ПРОПОВЕДИ
Добродетели христиан или плоды Святого Духа. (на Праздник урожая)
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость воздержание».
Прежде осудив всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды, ап. Павел учит теперь, что все добродетели, честные и благоприятные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей и в силу возрождения, получаемого от Христа. Апостол как бы говорит: «От человека не рождается ничего, кроме зла, и нет такого добра, которое не порождалось бы Святым Духом». Он перечисляет плоды духа или новой природы, которые мы, будучи христианами, должны стараться приносить. Здесь можно заметить, что грехи называются делами плоти, потому что плоть, т.е. старая природа в человеке является источником побуждений и влечений к греху. А добродетели есть плоды Святого Духа, потому что они всецело исходят от Духа. Здесь апостол говорит о тех плодах Святого Духа, которые содействуют миру между христианами, и приносят внутренний покой самому человеку.
Он призывает нас к любви – к любви к Богу, прежде всего и друг другу ради Него. Морозным зимним днем девушка решила прогуляться на берегу озера. Ей захотелось сделать фотографию маяка, и она достала телефон. Но стекла в очках у нее запотели, так что она наугад навела камеру на маяк и сделала три снимка. Открыв фотографии, они поняла, что в телефоне была включена фронтальная камера. И у нее получились три фотографии самой себя. Она подумала: «Мой фокус направлен только на меня. Всё, что я вижу – саму себя». Фотографии девушки заставили ее отца задуматься о похожей ошибке в духовном мире. Мы можем настолько увлечься собой, что перестанем видеть удивительный Божий замысел. Иоанн Креститель ясно понимал, что он не находится в центре этого мира. С самого начала он сознавал, что его призвание – указывать людям на Иисуса Христа, Божьего Сына. Когда позже ученики Иоанна сообщили ему, что люди идут за Иисусом, он ответил: Ин.3.28-30 «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан перед Ним… Ему должно расти, а мне умаляться». Пусть в центре нашей жизни всегда будет Спаситель Иисус Христос. И пусть наши сердца будут полны любви к Нему.
«Но я не хочу ничего давать» – возмутился маленький мальчишка, который не соглашался поделиться даже одним из своих многих кубиков. Его детский эгоизм не удивил отца, хотя опечалил. Жадность свойственна малышам. Но не только им. Жизнь людей отмечена нежеланием щедро и искренне отдавать. Верующие в Иисуса Христа призваны делиться своей жизнью друг с другом. Это сделала Руфь для своей свекрови Ноемини (смотри в Библии книгу Руфь). Одинокая вдова Ноеминь ничего не могла предложить Руфи. Тем не менее, она связала со свекровью свою жизнь и поклялась, что только смерть разлучит их. Она искренне посвятила себя пожилой женщине, проявив любовь и сострадание. Вспомним и о плодах ее жизни. Позже Руфь родила сына, который стал дедушкой царя Давида. Господь Иисус посвятил нам Свою жизнь, а потом был прославлен Богом Отцом и теперь находится по Его правую сторону. Если мы щедро делимся друг с другом, то можем быть уверены, что не останемся в убытке. Господь вознаградит нас удивительным образом. Делиться Божьей любовью – значит заботиться о людях.
Ап. Павел призывает нас к радости, подразумевая под ней постоянное утешение в Боге, а также радость общения с друзьями. К этому призывает он нас и в Флп.4.4 «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Всякая наша радость должна завершаться радостью в Боге, наши помышления о Нем должны быть утешительными для нас. Это наш долг и наша привилегия. И радоваться в Нем всегда, во всякое время и при всяких обстоятельствах. Даже когда мы страдаем за Него или подвергаемся бедствиям. Мы не должны думать плохо о Боге и о Его пути из-за тех трудностей, которые встречаем в служении Ему. В Боге содержится достаточно того, что может наполнить нас радостью в самых тяжелых обстоятельствах земной жизни. О радостном состоянии сердца говорится в Книге притч: Прит.17.22 «Веселое сердце благотворно, как врачевание, а унылый дух сушит кости». Притча предлагает «рецепт» сохранения здоровья и лечения болезней. Нужно наполнить сердце радостью. Такое «лекарство» стоит недорого, но приносит огромную пользу. Нам всем нужен этот библейский рецепт. Хорошее настроение во время разговора помогает сосредоточиться не на разногласиях, а на правильном понимании проблемы. Смех в семье или в кругу друзей создает среду, в которой мы чувствуем себя любимыми. Помните: Библия побуждает иметь веселое сердце.
