ПРОПОВЕДИ
Родословие Спасителя Господа Иисуса Христа.
Мф.1.1 «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова».
Именно с этих слов начинается Новый Завет. Будем же читать их с благоговением и относиться к ним с почтением, воспринимая книгу, лежащую перед нами, «не как слово человеческое, но как слово Божие» (1Фес.2.13), каждый стих которой написан по вдохновению Святого Духа. Будем же ежедневно благодарить Господа за то, что Он даровал нам Библию, т.к. даже самый немудрый человек, читающий ее, знает о Боге и вере больше, чем наимудрейший философ древней Греции или Рима. Приведенные в нашем эпиграфе слова указывают на то, что Иисус Христос имеет непосредственное отношение как к Давидову завету Царства, так и к Авраамову завету обетования – двум главным заветам в старой части Библии. Следуя указанному в первом стихе порядку, евангелист Матфей пишет об Иисусе Христе, сначала, как о Царе, Сына Давида, а потом как о Сыне Авраама, послушном до смерти (по образу Исаака, сына Авраама). Характер Христа у Матфея преимущественно определяется тем, что Он – обещанный Израилю Царь, «праведная Отрасль» Давида (Иер.23.5). Матфей передает Его родословие; он повествует о Его рождении в Вифлееме, городе Давида, согласно пророчеству Михея (5.2). Евангелист пишет и о служении Его предтечи согласно пророчеству Малахии; о земном служении Иисуса Христа; об отвержении Его Израилем; о Его Втором пришествии в силе и великой славе.
Ветхий Завет начинается с повествования о происхождении, о творении нашего видимого мира. И в этом его слава, что он начинается таким образом. Но слава Нового Завета превосходит славу Ветхого Завета в том, что он начинается с изложения прихода на Землю Того, Кто сотворил мир, Спасителя человеческого рода – Господа Иисуса Христа. Происхождение Его как Бога – «из начала, от дней вечных» (Мих.5.2). И никто из людей не может ничего сказать об этом происхождении. Но как Человек, Он был послан Богом. Гал.4.4 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (единородного), Который родился от жены». Именно об этом происхождении будем говорить сегодня.
Иногда бывает утомительно пробираться сквозь ветхозаветные генеалогические линии. Мы недоумеваем: для чего Бог снова и снова повторяет нам, кто кого родил? Так ли уж это важно? Оказывается – да, очень важно. Принадлежность к семье важна чрезвычайно. Каким-то непостижимым образом Бог действует через семьи. Это особенно ярко высвечивается в первых же словах Нового Завета. Вместо того чтобы сразу же рассказать о самом увлекательном – об ангелах, о свете и славе Божией при рождении божественного Младенца Иисуса, Бог еще раз скрупулезно перечисляет нам родословие Иисуса Христа. Он как будто хочет докричаться до нас, втолковать нам, что линия завета проходит через семьи.
Никогда не существовал такой народ, который бы придавал столь важное значение хранению именных списков и родословий, как евреи. Ибо они родословием подтверждали принадлежность к одному из колен, право владения участком земли и право на высшие должности. В Ветхом Завете мы находим такую родословную таблицу, составленную и хранившуюся более 3500лет (1Пар. гл.1, 3, 6). Эти родословия в особенности послужили доказательством того, что Иисус Христос, согласно пророчеству, родился от семени Авраама (т.е. Он как Человек – потомок Авраама). И что Он был законным наследником престола Давида (Лк.1.32, Тим.2.8, Евр.7.14). Приведем только пророческие слова ангела: Лк.1.32 «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь престол Давида, отца Его». Родословия евреев, которые по Иосифу Флавию (признанному историку того времени), тщательно велись вплоть до его времени, исчезли с прекращением существования еврейского народа, как нации. Теперь никто из них не мог доказать, что Он – Мессия сын (потомок) Давида.
