ПРОПОВЕДИ
Сотвори в нас благодарное сердце.
Кол.2.7 «Будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением».
Чем ближе мы к Христу, тем теснее наше общение с Ним в повседневной жизни. Тем больше мы укореняемся и утверждаемся в вере. Доброе поведение лучше всего укрепляет веру. Если мы ходим во Христе, то будем укрепляться в Нем. А чем сильнее укоренимся в Нем, тем ближе будем к Нему. «Укоренены и утверждены». Мы не можем утвердиться во Христе, если прежде не укоренимся в Нем. Если мы будем соединены в Нем живой верой и сердечным согласием с Его заповедями, то будем возрастать в Нем. «Как вы научены», т.е. согласно христианскому учению, в котором вы были наставлены. Хорошее наставление хорошо влияет на укрепление нашей веры. «Преуспевая в ней с благодарением». Будучи утверждены в христианской вере, мы должны преуспевать, развиваться в ней более и более, и должны благодарить Бога за всё это. Путь для получения пользы и утешения от Божьей благодати состоит в том, чтобы как можно больше за них благодарить, чтобы иметь благодарное сердце. Мы должны сопровождать благодарением все наши свершения и сознавать, что мы обязаны всеми своими привилегиями и достижениями милости Божьей.
Сенеку, великого философа Древнего Рима (4г. до РХ- 65г. по РХ), императрица Мессалина однажды обвинила в супружеской измене. Сенат приговорил его к смертной казни, но император Клавдий, видимо, посчитал обвинение ложным и вместо казни отправил его в ссылку на Корсику. Замена приговора повлияла на то, как Сенека воспринимал благодарность. Позже он писал: «Убийцы, тираны, воры, блудники, грабители, кощунники и предатели будут всегда. Но худшее из преступлений – неблагодарность». Современник Сенеки ап. Павел в Послании к римлянам писал, что одна из причин нравственного падения человечества – нежелание возблагодарить Бога (Рим.1.21). Обращаясь к церкви в Колоссах, апостол несколько раз призывал своих верующих друзей к благодарности. Напр., он говорил, что мы должны молиться с благодарением (Кол.2.7). Благодарность должна сопровождать все наши молитвы (Кол.4.2). Безмерная Божья доброта напоминает нам об одной из важнейших истин: Господь достоин не только нашей любви и поклонения. О также достоин благодарности. Всё, что есть доброго в нашей жизни, приходит от Него (Иак.1.17).
В трудах Микеланджело запечатлены многие эпизоды из жизни Христа. Один из самых проникновенных трудов является в то же время и одним из самых простых. В 1540-х годах великий художник набросал изображение девы Марии, держащей тело умершего Христа. На этом рисунке, выполненном углем, Мария, глядя в небо, поддерживает своего бездыханного Сына. За ее спиной столб Креста со словами из «Божественной комедии» Данте: «Не думают, какою куплен кровью Его посев». Думая о смерти Христа, мы должны помнить о цене, которую Он уплатил. Цена, уплаченная Христом, отражена в Его предсмертном восклицании: «Совершилось» (Ин.19.30). Это можно отнести к тому, что Господь Иисус совершил для нас на Кресте. Его готовность занять наше место грешника – это вечное доказательство того, насколько сильно Он любит нас. Размышляя об уплаченной Им цене, будем также славить Его любовь и благодарить Его за Крест.
Члены компании склонили голову для молитвы перед обедом. Ее произнес друг хозяина. Он сказал: «Небесный Отец, благодарим, что позволяешь нам дышать Твоим воздухом и есть Твою пищу». Друг хозяина недавно потерял работу и это переживал очень болезненно. Его искреннее доверие Богу и признание, что всё принадлежит Господу, глубоко тронули многих. Хозяин поймал себя на мысли: «Действительно ли я понимаю, что даже самые повседневные вещи в моей жизни принадлежат Богу, и Он просто позволяет мне пользоваться ими?» Когда царь Давид получил от израильтян пожертвования для постройки храма в Иерусалиме, он молился вместе с народом: 1Пар.29.14,16 «Кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя всё, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе». В Библии (Втор.8.18) говорится, что даже способность «приобретать богатство» и зарабатывать на жизнь дается Богом. Всё, что мы имеем, взято в долг у Бога. Эта мысль должна побудить нас не цепляться за ценности этого мира, а жить с открытым сердцем и руками, щедро делясь с другими, потому что каждый день мы получаем доброе от Бога. Бог – щедрый Даятель. Он настолько любит нас, что отдал Своего Сына «за всех нас» (Рим.8.32). И поскольку мы получили от Него так много, будем возносить Ему сердечную благодарность за большие и малые благословения.
