ПРОПОВЕДИ
Притча Иисуса Христа о милосердном самарянине.
Лк.10.33 «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился».
Самаряне – жители провинции Самарии, смешанный народ, большей частью языческого происхождения. (Самария – гора в средней Палестине, а также город, построенный израильским царем.) После падения города Самарии в 721г. до Р.Хр. и увода ее жителей в плен, ассирийский царь поселил людей из других стран в городах самарянских. Язычники, переселенные в города самарянские, вначале не чтили Иеговы. За что Он послал на них львов, которые умерщвляли их. Об этом донесли царю ассирийскому. Тогда он отдал приказ отправить туда иудейского священника, чтобы научить их закону Бога той земли. Один из выселенных из Самарии священников поселился в Вефиле и стал учить народ, как чтить Господа. Следствием этого явилось, что самаряне стали чтить Господа, но продолжали служить и своим идолам по обычаю тех народов, откуда они были выселены. Дети их поступали так же, как поступали их отцы. Таким образом, образовался новый самарянский народ, ненавидимый иудеями.
Вернемся к притче. Наш отрывок начинается словами законника: ст.29 «а кто мой ближний?» Что касается его любви к Богу, законник не хотел больше ничего об этом говорить, чтобы Господь Иисус не вынудил его осудить себя. Но он был уверен, что его любовь к ближнему вполне соответствует заповеди Закона. Ибо он был всегда добр и почтителен ко всем окружающим его. Мы расскажем о том, как превратны были понятия иудейских учителей религии по данному вопросу. Они считали, что язычники не являются их ближними. К ним относятся лишь иудеи, кто исповедует их веру. Они не осуждали на смерть израильтянина, убившего язычника, ибо он не был их ближним. Они говорили, что не следует убивать язычников, с которыми они не находились в состоянии войны. Но если они видели язычника в смертельной опасности, то не считали себя обязанными спасать его жизнь. Такие безнравственные выводы они сделали из завета об избрании, которым Бог отличил их от всех других народов. Злоупотребляя им, они лишились права на него. Бог справедливо прекратил это злоупотребление и передал милости завета языческому миру. Миру, которому они грубо отказывали в самых обычных милостях. Господь Иисус исправляет это бесчеловечное понятие. И с помощью притчи показывает, что мы не можем не считать своим ближним человека, в чьем милосердии нуждаемся, и кто готов оказать нам это милосердие. И, с другой стороны, мы должны смотреть как на своих на всех людей, нуждающихся в нашем милосердии. И соответственно проявить его к ним, если они даже не нашей национальности и веры.
Отношение иудеев к другим народам – это пример того, как склонны люди извращать Закон Божий. Безусловно, Закон Моисеев, запрещающий смешиваться и вступить в брак с людьми других национальностей, был дан людям на добро. Его целью было отделить этот народ от других на Земле, создать образцовый народ. Но он не подразумевал, что к не иудеям не нужно проявлять любовь и доброту. Цель притчи – показать, что такое истинное милосердие и любовь.
Вспомним слова ст.30: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам». Дорога между этими двумя городами проходила по незаселенной, скалистой местности и была очень удобна для разбойников. По этой причине, согласно Иерониму, ее называли «кровавой дорогой». Один богослов, путешествовавший по Палестине в 19-ом веке, писал, что проезжать по этой дороге в одиночку опасно. И что одна женщина, бывшая с ним, чуть было не угодила в руки грабителям.
Неизвестно, кто совершил это злодеяние: аравийцы; грабители, жившие разбоем; или какие-то негодные люди из его же народа; или кто-то из римских воинов. Которые, несмотря на строгую дисциплину в армии, занимались этими гнусными делами. Одно ясно: они были очень жестокими. Ибо его не только ограбили, но и изранили и бросили полуживого умирать от ран. Может быть, это сделали из-за того, чтобы он не мог их преследовать, или ради удовлетворения своей жестокости.
