отдаления. Так и отношения с Богом: какими бы близкими они ни были, маятник всё равно будет качаться из стороны в сторону». Чтобы оценить наши с Ним взаимоотношения, Бог будет испытывать нас периодами кажущейся отдаленности. Тогда всё будет выглядеть так, словно Он покинул или забыл нас. Это нередкий случай в жизни христиан. Может быть, даже законное явление, и отмечен многими христианами. Такие периоды времени называют «темной ночью души», «служением отсутствия», «зимой человеческого сердца» и т.п.
Очень близкие отношения с Богом были у Давида. Бог назвал его (1Цар.13.14) «мужем по сердцу Своему». Однако Давид нередко жаловался на то, что не чувствует рядом с собой Божьего присутствия. Пс.9.22 «Для чего, Господи, стоишь в дали, скрываешь Себя во время скорби?». Во все времена народ Божий сильно скорбит, когда Господь удаляется от него, особенно во время бедствий. В скорби страшней всего то, когда Бог скрывает в такие моменты Свое лицо. Когда к нам разом приходит и скорбь, и богооставленность, мы оказываемся в тяжелом положении. Бог скрывает Себя во время скорби потому, что нам необходимо не только проходить через испытание, но и скорбеть сердцем при этом. Об этом пишет и ап. Петр: 1Пет.1.6 «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». Но как же это возможно? Разве Господь не должен изливать на нас Свой свет, когда мы объяты скорбью? Бог поворачивается к нам спиной, чтобы мы ощутили на себе всю тяжесть удара, ибо только прочувствованное наказание может стать благословенной скорбью. Если бы Бог переносил нас на руках через все ручейки, то разве могли бы мы чему-то научиться в испытаниях? Давид обращается к Богу как к своей вседостаточной силе. Пс.42.2 «Ибо Ты – Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня?» «Ты – Бог крепости моей», оттуда я получаю все свои силы. В Котором я укрепляюсь, Который всегда укреплял меня. Без Которого я слаб и неспособен служить Тебе и страдать за Тебя. В этом стихе Давид обращается к Богу: «Почему Ты оставил меня?» Это было его ошибкой, т.к. Господь никогда не оставляет тех, кто уповает на Него. Однако Бог не обещал, что мы всегда будем ощущать Его присутствие. Более того, Он Сам говорит, что порой скрывает от нас Свое лицо. В жизни будут у нас такие времена, когда нам покажется, что Бог исчез из нашей жизни. Давид же заканчивает Пс.37 ревностной молитвой Богу, умоляя Его о благодатном присутствии и о могущественной помощи. Пс.37.22,23 «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой». «Не оставь меня», несмотря на то, что мои друзья оставили меня и я заслуживаю, чтобы Ты оставил меня. Мое сердце опасается этого. Сердце благочестивого человека, находящегося в бедствии, больше всего боится мрачного предчувствия, что Бог во гневе оставит его. Поэтому с особым чувством из сердца вырывается молитва: «Поспеши на помощь мне, ибо я погибаю и боюсь остаться без Тебя». Бог дает нам разрешение не только призывать Его, когда мы находимся в беде, но и торопить. Давид умоляет: «Ты мой Господь, которому я служу, на которого я полагаюсь и верю, что Ты поможешь мне. Ты Спаситель мой, единственный, кто может спасти меня и от которого я ожидаю спасения». Страдает ли кто из нас от зла? Пусть молится этой молитвой.
Флойд Мак Кланг (наш современник, руководитель христианской миссии) пишет в своей книге «Обретение дружбы с Богом»: «Однажды утром человек просыпается и обнаруживает, что все его духовные чувства исчезли без следа. Он молится, но ничего не происходит. Он противостоит дьяволу, но от этого ничего не меняется. Он старательно выполняет духовные упражнения, просит друзей молиться за него, исповедует все грехи, которые только можно, а потом смиренно просит прощения у всех своих знакомых. Он постится, и всё равно ничего. Он начинает спрашивать себя: «Что со мной случилось? В чем дело?»» На самом деле ничего с ним не случилось. Это процесс испытания и углубления взаимоотношений с Богом. Большинство христиан проходит через нечто подобное, иногда даже не по одному разу. Это трудный и болезненный процесс, но он совершенно необходим для возрастания нашей веры. Осознание этого факта помогло праведнику Иову продолжать надеяться в тот момент, когда он никак не мог ощутить в своей жизни Божьего присутствия. Он говорит: Иов 23. 8-10 «Я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой – не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, выйду, как золото».
Подчас, когда Бог кажется далеким, мы заключаем, что Он сердится на нас или наказывает нас за какой-нибудь грех. Грех действительно нарушает близкие отношения человека с Богом. Непослушание, ссоры с окружающими, чрезмерная занятость, дружба с миром и другие грехи – всё это огорчает Святого Духа и подавляет наше общение с Богом. Вспомним отрывок из Еф.4.22,30 «отложить прежний образ жизни ветхого человека …, и не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Надо переменить принципы, привычки и склонности души, прежде чем может иметь место спасительная перемена жизни. Необходим процесс освящения, включающий в себя два этапа: Отвержение образа жизни ветхого (необращенного) человека и облачение в нового человека. Рассматривая предшествующие и последующие стихи, мы можем понять, что именно оскорбляет Духа Святого. Его оскорбляют всякое распутство и нечистота, ложь и гнилые слова, возбуждающие нечистые страсти и похоти. Святого Духа также оскорбляют всякое раздражение, ярость, гнев, крик и злоречие. Мы не должны делать ничего, что противоречит Его святой природе и Его воле. Не должны отвращать своего уха от Его советов, восставать против Его водительства. Не вынуждайте благословенного Святого Духа лишать вас своего присутствия. Мы погибнем, если Он покинет нас. Вспомним еще стих: Иак.4.4 «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Этот стих содержит строгое предостережение избегать всякой преступной дружбы с миром. Человек может иметь достаточную долю земных благ и в то же время сохранять себя в любви Божьей. Но кто находит в окружающем мире свое счастье и готов делать всё, лишь бы не потерять его дружбы, тот является врагом Богу. Это означает изменять Богу и бунтовать против Него. Кто действует из принципа сохранения расположения мира и его дружбы, тот не может не быть врагом Богу, как по духу, так и по своему поведению. Но часто это ощущение брошенности или отдаленности от Бога никак не связано с грехом. Это – испытание нашей веры: буду ли я и дальше любить и слушаться Бога, доверять Ему, даже если не замечаю ни малейшего видимого признака Его присутствия и участия в моей жизни.