Великий французский художник Эдгар Дега знаменит во всем мире своими картинами, изображающими балерин. Менее известна зависть, которую он питал к своему другу и сопернику Эдуарду Мане, еще одному талантливому художнику. Дега говорил о Мане: «Всё, что он делает, сразу попадает прямо в точку, а у меня – бесконечные старания и всё мимо». Зависть – разрушительное чувство. Ап. Павел пишет (Гал.6), что она происходит от превратного ума. Писательница Кристина Фокс говорит, что зависть прорастает в среде верующих потому, что их сердце отвернулось от истинной любви. По ее словам, движимые завистью, мы гоняемся за низкими удовольствиями этого мира, вместо того, чтобы смотреть на Иисуса Христа. Мы забываем, кому принадлежим. Но выход есть. Ап. Павел пишет: Рим.6.13 «Представьте себя Богу». Он предлагает представить особенно свою жизнь и труд. В другом месте он писал: Гал.6.4 «Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». Будем благодарить Бога за Его благословения. Не просто за материальные дары, а и за свободу в Его благодати.
Дело было в 1918г., незадолго до завершения Первой мировой войны. Фотограф составлял альбом своих работ. Он хотел включить туда фотографию, которая передавала бы чувство полноты в то время, когда множество людей ощущало пустоту. На его фото, сегодня широко известном и любимом среди христиан, седобородый старик сидит за столом со склоненной головой и сложенными в молитве руками. На столе перед ним книга, очки, миска каши, кусок хлеба и столовый нож. Ничего больше, но и ничего меньше. Некоторые считают, что фотограф показал скудость. Но его намерение было прямо противоположным. По его мнению, на фотографии – жизнь, сопровождаемая благодарностью. Такая жизнь, которую мы тоже можем испытать, независимо от обстоятельств. Христос провозгласил добрую новость через Библию: Ин.10.10 «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Мы обесцениваем эту новость, если считаем, что иметь избыток – значит иметь много. Полнота, о которой Он говорит, не измеряется мирскими категориями, такими как деньги или недвижимость. Он говорил о сердце, уме и душе, переполненных благодарностью Ему, доброму Пастырю. Такая жизнь возможна для каждого из нас.
Ап. Павел знал, что наша душа создана таким образом, что может найти мир только в Боге. Поэтому свое Первое послание к фессалоникийцам он завершает словами: 1Фес.5.15-18 «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Рассмотрим этот отрывок более подробно. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло». Поскольку соблюдение этой заповеди при склонности нашей природы к мщению весьма трудно, апостол велит быть внимательными. Слово «смотрите» означает здесь непрестанное усердие. Хотя апостол просто запрещает фессалоникийцам воевать друг с другом посредством причинения вреда, нет сомнения, что тем самым он хотел осудить все агрессивные душевные поползновения. Ведь если не подобает воздавать злом за зло, то порочна всякая страсть к нанесению вреда. Это учение христианское: не мстить за обиды, но терпеливо их переносить. И чтобы фессалоникийцы не подумали, будто мщение запрещается только в отношении верующих, апостол подчеркнуто приказывает им не вредить никому. Ибо порой люди прибегают к красивым извинениям. Итак, мщение запрещается нам, каким бы ни был тот, кто нанес нам вред. «Но всегда ищите добра и друг другу и всем». В этой фразе апостол учит не только воздерживаться от мщения, если кто нам навредит, но и проявлять ко всем людям благотворительность. Хотя, прежде всего, он желает видеть ее между верующими, но затем он распространяет ее на всех, какими бы недостойными они ни были. Т.о., мы всегда должны стремиться зло победить добром. Итак, первая степень христианского поведения – самому не мстить за обиды, вторая – благотворить даже врагам.
