ПРОПОВЕДИ
Рождение и служение Иоанна Крестителя.
Лк.1.57 «Елизавете же настало время родить, и она родила сына.
Обещанные милости от Бога надо ожидать в то время, когда для него наступит время, не раньше того. Иоанн Креститель – сын священника Захарии и Елизаветы, которая тоже была из священнического рода. Она была родственницей Марии, матери Господа Иисуса. Его рождение было предсказано ангелом: Лк.1.13,17 «Ангел же сказал ему (Захарии): … жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; … дабы представить Господу народ приготовленный». Даже такому праведному человеку как Захария весть ангела показалась невероятной. Он не мог поверить, что такой старик как он и его неплодная жена будут иметь сына. Но для Бога нет ничего невозможного, и Елизавета родила обещанного ребенка.
В Библии написано о великой радости, охватившей всех родственников семьи в связи с этим необычным событием. Ст.58 «и услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». У всех на устах было это событие, которое воспринималось почти как чудо. В то время в Хевроне жили священники из дома Ааронова, и именно о них говорится здесь как о родственниках. Окрестности Хеврона были заселены потомками Иуды, которые упоминаются здесь как соседи. Все они проявили благочестивое отношение к Богу. Все признали, что «возвеличил Господь милость Свою над ней». Милость была в том, что поношение было снято с нее. А это было семья священников, посвященных Богу и употребляемых для Бога.
Родственники и соседи Елизаветы подают нам замечательный пример доброты, которую мы должны проявлять друг к другу. Они «радовались с ней». Насколько счастливее была бы наша жизнь в этом мире, если бы все вели себя так как эти родственники Елизаветы. Умение разделять радость и печаль другого человека – добродетель, обладающая могущественной силой. Сочувствие и сострадание не всегда заметны, но для благополучия общества они имеют большое значение. Проявленное сочувствие не забывается. Сердце, радующееся удаче или бедой удрученное, особенно восприимчиво, и сочувствие для него ценнее золота. Христианам следует помнить об этой добродетели. Она кажется незначительной, поэтому мы порой упускаем ее из виду. А она – украшение христианина, которое делает его привлекательным в глазах других людей. И не будем забывать, что эта добродетель нам заповедана: Рим.12.15 «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Истинная любовь не оставит нас равнодушными как в беде, так и в радости другого человека. Она учит нас воспринимать их как свои собственные. Радости одних и слезы других – это испытание нашего христианского сочувствия. Под этим подразумевается участие в не греховном веселье или оплакивании кого-то, но только в праведной радости или печали. Мы должны не завидовать преуспевающим, но радоваться с ними; не презирать бедствующих, но сострадать и помогать им; не презирать тех, кто в скорбях, но заботиться о них и быть готовыми помочь им. Это означает подражать Богу. Сам Господь Иисус подает нам пример: Он радовался с радующимся на брачном пире и плакал с плачущими у гроба Лазаря. Мы должны быть готовыми подражать Ему.
Представляет интерес обсуждение собравшимися имени новорожденного мальчика. В восьмой день, как было установлено Богом, пришли, чтобы обрезать младенца. Именно здесь, в Хевроне, впервые был установлен обряд обрезания. И Исаак, родившийся, как Иоанн Креститель, по обетованию, был одним из первых, над кем он был осуществлен. По крайней мере, он был главным, ради кого был установлен этот обряд. Те, которые радовались рождению ребенка, собрались вместе, чтобы обрезать его. Самое большое утешение, какое мы можем иметь в своих детях, это посвятить их Богу, ввести их в завет с Богом. У евреев был обычай давать имя ребенку при его обрезании. Потому что когда Аврам был обрезан, он получил новое имя – Авраам. Это неплохо, что ребенок остается безымянным до тех пор, пока он не вошел в завет с Богом. В данном случае некоторые считали, что ребенка следует назвать именем отца – Захарией. В Библии мы не находим примеров того, чтобы дети носили имена отцов, но, вероятно, позже это вошло в обычай среди иудеев, как и у некоторых других народов. Они хотели таким образом оказать честь отцу, который, по всей вероятности, уже не будет иметь детей. Мать Елизавета не соглашается, она хочет дать ему имя Иоанн. Либо она была научена через откровение Духа Святого, либо узнала от своего мужа, написавшего, что Бог уже определил ему имя Иоанн. Он должен быть назван Иоанном (Благодатным), т.к. он предварит Евангелие Христа, в котором Божья благодать воссияет ярче, чем когда-либо прежде.