Апостол призывает к миру – к миру с Богом и совестью или к миролюбивому характеру и миротворчеству. Спустя сорок пять лет после завершения карьеры в профессиональном спорте Джерри Крамер не получил членство в Зале славы английского футбола (высшее признание для футболиста). Он удостоился многих наград, но эта ускользнула. Он номинировался на нее десять раз, но так и не получил. Несмотря на это, Крамер великодушно заявил: «За свою жизнь я получил от Национальной футбольной лиги сотню подарков. Расстраиваться или сердиться из-за того, что я недополучил один, было бы глупо». После того как награда столько раз уходила к другим, многие могли бы обозлиться, но не Крамер. Его отношение служит иллюстрацией того, как мы должны хранить свое сердце от разъедающего действия зависти, которая в Библии называется «гнилью для костей» (Прит.14.30). Если мы поглощены мыслями о том, чего не имеем, и забываем о том, что нам дано, Божий мир покидает нас. После одиннадцатой номинации в феврале 2018г Джерри Крамер наконец был включен в Зал славы Национальной футбольной лиги. Однако наши земные мечты могут и не осуществиться. И всё же мы должны иметь мир в сердце, если сосредоточим внимание на многочисленных проявлениях Божьей щедрости и милости к нам. Независимо от того, что мы хотим и чего не имеем, мы можем иметь живительный Божий мир.
Апостол призывает к долготерпению, в смысле воздержания от гнева и терпеливого перенесения обид. Медвежонок Винни Пух однажды сказал: «Если ты с кем-то говоришь, а он тебя не слушает, надо быть терпеливым. Может быть, у него просто комочек шерсти застрял в ухе». В этих словах большая доля истины. Когда кто-то нас не слушает, может быть, действительно причина в каком-нибудь маленьком комке в ухе. Или, возможно, другое препятствие: некоторым трудно слушать, потому что они духовно сломлены и разочарованы. Что делать, когда люди нас не слушают? В словах Винни Пуха содержится ответ: «Надо быть терпеливым». Бог говорит: 1Кор.13.4 «Любовь долготерпит, милосердствует». В этом отрывке ап. Павел перечисляет некоторые свойства и действия любви, чтобы мы могли определить, имеем ли мы ее. А если не имеем, то не успокаивались до тех пор, пока не достигнем этого прекрасного дара. Она может терпеть зло, несправедливость и провокации, не исполняясь гневом, возмущением или желанием мести. Любовь делает характер уравновешенным, дает силу обуздывать злые страсти, делает способным постоянно терпеть. Она будет долго ожидать добрых плодов своего терпения к другим людям.
Апостол призывает и к благости, к такой мягкости характера, особенно по отношению к нижестоящим, которая делает нас приветливыми и любезными. И помогает переносить причиняемы нам обиды. Специалисты, изучающие акул, говорят, что те наиболее склонны к нападению, когда чувствуют кровь в воде. Запах крови на них действует как спусковой крючок, акулы нападают. Порой таким же образом люди в церкви реагируют друг на друга. Вместо того, чтобы быть дружной семьей, члены которой сострадают друг другу, они создают опасное окружение, в котором хищники ищут чьи-то ошибки или упущения. А ведь, чем добивать упавших, куда более по-христиански было бы поднимать и поддерживать, нести им утешение. Когда мы почувствуем «кровь в воде», давайте, подумаем, как оказать пострадавшим благость. Может быть, скоро настанет день, кода мы сами в ней будем нуждаться.
Апостол призывает и к милосердию, проявляющему себя в готовности делать добро всем, кому мы только можем. Лесной пожар разыгрался в живописном лесу, уничтожая места обитания многих животных, а также сотни домов. Люди просили Бога послать дождь, чтобы загасить пламя и положить конец бедствию. Некоторые молитвы содержали условие. Люди просили Бога послать дождь без молний, из-за которых могли возникнуть новые очаги и возгорания. Это может напомнить нам, что мы живем в окружении того, что дает жизнь и в то же время может убить. С помощью огня мы готовим пищу и отапливаем жилье, но в нем же можем погибнуть. Вода дает жизнь нашему телу, увлажняет землю, но в ней же можем и утонуть. Чересчур мало, чересчур много – и вот наша жизнь уже под угрозой. Тот же принцип действует и в нашем духовном мире. Для нормального существования обществу нужны, казалось бы, противоположные ценности: милость и правосудие. Господь Иисус упрекал фарисеев за скрупулезность в исполнении малейших деталей Закона и одновременно за пренебрежение важнейшим в нем – милостью. Мы склонны уходить в крайности, но Господь содержит правосудие и милосердие в совершенной гармонии (Ис.16.5; 42.1-4). Его смерть удовлетворила Божью праведность и нашу нужду в милосердии.
