ПРОПОВЕДИ
Божья сила проявляется в нашей немощи.
2Кор.12.8-10 «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (жало – болезнь или сильное искушение) от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен».
Несмотря на то, что скорби посылаются для нашего духовного блага, мы можем просить Бога, чтобы Он избавил нас от них. Но при этом мы должны также желать, чтобы они достигли в нас той цели, для какой были предназначены. Ап. Павел молился неоднократно. Однако он говорит, что не достиг желаемого. Здесь он подтверждает сказанное ранее: эта узда удерживала его от превозношения. Если бы избавление было полезным, апостол не получил бы отказа. Из этого мы учимся: не следует отчаиваться, словно зря потратили время, если Бог не исполняет наши желания. Нам должна быть достаточна Его благодать, то, что Он не покидает нас. Если мы не получаем ответа на первую молитву и на вторую, то должны всё-таки продолжать молиться до тех пор, пока не получим ответа. Христос Сам молился Своему Отцу в Гефсиманском саду трижды об одном и том же. Трудности посылаются нам и для того, чтобы мы научились молиться. А порой продолжаются для того, чтобы научить нас постоянно пребывать в молитве. Бог предвидит, что нам полезно, что лучше, чем постигает наш разум.
«Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей»». Не ясно, был ли ответ выражен в виде прямой божественной речи. Но это не слишком важно. Ведь Бог отвечает нам тогда, когда Духом Своим укрепляет нас изнутри и поддерживает утешением, чтобы мы не отпали от терпения и надежды. Хотя Бог и принимает молитвы веры, однако не всегда отвечает на них буквально. Иногда Он отказывает из любви. Он велит апостолу быть довольным своей благодатью. Итак, надо терпеть любое сколь угодно длительное зло. Благодати этой детям Божьим должно быть достаточно, ибо она – твердая опора, не позволяющая им упасть. Благодать означает: Божье благоволение к нам и работа, производимая Богом внутри нас. «Ибо сила Моя совершается в немощи». Кажется, что наша немощь препятствует Богу являть в нас Свою силу. Но Господь говорит ап. Павлу, что сила Божья в полной мере проявляется лишь тогда, когда явствует наша немощь. Чтобы лучше это понять, следует различать между Божьей силой и силой нашей. Ведь ударение ставится на слове «Моя». Господь говорит: «Сила Моя» (помогающая и укрепляющая сила) совершается в человеческой немощи. Люди даже не вкусят эту силу, если прежде не убедятся в собственной нужде. Они тут же забудут, на что способна эта сила, если не станут постоянно упражняться ощущением своей немощи. «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами …». Стыдящийся такой славы, закрывает дверь перед силой Христа и неким образом отталкивает ее. Ведь мы тогда пользуемся благодатью Христовой, когда с истинной душевной покорностью признаем и исповедуем нашу немощь. Апостол добавляет слово «охотнее» чтобы показать, как он пламенно желает благодати Христовой. Ради нее готов претерпеть всё.
«Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа». Здесь ап. Павел имеет в виду внешние обстоятельства. Он имеет в виду не свои греховные немощи (их следует стыдиться, о них надо печалиться), а свои неприятности в жизни. Он хочет показать, что Бог смиряет его любыми способами, чтобы в жизни его больше воссияла божественная слава. А величие человека неким образом скрывает и затуманивает ее. Он возвращается к своим добродетелям, которые скорее вызывали презрение у людей, нежели почет и славу. «Ибо, когда я немощен, тогда силен». Немощи его давали Христу возможность для проявления Своей силы и благодати, пребывающей на нем. Благодаря чему он многократно испытывал на себе эту силу. И мог сказать: «Ибо, когда я немощен, тогда силен». Таков парадокс христианской жизни: когда мы слабы сами по себе, тогда мы сильны благодатью Иисуса Христа. Когда мы свою немощь сознаем, тогда мы стремимся к Нему. Делаемся способными получить силу от Него, познаем на опыте Его силу и благодать. Ведь философская стойкость не что иное, как гордыня или, скорее, пустая напыщенность. Тот, кто хочет быть истинно сильным, пусть не отказывается от своей немощи. Если бы Бог не воспитывал ап. Павла такими способами, он никогда бы не понял столь отчетливо собственную немощь.
