ПРОПОВЕДИ
Угодное Господу Богу поклонение.
Ин.4.24 «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Как-то раз одна самарянка попыталась узнать у Иисуса Христа, в каком месте надо поклоняться Богу. Передаем ответ Господа своими словами: «Поверь Мне, как пророку, и заметь для себя то, что Я скажу тебе. Ты ждешь наступления того времени, когда какое-нибудь божественное откровение или событие разрешит этот вопрос в пользу либо Иерусалима, либо горы Гаризим. А Я говорю Тебе, что уже приблизилось время, когда этот вопрос потеряет всякое значение. То, что тебя учили считать очень важным, будет отвергнуто, как нечто безразличное. Будет положен конец всякого рода тонкостям и различиям в вопросе о месте поклонения. Всех уравняют в правах. Будут поклоняться Богу не здесь или там, но здесь и там и вообще на всяком месте». Наш здравый смысл учит нас советоваться с правилами приличия и понятиями удобства, когда мы выбираем место нашего поклонения. Но с точки зрения святости нашего служения и его приемлемости для Бога наша религия не отдает предпочтения одному месту перед другим. В беседе с самарянкой Господь Иисус переходит к объяснению того, что является необходимым и существенным в поклонении Богу. А именно: чтобы мы поклонялись Богу в духе и истине. Он ударение делает на состоянии души, в котором мы поклоняемся Богу. Итак, мы должны поклоняться Богу: а) «в духе». Флп.3.3 «мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся». Мы должны ожидать силы и помощи от Духа Святого, подчиняя Ему свою душу, Его влияниям и действиям. Мы должны употреблять наш дух на служение Богу, поклоняться Ему в трезвости ума и со всей пылкостью наших чувств. б) «в истине», т.е. искренне, чтобы наше поклонение Ему было от чистого сердца. Мы должны стремиться прославить Бога, а не показаться святыми перед людьми. Дело не только в том, чтобы произносить правильные слова. Главное – произносить их со смыслом, нелицемерно. Неискренняя похвала – это уже не похвала. Она пуста, бесполезна и наносит Богу настоящее оскорбление. Когда мы поклоняемся, Бог не только слышит наши слова, но смотрит на состояние нашего сердца. В Библии сказано: 1Цар.16.7 «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце».
Поскольку поклонение – это выражение радости и удовлетворения, в нем участвуют наши эмоции. Бог наделил нас эмоциями, чтобы мы могли поклоняться Ему от глубины своей души. Но эти душевные порывы должны быть подлинными, а не притворными. Бог ненавидит лицемерие. В поклонении Ему не допустима показуха, наигранность или притворство. Он жаждет нашей искренней настоящей любви. Наше поклонение может быть далеким от совершенства, но неискренним оно быть не должно. Конечно, одной искренности недостаточно: человек может быть искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Поэтому Бог хочет поклонения и в духе и в истине. От поклонения больше всего нас отвлекает собственное «я»: наши заботы и беспокойство о том, что люди о нас думают.
Среди христиан часто возникают разногласия насчет того, как именно подобает возносить Богу хвалу. Однако подобные споры чаще всего выражают личные вкусы и предпочтения. В Библии упомянуто множество самых разных способов славить Бога: исповедь, пение, возгласы, почтительное вставание, радостный шум, танец, коленопреклонение, свидетельство, игра на музыкальных инструментах и вознесение рук к небу. Автор Послания к евреям призывает уверовавших к исполнению ряда обязанностей, которые должны отличать христиан как особый народ. Вспомним один из призывов апостола: Евр.13.15 «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его». Давая указания уверовавшим евреям, возник вопрос: неужели у христиан больше не будет никаких жертв? Ведь это было бы глупым, поскольку жертвы установлены для отправления божественного культа. Апостол говорит: нам оставлена иная форма жертвы, не менее угодная Богу. А именно: чтобы мы приносили Ему тельцов наших уст, как выражается пророк Осия. Ос.14.3 «Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу. Говорите Ему: отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших». Жертва хвалы угодна Богу не только так же, но даже больше, чем все внешние жертвы, употребляющиеся во времена Закона. Бог приказывает приносить Ему жертву хвалы. Итак, мы видим: этот божественный культ – самый превосходный и заслуженно предпочитается любым другим жертвам. Состоит он в том, что мы с благодарением прославляем божественную благость. Вот обряд жертвоприношения, который сегодня заповедует нам Господь. Т.о., апостол хочет сказать: у нас есть что принести Богу помимо бессловесных животных, и таким образом мы почитаем Его правильно и совершенно. Т.к. намерение апостола – научить законному способу почитания Бога в Новом Завете, он попутно увещает нас, что невозможно правильно призывать Бога и прославлять Его имя без Посредника Иисуса Христа. Ибо Он – единственный, Кто освящает наши уста. Наилучшим стилем для восхваления для нас будет тот способ, с помощью которого мы можем наиболее полно и искренно выразить свою любовь к Богу.
