ПРОПОВЕДИ
Чтобы перед Богом не хвалилась никакая плоть.
1Кор.1.26-29 «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее; для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом».
Случилось, что в одном индийском селении обратилась к Христу 13-и летняя девочка, первая в этом местечке. После обращения она стала молиться и поститься день и ночь, прося Бога обратить ее отца, мать и других жителей ее селения. Однажды, когда она усердно взывала к Господу, ей было видение: перед ней предстал Спаситель Христос во всем величии своей славы. Он сказал ей: «Девочка, Я давно хотел спасти их. Но если бы Я обратил тысячи через них, они возгордились бы, думая, что они лучше других проповедников, что Бог благословил их за какое-то личное достоинство. Когда Я найду достаточно смиренный сосуд, Я начну спасать твой народ». Девочка стала рассказывать об этом видении. И за один год девятьсот язычников были приведены к ногам Иисуса Христа. Господь нашел эту индусскую девочку достаточно смиренной для того, чтобы употребить ее, как Свое орудие. Если Он и нас найдет смиренными сосудами, то Он в нас начнет свое дело, которое прославит Бога.
Выше в 1Кор.1 ап. Павел говорил о том, что Христос был презираем и иудеями и язычниками. Но ради того, чтобы никто из коринфян не преткнулся, услышав о том, что мир презирает Христа, апостол показывает, в чем заключается обычный способ действия Бога: Он избирает ничтожные средства для достижения Своих целей. Благодаря этому вся слава принадлежит Ему. В качестве довода ап. Павел использует факт их избрания и призвания. 1Кор.1.26 «Посмотрите братия, кто вы призванные: …». Бог не думал собирать элиту человечества, у Него не было в планах составить Себе новый народ из высокопоставленных лиц. Напротив, Бог бросил вызов человеческому величию. Он унизил человеческую гордость. Учение об избрании, как никакое другое смиряет человека. Именно поэтому ап. Павел вспоминает о нем: он желает, чтобы коринфские верующие были довольны следованием за смиренным, презренным, несущим крест Спасителем Христом. Ибо благодать избрала смиренных и презренных людей, которые не могут стыдиться следовать за Господом.
Коротко остановимся на том факте, кто же делает выбор: принадлежать ли к Божьему народу или нет? Бог или человек? Почему некоторые спасены? В стихах нашего эпиграфа (1Кор.1.26-29) ап. Павел трижды отвечает на этот вопрос, он три раза повторяет «избрал Бог». Что избирает именно Бог, это станет ясно любому здравомыслящему человеку, стоит ему только обратиться к фактам. Таких фактов много. Они приведены в Библии с первых страниц. После грехопадения Адама и Евы Бог Сам стал искать Адама. Быт.3.9 «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Ниже Бог через Библию Сам говорит: Исх.33.19 «кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею». Бог избрал Авраама, Он явил милость Давиду и т.д. Посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Бог – Творец и Царь Вселенной, в т.ч. и для человека. И неужели Он не будет поступать по Своей воле? Бог – абсолютный монарх, поэтому Его голос во всем, а тем более в деле спасения является решающим. Представим себе другую ситуацию: несколько преступников осуждены на смерть. Если помилование возможно для некоторых преступников, то кто будет принимать решение? Неужели преступники? Тот факт, что Бог является Царем, а люди – преступниками, требует того, чтобы спасение зависело от воли Бога. В Библии сказано о том, что Бог усыновляет прощенных грешников. Здравый смысл требует того, чтобы никто иной, как сам родитель принимал решение об усыновлении. Так и Бог Сам решает, кто будет Его сыном, а кто нет. Возьмем еще более понятный образ. Церковь названа невестой Христа. Хотел бы кто-нибудь из нас, чтобы ему против воли навязали кого-нибудь в невесты? Вряд ли найдется человек, который отказался бы от своего права выбрать спутницу жизни. Так неужели Иисус Христос предоставит воле случая или воле человека выбор Своей невесты? Мы считаем совершенно ясным, что библейские образы и примеры учат тому, что выбор человека к спасению принадлежит Богу.
