ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос для верующих драгоценность и камень краеугольный. (Адвент 1)
1Пет.2. 6-8 «Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна. О который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены».
Ап. Петр здесь подтверждает сказанное им раньше о Христе как о живом камне цитатой из книги пророка Исаии: Ис.28.16. Обратим внимание на его манеру цитировать Священное Писание. Он не указывает название книги, номер главы и стиха, т.к. тогда не было такого деления. Цитируя Священное Писание, апостолы больше придерживались смысла цитируемых слов, чем дословной передачи текста. Однако апостол передает текст правильно и точно. В важных вопросах веры мы должны совершенно полагаться на свидетельство Писания. Слово Божье – это единственный стандарт, данный нам Богом. Это совершенный и достаточный стандарт.
Ап. Петр учит тому, что было предсказано о Христе заранее, чтобы презрение к Нему или отвержение Его не увели нас от правой веры. Пророк Исаия говорит через стих Ис.28.16: ваше вероломство не помешает Богу восстановить Церковь Свою, ныне лежащую из-за вас в руинах. Он указывает на способ восстановления: положу в Сионе камень. Отсюда мы видим: без Христа нет никакого построения Церкви. Ее можно основывать только на Нем одном. Об этом свидетельствует и ап. Павел в 1Кор.3.11 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Это не удивительно, т.к. во Христе заключаются все стороны нашего спасения. Т.о., всякий человек, кто хотя бы на малость от Него отклонится, вместо опоры найдет пропасть. Поэтому пророк Исаия называет Христа не только краеугольным камнем, на который ложится основная тяжесть здания. Но и камнем испытания, в соответствии с которым приводится и к которому приспосабливается вся постройка. Кроме того, Он – надежный фундамент, несущий на Себе всю конструкцию. Так что Христос является краеугольным камнем в том смысле, что представляет Собой правило для всей постройки, будучи единственным ее фундаментом. Ап. Петр заимствует из слов пророка Исаии то, что в наибольшей степени соответствует его замыслу: то, что Христос – избранный камень, исполненный почестей и превосходства. Кроме того, он говорит, что основываться мы должны именно на Нем. Сюда же относится и честь Христова, чтобы мы не презирали Его, поскольку Бог ценит Его в наивысшей степени. Называя Христа краеугольным камнем, апостол хочет сказать следующее: люди, не уповающие на Христа, не заботятся о своем спасении. Он назван краеугольным камнем потому, что на Него опирается вся тяжесть здания.
Отметим, что пророк объявляет здесь говорящим Самого Бога. Ибо только Он есть создатель и архитектор Своей Церкви. В Библии сказано: Пс.77.68 «А избрал колено иудино, гору Сион, которую возлюбил». Руки Его основали Сион (Слово Сион в Библии часто отождествляют с Церковью). Для постройки Бог пользуется трудом и служением людей, но это не мешает Ему называть данное предприятие Своим делом. Итак, Христос является для нас основанием спасения, поскольку именно для этой цели предназначил Его Бог Отец. Бог говорит о Сионе, поскольку там и надлежало начаться созиданию духовного храма Божия. Чтобы наша вера уверенно опиралась на Христа, надлежит обратиться к Закону и пророкам. Христос называется положенным на Сион тогда, когда Бог Отец явил Его миру, чтобы восстановить Церковь. Т.о., следует считать, что опираются на Христа лишь те, кто заботится о единстве Церкви. Ибо камень для опоры помещен только на горе Сион. Поскольку из Сиона (ветхозаветной Церкви) вышла Церковь Христа, с него же начинается и наша вера, согласно изречению пророка Исаии: Ис.2.3 «И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям. И будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет Закон, и слово Господне – из Иерусалима».
«Верующий в Него не постыдится». Истинная вера в Иисуса Христа – это единственный путь, на котором человек может избежать постыжения. Великому постыжению подвергают человека разочарование, грех и суд. Всех их можно избежать верой во Христа. Вера должна взирать на Него одного, от Него ожидать то, что необходимо для спасения. Вера имеет средство против каждого из них. Фразу пророка можно истолковать двояко: а именно: или как обетование, или как ободрение. Пророк использует будущее время: «не постыдится». Но у евреев будущее часто означает повелительное наклонение: да не постыдится. Тогда смысл следующий: не тревожьтесь в душе вашей, но спокойно лелейте ваше желание и сдерживайте ваши чувства, доколе Господь не подаст обещанного. Подобно этому он говорит в другом месте: Ис.30.15 «Ибо так говорит Господь Бог, святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша». Толкование ап. Петра кажется более подходящим, мы примем его. Смысл же будет вполне уместным: верующий не поколеблется и не станет шататься, поскольку имеет крепкую и надежную опору. Т.е., опираясь на Христа, мы находимся вне опасности падения.