Родственники возражают против этого: ст.61 «никого нет в родстве твоем, кто назывался бы этим именем». Если он не может быть назван именем своего отца, то дайте ему имя кого-нибудь из ваших родных. И тот посчитает за честь, что его именем назван такой чудный ребенок. Они обращаются к отцу ребенка и пытаются узнать его мнение. Это его обязанность давать имя ребенку. Отца спрашивали знаками, из чего следует, что он был не только нем, но и глух. Более того, он был, по-видимому, ко всему равнодушным. Иначе они сразу попросили бы его написать имя ребенка. Родственники хотели продвинуть это дело, насколько могли, и постарались ему объяснить, о чем был спор, разрешить который мог только он. В ответ на это он знаками потребовал дощечку из тех, что были у них тогда в употреблении, и написал: ст.63 «Иоанн имя ему». Он не пишет: «Я хочу, чтобы назвали Иоанном его», но так имя ему. Вопрос уже решен: Бог через ангела дал ему это имя. Все присутствующие были очень удивлены тем, что Захария выбрал то же самое имя, какое назвала Елизавета. Они не знали, что, хотя по причине его немоты и глухоты они не могли разговаривать друг с другом, однако оба были водимы одним и тем же Духом. Сразу после этого к нему дар речи вернулся. Время, в течение которого ему предназначено было молчать, закончилось. Неверие закрыло уста Захарии, вера же вновь открыла их. Захария стал говорить, благословляя Бога. Когда Бог открывает наши уста, мы должны воздать хвалы Богу. Пример: Старушка из одной церкви стала говорить шепотом после того, как она поругалась с сыном, и сын ушел от нее. Но временами голос к ней возвращался на короткое время. В эти времена она пела псалмы, сколько успела до очередной пропажи голоса. Не использовать для прославления Бога дар речи – это всё равно, что быть безгласным. Ибо наш язык тогда дает нам наибольшую пользу, когда он употребляется для прославления Бога.
Слух об этом разнесся по всей стране к великому изумлению слышавших людей. Настроениями народа не следует пренебрегать, их надо отмечать. Большинство людей, узнав об этом, было охвачено страхом. Если мы не имеем надежды, основанной на Евангелии, то известие о нем может наполнить наше сердце страхом. Люди слышали и трепетали, в то время как должны были бы верить и радоваться. Разговоры о младенце возбудили интерес людей к нему. Они стали наблюдать за ним, чтобы видеть, что же будет с ним дальше: ст.66 «слышавшие положили это на сердце своем и говорили: кем же будет младенец этот?» Они сберегали всё это в своей памяти, предвидя, что в будущем у них появится повод вспомнить это. Они спрашивали себя и друг друга: «кем же будет младенец этот», т.е. каков же будет плод, если таковы цветы? Когда ребенок рождается в мир, неизвестно, кем он окажется. Однако иногда бывают очень ранние признаки чего-то великого. Как было, напр., при рождении Моисея, Самсона, Самуила и вот теперь – Иоанна Крестителя. У нас есть все основания полагать, что некоторые из живших при служении Иоанна могли помнить и помнили все эти чудеса. И передавали их другим. А это в значительной мере содействовало огромному стечению народа вокруг него.
В конце этой истории читаем: ст.66 «и рука Господня была с ним». Т.е. этот ребенок со дня рождения был взят под особую защиту всемогущего Бога, как человек, предназначенный для великого дела. Бог обладает такими средствами воздействия на душу человека, какие мы не в состоянии понять. Бог никогда не сотворил бы человеку душу, если бы не знал, как управлять ей, как освятить ее. Без сомнения, слова «и рука Господня была с ним» означают, что Господь освящал и обновлял его сердце. Учил и готовил его для служения, укреплял его как предшественника Мессии Господа Иисуса. Господь Бог приободрял Иоанна, когда он обличал народ в грехах. Утешил его, когда ему было трудно. Мы знаем, что Иоанн был исполнен Духом Святым от чрева матери. И не нужно сомневаться, что с ранних лет благодать Божья направляла его. Движущая сила небесных законов всегда проявлялась в нем. И сила эта была рукой Господней.