Распространенная ошибка христиан, что они разумом не ищут Бога, а стремятся к тому или иному духовному переживанию. Они жаждут почувствовать что-нибудь. И, когда это происходит, с удовлетворением заключают, что воистину Бог рядом с ними. В действительности Бог порой сознательно лишает нас каких-либо ощущений, чтобы мы перестали на них полагаться. Стремление к ощущению – это ошибочный подход. Необращенным людям Бог порой дарует множество эмоций и чувств, подтверждающих Его реальность. И часто отвечает на самые незрелые и эгоистичные их молитвы, помогая им убедиться, что Он существует. Но по мере того, как мы растем в вере, Бог начинает постепенно отучать нас от подобной эмоциональной зависимости. Божья вездесущность и проявление Его присутствия – это не одно и то же. Первая является непреложным фактом, второе часто бывает лишь ощущением. Бог присутствует всегда, даже тогда, если мы этого не ощущаем. Да, Бог хочет, чтобы мы ощущали Его близость, но для Него куда важнее видеть, что мы Ему доверяем. Бога радует наша вера, а не чувства.
Если мы находились в критической ситуации, лучше всего рассказать Богу о своих чувствах. Полезнее всего излить перед Ним свое сердце. Бог рассеет, если даже не сразу, то в течение короткого времени, наши страхи, сомнения, вопросы, наш гнев и нашу печаль. Праведник Иов поступил именно так: Иов 7.11 «Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей». Из вышесказанного вытекает следующая истина: признание своего бессилия перед Богом может быть исповеданием нашей веры. Доверяя Богу и одновременно ощущая полное отчаяние, Давид написал: Пс.115.1 «Я веровал, и потому говорил: «Я сильно сокрушен»». Давид верил в существование, провидение и обетование Бога. Он верил словам Бога, что скоро он сменит посох пастуха на скипетр. Тот, кто верит в Бога, будет обращаться к Нему. Тот, кто верует сердцем, должен исповедовать устами для славы Божьей, ободрения других и доказательства собственной искренности. Давид верил, что Бог слышит его молитвы. И что Бог позволит ему высказать всё, что он чувствует, и всё равно не перестанет его любить.
Когда нам кажется, что Бог далеко от нас, следует напомнить себе о Божьем характере, о Его неизменной сущности. Напомним себе вечные истины о Его природе: Он благ, Он любит меня (всех Своих детей), Он со мной, Он знает, что со мной происходит; у Него есть добрые намерения и замыслы для моей жизни. Так поступил и Иов. Хотя Бог продолжал молчать, он всё равно нашел то, за что он мог искренне прославить Бога: Он благ и милостив (10.12), Он всемогущ (42.2), Он замечает все мелочи моей жизни (23.10), Ему подвластно абсолютно всё (34.13), у Него есть замысел для моей жизни (23.14), Он спасет меня (19.25). Когда нам кажется, что Бог далеко от нас, необходимо верить, что Он исполнит все Свои обещания. В период оставленности мы должны терпеливо полагаться на Божьи обетования, а не на свои чувства. Тем самым мы поклоняемся Богу глубже и истиннее всего. Иов непрестанно держался за Слово Божие: Иов.23.12 «От заповеди уст Его я не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила». Вера его оставалась крепкой посреди страданий.
Когда нам кажется, что Бог покинул нас, надо вспомнить о том, что Он уже сделал для нас. И самое главное из этого – страдания и смерть Его единородного Сына Иисуса Христа. Бог допустил и в лице Сына выдержал дикое и злобное бесчинство. Зачем это было надо? Только не для того, чтобы когда нибудь покинуть нас, детей Своих. Он возлюбил нас вечной любовью еще до сотворения нашего мира. Поэтому и отдал Сына Своего за нас.
Господь! Да будет Тебе слава, хвала и благодарение за Твою любовь к нам ныне и во веки веков. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Господа Иисуса Христа за то, что Ты наставляешь, учишь, воспитываешь нас, чтобы мы возрастали в вере. Мы благодарим Тебя за драгоценное обетование: «не оставлю тебя и не покину тебя». Мы благодарим Тебя за то, что по мере того, как мы растем в вере, Ты начинаешь отучать нас от эмоциональной зависимости. Ты хочешь, чтобы мы ощущали Твою близость, но для Тебя важнее, чтобы мы доверяли Тебе. Спасибо, что мы можем приносить Тебе свои нужды, просим, помоги нам быть довольными, какие бы пути Ты ни избрал для нас и что бы ни послал. Ты даешь нам мир, который превосходит всякое понимание. Помоги нам принять его во всех сферах нашей жизни. Благодарим, что Ты наблюдаешь за всеми людьми и видишь, что происходит в нашем мире и в нашей жизни. Просим, дай нам духовные силы любить Тебя, доверять Тебе, даже если не замечаем ни малейшего видимого признака Твоего присутствия и участия в нашей жизни. Аминь.