ПРОПОВЕДИ
Люди всегда имели и могут иметь познание о Боге.
Рим.1.18-20 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Цель нашей проповеди – показать, что всякий атеизм есть антитеизм, т.е. богопротивление и к чему это приведет. Рассматриваемый нами отрывок ап. Павел применяет к языческому миру, однако всё сказанное им относится и к неверующим людям наших дней. Какими средствами к познанию Бога обладали язычники? Хотя они не знали Закона Божьего, как Израиль, однако Бог «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями» (Деян14.17). В этом отрывке ап. Павел лишает язычников возможности ссылаться на неведение. По данному вопросу люди часто прибегают к отговорке, что на них нет никакой вины. Скорее они изображают Бога жестоким, Который не удостоился призвать их. Ап. Павел в начале Послания к римлянам упреждает это несправедливое возражение (смотри наш эпиграф). Т.е. язычники тоже могли иметь познание о Боге, и они имели кое-что о Нем в своем сердце, уме и совести. Напр., философия Пифагора, Платона и стоиков обнаруживает познания о Боге.
Есть множество того, что люди не могут знать о Боге. Об этом сказано в Библии в Книге Иова: Иов 11.7,8 «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес – что можешь сделать? Он глубже преисподней – что можешь узнать?» Но и многое доступно для человеческого познания о Нем. Люди могут иметь достаточное познание, чтобы прийти к Богу. Смысл нашего эпиграфа заключен в следующем: есть люди, которые знают о Боге, но не поклоняются Ему как Богу. Они ощущают, что есть Бог, но подавляют это чувство. Внутреннее ощущение или врожденное знание Бога очень сильное у человека. Я сам слышал рассказ одного человека, который научился общаться со слепой и глухой девушкой. Обрадовавшись этому и будучи верующим, он начал рассказывать ей о Боге. А она ему ответила, что она всегда знала, что есть Бог. Человек может иметь такие познания о Боге, что для него нет извинения. Однако он предпочитает не знать Бога. По своему выбору, он даже подавляет истину, которую имеет в себе. Это является первой причиной того, что Бог открывает и изливает Свой гнев. Если я, несмотря на откровения во Христе, не считаю нужным знать что-либо о Боге, то Бог будет гневаться на меня за то, что я не прославляю Его. Познание, которым всякий человек в принципе обладает, делает его «безответным», т.е. неизвинительным.
«Ибо что можно знать о Боге». Апостол так называет то, что полезно нам знать о Боге. Разумеет под этим всё, что должно подвигать или побуждать нас к прославлению Бога. Этими словами он дает понять, что наш разум не способен понять Бога таким образом, каков Он есть. Но имеется некий способ познания, которым и должны довольствоваться люди. Потому что Бог всё, что говорит нам о Себе, приспосабливает к нашему разумению. Говоря, что Бог явил, апостол имеет в виду то, что человек для того и был создан, чтобы лицезреть устроение мира. Чтобы, созерцая столь прекрасную картину, возносился он к Самому Творцу.
Бог открывается и через творение. Вся Вселенная, ее существование и природа возвещают о Божьей мудрости и силе. Более того, люди могут видеть в природе нечто больше, чем простой факт, что Бог – великий Творец. За сотворением Вселенной и всего того, что наполняет ее, люди могут видеть и нечто большее, чем высший Разум. Они могут воспринимать «невидимое» о Боге, т.е. такие Его атрибуты как благость, всеведение, праведность и т.п. И «вечную силу Его», т.е. Его могущество, энергию, ибо об этом провозглашают Его деяния. Человек может взирать на небесные и земные творения, на растения и животных, на мужчину и женщину, и отчетливо видеть их тела и строения, разнообразие и красоту, строгий порядок и устроенность, цель и назначение. Когда человек искренно относится к этому, он видит, что наш так разумно сотворенный мир был создан премудрым Творцом. Но он может воспринимать еще гораздо больше. Он понимает, что Бог является Творцом жизни и бытия, ума и знания, энергии и силы, смысла и значения, плана и закона (порядка), красоты и величия, славы и чести, ценности и нравственности, тайн (непонятного, скрытого).
