ПРОПОВЕДИ
Послушание как свободное решение любящего сердца.
Пс.118.35,36 «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти».
По словарю русского языка Ожегова «послушание» – повиновение, покорность. Противоположное качество – своеволие. По Библии: послушание – мудрое подчинение воле тех, кого Бог поставил над нами. Бог желает, чтобы люди жили перед Ним благочестиво и праведно. Он хочет, чтобы люди были послушны. Бог говорит Свое Слово, а от человека же, слушающего Его, требуется послушание. Один пастор часто вешает у себя в доме на самом видном месте стих из Библии или чье-то высказывание. Заходя к нему, его товарищ всегда обращает внимание: что же сегодня вывесил хозяин? Но вот однажды он прочел на стене только два слова: «Да, Господь». Эти слова засели в голове товарища пастора. Он подумал: «А ведь в них ответ на любую проблему. Как рад был бы Христос, если бы каждый свой день мы начинали с этих слов».
Давид, автор Пс.118, уже помолился Господу, чтобы Он просветил его разумение, чтобы ему знать свое служение и не ошибиться в нем. А здесь как бы говорит: «Ты произвел во мне любовь к Твоему пути, так дай же мне сил идти им. Другие люди уже идут по нему по Твоей благодати». Это крик ребенка, который хочет ходить, но пока не может. Это и крик обессилевшего странника, который снова жаждет оказаться на хорошем пути. Это желание святости – большое благословение, и даровавший нам его даст нам радость жить свято. В этом наша единственная надежда, ибо мы не встанем на узкий путь, ведущий в небеса, пока не будем поставлены на него силой Творца. Давид просит Бога: «Сотвори меня заново. Ты дал мне знание, дай и возможность ходить Твоими путями. Я не буду счастлив до тех пор, пока это не осуществится, ибо это радость души моей». Он не просил Бога сделать то за него, что должен был делать он. Он сам желал ходить путем заповедей Божьих. Он просил Бога «поставить» его на путь. Бог не относится к нам как к бревнам, которые нужно тащить. Он относится к нам как к творениям, наделенным волей, разумом и способностью к действию. Как к существам, желающим и способным идти в заданном направлении, если их к тому побудить. Святость не имеет ничего общего с вынужденным и подневольным соблюдением заповедей. Святость, к которой мы стремимся – это наслаждение праведностью, которое побуждает нас сообразовывать свою жизнь с волей Бога. Поскольку сами по себе мы не достаточно способны, то должны полагаться на Божью благодать.
«Приклони сердце мое к откровениям Твоим». Не являются ли эти слова излишними, ибо очевидно, что псалмопевец и так всем сердцем стремится к послушанию. Мы убеждены, что в Библии нет ни одного лишнего слова. После молитвы о добродетельных поступках Давид молился о том, чтобы сердце его пребывало во всем, что он делает. Чего бы стоили его дела, если бы сердце его не участвовало в них? Воля наша свободна, однако Божья благодать склоняет нас к добру, никак не посягая на свободу воли. Она совершает это, давая нам понять, как замечательно быть послушным. Если какая-то из наших обязанностей стала нам в тягость, нам нужно помолиться об этом Богу. Мы должны любить все откровения Господни, и если мы не принимаем все их, мы должны обратить на это особое внимание. К чему стремится сердце человека, к тому устремляется и вся его жизнь. Поэтому молитва «приклони сердце мое» обладает великой силой. Как счастливы мы будем тогда, когда сердце наше будет постоянно ощущать влечение к добру! Плотское, невозрожденное сердце не тянется к этому пути – все его наклонности уводят его прочь от откровений Божьих.
«А не к корысти». Этот грех противостоит всем Божьим откровениям. Он столь же губителен, сколь и обычен. Корысть – это идолопоклонство, она свергает Бога с престола. Корысть эгоистична, поэтому в своей природе она жестока во всем. Это низменная алчность. Этот грех унижает и позорит человека, ожесточает его и несет ему духовную смерть. Сохранить наше сердце от корыстолюбия можно, лишь поместив туда откровения Господни. Такова наклонность нашей природы, а Божья благодать должна противодействовать ей.
