ПРОПОВЕДИ
Призванным Богом всё содействует к благу и следствия этого.
Рим.8.28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует к благу».
Из вышесказанного апостол заключает, что тяготы жизни нашему спасению не только не препятствуют, но скорее служат нам в помощь. Однако этот вывод одновременно предвосхищает и возражение. Человек со слабой верой говорит: «Ниоткуда не явствует, что Бог слушает наши молитвы, ведь скорби наши продолжаются беспрерывно и тем же самым образом». Поэтому апостол так говорит: «Хотя Бог и не сразу помогает Своим людям, Он, однако, не оставляет их вовсе, поскольку по Его чудесному искусству всё, кажущееся противным, оборачивается к их спасению». Бог, наставляя верующих через скорби, заботится об их спасении. «Призванным по Его изволению». Эта фраза добавлена как уточнение, чтобы кто не думал, что верные, любящие Бога, по своим заслугам обрели то, что даже из противных им вещей извлекают благо. Ибо знаем, что как только заходит речь о спасении, люди охотно начинают измышлять всякие приготовления, которыми они якобы предваряли благодать Божью. Ап. Павел учит, что те, которых он называет любящими Бога, прежде были избраны Самим Богом. Он показывает, что верующие не прежде начинают любить Бога, чем Он их призывает. Истинны слова ап. Павла: скорби никому не содействуют к спасению, кроме тех, кто любит Бога. Истинны и другие его слова: лишь тогда начинаем мы любить Бога, когда Он Сам предварит нас Своей не заслуженной нами любовью. Благо, о котором говорится здесь, не какое-то мирское благо, которого желал бы греховный человек. Это благо – подлинно спасение. Всё должно содействовать и содействует вечному спасению. Ибо Бог желает, чтобы для избранных, Божьих возлюбленных и любящих Бога, Святой Дух производил всё во спасение.
Переходим к теме, перечислим следствия того, что всё содействует к благу детей Божьих.
1) Если всё содействует к благу, значит, существует провидение (план). Всё не получается само собой, но всё устраивается Богом. Всё происходит под Его властью. Вещи и события в нашем мире управляются не какой-то второстепенной причиной, советом людей, звездами или планетами, но Божьим провидением. В провидении заключены три вещи: Божье предвидение, Божье определение и Божье водительство событий и вещей во все времена. Что бы ни происходило в мире, оно происходит по Божьему установлению. То, что некоторые считают случайностью, на самом деле есть не что иное, как результат провидения. Читаем из Дан.4.32 «И все, живущие на Земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на Земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?»» (Это провидение в великом.) И: Мф.10.29,30 «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Это провидение в малейшем).
2) Божье дитя находится в прекрасном духовном состоянии, потому что всё содействует ему к духовному благу. Вспомним Пс.111.4 «Во тьме восходит свет правым». Самое облачное, темное Божье провидение несет в себе солнечный свет. Пока верующий живет, всё содействует к благу; когда он умирает, он идет к Богу. Несчастья оборачиваются благом. Какой вред наносит огонь золоту? Он только очищает его. Какой вред наносит веер зерну? Он только отделяет плевелы. Бог к Своим никогда не использует жезл, кроме как для воспитания. Несчастье часто делает в жизни человека то, что не может сделать Слово Божье, «оно открывает ухо для вразумления» (Иов 36.10). Когда Бог повергает человека на спину, тот смотрит на небо. Итак, страдание – это горький корень, но приносит оно сладкие плоды, «доставляет мирный плод праведности» (Евр.12.11). Страдания – это дорога в небеса; и хотя она терниста, но всё же самая лучшая дорога. Бедность, когда мы ее испытываем, лишает пищи наши грехи. А болезнь делает благодать Божью более действенной. Поэтому мы смело можем сказать: 2Кор.4.16-17 «Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое наше страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу». Фемистокл (афинский государственный деятель, который одержал победу над персами в морской битве в 480г до Р.Х. Позже он пал в немилость и бежал из родной страны), когда понравился египетскому фараону, тогда он сказал: «Если бы я не претерпел, я бы погиб». Так и дитя Божье может сказать, и не мало таких из них, которые говорят: «Если бы я не пострадал, я бы погиб»; или еще «если бы я не потерял здоровье и имущество, я бы потерял душу свою».