«От создания мира». Это можно понимать либо, как относящееся к предмету, откуда черпается познание. Чтобы познать истину, надо обратиться к великому делу сотворения мира. Можно понимать либо, как относящееся ко времени начала откровения. Откровение Бога в природе так старо, как сама природа. Путь Его познания в природе существовал от начала творения. Истина предшествовала заблуждению. Замысел ап. Павла состоит в том, чтобы научить людей, где следует искать спасение. Греховный человек неохотно смиряется до того, чтобы приписать славу за свое спасение одной благодати Божьей.
Человек может видеть Его божество, т.е. то, что Он есть истинный Бог. Когда он искренно относится к природе, он ясно видит, что ее Творцом является Господь Бог, Который заботится о Своих творениях и обеспечивает их всем необходимым, дает им жизнь и заинтересован в сохранении их жизни. Творение Он возрождает, восполняет. Будучи Творцом жизни и ее цели, высшим Лицом закона и порядка, Бог требует, чтобы все Его творения служили Ему и были Ему покорны. Познания эти о Боге люди могут получать через рассматривание творений. «Через рассматривание творений видимы». Но творения постижимы не только органами чувств, а разумом и пониманием. Человеку дано логическое мышление. Творения не могли появиться сами собой, они должны иметь первопричину. Должны быть созданы разумным существом, а таковым мог быть не кто иной, как только вечный всемогущий Бог. Это доказывают и библейские отрывки: Пс.18.2 «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». В стихах 2-7 псалмопевец, исходя из того, что мы видим каждый день через окружающий нас мир, ведет нас к размышлению и о невидимых делах Божьих. Эти творения служат нам тем, что проповедуют славу Божию, демонстрируя дела Его рук. И еще стих: Ис.40.26 «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их». Создатель узнается по Своим созданиям.
«Так что они безответны», т.е. не извинительны. Из вышесказанного легко выводится, что люди не могут привести на суде Божьем какое-либо оправдание, чтобы не подвергнуться справедливому осуждению. Поразительный факт, что хотя в творении человек имеет все вообразимые свидетельства, направляющие его к Богу, но он отвергает познание Бога через творение. Человеку нечем оправдать свое отвержение Бога.
А теперь рассмотрим, каков есть самый существенный грех, вытекающий из того, что люди не хотят признать истинного Бога. Рим.1.21 «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили». Итак, в конечном итоге наш грех состоит не только в том, что мы лжем, крадем или прелюбодействуем, а и в том, что мы не воздаем живому и святому Богу славы, которая ему полагается. И не приносим Ему благодарности, которой Он заслуживает. «Не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили». Речь здесь идет об особой и своеобразной славе, которая может быть уделом единственно Того, Кто является Богом. Библия нам предлагает следующий масштаб этой славы: почитать Бога, любить Его, уповать на Него, доверять Ему. Вот, что принадлежит Тому, Кто Сам превознесся над всем. Чтобы прославить Бога, Кто является Творцом и Господом, необходимо любить Его «всем сердцем, и всею душою, и всем разумением» (Мф.22.37). В том-то и состоит наш грех, что мы лишаем Его существенного и пытаемся удовлетворить Его тем, что, по нашему разумению, у нас остается для Бога. Это есть «нечестие», главным образом, религиозных людей. Всякий человек, имеющий представление о Боге, должен восхвалять Его за вечность, премудрость, благость, праведность. Вечность Его явствует из того, что Он Творец всего; сила – из того, что всё держит в деснице Своей; премудрость – из самого упорядоченного обустройства мира; благость – из того, что не было иной причины, чтобы сохранять всё созданное. Праведность явствует из управления миром, ибо Он карает виновных и отмщает невиновных. Милосердие Его явствует из того, что Он с таким терпением сносит людскую порочность. Истина – из того, что Он неизменен.