Один богослов заметил, что некоторые христиане относятся к поклонению как к необходимой, но тоскливой рутине. Он выяснил, что это отчасти происходит потому, что они заставляют себя пользоваться теми формами полонения, которые не соответствуют уникальным способностям их личности. Бог сотворил нас всех разными, и глупо полагать, что от всех нас Он ждет одинакового поклонения.
Читая христианские труды, можно обнаружить, что за две тысячи лет христиане нашли множество разных путей к тому, чтобы почувствовать близость к Богу и возрадоваться ей. Если мы почувствовали близость к Богу, то это выразится в нашем поклонении Ему. Кто-то лучше всего ощущает Его близость в природе, кто-то изучает богословские труды. Другие люди поют, танцуют, пишут стихи, занимаются скульптурой, служат ближним. Некоторые ищут уединения, другие – общения. Некий богослов (Гэри Томас «Священные тропы», 2000) выделяет девять основных способов, с помощью которых люди приближаются к Богу. Натуралисты черпают вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Сенсоры любят Бога своими пятью чувствами и очень ценят хорошо и красиво выстроенные богослужения, в которых участвуют не только слух, но и зрение и обоняние. Традиционалистам легче всего приблизиться к Богу с помощью сакральных обрядов, литургии, символов и неизменной структуры богослужения. Аскеты предпочитают приходить к Богу в простоте и уединении. Активисты выражают свою любовь к Богу тем, что противостоят злу, сражаются с несправедливостью или трудятся ради того, чтобы сделать мир лучше. Энтузиасты выражают свои чувства к Богу посредством ликующего восхваления и празднества. Созерцатели преклоняются перед Богом в восхищении и обожании, а интеллектуалы любят Бога, прилагая свой разум к изучению того или иного предмета, связанного с Богом. Одного, всеобщего подхода к поклонению и взаимоотношениям с Богом не существует. Ясно одно: мы никогда не сможем воздать Богу славу, если будем пытаться быть такими, какими Он нас не создавал. Бог хочет, чтобы мы оставались самими собой.
Моисей призывает израильтян остерегаться греха идолопоклонства. Этот грех будет особо раздражать Бога, и иметь для них самые губительные последствия. Вспомним слова Моисея: Втор.4.15,16 «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня. Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. Изображения …». Моисей предостерегает против поклонения образам даже в том случае, если через них они будут стремиться поклониться истинному Богу. Тем самым они «заменят истину Божью ложью и Его славу в бесславие». Представляя безграничный Дух (Бог) в виде образа, а великого Творца в виде творения, мы наносим Богу величайшее оскорбление и обманываем себя в высшей степени.
В Новом Завете мы находим заповедь Господа Иисуса: Мк.12.30 «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». Этот стих является частью беседы Христа с книжником. Он должен ответить на вопрос, вызывающий большие разногласия среди иудеев: «Какая первая из всех заповедей?» Фарисей ошибался, если полагал, что Господь порекомендует ему соблюдать какой-нибудь внешний обряд или церемонию. В ответ он услышал торжественные слова: «Возлюби Господа …». Блажен человек, который стремится жить согласно этим правилам. Где тот человек, который может честно сказать, что всегда любил Бога так, как этого требует заповедь? Из этого описания нашего долга мы должны понять, как мы нуждаемся в искуплении и посредничестве Иисуса Христа. Потому, что люди не знают требований Закона, они недооценивают Евангелие.
