ПРОПОВЕДИ
Возрастайте в благодати и радуйтесь спасению своей души.
Лк.10.41-42 «»Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Небольшая история, записанная в Лк.10.38-42, встречается только в этом Евангелии. Хотя она и маленькая, в ней мы можем заметить многое: 1. Прием, оказанный Марфой Иисусу Христу и Его ученикам в ее доме. 2. Внимание, оказанное словам Христа Марией, сестрой Марфы. 3.Заботу Марфы о домашних делах. 4. Жалоба, высказанная Марфой Христу в адрес своей сестры Марии на то, что она не помогала ей служить. 5. Порицание, сделанное Христом Марфе за ее чрезмерную заботу. 6. Христос одобряет и хвалит Марию за ее серьезное благочестие: «Мария же избрала благую часть». Пока стоит мир, урок, который преподал Господь Иисус Марфе и Марии, всегда будет вспоминаться в Церкви. Рассмотрим более подробно эту историю.
Во-первых, обратим внимание на то, что христиане могут быть очень разными по характеру. Обе сестры были верными ученицами Христа. Это доказывает нам гл.11 Евангелия от Иоанна, где описано воскресение брата этих сестер – Лазаря. Обе верили, что Христос Мессия, обе почитали Его, когда еще немного было почитающих Его. Марфа и Мария любили Господа Иисуса, и Он любил их обеих. Тем не менее, они были очень разными. Марфа была деятельной женщиной, импульсивной и всегда готова была высказать всё, что у нее на сердце. Мария же была тихой и спокойной, любила созерцать и размышлять, и говорила намного меньше, чем чувствовала. Марфа, увидев Господа в своем доме, обрадовалась и начала суетиться, чтобы приготовить всё надлежащим образом. Мария тоже обрадовалась Ему, но она решила сесть у Его ног и слушать Слово. Благодать действовала в сердцах обеих, но у каждой проявлялась по-разному. Очень полезно помнить об этом. Не стоит ожидать, что все верующие будут похожи один на другого. Не нужно думать, что человек не имеет благодати только потому, что его опыт веры не соответствует нашему. Каждая овца в стаде Божьем имеет свои особенности. Все истинные дети Божьи согласны между собой в главном. Все водимы одним Святым Духом. Все осознают свои грехи и доверяют Иисусу Христу. Все покаялись, стали верующими, т.е. детьми Божьими. Но в каких-то второстепенных вопросах всё же различаются. Не будем же презирать других за это. В Церкви могут быть и Марфы и Марии.
Господь Иисус пришел с учениками в селение Вифанию. Это селение было расположено вблизи Иерусалима, куда направлялся теперь Господь. Ст.38 «здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом», оказала Ему гостеприимство, будучи хозяйкой дома. Заметим, что Господь, находясь на Земле, средствами к существованию был всецело обязан Своим последователям. У Него не было собственного дома ни в Иерусалиме, ни вблизи него. Он любил эту семью (Ин.11. 5) и был частым гостем в ней. Посещение Христа – знак Его любви. Этот дом назван домом Марфы, потому что она, вероятно, была вдовой и хозяйкой дома. Хотя прием Господа был сопряжен с большими затратами, поскольку Он никогда не приходил один, а приводил с Собой учеников, однако она не считалась с этим. Ведь на что можно лучше истратить свое имущество, как не на служение Христу. Больше того, к этому времени стало опасно принимать Его, особенно рядом с Иерусалимом. Но Марфа не боялась рисковать собой ради Него.
Ст.39 «Мария … села у ног Иисуса и слушала слово Его». Видимо, Господь Иисус, как только вошел в дом Марфы, не дожидаясь угощения, приступил к Своему великому труду – проповеди Евангелия. А Мария села у Его ног, что указывает на продолжительность беседы. Вывод: хорошая проповедь никогда не бывает хуже от того, что произносится в частном доме. Мария, имея такую драгоценную возможность, села, чтобы воспользоваться ею, т.к. не знала, когда представится ей еще такой случай. Когда Христос готов говорить, мы должны быть быстры на слышание. Мария села, чтобы послушать Его, что свидетельствует о ее серьезном внимании. Она решила пребывать в сосредоточенном настроении, чтобы впитать в себя всё, что скажет Господь. А не схватывать время от времени отдельные слова. Она села у Его ног, как ученики сидят у ног своих наставников, когда те читают свои лекции. Об ап. Павле сказано, что он был воспитан у ног Гамалиила. Наше пребывание у ног Христа, когда мы слушаем Его Слово, означает: готовность принять его, покорность слову и решение полностью отдаваться Его водительству. Если мы сейчас сидим у Его ног, то вскоре сядем с Ним на Его престоле.