На самом деле, у любого человека есть великое множество изъянов: физические, эмоциональные, умственные и духовные. Кроме того, в жизни встречаются неподвластные нам обстоятельства, которые показывают наше бессилие. Напр., ограниченность в средствах или помехи во взаимоотношениях с другими людьми. Главное состоит в том, что мы предпримем, узнав о своих слабостях. Обычно мы их отрицаем, оправдываем их или защищаемся. Когда нам на них указывают, стараемся их скрыть или обижаемся на злую судьбу. Всё это мешает Богу через нас действовать так, как Ему угодно. Нам кажется, что Бог должен опираться на сильные стороны нашей личности. Но Он думает совсем иначе. Он говорит: Ис.55.9 «Как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших». Поэтому Он так часто поступает вопреки ожиданиям нашим. Чаще всего Он действует именно через наши слабости, в том числе и ради Своей славы. В Библии сказано: 1Кор.1.27 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». В этом стихе два раза читали: «Бог избрал». Так что слабости наши вовсе не случайны. Бог сознательно допустил их в нашей жизни, чтобы проявить через них Свою силу. Это соответствует цели прославления Бога.
Человеческая сила и самодостаточность никогда не производили на Бога особого впечатления. Его привлекают те люди, которые видят свою немощь и честно ее признают. Господь Иисус назвал такое наше отношение к себе «нищетой духа». В Библии есть множество примеров того, что Бог вершит самые необыкновенные дела руками вполне обычных людей. И для нас это весьма утешительный факт. Слабость – это не такой изъян характера, который можно устранить, как, напр. обжорство или нетерпение. Слабость – это какая-то врожденная ограниченность, над которой мы не властны. Возможно, это физический или эмоциональный недостаток. Это может быть умственная ограниченность. Когда мы размышляем о своих слабостях, у нас возникает искушение сделать вывод, что Бог никогда и ничего не сможет сделать через нас. В действительности наша ограниченность ничуть не ограничивает Бога. Более того, Ему угодно наполнять Своей силой обычные сосуды. В Библии говорится: 2Кор.4.7 «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываемая Богу, а не нам». Мы хрупки и разбить нас легко. Но Бог будет действовать через нас.
Мы должны поступать как ап. Павел, т.е. делать следующее: 1) мы должны признать свои слабости; 2) мы должны принимать свои слабости без жалоб и упреков; 3) мы должны честно говорить о своих слабостях; 4) мы можем даже хвалиться своими слабостями.
1) Мы должны признать свои слабости. Мы должны откровенно сказать себе о своих недостатках. Мы должны перестать прикидываться неуязвимым и быть с собой честным. Когда потребуют обстоятельства, мы должны публично признать свои личные слабости. Обращаясь к толпе идолопоклонников, ап. Павел сказал: Деян.14.15 «и мы – подобные вам человеки». Мы не просто люди, а грешные и страдающие люди, и поэтому не надо превращать нас в богов. Если мы хотим, чтобы Бог творил Свои дела нашими руками, нам нужно помнить, Кто такой Бог и кто такие мы сами. Если мы способны понять это лишь посредством катастрофы или серьезного кризиса, Бог может пустить их в дело, потому что любит нас и хочет вразумить нас.