3) Мы убеждаемся в том, что хорошо быть чадом Божьим. Вспомним стих Иов 22.21 «Сблизься же с Ним, и будешь спокоен; через это придет к тебе добро». Сближаясь с Богом, никто и никогда еще не оказался в проигрыше. Через это придет к тебе добро, избыток добра, сладостная Божья благодать.
4) Для благочестивых и зло содействует к благу, а для нечестивых и добро содействует к злу. Многие земные вещи вредят нечестивым. Преуспевание и богатство становятся для них сетью. Пс.68.23 «Да будет трапеза их сетью им». Гордыня и роскошь – близнецы достатка, портят нечестивца. Втор.32.15 «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». Обычные дары Божии, которыми обладают нечестивые, являются не магнитом, притягивающим их к Богу, а жерновом на шее, затягивающим их дальше в ад. Это подтверждается и стихом: 1Тим.6.9 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Здесь сказано о тех, которые прилепляются своим сердцем к мирскому богатству и готовы достигать его всеми правдами и неправдами. Когда дьявол видит, на какие пути влекут людей вожделения, то он расставляет свои ловушки на нем. Плотские похоти безумны, и поэтому мы должны стыдиться их; они пагубны, и поэтому мы должны бояться их. Хорошо, когда мы сознаем всю опасность плотских похотей мира этого. Для нечестивых даже духовные блага содействуют к злу. Из чаш небесных благословений они пьют яд. Им служители Божьи тоже во зло. Слово служителя, ведущее благочестивых людей на небеса, ведет мирского человека в ад. Божьи пророки об этом говорят так: Ис.6.10 «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат». Проповедовать хуже всего нечестивым: Ам.5.10 «А они ненавидят обличающего в воротах». При этом грешники часто еще более укрепляются в грехе. Они думают: пусть Бог говорит, что хочет, они будут делать то, что хочется им. Они говорили пророку Иеремии: Иер.44.16 «Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем». Нечестивый находится в большом затруднении. Если он не молится, он грешит; а если молится – тоже грешит. О его молитве сказано так в Библии: Пс.108.7 «молитва его да будет в грех». Его набожные слова подпорчены атеизмом, надуты лицемерием. Богу они ненавистны.
5) Мы видим, какова мудрость Божья. Бог может самое плохое, что можно только представить, обратить во благо для Своих детей. Бог порой обогащает и через бедность. Он умножает благодать через оскудение имущества. Когда земные блага уходят от детей Божьих, к ним приближается Христос. Бог для нас действует непонятно. Он порой использует неправедных людей для совершения праведных дел. Он пожинает Свою славу из человеческой ненависти. Нечестивые люди либо не сделают того зла, которое хотели бы делать, либо они сделают добро, которого не желают. Бог часто помогает там, где остается меньше всего надежды, и спасает Свой народ тем путем, который, по их мнению, погубит их. Он использовал злобу иудейских первосвященников и предательство Иуды, чтобы спасти мир. В своей несдержанности мы склонны к тому, чтобы видеть плохое в том, что происходит. Это похоже на то, когда безграмотный человек начинает рассуждать о философии, или слепой ищет недостатки в нарисованном пейзаже. В Библии об этом сказано так: Иов 11.12 «Но пустой человек мудрствует». Могут ли люди вопрошать Провидение и втискивать Божью мудрость в клетки своего разума? Бог говорит: Ис.55.8,9 «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше Земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Божьи пути неисследимы. Их нужно ценить, а не пытаться понять. Провидение Божье не бывает без того, чтобы в нем не было мудрости или чуда.
