ПРОПОВЕДИ
Христос запрещает духу беспокойства править нами.
Мф.6.33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Библия – очень практичная книга, т.к. даже ее самые величественные доктрины можно применять в практической жизни. Напр., библейские учения о Боге и молитве, если их правильно применяют и действуют согласно им, могут победить одного из величайших врагов человека – беспокойство. Новозаветное слово, переведенное как «тревога» или «забота», очень похоже на современное употребление слова «беспокойство». Греческое слово буквально означает «разрывать» или «тянуть в разные стороны», а это есть процесс и результат беспокойства. В Библии это слово связано с чрезмерным беспокойством о нашей земной жизни. Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит запрещение заботы (т.е. беспокойства) и средства ее преодоления (Мф.6.25-34). Эти стихи – пример того, что учение Иисуса Христа исполнено мудрости и сострадания. Ему известно состояние сердца человека. Он знает, что человек, оправдывая свое нежелание прислушаться к Его словам, часто приводит такой аргумент: «Я завишу от того, что в мире. Разве у меня нет семьи, о которой я должен заботиться? А мои плотские нужды? Как можно выжить, заботясь лишь о духовном?»
Едва ли существует грех, против которого Господь Иисус более обстоятельно и ревностно предупреждает Своих учеников, чем грех беспокойных, тревожных, мучительных забот о земных нуждах. Свои слова Он подтверждает большим разнообразием аргументов. Этот грех является признаком того, что сокровище наше и сердце наше находятся на Земле. Он запрещает нам подчиняться духу беспокойства. Чрезмерное беспокойство уведет нас от Христа. Благоразумная забота – дело правое, но беспокойство, разъедающее душу, в душе детей Божьих не должно появляться. Запрещаются следующие заботы: беспокойные мысли, приводящие наш ум в состояние тревожного ожидания. Эти мысли мешают нам радоваться в Боге, омрачают наше упование на Него. Они нарушают наш сон, препятствуют нашему утешению в самих себе, в наших близких и друзьях и в том, что Бог дал нам. Запрещаются заботы, граничащие с отчаянием и неверием. Бог обещал обеспечить Своих чад всем необходимым как для жизни, так и для благочестия. Эти заботы возникают от недоверия Божьим обетованиям, мудрости и благости божественного провидения. В чем и состоит зло таких забот.
Иисус Христос напоминает, что Господь Бог заботится обо всем, что сотворил. Не Он ли дал нам жизнь? Так почему же Он не даст всего, что необходимо, чтобы поддержать жизнь? Не Он ли дал нам тело? Почему же не оденет его в одежды?
Господь Иисус запрещает духу беспокойства править нами: Мф.6.25 «Не заботьтесь для души вашей», т.е. о жизни вашей. Жизнь представляет собой величайшую ценность в этом мире. Всё, что человек имеет, он готов отдать за свою жизнь. И, тем не менее, сильно беспокоиться о ней не следует. Во-первых, не следует беспокоиться о ее продолжительности. Во-вторых, не надо беспокоиться об утешениях этой жизни. Не будем протестовать, если Бог делает ее горькой или сладкой, как Ему будет угодно. Нам не следует тревожиться даже о необходимом обеспечении этой жизни: о пище и одежде. Ибо Бог обещал нам всё это дать, и мы с уверенностью можем ожидать от Него. Чтобы помочь нам избавиться от беспокойных мыслей, Господь Иисус подкрепляет Свое повеление сильными аргументами. Однако надо иметь в виду, что беспокойные мысли можно ослабить разумными доводами, но преодолеть их можно только активной верой. Приведем отрывок из аргументов Господа Иисуса: Мф.6.25 «Душа не больше ли пищи, а тело – одежды?» Наша жизнь намного драгоценнее, чем средства, поддерживающие ее. Пища и одежда предназначены для поддержания жизни, а цель всегда превосходит средства и благороднее их. Пища и одежда произошли от Земли, а наша жизнь – от дыхания Божьего. Упование на Бога, обеспечивающего нас пищей и одеждой, должно нас освобождать от тревожных забот. Бог, охраняющий нас от зла в этом мире, обеспечит нас и всяким добром, в котором мы нуждаемся.