А теперь порассуждаем об избрании. Обратим внимание на то, какой странный выбор делает Бог. Вспомним еще раз слова ап. Павла: ст.26 «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Если бы человеку было предоставлено право выбирать детей для Бога, то он избрал бы мудрых, сильных и благородных. Но в Библии сказано: ст.27-28 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрое; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Если бы выбирал человек, то он прошел бы мимо именно таких людей. Бог сделал очень странный выбор. Полагаем, что даже на небесах этот выбор будет предметом вечного удивления. И если бы Бог через ап. Павла не раскрыл бы нам причины такого выбора, то мы просто терялись бы в догадках.
Этот выбор не только отличается от человеческого, но он противоположен выбору, который сделал бы человек. Человек избирает тех, кто наиболее полезен для него. Бог избирает тех, для кого Он может быть наиболее полезен. Мы тех избираем, кто может отблагодарить нас лучше других. Бог часто избирает тех, кто больше всего нуждается в Его благодеяниях. Если мы выбираем друга, то такого, дружба с которым нам была бы полезна. А Бог избирает в друзья таких людей, которым Он может оказать Своей дружбой наибольшую услугу. Т.о., Бог и человек делают выбор совершенно по-разному. Мы выбираем лучших, потому что они этого заслуживают. Бог часто избирает наихудших, потому что они менее всего этого заслуживают. Бог поступает так, чтобы избрание было явным деянием благодати, а не результатом человеческих заслуг. Обратим внимание на то, что Божий выбор исполнен Его милости. Исполнен милости даже в том, как Он исключает некоторых людей. Не сказано: «ни одного мудрого человека», а «не много мудрых». Так что и великие люди не лишены благодати Божьей.
Многие не могут похвалиться своей родословной. Многие не получили хорошего образования, не богаты и не знатны. Но как милостив Бог! Ему угодно было избрать в основном именно таких людей.
Ап. Павел пишет, кем являются Божьи избранные и кем они не являются. Он пишет верующим Коринфа: «не много из вас мудрых по плоти». Обратим внимание на слова «мудрых по плоти». Бог избрал по-настоящему мудрых людей, ибо Он всех Своих делает духовно мудрыми, истинно мудрыми, просвещая их Своим светом, Своей истиной. Древние греки назвали мудрых по плоти философами. Это – люди, любящие мудрость, великие ученые, наставники, энциклопедисты, образованные, проницательные. Они с презрением смотрели сверху вниз на простых, неграмотных людей и считали их глупцами. Однако из этих философов немного избранных Богом. Если бы первые 12 апостолов Христа были философами или раввинами, то люди могли бы сказать: «Не удивительно, что Евангелие обладает такой силой, т.к. двенадцать мудрейших людей выбраны, чтобы провозглашать его». Но вместо этого Господь Иисус находит на берегу Галилейского озера рыбаков и их зовет за Собой. Они становятся апостолами, они распространяют Евангелие, и слава почивает не на апостолах, а на Евангелии.
Ап. Павел пишет: «не много сильных». Вот еще одна группа великих людей: монархи, сильные люди, бесстрашные победители. Ведь если царь становится христианином, он может мечом заставить других принять Христа. Но апостол говорит: «не много сильных». И мы легко можем догадаться, в чем причина. Если бы были избраны сильные, то люди могли бы сказать: «Понятно, почему христианство получило такое распространение. Острие меча является сильным аргументом в пользу Христа». Чтобы успех Господних завоеваний не зависело от сильных людей, Бог малое количество избирает из них.