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Эти слова можем отнести к умению управлять душой, спокойно вести себя в невзгодах, не потакая своему страданию. Поэтому мы можем связать три призыва ап. Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Ибо, таким образом, мы просим у Бога облегчения во всех наших бедах. Апостол указывает на причину: во всякой молитве открывайте свои прошения Богу с благодарением. Как видим, ап. считает причиной радости спокойствие и умеренность души, которые не волнуются сверх меры ни от обид, ни от скорбей. Чтобы не угнетали нас страдание, грусть, обеспокоенность, страх, апостол приказывает полагаться на Божье провидение. Поскольку у нас часто возникают сомнения в том, заботится ли о нас Бог, он также предписывает лекарство: в молитве возлагать на Него свою заботу. Апостол предписывает нам умеренность, чтобы, желая того, чего нет, мы не оставляли благодарений. Апостол приказывает нам молиться непрестанно. Благодарение добавляется здесь как способ прошения. Ибо многие молятся так, что, если их желания не удовлетворяются сразу же, начинают роптать на Бога. Но наши желания надлежит обуздывать, чтобы мы, довольствуясь тем, что дано, к прошениям всегда примешивали благодарение. Лучше всего начинать молитву с благодарения.
«Ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», чтобы мы благодарили. Мы полагаем, что в этих словах содержится более глубокий смысл: любовь Божия к нам во Христе такова, что даже в скорбях у нас есть повод для благодарения. Будем помнить: единственное средство для душевного покоя – от созерцания настоящих мучающих нас невзгод обратить свой взор на Бога, на то, как Он любит нас во Христе Иисусе. Призыв апостола «непрестанно молиться» может немного нас отпугнуть. Но как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за всё благодарить Его. Вспомним, как часто в наши дни многие смотрят на экран мобильного телефона. И они не считают, что это зря потраченное время. Полагаясь на Святого Духа, мы можем научиться постоянно отдавать Небесному Отцу наше полное внимание, проходя по этому пути каждый новый день.
Выражение благодарности производит сильное впечатление. Молитвы авторов библейских псалмов от всего сердца и их благодарное поклонение сохранились в Библии в книге Псалтирь. Хотя там 150 псалмов, но эти 2 стиха отражают суть благодарности: Пс.9.2-3 «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний». Мы никогда не можем отблагодарить Бога за все Его благодеяния. Но будем учиться образу жизни, исполненной благодарным поклонением, прославлением Бога и признанием всего, что Он сделал и обещает сделать для нас.
Господь! Мы благодарим, что имеем так много благ во Христе Иисусе. Просим, развивай в нас дух благодарности и помоги нам выразить свою благодарность Ему. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, прости, что мы принимали Твои благословения как должное. Сотвори в нас благодарное сердце, чтобы мы чтили и славили Тебя за всё, что Ты сделал и делаешь для нас. Ты – источник всех благословений в нашей жизни. В своей гордости и глупости мы порой думаем иначе. Благодарим Тебя за все Твои дары. Благодарим Тебя за малейшие благословения и великие чудеса в нашей жизни. Направь наше внимание от талантов и благословений других людей к Тебе, истинному и щедрому Богу. Просим, помоги нам видеть, как удивительно совершаешь Ты Свой труд в нашей жизни. Как часто мы жалуемся на мелкие неудобства. Просим, помоги нам никогда не терять Твою доброту. Наполни наше сердце благодарностью. Господь Иисус! Благодарим, что Ты положил жизнь Свою за нас. И благодарим за Твое обещание посылать нам необходимый насущный хлеб и в буквальном, и в переносном смысле. Благодарим, Боже, за Твои многочисленные дары. Воздаем Тебе хвалу и всем сердцем радуемся Твоим делам в нашей жизни. Пусть наша жизнь станет песней хвалы Тебе. Аминь.