В Ветхом Завете «послушание» выражается словом, которое означает: слушать внимательно, вникать в сказанное, внутренне соглашаться. Израиль должен был внимать голосу Божьему и послушно отзываться на него. В Пятикнижии Моисея тема отзывчивого послушания звучит часто с особенной силой. Исх.19.5 «Итак, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов». Но этот призыв находим и в других книгах Ветхого Завета. Иер.7.23 «слушайтесь голоса Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Послушание подразумевается и в часто произносимом в Ветхом Завете выражении «так говорит Господь». В этих словах раскрывается, кто есть Бог Израиля (Господь – Царь Вселенной) и к чему Он призывает Израиль. Поэтому непослушание – это и слушание без должного внимания.
Из Ветхого Завета тема послушания переходит в Новый Завет. Особенно она встречается в посланиях ап. Павла. Активный созидающий отзыв-отклик человека на слово божественного откровения иллюстрируется притчей Христа о человеке, построившем дом на камне (Лк.6.46-49). Притчу предваряет увещание Господа Иисуса: Лк.6.46 «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» Господь Иисус продолжает пророческую традицию Ветхого Завета, призывая народ Израиля следовать Его учению, которое подразумевает совершение дел. Когда из толпы до Него доносятся слова, восхваляющие Его мать, Господь отвечает: Лк.11.28 «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Комментируя это место, Дитрих Бонхёффер (1906-1945, лютеранский пастор и теолог) пишет: «Действенный призыв Иисуса и отзыв преданного послушания имеет непреходящее значение. Только через это послушание христианам дается обетование общения с Иисусом». Р. Бультман (проф. Марбургского университета, теолог, 1884-1976) отмечает, что в этом призыве Господа радикально переосмысливается понятие о послушании, укорененное в иудаизме. Иудаизм 1-го века настолько углубился в разработку культовых предписаний (365 запрещающих заповедей и 278 положительных), что всякое представление о добродетели было почти полностью утрачено. Господь Иисус разбивает узкие рамки казуистических правил и ждет подлинного послушания, а не слепого повиновения. Это означает, что человек, следующий за Христом, должен сам узнать, что Бог ждет от него. Истинное послушание постигает дух Божьих намерений и выполняет их. Причем не как раб, который на что-то рассчитывает, а как тот, кто обретает радость в живом и отзывчивом отношении к Богу. Бультман говорит: «Радикальное послушание есть лишь тогда, когда человек внутренне согласен на то, что от него требуется, … когда весь человек в его цельности проявляется в том, что он совершает; когда он делает что-либо не потому, что он хочет быть послушным, а потому, что послушание стало его сущностью». Для ап. Павла послушание – одна из составляющих веры.
Изначально Господь Иисус служит примером послушания. Вспомним слова ап. Павла о Нем: Флп.2.8 «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Он не только страдал, но страдал из сознательного и добровольного послушания. Он был послушен Закону, как Посредник и по которому должен был умереть. Особенно подчеркивается то, какой была Его смерть – она была самой унизительной, проклятой, мучительной и позорной. И через Его послушание, противопоставленное непослушанию Адама, сделаются праведными многие. Рим.5.19 «как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделались праведными многие». Грех Адама состоял в непослушании ясно выраженному повелению, данному для его испытания. То, что он сделал, было грехом только потому, что это было запрещено делать, и не более. Но это открывало дверь для других грехов. Та же мысль высказывается в стихе Евр.5.8-9 «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения».
