ПРОПОВЕДИ
Семьдесят учеников посланы впереди Иисуса Христа.
Лк.10.1-3 «После сего избрал Господь и других семидесяти учеников и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И сказал им: … Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков».
Это событие описывает только евангелист Лука в своем Евангелии. Он рассказывает о том, как Господь Иисус избрал «и других семидесяти учеников» (ст.1) вдобавок к двенадцати апостолам. Мы не знаем имени ни одного из этих семидесяти. Мы не знаем, что с ними произошло потом. Но те указания, которые они получили, содержат много поучительного и для нас, для нынешних служителей Евангелия и учеников Господа Иисуса Христа.
Итак, учеников в этой группе было семьдесят. Как при избрании 12-и апостолов Господь имел в виду двенадцать патриархов (сыновей патриарха Иакова-Израиля), двенадцать колен Израиля, так и при избрании семидесяти Он исходил, вероятно, из числа семидесяти старейшин израильских. В таком количестве взошли израильские старейшины вместе с Моисеем и Аароном на гору Синай и увидели славу Бога Израилева. Исх.24.1 «И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин израилевых». Позднее столько же людей было избрано для помощи Моисею в управлении народом. Чис.11.25 «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам». Для перевода Ветхого Завета на греческий язык египетский царь Птолемей задействовал семьдесят иудейских старейшин, почему их перевод называется Септуагинта. Великий синедрион (верховное судилище) включал в себя такое же количество членов.
Мы видим, что Господь Иисус имел такое большое количество последователей, пригодных для того, чтобы быть посланными выполнять Его поручение. Его труд не был тщетен, хотя Он и сталкивался с сильным противодействием со стороны книжников и фарисеев. Дело Христа – это растущее дело, это – горчичное зерно, которое начало давать ростки. Эти семьдесят, хотя и не сопровождали Господа так близко и так постоянно как двенадцать учеников (апостолов), тем не менее, были постоянными слушателями Его учения, очевидцами Его чудес и веровали в Него. Именно об этих семидесяти учениках ап. Петр впоследствии говорил, как о «тех, которые находились с нами во все времена, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус» (Деян.1.21). Радостно также видеть, что находились слушатели для такого множества проповедников.
Господь Иисус послал их по двое с тем, чтобы они могли поддерживать и ободрять друг друга. Вспомним стих из Книги екклесиаста (проповедника). Еккл.4.9 «Двоим лучше, нежели одному». Царь Соломон с помощью различных примеров показывает, что «нехорошо человеку быть одному».Тем самым он хочет порекомендовать нам женитьбу и дружбу. Адам в раю не мог быть счастлив без своей супруги. И поэтому, как только был сотворен, получил жену. Соломон утверждает как истину то, что «двоим лучше, нежели одному». Когда они служат для взаимного благополучия, объединив силы, смогут сделать больше добра для других. Если один упадет, то другой поможет ему подняться. Христос послал их не во все израильские города, а только «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10.1) И мы можем предположить, что вскоре после этого Господь Сам посетил все эти места, задерживаясь в каждом из них лишь ненадолго. Им было повелено делать два дела, те же самые, какие совершал Сам Христос везде, куда приходил: 1) они должны были «исцелять больных» (ст.9), причем во имя Господа Иисуса, чтобы побудить у народа желание видеть этого Иисуса, и приготовить их к принятию Его. Во имя Иисуса, Чье имя столь могущественно. 2) Они должны были возвещать о приближении Царства Божьего, о приближении его к нам. Ст.9 «и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». И если вы оглянетесь вокруг себя, то увидите, что ныне день вашего посещения Богом. Узнайте и уразумейте это. Когда Царство Божие приближается к вам, это вас обязывает выйти ему навстречу.
Наставляя этих учеников, Господь Иисус указывает на важность молитвы и ходатайства. Ст.2 «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Молитва – это самое лучшее, самое могущественнее средство, помогающее распространять Царство Христа в мире. Не у всех верующих есть деньги, чтобы поддерживать миссионеров материально. Мало у кого есть выдающиеся интеллектуальные способности и мало кто может оказывать на людей большое влияние. Но каждый верующий может молиться об успехе дела Евангелия. И не только может, но и должен делать это ежедневно. Ап. Иаков говорит: Иак.5.16 «Много может усиленная молитва праведного», будь то за себя или за других людей. Тот, кто молится, должен быть человеком праведным, но не в абсолютном смысле. А быть праведным в евангельском значении, т.е. не любящим и не одобряющим никакого беззакония. Сама молитва должна быть усиленной, усердной молитвой. Она должна исходить от искренней веры.