Апостол Павел призывает и к вере (в некоторых переводах – верность) – к преданности, справедливости, честности и к искренности в том, что обещаем другим. Душепопечитель нарисовала человечка на листе бумаги и назвала его «личное я». Потом обвела его контуром шириной в сантиметр и назвала это изображение «публичное я». Разница между двумя фигурками, личным и публичным «я», говорит о степени нашей искренности. Ее ученица смотрела на рисунок и думала: «Тот ли я человек на людях, что и в личной жизни? Насколько я искренна?» Ап. Павел писал письма в коринфскую церковь, уча их быть подобными Иисусу Христу, с любовью и строгостью. Ближе к концу Второго послания он обратился к своим противникам, которые обвиняли его в неискренности: 2Кор.10.11 «Каковы мы на словах в послании, таковы и на деле лично». Эти критики пользовались ораторским мастерством, чтобы собирать деньги со слушателей. А ап. Павел писал им прежде: 1Кор. 2.4 «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол был человеком, который вел себя одинаково и на людях и наедине с самим собой. А как обстоят дела у нас?
Апостол призывает к кротости, управляющей нашими проявлениями недовольства и эмоциями, чтобы мы быстро успокаивались. В гл.40 Книги пророка Исаии мы видим Бога, Который являет Себя одновременно кротким и могущественным: Ис.40.11 «Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей». В предыдущем стихе сказано: Ис.40.10 «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его с властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его перед лицом Его». Он полный силы и в то же время кроткий, когда беспомощным нужна Его защита. Бывают ситуации, когда нужно встать на защиту слабых и потребовать справедливости. Но также нам сказано: Флп.4.5 «Кротость ваша да будет известна всем людям».
Апостол призывает к воздержанию в вопросах еды и питья и других житейских наслаждений, чтобы мы не были неумеренными в них. В древней басне «Мальчик и орехи» мальчик засовывает руку в кувшин с орехами и набирает полную горсть. От этого его рука застряла в кувшине. Не желая терять ничего из своей добычи, мальчик начинает плакать. Ему советуют оставить несколько орехов, и тогда рука сможет пройти в отверстие кувшина. Жадность – жестокий повелитель. Мудрый экклесиаст (проповедник) царь Соломон говорит: Еккл.4.6 «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа». По его словам стоит ослабить жадную хватку и найти удовлетворение в том, что принадлежит нам по-настоящему. Наше подлинное богатство останется с нами навсегда. Вспомним слова Иисуса Христа: Мк.8.36 «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Господь! Просим, помоги нам жить в довольстве, проявляя искреннюю благодарность Тебе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за постоянное присутствие и заботу в нашей жизни. Благодарим, что даришь нам Свой мир и много других благословений. Просим, помоги нам проявить кротость, ибо она помогает нам защищать свою позицию, не приобретая врагов. Господь Иисус! Твоя победа в этом падшем мире несомненна. Дай нам силу побеждать окружающий мир верой и послушанием Тебе. Из-за личных соображений мы порой склоняемся к справедливости, порой к милости. Отче, просим, научи нас хранить равновесие, взирая на Тебя, и даруй нам мудрость на все случаи жизни. Дай нам понять, что собственная сила не может быть заменой надежды на силу Божью. Благодарим Тебя за дар радости, наполняющий наше сердце. Благодарим, что даже в трудные времена Ты обещаешь наполнять наше сердце радостью. Просим, помоги нам щедро помогать людям и через это показывать им Твое любящее сердце, делиться Твоей любовью. Мы часто сосредотачиваемся на себе, своих нуждах и желаниях. Помоги нам больше смотреть на Тебя. Просим, помоги нам жить в довольстве, проявляя искреннюю благодарность Тебе. Аминь.