Родословие Христа подобно тем генеалогиям, которые приводятся как свидетельства для подтверждения прав и для доказательства притязаний на права. Его цель – доказать, что Господь Иисус есть потомок Давида и Авраама. Т.е. Он произошел из того народа и из той семьи, откуда и должен был произойти Мессия. Авраам и Давид, каждый в свое время, были удостоены великого доверия Бога – им были даны обетования о Мессии. Поэтому, если не будет доказано, что Христос Сын Авраама и Сын Давида, то мы не можем принять Его как Мессию. Именно это доказывается в родословии подлинными записями. В том, что иудеи очень тщательно сохраняли свои родословные, был Божий план: благодаря этому могло быть выяснено, что Мессия происходил от их Отцов. В родословии Христос назван «сын Давидов» (Мф.1.1). Среди иудеев Его так называли и под этим именем ожидали Мессию. Поэтому евангелист Матфей старается показать, что Он не только Сын Давидов, но именно тот Сын Давидов, о котором сказано: Ис.9.6 «владычество на раменах Его». Называя Иисуса Христа Сыном Давида и Сыном Авраама, евангелист показывает этим, что Бог верен Своим обетованиям и исполняет всякое слово, которое изрек.
А теперь рассмотрим некоторые отдельные части родословия, приведенные апостолом Матфеем. Предки Христа, имевшие братьев, обычно были младшими из них. Таковым был сам Авраам, Иаков, Иуда, Давид, Нафан и Риса. Это показывает, что превосходство Христа происходило не от первородства Его предков, как у земных царей, но от воли Бога. Из сыновей Иакова, кроме Иуды, от которого произошел Спаситель, упоминаются и братья его: «Иаков родил Иуду и братьев его». Но не делается никакое упоминание в родословии об Измаиле, сыне Авраама, и об Исаве, сыне Исаака. Потому что они не были допущены в Церковь, в то время как все дети Иакова включены в нее. Хотя они не были праотцами Христа, но были патриархами Церкви. Поэтому и упоминаются в родословии для ободрения двенадцати колен, находящихся в рассеянии. Чтобы показать им, что они имеют часть во Христе и так же близки Ему, как потомки Иуды. Фарес и Зара, сыновья близнецы Иуды, оба вошли в родословную, хотя только Фарес был предком Христа, по той же причине, что и братья Иуды. Поэтому некоторые богословы считают, что в этом заключена некая аллегория. Объясняем эту аллегорию. Зара первым вытащил свою руку, как первородный, но затем втянул ее назад. И, таким образом, Фарес обрел право первородства. Иудейская церковь, подобно Заре, первая протянула руку к первородству, но через свое неверие убрала ее. Языческая Церковь Христа, подобно Фаресу, пробилась вперед и вышла с правом первородства.
В родословии упоминаются четыре женщины. Две из них были язычницы по происхождению – чуждые обществу израильскому: Раав – хананеянка и Руфь – моавитянка. К тому же Раав была блудницей. «Во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея». Те, которые были некогда «чужими и пришельцами», становятся «согражданами святых». То, что Иисус Христос произошел от блудницы, доказывает, что Он «взял на Себя подобие нашей плоти греховной» (Рим.8.3). Он принимает даже великих грешников, после их покаяния, как близких Своих родственников. Хотя в родословии приводятся имена многих царей, однако ни один из них, кроме Давида, не назван царем (ст.6). Ибо только с ним был заключен завет о Царстве Мессии. Почему о Христе и сказано, что Он наследует «престол Давида, отца Своего».
В родословии упоминается период вавилонского пленения. Если учесть все обстоятельства, то это было чудо, что иудеи не потерялись в этом плену, как прочие народы. Живя среди язычников, они сохранили свою чистоту, потому что от них должен был «произойти Христос по плоти». Он был конечной целью восстановления этого народа после вавилонского плена. В стихе 17 мы имеем родословие в обобщенном сокращенном виде, где оно поделено на три части, по четырнадцать родов в каждой. Каждая часть из них соответствует трем замечательным периодам истории израильского народа. Первая – периоду становления дома Давидова, вторая – периоду его расцвета, когда дом Давидов достигает зенита своей славы. А третья часть – периоду его постепенного упадка, когда он (дом Давидов) становится всё менее и менее известным. Пока, наконец, не умаляется до семьи бедного плотника (Иосифа). И вот тогда-то и «воссиял из дома Давидова Христос – слава народа Его, Израиля».