6) У нас нет причин быть недовольными внешними испытаниями и трудностями. Да, мы не можем быть недовольными тем, что содействует нам к благу. Люди Божьего народа не могут позволить себе проявить нетерпение или недоверие к Богу. Когда дети Божьи ослабевают в вере и начинают идти против Бога путем недовольства и нетерпения, это показывает, что они забыли или не верят обетованию Божию. Недовольство – это порок, который затягивает в грех неблагодарности. Дьявол раздувает угли недовольства, а затем греется у костра. Если кто-то бросит другу мешок денег, и при этом немного заденет его голову, тот не будет сильно переживать, т.к. получил мешок с деньгами. Так и Господь может нас задеть страданиями, но это для того, чтобы обогатить нас. Эти страдания несут нам славу. Будем ли мы недовольны этим?
7) Мы видим, как благ Господь Бог к Своему народу. Пс.72.1 «Как благ Бог к Израилю». Бог не может быть по отношению к избранному народу немилостивым или несправедливым. Его благость к Своему народу неизменна и чиста. Ниже сказано, что именно чистые сердцем являются истинным Израилем. Господи! Не дай нам обвинять Тебя в несправедливости, даже если мы не понимаем Твоих действий. Ты никогда не оставишь на милость врагов тех, чье сердце было обновлено Твоей благодатью. Добрые мысли о Боге укрепят нас в борьбе против многих искушений сатаны.
8) У детей Божьих много причин для того, чтобы быть благодарными. Много таких христиан, которые немало просят, но мало благодарят. И это несмотря на то, что Бог через ап. Павла призывает нас не забывать об этом. 1Фес.5.18 «За всё благодарите». Как все наши желания мы должны открывать Богу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за всё благодарить Его. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Не бывает никогда настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. У нас не должно быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Мы должны благодарить Его за всё. Христос примирил нас с Богом и через Него имеем такую возможность. Мы благодарим врача даже тогда, когда он дает нам горькие лекарства. Ибо мы знаем, что он дает для того, чтобы вылечить нас. Мы благодарим любого человека, делающего по отношению к нам добрый жест. Так неужели не будем благодарить Бога, Который делает так, что всё содействует к нашему благу? Бог любит благодарного христианина. Праведник Иов благодарил Бога, когда Бог всё у него забрал, словами: Иов 1.21 «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Многие благодарят Бога только тогда, когда Он дает. Как сказали выше, Иов благодарил Его, когда Бог почти всё у него забрал. Мы встречаем многих христиан со слезами на глазах и ропотом на устах. Но есть немногие христиане, которые прославляют Бога в страданиях. Благодарность в страданиях – это то, что должно отличать чада Божьего. Будем же и за плохое благодарить Бога, потому что нам всё содействует к благу.
Т.к. Бог обращает всё к нашему благу, мы должны всё делать в Его славу. 1Кор. 10.31 «что делаете, всё делайте во славу Божию». Ап. Павел дает общее правило поведения христиан: всё должны делать во славу Божию, из угождения Ему и почтения к Нему. Ничего не должно делаться в ущерб славе Божьей. Ангелы прославляют Бога, они поют гимны хвалы. Как же должен прославлять Бога человек, для которого Бог сделал намного больше, чем для ангелов.
Господь! Просим, помоги нам стремиться к тому, чтобы прославлялось имя Божье через нас. Помоги искать Его славы, обращать всё к Его превозношению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за то, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует к благу». Бл-м, что страдания нынешнего времени не стоят той славы, которая откроется в нас. Благодарим, что нам действительно всё должно содействовать вечному спасению, даже то, что сегодня является тяжелым, исполненным страданий. Благодаря жертве Иисуса Христа мы освобождены от греха и осуждения за него. Благодарим, что теперь мы имеем общение с Тобой. Просим, помоги нам иметь уверенность в вечной жизни и небесном наследстве. Мы уповаем на подвиг Иисуса Христа, ради Которого Ты простил наши грехи и сделал Своими чадами. Благодарим Тебя за наше спасение и место для нас в Твоем вечном Царстве. Помоги нам всей своей жизнью благодарить Тебя, потому что не мы, а Ты – величайшее сокровище, цена которого неизмерима. Помоги нам отдать Тебе лучшее, что имеем. Покажи нам, чего Ты ожидаешь от нас. Прости нас и стань Господом нашей жизни. Аминь.