2) Мы должны принимать свои слабости без жалоб и упреков. Ап. Павел сказал: 2Кор.12.9 «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Поступая так, как ап. Павел, мы доказываем, что мы спокойно и удовлетворенно принимаем от Бога всё, что Он нам дает, в т.ч. и слабости. Тем самым мы выражаем веру в Его благость. Апостол поясняет, почему нам следует быть довольными своими врожденными слабостями. Во-первых, они вынуждают нас полагаться на Бога. Во-вторых, слабости – отличное противоядие от высокомерия. Они помогают нам оставаться смиренными. Наделяя нас великими и могущественными дарами, Бог нередко добавляет к ним и серьезные недостатки, чтобы нам гордыня не вскружила голову. Помимо всего прочего, слабости способствуют общению между верующими. Сила порождает независимость. Сильный говорит: «Мне никто не нужен». А вот наши слабости показывают, как сильно мы нуждаемся в помощи других людей. Когда мы сплетаем воедино слабые нити, получается крепкий канат. И, самое главное, благодаря слабостям возрастает наша способность сочувствовать и служить другим людям. Так мы гораздо скорее научимся относиться к чужим недостаткам с вниманием, тактом и состраданием.
3) Мы должны честно говорить о своих слабостях. По мере того, как мы перестаем отгораживаться от людей и готовы служить Богу и людям, мы одну за другой снимаем свои маски. Ап. Павел показал нам пример такой открытости в своих посланиях. Он честно говорил: 1) о своих неудачах: Рим.7.19 «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Он не постеснялся признать, что сила ветхой человеческой природы такова, что он не мог достичь совершенной святости, которой так жаждал. 2) о своих чувствах: 2Кор.6.11 «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено». Движимый самыми нежными чувствами к верующим коринфской церкви, апостол коротко выражает ту теплую привязанность, какую он испытал к ним. 3) о своих трудностях: 2Кор.1. 8 «мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых». Трудно сказать, какие именно скорби имеет в виду апостол: то ли мятеж, поднятый Дмитрием в Эфесе; или борьбу со зверями или какие-то другие скорби. В любом случае они думали, что либо они будут убиты, либо дойдут до полного истощения и умрут. 4) о своих страхах: 1Кор.2.3 «И был у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». Ап. Павел не превозносился, как это делали его противники. Он совершал свое служение с большой скромностью и усердием. Причиной его страха и трепета являлось глубокое сознание им собственной слабости. Однако, хотя апостол держался скромно, проповедовал он с властью, «в явлении духа и силы». Нам страшно показывать свою ранимость, открывать свою жизнь для посторонних глаз. Обнажая свои промахи, чувства, трудности и страхи, мы рискуем нарваться на неприятие и отвержение. Однако готовность стать беззащитным несет с собой эмоциональное освобождение. Открытость снижает уровень стресса и является первым шагом к свободе.
4) мы можем даже хвалиться своими слабостями. Ап. Павел писал: 2Кор.12.5 «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими». Казалось бы, что человек, имевший такие видения и откровения, как он, должен был хвалиться ими. Но он не делает этого. И для нас будет полезно, если вместо того, чтобы себя выставлять неуязвимым и уверенным человеком, научимся видеть в себе плоды Божьей благодати. Когда Святой Дух указывает нам на недостатки, согласимся с ним и наполним свое сердце хвалой Христу, Который способен посочувствовать нашим слабостям и Святому Духу, Который «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8.26).
Господь, просим, сохрани нас от превозношения и духовной гордости, удали причину наших огорчений. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Живем ли мы в изобилии или в нужде, у всех нас есть склонность заполнять чем-то нездоровым пустоту в душе. Но, обращаясь к Тебе в поисках мира и спокойствия, мы найдем в Тебе источник благости и любви. Мы верим, что Ты скорбишь о Своих детях, терпящих страдания за имя Твое. Мы Тебя молим, чтобы Ты укрепил их в пучине страданий и ниспослал Свою благодать. Помоги им обращаться к Тебе в любой беде. Мы славим Тебя, потому что Ты благ. Благодарим Тебя, что Ты не только знаешь наш путь, но Ты идешь вместе с нами. Просим, помоги нам полагаться на Твое присутствие, помощь и мудрость каждый день нашего путешествия по жизни. Помоги нам иметь детскую веру, чтобы жить с ожиданием, всегда глядя вперед на то, что Ты приготовил для нас. Когда нас посещают мысли о своей ничтожности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Твой Сын Иисус Христос показал нам, как много мы значим для Тебя. Помоги нам поддерживать связь с Тобой напоминая себе о Твоей верности и любви. Аминь.