Христос говорит о священнике и левите, которые шли тем же путем. Он не зря включает их в Свою притчу. Иерихон был городом, построенным для проживания священников и левитов. Согласно записям, в то время не менее чем 12 тысяч их жило там. В иерусалимский храм священники и левиты ходили соблюдать свою работу по графику. Они были не только одной веры и национальности с пострадавшим. Но они были людьми общественного звания и положения. Более того, они были святыми по исповеданию. Положение обязывало их быть заботливыми и сострадательными. Они должны были других учить исполнять в подобных случаях свой долг – спасать взятых на смерть. Однако они сами не делали этого. По мнению некоторых толкователей Библии, священник боялся сделаться ритуально нечистым, прикоснуться к мертвому телу, и потому «прошел мимо». Левит поступил еще хуже священника. Он еще и подошел к нему, а только затем прошел мимо. Как печально, когда те, кому надлежит быть образцом милосердия, проявляют жестокость. Когда обязанные являть милосердие Божье и пробуждать в других чувство сострадания, заглушают его в самих себе. То же самое нередко происходит в нашем мире. Эгоизм – главная черта большинства людей. Дешевое милосердие, не требующее жертв, широко распространено. Но доброе сердце, которого не заботит, с какими проблемами оно может столкнуться, совершая благое дело – это встречается нечасто. В мире множество людей, у которых нет друзей и которым некому помочь. Есть также множество «священников и левитов», которые видят их проблемы, но проходят мимо.
Из притчи мы узнаем, к кому мы должны проявлять доброту и кого любить как своего ближнего. Бедному израненному путешественнику помог самарянин – человек, принадлежащий к народу, более всех других презираемому иудеями, с которым они даже не общались (Ин.4.9). Он бы мог легко найти себе оправдание и не помочь, подумав, что пусть иудеи сами разбираются. Но он так не сделал. Он видит полуживого человека и сразу же приходит на помощь. Господь Иисус в конце притчи говорит законнику: ст.37 «иди, и ты поступай так же». Эти слова Господа касаются и нас, христиан. Поэтому христианин должен быть готов явить милосердие и бескорыстную любовь каждому, кто в ней нуждается. Мало быть добрым только к членам своей семьи, близким родственникам и друзьям. Мы должны быть добрыми ко всем людям. Не надо строго относиться к прошлой жизни тех, кто нуждается в помощи. Если у них трудности, если к ним пришло несчастье и если нужна наша помощь, мы всегда должны быть готовы помочь им. Именно этому учит притча. Нужно стремиться стать другом каждого человека, кого притесняют, кем пренебрегают, кого обижают. Каждого, кто болен, кто в тюрьме, и у кого нет родителей. Естественно, под «каждым» понимаем тех, кто в пределах нашей досягаемости. И не нужно стыдиться такой любви. Люди могут насмехаться над нами, но поступать так, это значит – иметь ум и дух Христов.
Из этой притчи мы узнаем, сколько любви и милосердия мы должны проявить к другим. Сострадание самарянина к израненному человеку не ограничилось только чувствами. Как благожелателен был этот добрый самарянин! Во-первых, он подошел к человеку, от которого ушли священник и левит. И, наверно, поинтересовался, как он оказался в таком плачевном состоянии, посочувствовал ему. Во-вторых, он взял на себя роль врача, поскольку лучшего не было. Он перевязал его раны, используя для этой цели свое полотно, предназначенное, вероятно, для этой цели. Предварительно возлил на раны вино и масло: вино – чтобы промыть и дезинфицировать, а масло – чтобы смягчить и заживить их. Кто-то может спросить: откуда у этого самарянина было с собой вино и масло. Говорят, что путешественники в странах с жарким климатом берут с собой масло, чтобы смазывать те части тела, которые больше всего подвергаются воздействию горячего воздуха. Вспомним Иакова, сына патриарха Исаака, который даже тогда, когда спал на голой земле в Вефиле, и шел только с посохом в Месопотамию, имел при себе масло, которое возлил на камень во славу Богу: Быт.28.18 «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его». Т.о., благость христианина к миру должна выражаться не только в словах, но и в делах. Любовь верующего должна быть видна на деле, она должна заставлять его жертвовать собой: деньгами, временем, покоем. Он должен помогать тем, кто нуждается в помощи так же усердно, как усердно другие зарабатывают деньги. Не нужно стыдиться, делая этот жалкий мир немного счастливее. Нужно иметь чуткое к печали других ухо и готовую к помощи руку, пока есть возможность и сила оказывать ее. Мир не понимает такой бескорыстной любви. Но являть ее – значит идти по следам Христа.