В качестве аргумента Господь Иисус приводит и Божье попечение о низших творениях, и их доверие, в меру их способностей, Его промыслу. Мф.6.26,28 «Взгляните на птиц небесных» и «посмотрите на полевые лилии». До чего же дошел падший человек, что его посылают в школу к птицам небесным, чтобы они могли научить его! У птиц нет запасов еды на будущее. Продолжаем слова Господа: Мф.6.26 «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Они буквально живут днем сегодняшним, собирая то, что есть. Бог дал им инстинкт, согласно которому живут. Птицы могут научить нас, что человек, исполняя свой долг на том месте, где поставлен, не будет нуждаться. Господь призывает нас обратить внимание и на цветы полевые. Год за годом они цветут всевозможными красками, при этом не прилагают ни малейшего усилия для этого. Господь Бог Своим могуществом дает им прекрасное одеяние каждый год. Тот же самый Бог является Отцом для всех верующих. Почему же верующие должны сомневаться в том, что Бог не даст им во что одеться? Бог, заботящийся о смертных цветах позаботится и о телах-обителях бессмертных душ. Поэтому первый шаг в преодолении беспокойства – осознать, что Бог выполнит Свои обещания об обеспечении.
Господь Иисус говорит и о бесполезности чрезмерного беспокойства. Мф.6.27 «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть?» Мы растем, и достигаем определенного роста благодаря не своим усилиям или заботам, но исключительно Божьему попечению. Младенец растет, не зная, как это происходит, растет силою и милостью Божьей. Мы не в силах по собственному желанию существенно увеличить свой рост. Как было бы глупо и смешно, если бы человек маленького роста переживал и ломал себе голову из-за своего роста, постоянно думая, как бы увеличить его. Итак, какое отношение мы имеем к нашему физическому росту, такое же отношение должны иметь и к нашему земному состоянию. Мы не должны желать изобилия земных благ так же, как и прибавления своего роста на локоть. Мы должны смиряться со своим материальным положением так же, как и смиряемся со своим ростом. Никто из нас не может и часа добавить к своей жизни (восточные упражнения). Мы не в силах изменить распоряжения божественного промысла, поэтому должны согласиться с ними, приспособиться к тому, что Он предусмотрел для нас.
Господь Иисус говорит о том, что чрезмерно заботящийся о мирском человек не достоин имени христианина. Мф.6.32 «Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». Язычников беспокоили эти нужды, потому что у них не было понятия вечного, всемогущего Бога. А христиане не только знают истинного Бога, но они имеют с Ним личные отношения через Его Сына Иисуса Христа. Поэтому они могут считать обещанием себе лично слова Библии: Флп.4.19 «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему во славе, Христом Иисусом». Бог не только знает наши нужды и заботится о нас, но Его бесконечное могущество убеждает нас в Его способности удовлетворить их. Христианин, просвещенный знанием о Боге, испытывается верой и довольством. Излишняя забота о мирском уравнивает нас с неверующими, с теми, у которых нет ни Христа, ни Бога.
Господь Иисус дает нам милостивое обещание как лекарство от беспокойства. Он уверяет нас, что если мы будем искать «прежде Царства Божия», то всё, что нам необходимо в этой жизни, «приложится» нам. Мф.6.33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Наш долг – искать Царства Божьего, т.е. желать его, стремиться к нему и ставить его своей целью. Мы должны помышлять о Царстве небесном как о своей цели и о святости как о пути к нему. Ищите его славы, чести и бессмертия. Всему земному, в том числе и всем земным наслаждениям предпочитайте небесные благословения. Вместе с блаженством Царства ищите и правды (праведности) его, которой требует Бог. Чтобы она совершалась в нас и нами. Это требование дополняется щедрым обетованием: вы будете иметь Царство Божье и праведность Его. И, помимо этого, будете иметь пищу и одежду в качестве дополнения. Царь Соломон просил мудрости у Бога. И он получил ее, а сверх того многое другое (2Пар.1.11,12). Если мы прилагаем усердие к тому, чтобы добиться Царства Божьего и праведности его, а всё, что касается земных благ, оставляем на усмотрение Божье, то Господь обеспечит нас ими в той мере, в какой Он сочтет полезным для нас. И мы не должны желать большего. В Библии сказано: Пс.83.12 «ходящих в непорочности Он не лишает благ». И еще: Пс.36.25 «я не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба».