Ст.40(а) «Марфа же заботилась о большом угощении». Использованное здесь греческое слово буквально можно перевести словом «отвлеклась». Именно заботы об угощении заставили Марфу уйти и не слушать Христа. Ее чрезмерная забота о временном заставила ее забыть о своей душе. И поэтому не села рядом с Марией у ног Христа, чтобы послушать Его. Возможно, ее не предупредили о приходе Господа с учениками, и она не подготовилась к нему. Но хотела, чтобы всего было в изобилии на этом приеме – ведь не каждый день приходили к ней такие гости. Похвально уважение Марфы, оказанное Господу Иисусу. Ибо мы имеем основание думать, что Марфа устроила такой прием не из тщеславия, но с одним желанием – засвидетельствовать Ему свое благорасположение. Из уважения, каким пользовалась эта семья среди иудеев (Ин.11.19), видно, что это было достойное, выдающееся семейство. И, тем не менее, Марфа не считала унизительным для себя руководить приготовлением угощения, а может быть, лично принимала в этом участия. Забота об угощении – это долг домохозяйки, но чрезмерная озабоченность – излишество. Пусть ошибка Марфы послужит предупреждением всем христианам. Если мы хотим возрастать в благодати и радоваться благополучию своей души, мы не должны чрезмерно заботиться о мирских делах. Не только очевидный грех и прямое нарушение Божьих заповедей ведет человека к вечной смерти. Порой к вечной гибели приводит чрезмерное внимание к тому, что само по себе законно. Кажется, что ничего плохого нет в том, чтобы обеспечивать себя. Мы же должны исполнять свои обязанности, которые накладывает наше положение. Но именно здесь и кроется самая большая опасность. Семья, работа, ежедневные обязанности, домашние дела, общественная жизнь – всё это может увести от Бога. Будем же наблюдать за собой, за своими привычками и стремлениями. Иначе мы будем грешить, даже не осознавая этого. Если мы стремимся к вечной жизни, мы должны придавать мало значения материальному и не позволять ничему занимать первое место в нашей жизни – место Бога.
Этот же стих содержит жалобу, высказанной Христу в адрес своей сестры Марии на то, что она не помогает ей служить. Совесть немножко уколола Марфу, когда она увидела, что беспокоится о столе в одиночку, а сестра сидит у ног Господа и слушает Его слово. Ей стало не по себе, и греховный человеческий характер дал о себе знать в упреке: ст.40(б) «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Она говорит так потому, что она очень рассердилась на свою сестру. Иначе она не стала бы по этому поводу тревожить Господа. Неумеренность в житейских стремлениях и заботах часто является причиной нарушения мира в семье, распрей и конфликтов между родственниками. Кроме того те, кто сами прилагают большое попечение о мирской жизни, склонны порицать и осуждать тех, кто не таков. Они готовы осудить тех, кто посвящает себя упражнениям в благочестии и пренебрегает, как они выражаются, путем к наживе. Полагают, что Господь когда-то проявил нежную заботу о Марфе, о ее отдыхе и покое. Поэтому она ожидала, что теперь Он велит сестре разделить с ней ее хлопоты. Мы можем с радостью возлагать на Господа свои заботы, какими Он озадачил нас. Но не те, которые мы взваливаем на себя сами по собственной глупости. Он покровитель бедных и оскорбленных, но не беспокойных и несправедливых.