Многие комментаторы считают эту притчу аллегорией. С их точки зрения нападение разбойников символизирует грехопадение Адама и Евы. Раздетый и израненный человек – состояние всего человечества. Нежелание священника и левита помочь – неспособность церемоний и формального исполнения обрядов исправить падшую человеческую природу. Добрый самарянин – это Сам Иисус Христос. Вино и масло – Кровь Христа и Святой Дух. Гостиница – это Церковь. Хозяин – это служение. Два динария – это два таинства. Обещание вернуться и заплатить, если больше будет потрачено – это второе пришествие Христа. Многим такое толкование притчи кажется разумным. Но вопрос в том, хотел ли Господь Иисус, чтобы мы понимали эту притчу аллегорически? Может быть, Он просто хотел, чтобы мы о ней помнили и поступали так же.
Эту притчу можно использовать с целью показать доброту и любовь Бога, нашего Спасителя, к несчастному грешнику. Все мы были подобны этому пострадавшему человеку. Сатана ограбил нас, снял с нас одежду праведности и изранил. Таково зло, причиняемое нам грехом. По природе мы были более чем полумертвыми, мы были мертвыми по преступлениям и беззакониям нашим. Мы были совершенно неспособны помочь себе сами. Закон Моисея, подобно священнику и левиту, служителям Закона, посмотрел на нас, но без сочувствия. И не имел ни силы, ни сострадания, чтобы помочь нам. Но вот приходит благословенный Иисус Христос, этот добрый самарянин. Он проявляет к нам сострадание, перевязывает наши кровоточащие раны (грехи). Но возливает на них не вино и масло, а то, что несравненно лучше и драгоценнее – Свою собственную Кровь. Он заботится о нас, и нам предлагает взять на Себя все расходы на наше излечение. Это возвеличивает богатства Его любви и обязывает всех нас сказать: «Какие мы великие должники, чем мы можем воздать Ему?».
Истина, заключенная в притче, была высказана устами самого законника. Христос спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшему разбойникам?» (ст.36). Священник, левит или самарянин? Кто из них выполнил роль ближнего? Законнику не хотелось отвечать на этот вопрос, поскольку он должен был ответить: «Несомненно, самарянин». Он не мог выговорить то, что должен был сказать. И он сказал: «Оказавший ему милость». Вытекающий из притчи долг доводится Христом до совести законника: «иди и ты поступай так же». Когда тебе представится возможность, окажи милосердие нуждающимся в твоей помощи и делай это с состраданием и заботой. Даже если они будут не из твоего народа и не из твоей веры, или не твоих взглядов.
Порой у нашей двери кто-то стоит, ждет нашей помощи, нашего милосердия. Мир был бы намного счастливее, если бы в нем было больше христиан, живущих по-христиански, живущих по повелениям Господа Иисуса Христа.
Боже! Просим, помоги нам помнить эту притчу и поступать так же. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за притчу о милосердном самарянине, из которой мы узнаем, к кому мы должны проявлять доброту и кого любить как своего ближнего. А также мы узнаем, сколько любви и милосердия мы должны проявлять. Господь Иисус в притче говорит, что христиане должны быть готовы явить милосердие и братскую любовь всем, кто в ней нуждается, быть добрыми ко всем. Просим, дай нам осознать, что Бог понимает наши трудности, и что мы можем стать проводниками Его сострадания для других. Благодарим Тебя за обещание всегда быть со Своими детьми. Просим, научи нас среди трудностей и повседневных проблем полагаться на Твое присутствие и всегда помнить, что Ты рядом с нами. Укрепи наше сердце, чтобы мы были вполне преданы Тебе. Помоги нам принять мир Иисуса Христа во всех сферах нашей жизни. Помоги нам отвечать на Его голос и становиться ближе к Тебе. Помоги нам видеть, как сильно Ты нас любишь. Просим, помоги нам в том, чтобы эта притча сделалась правилом нашей жизни. Аминь.