Богу неугодно бессознательное поклонение: механически исполняемые песни, бездумно заученные молитвы, поминутные возгласы «Слава Богу». Если в поклонении не участвует наш разум, оно становится бессмысленным. Из-за чрезмерного употребления даже библейские термины могут превратиться в избитые клише. Мы просто перестаем размышлять об их значении. Восхваляя Бога, желательно говорить как можно конкретнее. Если кто-то подойдет к нам и десять раз говорит: «Хочу тебя похвалить», мы наверно подумаем: «За что?» Любому из нас приятнее услышать один комплимент за что-то конкретное, нежели десять, но общих восторженных фраз. И Богу тоже.
Богу приятно, когда мы поклоняемся Ему на деле. Рим.12.1 «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Это увещание учит, что пока люди не осознают, насколько обязаны милосердию Божию, они не будут почитать Бога с серьезным чувством и не достаточно сильно будут побуждаться к страху и послушанию перед Ним. Ап. Павел, чтобы завоевать людей для Бога не рабским страхом, а добровольной и радостной любовью к праведности, дает нам вкусить сладость благодати, в которой содержится наше спасение. Ибо никакими заповедями благочестивая душа не побуждается так к послушанию Богу, как серьезным размышлением о явленной ей божественной благости. Начало правильного стремления к добрым делам состоит в том, чтобы мы осознали свою посвященность Богу. Мы должны перестать жить для самих себя и все деяния своей жизни посвятить на служение Ему. Надо рассмотреть здесь две вещи: во-первых: мы принадлежим Господу. Во-вторых, нам надо стремиться к святости, потому что недостойно святости Божьей, если Ему приносится нечто прежде не освященное. Вначале апостол говорит, что надо принести наше тело в жертву Богу. Этим хочет показать, что мы уже не свои, а полностью перешли во владение Бога. А это не может произойти иначе, чем, если мы отречемся от самих себя. Называя жертву «живой», он хочет сказать следующее: «Мы таким образом приносим себя в жертву Богу, что, заклав в себе прежнюю жизнь, воскресаем к жизни новой». Отсюда мы заключаем, что заблуждаются все люди, у которых нет намерения почитать Бога. Обычно у нас слово «жертва» ассоциируется с чем-то мертвым. Но Бог хочет, чтобы мы с вами оставались жертвами живыми. Он хочет, чтобы мы жили ради Него. В Ветхом Завете Богу были приятны приносимые израильтянами жертвы, потому что они предвосхищали смерть Иисуса Христа на кресте. Сейчас Бог принимает самые разные виды жертвенного поклонения: нашу любовь, благодарение, смирение, покаяние, хвалу, денежные пожертвования, молитвы, служение другим людям и восполнение их насущных нужд и т.п.
Ради подлинного поклонения мы вынуждены будем отречься от эгоизма и себялюбия. Невозможно одновременно возвышать Бога и самого себя. Когда мы поклоняемся Богу, мы сознательно отводим взгляд от самого себя. Поклоняться Богу не всегда удобно и легко. А иногда нам приходится собрать всю свою волю, чтобы вознести Ему добровольную жертву хвалы. Если мы славим Бога, когда нам не особенно этого хочется, встаем с постели и отправляемся в церковь, даже если страшно устали; или помогаем другим, когда сами еле держимся на ногах, то тем самым мы приносим Богу жертву хвалы и поклонения. Ему это очень приятно.
Господь! Просим, научи нас поклоняться Тебе в духе и истине поклонением, угодным тебе и доступным для нас. Аминь
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Господа Иисуса Христа за Твои наставления, которые Ты даешь нас через Библию. Мы благодарим и за то, что все уравнены в правах, что поклоняться Богу можно в любом месте и разными способами. Просим, помоги нам Духом Твоим Святым посвятить и употреблять наш дух на искреннее поклонение Богу. Помоги нам побеждать свое собственное «я», которое мешает нам в этом служении. Помоги нам любить Тебя всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью своей. Помоги нам поддерживать связь с Тобой, напоминая себе о Твоей верности и любви. Даруй нам осознать свою истинную сущность, как Твоего наследника. Аминь.