Марфа обратилась к Господу Иисусу за поддержкой, а Он выносит ей осуждение. Ст.41,42 «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Господь сделал ей выговор, несмотря на то, что был ее гостем. Он укоряет ее при всех. Вспомним отрывок из притчи: Прит.27.6 «Искренни укоризны от любящего». Кто тот друг, который может стать благословением для моей души? Тот ли, кто станет потакать моим прихотям и льстить моему тщеславию? Достаточно ли того, что он любит меня и готов тратить время и силы на служение мне? Этого мало. Ведь мы несчастные, заблудшие грешники с упрямой волей и слепым сердцем, которые с каждым шагом удаляются от верного пути. Другом для меня в таком случае станет тот, кто сможет открыто меня обличить, и не будет льстить. Настоящая любовь без этого невозможна. Любовь, которая не смеет укорять с любовью и никогда не причиняет боль обличением, с точки зрения Бога есть ненависть. Сначала надо рану вскрыть и очистить, а только потом накладывать на нее повязку. Укор, произнесенный без злобы, в правильно выбранный момент, скрепляет дружбу, а не разрушает. Господу не было угодно то, что Марфа думала угодить Ему богатым и обильным угощением и мучила себя его приготовлением. Господь как бы говорит ей: «Как ты можешь перепутать второстепенные вещи с существенными? Обрати внимание на то, что ты пропадаешь в мелочных делах, когда Я в доме у тебя. Ты не понимаешь, что Я не для того пришел, чтобы служили Мне, а чтобы Я Сам служил. Ты не видишь, что здесь речь идет о большем, чем о пище и ночлеге. Я очень ценю твое гостеприимство, но сейчас Я хочу проявить заботу о тебе. Ты не понимаешь, что для Меня простая пища тоже ценна. В Моем Царстве на первом месте духовные вещи». Господь хочет научить и нас не быть сластолюбивыми в употреблении пищи.
«А одно только нужно». Некоторые истолковывают эту фразу в том смысле, что Марфа заботилась о приготовлении многих блюд, в то время как требовалось всего лишь одно блюдо. Другие считают, что более сильное толкование слов «а одно только нужно» - спасение, Спаситель. Чем дольше мы живем в этом мире, тем больше убеждаемся, что так оно и есть. Здоровье, деньги, владения, положение, авторитет, процветание – всё это хорошо, но не необходимо. Без них тысячи людей в этом мире счастливы, потому что они знают, что обретут славу в мире грядущем. Многое, о чем пекутся люди на Земле, на самом деле не так уж важно. Единственное, что нужно – это благодать Божья, которая дает спасение, дает жизнь в Божьем Царстве.
Господь Иисус одобряет и хвалит Марию за ее серьезное благочестие: ст.42 «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Эти слова были сказаны не только одной Марии, но и всем верующим во Христа людям, жившим и живущим во всех концах Земли. Эти слова должны ободрять всех христиан. Верующие должны иметь одну цель и искреннее сердце. Должны во всем следовать Господу, ходить с Богом, заботиться о душе и не думать много о земном, преходящем. Удел истинных христиан – это благодать Божья. Только такая участь заслуживает названия «благая». Только она может удовлетворить духовные нужды, только она длится вечно. Невозможно представить себе такие обстоятельства, в которых человеку навредила бы Божья благодать. Цари покидают свои царские престолы, богатые оставляют деньги, имущества и земли свои. Всё это у них есть только до тех пор, пока они живы на Земле. Благодать Божья и покровительство Христа – это богатство, которое никто не может отнять у верующего христианина.
Господь! Просим, помоги нам всегда выбрать в жизни благую часть. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за этот рассмотренный нами сегодня отрывок, через который Ты говоришь, что тихо сидеть у ног Христа, слушая Его, так же полезно, чем творить добрые дела. Научи нас выбрать лучшее для своей души, стремиться быть ближе к Спасителю Христу, стремиться к общению с Богом. Дай нам обратить внимание на то, что христиане могут быть очень разными по характеру. Дай нам не порицать благочестивое усердие других, чтобы не восстановить Христа против себя. И пусть не обескураживает нас, когда критикуют наше собственное благочестивое рвение, ибо Христос за нас. Дай нам не сомневаться в том, что будут оправданы все, сделавшие такой же выбор для себя и оставшиеся верными ему. Дай нам понять, что часть с Христом – это лучшая часть для души, для вечной жизни. Эта часть, какую Он дает избранным Своим. Эта часть, которая никогда не отнимется у имеющих ее. Дай нам мудрость избрать эту благую часть. Аминь.