Господь Иисус заканчивает свои наставления мудрым советом: Мф.6.34 «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Как мы не должны хвалиться завтрашним днем, так и не должны заботиться о том, что случится завтра. Нам запрещается тревожиться о своем будущем. Тревожиться о том, как мы будем жить в следующем году, в старости или что оставим потомкам после себя. Не стоит взваливать на себя груз забот, которые еще не пришли. У нас есть чем заняться сегодня, завтра же займемся тем, что будет завтра. Мы не имеем ни малейшего представления о том, что случится завтра. Ясно одно: нести наш крест и сегодня, и завтра нам поможет Бог, Кто этот крест возложил на нас. Нашими ежедневными молитвами мы можем получать силу для перенесения наших повседневных забот и вооружаться против всех искушений, сопровождающих их.
Все эти уроки входят в сокровищницу золотых наставлений Господа Иисуса. Будем же применять их в нашей жизни. Будем помнить, что чрезмерная забота противна учению Иисуса Христа. Поэтому будем молить, чтобы Господь не дал духу беспокойства завладеть нами. Этот дух часто приносит несчастье. Добрая половина наших тревог порождены волнениями о тех вещах, которые никогда не случатся с нами. Где наша вера? Где доверие словам Спасителя?
Означает ли всё сказанное, что христианин не должен планировать будущее? Соборное Послание апостола Иакова 4.13-16 проясняет библейский принцип о планировании. Далекие от пропаганды бесплановой, недисциплинированной жизни, эти стихи говорят христианину, как планировать без беспокойства. Христианин составляет все свои планы, сопровождая их условием: Иак.4.15 «если угодно будет Господу». Он не беспокоится, потому что знает: если его планы провалятся, значит они просто были скорректированы полновластным Богом, Который знает его нужды лучше, чем он сам.
Ап. Павел в Послании к филиппийцам тоже предостерегает против беспокойной, угнетающей озабоченности. Флп.4.6-7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». В период трудностей и нужды избегайте чрезмерных забот и удручающих мыслей. Помните: жить без забот – это долг христианина и его счастливый удел. Существует забота, которая заключается в благоразумной предусмотрительности и попечении. Но есть забота, вызванная сомнением и неуверенностью, что является грехом и безумием, и только смущает и удручает душу. «Не заботьтесь ни о чем», т.к. своими заботами вы оказываете недоверие Богу. Молитва сообщает даже самые серьезные заботы Богу, чтобы Он рассмотрел их. Но не каждая молитва обуздает беспокойство. Здесь ап. Павел предписывает молитву с благодарением. Благодарение и беспокойство не могут существовать вместе. Когда христианин истинно радуется прошлым и настоящим милостям Бога в своей жизни, его беспокойство о будущем превращается в уверенное ожидание, что Бог продолжает работать для его блага. Бог через библию предлагает решение проблемы беспокойства. Но это решение доступно только детям Божьим. Бог не дает такие обещания тем людям, кто никогда не раскаивался в своих грехах. И не принял Иисуса Христа как своего Спасителя. Но выполняющий эти условия может ежедневно жить с уверенностью, что всевластный Бог действует в его жизни и будет продолжать действовать для его блага и в будущем.
Господь, просим, не дай духу беспокойства завладеть нами. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты даешь мир, который превосходит всякое человеческое понимание. Просим, помоги нам принять его во всех сферах нашей жизни. Мы изливаем перед Тобой наше сердце. Забери нашу боль и гнев и пошли нам Свой мир. Преврати наш страх, уныние и беспомощность в радость и хвалу. Ты знаешь, что нас сегодня ждет. Мы доверяем все свои заботы Тебе. Укрепи нас и помоги полагаться на Тебя во всех трудностях. Помоги нам сменить беспокойство на веру, больше доверять Богу. Направь нас на нужный путь. Научи нас доверять Твоей верности, сознавать Твое присутствие и испытывать Твой мир. Мы признаем, что мы часто бываем беспокойны. У нас много тревог. Просим, помоги нам доверить Тебе свои дни и ночи – всю нашу жизнь. Помоги нам отдать Тебе все наши тревоги и погрузиться в Твой покой, в Твою благодать. Укрепи наше сердце хвалой, которая превратит все страхи и тревоги в поклонение Тебе. Аминь.