Мартин Лютер пережил вплоть до отчаяния ужас греха неблагодарности Богу. Он пишет: «Грех мой, в котором я родился, мучил меня день и ночь». Несмотря на молитвы и посты, несмотря на всякие попытки жить для Бога, ему всё таки недоставало истинной любви к Богу, добровольной и полной отдачи Ему, которая одна только способна удовлетворить требованиям первой Заповеди. Требования эти не произвольные, не чрезмерные, они соответствуют славе Божьей. Мартин Лютер указывает еще на один факт, как проявляется бесславие Бога в нас, считающих себя знающими Бога и прославляющими Его. Оно проявляется и в нашем легкомысленном способе говорить о Боге. Люди часто приписывают познание Бога себе самим, как будто они познали Его благодаря собственной проницательности и талантности. И не благодарят Бога за столь обильные блага сотворения и за познание самих себя. Рим.1.21 «но осуетились в умствованиях своих». Но осуетились, лишились истины. Они осуетились (стали тщетными) и потеряли какую бы то ни было ценность. Хотя, возможно, что в глазах людей они, напротив, обрели величие, мудрость и всеведение. Они получили достаточное знание об общих истинах, но в своих понятиях о Боге, о творении мира и происхождении человека, о высшем благе они, оставив ясную истину, предались бесконечным спорам и пустым выдумкам. Когда истина оставляется, тогда умножается заблуждение.
Рим.1.21 «и омрачилось несмысленное их сердце». Безумие сердца и практическое нечестие омрачает и затемняет умственные способности. Что же тогда делает Господь? Он лишь оставляет человека. Он не делает зла, Он просто оставляет нас, Он молчит. И тогда с человеком покончено. Тогда конец всякой мысли и всякому мнению. Тогда наше несмысленное сердце омрачается, так что теперь мы можем впасть во всевозможные безумства. Господь говорит: Пс.80.12-13 «Народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Бог много сделал для них и хотел сделать еще больше, но всё было напрасно. Они, как никакой другой народ, слышали Его голос, но не прислушивались к нему, не хотели повиноваться ни ему, ни Закону. Господь хотел быть для них Богом, но они не хотели быть Его народом. Некоторые люди избегают религии, т.к. не хотят быть религиозными. Бог отнял у них Святой Дух, снял уздечку ограничивающей благодати и справедливо предоставил их самим себе. Бог как бы говорит: «Они будут поступать, как хотят, да будет так». Когда люди вытесняют Бога из своего разума, наступают серьезные последствия. Их умы готовы заполниться каким-то другим богом (лжебогом). Они перестают видеть: Пс.81.5 «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются».
Рим.1.22 «Называя себя мудрыми, обезумели». Люди, обязанные в смирении воздать славу Богу, захотели мудрствовать сами по себе. И низвели Бога до своего состояния. Ап. Павел настаивает здесь на следующем принципе: «Никто, кроме как по своей вине, не отчужден от почитания истинного Бога». Некоторые люди отвергают Бога и объявляют себя слишком мудрыми, чтобы верить в Бога; слишком образованными, чтобы зависеть от библейских текстов. Считают себя обладающими достаточными средствами, чтобы создать свой собственный мир и свое будущее. Считают себя способными установить свои собственные стандарты и законы, контролирующие жизнь. В наши дни многие люди заменили Бога гуманизмом. Они объявили себя устроителями своей судьбы, законодателями своей жизни, определителями своей нравственности. Обычно этот грех присущ образованным и цивилизованным людям.
Господь, просим, помоги нам получить о Тебе истинное познание. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Поскольку величие Твое блистает в делах Твоих и во всяком творении, помоги нам получить отсюда представление о Тебе. Ибо творение ясно свидетельствует о своем Творце. Благодарим, что Ты создал нас по Своему образу и этим сделал нас ценными. Помоги нам помнить о ценности своей, потому что мы сотворены похожими на Тебя. Мы славим Тебя, что в Своей мудрости Ты знаешь как лучше устроить нашу жизнь. Благодарим, что хранишь нас, направляя на Твои пути. Дай нам всегда помнить, что Ты управляешь всем и сражаешься на нашей стороне, на стороне Своих детей. Просим, научи нас полагаться на Божью сверхъестественную помощь. Благодарим, что Ты заботливо исправляешь и восстанавливаешь нас так, как не смогут никакие человеческие усилия, что являешь Свою силу в наших несовершенствах. Ты придаешь вечную цель и смысл самым простым обстоятельствам. Просим, помоги нам смотреть на все свои взаимоотношения и обстоятельства через Тебя. Во имя Иисуса Христа. Аминь.