Ап. Павел видит свою задачу в том, чтобы нести весть об Иисусе Христе всем народам для покорения их вере. Он говорит о себе и своих подвижниках: 2Кор. 10.5-6 мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится». Это означает, что апостола повергает в отчаяние всякая ложная вера – и просто познающая, и законническая. Послушание по своей сущности тождественно подлинно спасающей вере. И должно свидетельствовать об особых отношениях между христианином и его Богом. Ап. Иаков раскрывает заблуждение уповающих на внешнее исповедание христианской веры. Иак.1.25 «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». Евангелие – это закон освобождения, освобождающий нас от иудейского Закона, от греха и вины, от гнева и смерти. Слушая или читая Слово, мы вникаем в этот Закон совершенный; мы обращаемся к нему за советом и указаниями. Мы вникаем в него, чтобы извлечь из него для себя нормы и критерии поведения. Но только тогда мы вникаем в этот Закон как должно, когда пребываем в нем. Пребываем в изучении его до тех пор, пока он не превратится в нашу духовную жизнь. Когда мы осуществляем его на практике, делая задачей жизни. Когда мы не забываем его, а делаем правилом своего поведения. Кто поступает таким образом, тот блажен будет во всех поступках своих.
В Библии сказано, что послушание открывает: мудрость человека, его любовь, то, что человек почитает Бога. Господь Иисус говорит: Ин.14.21 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Сказано также, что послушание способствует благоденствующей жизни и успеху. Бог сказал после смерти Моисея Иисусу, сыну Навину: И.Нав.1.8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано. Тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Далее послушание способствует: доступу в Царство Небесное, милости Божьей, принадлежности человека к Божьей семье. Господь сказал: Мф.12.50 «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». Оно способствует также освобождению от врагов. Бог говорит Моисею: Исх.23.22 «Если ты будешь слушать гласа Его (Ангела Божьего) и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих». Наше послушание обеспечивает любовь Бога Отца и Иисуса Христа к нам. В Библии пророк Самуил говорит царю Саулу о том, что послушание лучше жертвы. 1Цар.15.22 «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».
Конкретизируем, кому мы должны добровольно, без протестов подчиняться в соответствии с Библией: Богу, родителям, голосу своей совести, церковным старейшинам, гражданским властям, своим работодателям.
Одна женщина пишет: «У меня есть рецепт великолепного бананового торта. Я его давала своим подругам, и у большинства из них торт удавался на славу. Правда, иногда мне жаловались, что торт не получился. Но, как выяснилось потом, в этих случаях какие-то продукты или вовсе не клали, или заменяли другими». В Библии дан нам рецепт беспроигрышной христианской жизни – жизни в послушании. Тот, кто не следует в точности этому рецепту – человек близорукий, немудрый. Не стоит переписывать на свой вкус Божьи рецепты, а потом Бога же обвинять, что жизнь не удалась. Нужно сделать всё, слово в слово так, как написано в Библии. И тогда по Божьему рецепту мы получим замечательный духовный плод.
Господь! Просим, помоги нам не игнорировать Божьи предупреждения. Ты создал нас и знаешь, как нам нужно жить. И Ты хочешь защитить нас от опасностей. Помоги нам принимать Слово Божье, все Твои предупреждения, всерьез. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Утешительно знать, что Ты видишь наше сердце и имеешь на нас Свои планы. Мы так склонны надеяться на собственные усилия, чтобы произвести впечатление на Тебя и людей. Просим, помоги нам быть искренними во всех взаимоотношениях и больше всего ценить Твое прощение и благодать. Даруй нам любовь к Твоим путям и дай поклоняться Тебе всей своей жизнью. Наши друзья могут подвести нас, а мы – их. Но ты всегда верен. Ты обещал быть с нами до скончания века. Просим, научи нас приносить Тебе всё, что нас угнетает. Помоги нам проявлять свою благодарность в верном служении Тебе. Помоги нам лучше понимать, что значит вникнуть в Божью истину и пребывать в ней, жить в соответствии с ней. Дай нам осознать, что Ты любишь нас слишком сильно, чтобы попустительствовать нашим грехам. Твое исправление, воспитание не бывает во вред, а напротив, исцеляет. Помоги нам крепко держаться Твоей мудрости. Помоги снова и снова говорить «да» в ответ на Твой постоянный труд в нашей жизни. Помоги нам избегать непослушания в деле, порученном Тобой. Помоги следовать Твоим путем и жить в послушании. Во имя Иисуса Христа. Аминь.