Служители должны посмотреть вокруг, чтобы убедиться, как много жатвы, т.е. как много людей, нуждающихся в проповеди Евангелия. Кроме того, они должны быть озабочены тем, что делателей мало. Иудейских учителей было много, но они не были делателями, они собирали души не для Божьего Царства, а для собственных партийных интересов. Добрые служители сами должны желать, чтобы добрых служителей было еще больше, поскольку работа есть для большего количества. Как правило, ремесленников не беспокоит, если мало занимающихся их ремеслом. А Господь Иисус хочет, чтобы работники в Его винограднике сожалели, что делателей мало. Добрые служители Господа должны ревностно желать получить свое назначение от Бога .Чтобы Он, Господин жатвы, послал их делателями на жатву Свою. И чтобы Он выслал на нее и других. Ибо если Бог пошлет их, то они могут надеяться, что Он и Сам пойдет с ними и обеспечит им успех. Поэтому пусть они скажут Богу вместе с пророком Исаией: Ис.6.8 «вот я, пошли меня». Хорошо получить поручение от Самого Бога, в таком случае мы можем смело идти вперед.
Наставляя семьдесят избранных, Господь говорит, что труд, к которому они призваны, очень опасен. Господь не дает им ложных надежд и не обещает, что впереди у них сладкая жизнь и постоянный успех. Он открыто говорит им, что ожидает их: ст.3 «Я посылаю вас как агнцев среди волков». Враги служителей в своих угрозах и оскорблениях уподобятся волкам. Но ученики должны быть как агнцы, миролюбивы и терпеливы. Было бы жестоко отправлять их, как агнцев среди волков, если бы Господь не наделил их Своим Духом и Своим мужеством. Нам, ныне живущим ученикам Господа Иисуса, не следует успокаивать себя тем, что слова Господа относятся только к тому времени. Пока существует Церковь, верующие в Христа в любой момент могут стать овцами среди волков. Христиане должны смириться с тем, что неверующие их будут ненавидеть, гнать, злословить. Необращенные люди не будут проявлять к ним своей расположенности – не стоит ее ждать. Истинно сказал Мартин Лютер: «Каин будет убивать Авеля, если сможет, до скончания века». И еще из Библии: 2Тим.3.12 «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, хотя и не всегда одинаково, но, в той или иной степени, будут гонимы. Они будут презираемы, их вера будет препятствовать их продвижению в мире. Это относится ко всем, кто желает жить благочестиво. Но особенно к тем, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, т.е. согласно строгим правилам христианской веры.
Господь говорит, что эти семьдесят призванных должны посвятить себя служению. Им не следует обременять себя запасами на дорогу, как если бы они отправлялись в дальнее путешествие. Но они должны надеяться на Бога в обеспечении их всем необходимым. Остановимся на выражении: Ст.4 «и никого на дороге не приветствуйте». Это выражение объясняется по-разному. Но одно очевидно: Господь Иисус дал такое повеление не для того, чтобы Его ученики пренебрегали правилами вежливости. К тому же прямо в следующем стихе Он призывает вежливо приветствовать хозяев дома, в который ученики будут заходить. Господь не хочет видеть Своих служителей грубыми, неприветливыми, и нетактичными, но: 1) они должны идти как люди, которые спешат, у которых намечены определенные места, куда они должны доставить свои сообщения. И на пути к этим местам не должны задерживаться ради ненужных церемоний или приветствий. Один востоковед рассказывает: «Если встречаются два араба одного ранга, они протягивают друг другу правую руку и в рукопожатии поднимают их, как будто для поцелуя. Затем они разжимают руки и целуют свою руку вместо руки друга, а затем кладут ее на лоб один другому. Потом они целуют друг друга в бороду и благодарят Бога за то, что Он дал им возможность встретиться. После этого они молятся Всевышнему друг за друга. Иногда они пожимают руки и целуются не менее десяти раз». Служители и проповедники Евангелия не должны позволять мирским обычаям поглощать их время и мысли, препятствовать их духовному служению. Забота о деньгах и чрезмерное внимание к правилам вежливости – это ловушка, стоящая на пути служителя. 2) Они должны идти как деловые люди, чье дело относится к иному миру. И поэтому им не следует вмешиваться в разговоры о мирских делах.