Внимательный читатель Библии знает, что генеалогия Господа Иисуса вызывает определенные трудности. Суть главной из них в том, что ап. Матфей и ап. Лука по-разному представляют родословие от Давида до Иосифа (мужа Марии). Записи этих апостолов согласуются в той части генеалогии, где идет речь о предках от Авраама до Давида, но дальше записи расходятся. Как это объяснить? По этому вопросу ученые мужи написали тома, но так и не убедили друг друга. Приведем несколько простых объяснений. Первое объяснение заключается в том, что люди, о которых идет речь в генеалогии от Давида до Иосифа, имели по два имени. Матфей называет одно из них, Лука – другое. Они подразумевают одних и тех же людей, составляющих род Иосифа. Но это объяснение удовлетворит лишь немногих. Второе объяснение звучит так: мать Иосифа, мужа Марии, была два раза замужем. Один ее муж был родным отцом Иосифа, а другой – отчимом. Генеалогия в двух евангелиях – это генеалогия двух мужей матери Иосифа. Оба евангелиста заканчивают генеалогию на Иосифе, но Лука проводит родословную через Илию, а Матфей – через Иакова. Иосиф был родным сыном одного и приемным другого. Это объяснение принимали многие из отцов Церкви. Оно известно как объяснение Юлия Африканского. Но, несмотря на свою древность, оно также вызывает возражения. Непонятно, зачем Лука повторял в своем евангелии, написанном специально для язычников, генеалогию Иосифа. Третье и наиболее вероятное объяснение заключается в следующем: скорее всего, родословная, приведенная Лукой, принадлежат Марии, а не Иосифу. Илия был отцом Марии и тестем Иосифа. Илия, как и Иосиф, был потомком Давида. В доказательство этого объяснения один богослов (Лайтфут) приводит цитаты, доказывающие, что раввины пренебрежительно относились к Марии, называя ее просто «дочерью Илии».
Оставляя сложности, связанные с родословием Господа Иисуса, мы лучше задумываемся над высказыванием одного миссионера: «Можно сделать осторожное предположение, что несколько трудностей такого рода были допущены в Священном Писании для того, чтобы испытать веру тех людей, которые остро переживают неразрешимость подобных интеллектуальных проблем и в то же время не реагируют на те проблемы, которые угрожают спасению простых людей».
Из родословия Господа Иисуса мы видим, что человек смертен. Люди, входящие в длинный список имен, все исчезли с лица Земли. Будем же Бога благословлять всегда за то, что, живя в мире, где всё умирает, мы можем обратиться к живому Спасителю. Ибо Он сказал: Откр.1.18 «И живой; и был мертв, и вот, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Соединенные с Господом Иисусом по вере, и мы воскреснем для вечной жизни.
Шестнадцать стихов содержат родословие Иисуса Христа от Авраама до Давида и от Давида до семьи, в которой родился Спаситель в Евангелии от Матфея. Только не думайте, что эти шестнадцать стихов бессмысленны. В творении нет ничего, что не имело бы смысла. И никчемные болотные топи, и населяющая их мошкара – всё в замысле Бога играет свою особую роль. В Библии тоже нет ничего лишнего. Каждое слово богодухновенно. Главы и стихи, которые могут показаться нам с первого взгляда просто ненужными, на самом деле исполнены глубочайшего смысла.
Господь! Просим, помоги нам благоговейно подойти к прочтению первых шестнадцати стихов Евангелия от Матфея и непременно найти в них полезные для нас уроки. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, помоги нам воспринимать Библию не как слово человеческое, но как слово Божие, каждый стих которой написан по вдохновению Святого Духа. Благодарим за то, что Ты даровал нам ее, т.к. даже самый немудрый человек, читающий ее, может знать о Боге и вере больше, чем наимудрейшие философы. Дай нам читать Библию с почтением и усердием, твердо решив для себя верить написанному и исполнять его. Мы благодарны за бесценный дар знания о том, что Иисус Христос есть жизнь вечная, что верить во Христа – значит иметь мир с Богом; что следовать за Ним – значит быть истинным христианином. Пусть эти мысли поселятся в нашем сердце и овладеют нашим разумом. Помоги нам с благодарением напитать Божьими истинами наше сердце. Аминь.