Того же мы должны желать своим детям. Эта наилучшая жизнь, которой нет конца. Хорошо, когда над детьми есть рука учителя, но еще лучше, когда это рука Бога. Прекрасно, если дети попадут под опеку могущественных и богатых людей, но еще лучше, если дети обретут расположение Бога к себе. Бог могуществен, мудр, неизменен. Если Он держит в руке, то держит всегда. Возблагодарим же Бога за то, что Он никогда не меняется. Во времена Иоанна Крестителя Он был таким же, как сейчас. Он может дать нашим детям то же, что дал сыну Захарии. Если мы хотим, чтобы рука Господня была на наших детях, мы должны к этому стремиться, мы должны молить Бога об этом. Пример. Верующая христианка сказала другой верующей: «Как же ты счастлива, все твои четыре сына стали служителями Бога, а из моих трех никто не стал им». Женщина с четырьмя сыновьями растила детей одна, мужа посадили за веру. Она сильно уставала, тем не менее, каждый вечер у каждой кроватки она молилась за своих детей Богу.
Иоанн Креститель провел юношество в пустыне Иудейской (Лк.1.80). Его общественное служение началось в 15-й год правления императора Тиберия (ок.27г по РХ), когда он вышел из пустыни. Его одеяние «из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах» (Мф.3.4). Это напоминает одеяние пророка Илии (4Цар.1.8). Сам Иоанн отрицал это уподобление (Ин.1.21-25), признавая, что он – лишь «глас вопиющего в пустыне», о котором пророчествовал Исаия. Возможно, он опровергал надежду на телесное воскресение Илии, утверждая лишь явление его духа и силы. Именно это обещал и ангел.
В своих проповедях Иоанн подчеркивал неминуемость мессианского Царства и необходимость покаяния. Его представления о природе Царства расходились с общепринятыми. Люди ожидали, что «день Господень» принесет счастье всему Израилю, связывая свои надежды с его национальным призванием. Иоанн возвестил, что главное в царстве – праведность, и наследуют его лишь те, кто праведен. Крещение Иоанна дополнило его подготовительную работу. Главным образом это было символическое действие, призванное очиститься от греха. Оно сопровождалось покаянием. Считалось, что Иоанн Креститель был одно время связан с ессеями. Об этом свидетельствует его аскетизм и то, что он находился недалеко от главного поселения секты. И Иоанн и кумранская секта жили в пустыне Иудейской на северо-западном берегу Мертвого моря. На Иоанна в юности могла повлиять эта секта, но его служение значительно шире. Роль Иоанна – пророческая, роль секты – эзотерическая. Иоанн призвал народ к покаянию, секта удалилась в пустыню. Иоанн провозгласил необходимость покаяния в повседневной жизни, секта ессеев требовала подчинения правилам аскетической жизни. Иоанн возвестил приход Мессии, секта всё еще ожидала Его появления. Обличение Ирода Антипы и порицание его незаконного брака стало причиной казни Иоанна Крестителя (Мф.14.1-12). Иосиф Флавий, признанный историк того времени говорит, что казнь совершилась в крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря. Когда пришел Господь Иисус, роль Иоанна Предтечи завершилась.
Господь! Мы благодарим Тебя за Иоанна Крестителя, посланного Тобой приготовить путь Мессии Иисусу. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Твои дела так многочисленны и дивны, что их не сосчитать. Мы благодарим Тебя за каждое из них, в т.ч. за служение Иоанна Крестителя, которого послал приготовить путь перед Мессией, Спасителем нашим. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты напоминаешь нам о том, что самое большое утешение, какое мы можем иметь в своих детях, это – посвятить их Богу. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты освящаешь и обновляешь сердце Твоих детей, что рука Господня с ними. Мы благодарим Тебя за то, что Ты никогда не меняешься, что Ты можешь дать нашим детям то же, что дал сыну Захарии – Иоанну Крестителю. Хотя Твой народ в Библии часто выглядит неприглядно, но Ты всё равно любил его, как любишь и нас, вопреки всем несовершенствам нашим. Ты Бог, видящий нас, и мы всё равно можем прибегать к Тебе. Благодарим Тебя, что Твоя любовь богата и чиста, неизмерима и сильна. Аминь.