Ст.7а «Итак, Он для вас, верующих драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла». Бог объявляет Христа драгоценным и избранным камнем, а апостол выводит отсюда, что для нас Он действительно таков. Ведь Христос описывается здесь таким, каким мы принимаем Его разумом веры, и каким Он показывает Себя на опыте. Раз перед Богом Христос – избранный ценный камень, значит Он таков и для верующих. Ибо только вера являет нам драгоценность и превосходство Христа. Т.к. замысел апостола состоял в том, чтобы упредить соблазн, возникающий для нас из-за наличия множества нечестивых людей, он тут же добавляет вторую часть предложения о неверующих. Последние, отвергая Христа, тем не менее, не могут отнять у Него данной Отцом славы. Для этого же приводится стих: Пс.117.22 «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла». Здесь надо отметить два положения: во-первых, Христу надлежало быть отвергнутым теми, кто управлял Церковью во время Его земного служения. Во-вторых, усилия самих людей бессмысленны. Ведь тому, что постановил Бог, надлежит исполниться, т.е., чтобы Христос в качестве краеугольного камня поддерживал всё здание Церкви. Ап. говорит: «Вы, верующие во Христа не только не будете постыжены во Христе, но, напротив, будете хвалиться и гордиться Им навеки.
Рассмотрим положение: Христос отвергается самими строителями Церкви. Прежде это изображалось на примере Давида. Ведь те, кто тогда обладал властью, считали его осужденным и погибшим. И то же самое исполнилось в лице Иисуса Христа. Люди, управляющие Церковью, отвергли также и Его, насколько это было в их силах. В Ветхом Завете самое великое зло совершали лжепророки. А в Новом Завете самое жестокое противодействие и жестокость, с какими пришлось столкнуться Иисусу Христу, были проявлены со стороны книжников, фарисеев, священников, первосвященников и тех, кто претендовал на создание Церкви и заботу о ней. Данное обстоятельство могло бы сильно смутить слабых в вере людей, видящих, что у Христа много врагов среди духовных руководителей Израиля. И ап. Петр, желая устранить этот соблазн, учит: свидетельство Давида предсказало именно то, что тогда видели верующие. Он обращается к иудеям, к которым сказанное непосредственно относилось. Но увещание это полезно и сегодня. Ибо те, кто присваивает себе первенство в Церкви, суть злейшие враги Христовы. Всякий раз, когда мы видим восстающими на Христа тех, кто хвалится титулом духовных руководителей, пусть нам на ум приходит мысль о том, что строители эти отвергают краеугольный камень. Когда речь идет о политическом и духовном правлении, общеупотребительна метафора «здания». Поэтому Давид называет строителями тех, кому поручена власть и управление. Отсюда следует, что люди, поставленные на служение, не всегда верные и истинные служители Божьи. Второй вывод из рассматриваемого стиха: все великие, гордящиеся своим достоинством, не сумеют сдвинуть Христа с положенного Ему места. Бог совершит Свое дело и поддержит Иисуса Христа в этом мире, несмотря на лживость притворных друзей и противодействие самых ярых врагов.
Ст.7б «камень претыкания и камень соблазна». Утешив верующих по поводу того, что во Христе они возымеют прочную и надежную опору, апостол возвещает наказание тем, кто остается в неверии, чтобы их примером устрашить прочих людей. С этой целью он цитирует отрывок из: Ис.8.13-15 «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш. И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Здесь пророк угрожает, что Господь станет для иудеев камнем преткновения и скалой соблазна. Из текста можно заключить, что сказанное в самом прямом смысле подходит к Христу. Ведь в Его лице полностью явил Себя Бог. Значит, здесь возвещается страшное мщение Божье всем нечестивым. Под нечестивыми подразумеваются люди, не поддающиеся убеждению, недоверчивые и не раскаивающиеся в своих грехах. У них могут быть некоторые правильные понятия, но отсутствует твердая вера.