После этого апостол пишет: «не много благородных», имея в виду людей со знаменитой родословной. Ибо о благородных могли бы сказать, что это они сделали Евангелие престижным: «Стоит ли удивляться, что Евангелие так распространилось, ведь граф такой-то или герцог такой-то – христиане». Но мы видим в Библии и в другой литературе, что таких людей в церкви в первые годы христианства было очень мало. Христиане, собравшиеся в катакомбах, были бедными и простыми людьми. И очень примечателен тот факт, что среди всех надписей, найденных в римских катакомбах, которые были сделаны первыми христианами, едва ли отыщется одна, в которой не было бы орфографических ошибок. И это является весомым доказательством того, что они были сделаны малограмотными людьми. Именно они были в то время защитниками веры и хранителями благодати Божьей.
Римский император мог бы сказать в тронном зале: «А кто Глава этих христиан, кто этот Царь Иисус? Бродячий проповедник, повешенный на кресте. Кто это там проповедует Его учение? Бедные и неграмотные рыбаки, которые и таланта золота не наскребут во всех своих кошельках вместе взятых. Кто это за ап Павел, который так яростно отстаивает Христа? Ремесленник, он изготавливал палатки. Его осмеяли на Марсовом поле, в ареопаге афиняне назвали его суесловом (пустословом) (Деян.17.18)». Но христианство распространялось, количество христиан неуклонно росло.
Ап. Павел называет избранных «уничиженными» (1Кор.1.28). Обращение язычников (которых иудеи презирали и унижали) открыло путь для упразднения того положения иудеев, которое было так дорого для них и так высоко ценилось ими, что они смотрели с презрением на весь остальной мир. Для них язычники были ничего не значащими людьми. Евангелие же предназначено уничтожить гордость как иудеев, так и эллинов (греков). Но Бог избрал именно их, таких людей избирает Бог. И ситуация не изменилась со времен апостола Павла до наших дней. Ибо Божья истина не меняется с течением времени.
Коротко укажем на причины такого избрания Бога: непосредственную и славную. Ап. Павел так излагает непосредственную причину: «чтобы посрамить мудрых», «чтобы посрамить сильных», «чтобы упразднить значащее». План искупления мира был составлен исключительно премудростью Божьей и был открыт исключительно благодатью Божьей. Человек не имеет никакого отношения ни к тому, ни к другому. И как учение, так и метод одержали победу, несмотря на всю оппозицию со стороны человеческой науки и власти. Бог затмил славу человеческую и совершенно посрамил его гордость. Евангельское создание церкви имеет целью смирить человека. Но главная причина такого Его избрания заключается в следующем: «чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом». Это соответствует цели прославления Бога. В христианстве, в его сущности и жизни, имеется большая доля силы и славы. И рука Господа всегда была с проповедниками Евангелия и могущественно действовала в сердцах слушателей. Иисус Христос являет Себя поистине великим и славным. Всё, что мы имеем, мы имеем от Бога как от Источника. Имеем во Христе и через Христа как Посредника. Апостол применяет вышеперечисленные фразы, чтобы подчеркнуть греховную сторону человеческой природы. Бог избирает немощнейшую плоть, чтобы всякая другая плоть могла узреть презрение Бога к ней и Божью волю, Его силу и славу, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним.
Боже! Во имя Иисуса Христа просим, помоги нам ощущать, что мы всего-навсего лишь греховная плоть и смириться перед Твоим величием. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты через Библию призываешь нас следовать за смиренным, презренным, умершим на кресте Спасителем Иисусом Христом. Благодарим, что Божья благодать избрала смиренных людей, которые не могут стыдиться следовать за Господом Иисусом. Благодарим, что «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше», от Тебя. Благодарим за все добрые дары, которые Ты так щедро даешь. Просим, управляй нашим сердцем, расставь наши приоритеты так, чтобы мы ценили нужды других так же, как собственные. Помоги нам служить, а не господствовать; стремиться к смирению, а не к известности; больше отдавать и меньше брать. Мы признаем, что порой мы служим Тебе на словах, порой мы пытались руководить своей жизнью сами. Просим помоги нам довериться Тебе и послушно следовать Твоему руководству. Помоги нам хвалиться только знанием Тебя и Твоей вечной любви. Аминь.