Господь дал им повеление, чтобы в каждом доме, в какой они войдут, говорить: «мир дому сему». Предполагалось, что они будут заходить в частные дома, т.к. в синагоги их не допустят. И они вынуждены будут проповедовать там, где представится возможность. Позже ученики Господа Иисуса часто проповедовали по домам. Деян.5.42 «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». И слова ап. Павла: Деян.20.20 «о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам». Христова Церковь в начале своего существования была домашней церковью. Рассмотрим дальше наставление Господа: ст.6 «И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится». Этому отрывку можно дать следующее объяснение. Обычно иудеи называли человека, у которого было то или иное качество, сыном этого качества. Здесь говорится о сыне мира. Точно так же, если человека осуждали на что-то, его называли сыном того, на что осуждали. Нечестивых людей называли чадами гнева. Иуду Искариота назвали сыном погибели. Учитывая всё сказанное, это выражение следует понимать так: «Вы встретите некоторых, являющихся сынами мира, готовых, благодаря действию божественной благодати, принять Слово Евангелия. Их сердце восприимчиво к его воздействию. Ваш мир выявит их и почиет на них. Ваши молитвы за них будут услышаны. Им будут дарованы евангельские привилегии. Благословения, почивающие на сынах мира, никогда не посетят сынов дьявола. В этом случае мир возвратится к вам. Т.е. ваша совесть будет спокойна, т.к. вы исполнили свой долг перед Богом и выполнили порученное вам».
Господь Иисус призывает семьдесят избранных к простоте и довольству тем, что у них есть. Останавливаясь у кого-нибудь в доме, они не должны были привередливо относиться к пище и к условиям быта. Господь заповедал им: «ешьте и пейте, что у них есть, не переходите из дома в дом». Наставления эти в первую очередь относятся к служителям Евангелия. Ведь они – это те люди, которые в своей жизни должны остерегаться духа этого мира. Скромность в пище и жилье, готовность жить в любых условиях, но не в ущерб здоровью, всегда была отличительной чертой истинных служителей Божьих. Если проповедник прославился своей любовью к еде и к комфорту, считайте, что его служение подошло к концу. Проповедь о невидимой в настоящее время жизни не даст никакого результата, если жизнь проповедника свидетельствует, что для него важно то, что видимо. Один из отцов Церкви заметил: «Служителя Церкви очень скоро начинают презирать, если он принимает все приглашения на обед». Но наставления Господа относятся не только к служителям. Они должны затронуть каждого верующего.
Боже! Просим, помоги нам жить как люди, которые думают, прежде всего, о своей бессмертной душе. Дай нам помнить, что в этой жизни мы странники и пришельцы, что лучшее ждет нас впереди. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за жизнь, которую Ты дал нам. Просим, помоги прожить эту жизнь для Тебя, радоваться Твоим благословениям и быть благословением для других, исполнять Твою волю. Помоги нам помнить о людях. И помоги нам помнить, что всё, что мы делаем для людей, мы делаем для Тебя. Дай нам желание щедро помогать людям и через это показывать им Твое любящее сердце. Господь Иисус Христос, Ты смирил Себя и отдал за нас Свою жизнь. Не дай нам забыть этот удивительный дар Твоей любви и благодати. Помоги нам довериться Тебе и быть верными тому, к чему Ты нас призвал. Помоги нам ценить людей так, как их ценишь Ты, несмотря на то, кто они или чем занимаются. Спасибо, что Ты держишь нас в Своих любящих руках. Благодарим Тебя за то дело, которое Ты нам поручил. Помоги находить радость в служении Тебе. Изменяй нашу жизнь, чтобы Ты мог использовать нас и преображать других. Аминь.