Для них Христос станет преткновением, т.к. они отказались верить в Него. Ибо, какова сила Христова в поддержании тех, кто успокаивается в Нем верой, такова и жесткость, с которой Он будет сокрушать всех Ему противящихся.
«Не покорялись слову». Здесь апостол говорит о том, каким образом Христос становится для людей претыканием: когда они упорно противостают слову Божию. Именно это сделали иудеи. Провозглашая свое желание принять Мессию, они яростно отвергли Его, когда Он пришел. Итак, ап. Петр говорит, что все, не принимающие Христа вместе с Его Евангелием, суть противники Бога и враги Его Слову. В итоге, собственное служение Христа есть преображение нас в духовный храм Божий. Но из-за порочности людей выходит так, что они претыкаются об Него, поскольку именно неверие заставляет их воевать с Богом. Ап. Петр, чтобы выразить эту борьбу, подчеркнуто говорит о неверующих людях. Иудейские духовные руководители особенно претыкались на незначительности внешности Христа и на предложении надеяться только на Него в вопросе спасения.
«На что они и оставлены». Это место можно истолковать двояко. Несомненно, что ап. Петр говорит здесь об иудеях. Обычно толкуют так, что иудеи были назначены к вере, поскольку обетование спасения предназначалось для них. Но, равным образом подходит и другой смысл: иудеи были предназначены к неверию, подобно тому, как о фараоне говорится в Библии, что он предназначен был к противлению Богу, к чему предустановленны и все неверующие. Если принять первый смысл, то слова апостола будут яростным упреком. Ведь он таким образом еще больше подчеркивает неверие избранного Богом народа, ибо тот отверг предназначенное для него спасение. Слова, «не покоряясь слову», относятся только к внешнему призванию, т.е. они относятся к завету, который Бог заключил со всем народом. В Библии сказано, что человеческая неблагодарность обличается и тогда, когда люди отвергают предложенное им Слово.
Вооружившись лупой и пинцетом, швейцарский часовщик подробно объяснял, как он разбирает, чистит и собирает крошечные детали механических часов. Среди всех этих мелких деталей показал важнейшую деталь часового механизма – заводную пружину. Она является той самой деталью, которая приводит в движение все шестеренки, чтобы часы могли показывать время. Без пружины даже самые лучшие часы не будут идти. В новозаветном тексте Библии, в Послании к евреям автор прославляет Иисуса Христа как Того, через Которого Бог создал небо и Землю. Каждая деталь нашей Вселенной была сотворена Божьим Сыном (Евр.1.2). От бескрайних просторов Солнечной системы до наших неповторимых отпечатков пальцев – всё было создано Им. Но Господь Иисус не просто Творец. Подобно пружине в часах, Он обеспечивает существование и благоденствие творения. Он постоянно держит «всё словом силы Своей» (ст.3). Так что Вселенная функционирует во всей своей невероятной сложности. В Библии сказано, что «Он есть прежде всего и всё Им стоит» (Кол.1.17).
Боже! Просим, помоги нам понять главную роль Иисуса Христа в сотворении и сохранении Вселенной. И пусть понимание этого и нашего спасения станет причиной радости и прославления Его, Того, Кто постоянно заботится о нас. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твоего Сына Иисуса Христа. Благодарим, что Он – Спаситель, в Котором мы нуждаемся. Просим, Господь Иисус, облеки нас в Твою любовь и дай покой и уверенность в Тебе. Помоги нам верно следовать за Тобой. Мы часто сосредотачиваемся на себе, в своих нуждах и желаниях. Помоги нам больше смотреть на Тебя. Пусть наше сердце будет полно любви к Тебе. Господь, мы благодарим за всё, что Ты сотворил. Благодарим и за то, что Ты держишь Вселенную, Землю и всё на ней. Благодарим и за то, что Ты заботишься о Своем творении и поддерживаешь его. Просим, дай нам осознать, что нет такого вреда, причиненного грехом, который Ты не можешь полностью устранить. Благодаря Тебе мы можем каждый день жить в свободе и надежде. Аминь.