ПРОПОВЕДИ
Никто сам собой не приемлет этой чести. (на Адвент, 2-е воскресенье)
Евр.5.4-6,10 «И никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; Как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». … Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека».
«И никто сам собой не приемлет этой чести». Только призвание Божье делает служение Ему законным. Никто не исполняет служение Богу правильно, законно, если не избран на него Богом. И Христу, и Аарону (первому первосвященнику) обще то, что обоих призвал Бог. Различаются же они в том, что, Христос был поставлен вечным священником. Отсюда явствует, что священство Аарона было временным и должно было прекратиться. Мы видим, к чему клонит автор Послания. За Христом следовало отстоять право священства. И автор делает это, показывая, что инициатор Христова священства – Сам Бог. Но этого не достаточно, если не доказано также, что древнему священству положен конец. Служение первосвященника было великой честью. Стоять между Богом и человеком, в своем лице представлять Бога и открывать Его волю людям, с одной стороны; а с другой – представлять дело человека Богу – это почетное служение.
Первосвященство – это такое служение и такая честь, которые никакой человек не может присвоить сам себе. Если кто-то решится на это, то он не может рассчитывать на успех в служении Богу, т.к. Бог не помогает таким. Он не получит награду от Бога за это служение. Это самозванец, а не призванный Богом, как Аарон. Он не может рассчитывать на Божье благословение, только на поражение. Что же сказать об Аароне и других его преемниках? Они имеют столько власти, сколько даровано им Богом, а не сколько приписывает им людское мнение. Отсюда можем вывести и общее правило: никакую власть в Церкви нельзя по воле людей создавать, но всегда следует ожидать божественного повеления. Надо придерживаться твердого правила избрания, чтобы никто не навязывал себя по собственной прихоти. Ибо апостол говорит здесь не только об отдельных людях, но и о самом служении. Он отрицает, что свято и одобрено то служение, которое люди выдумывают для себя без божественной заповеди. Бог сохраняет за Собой право предписывать способ и законы церковного правления. Касательно людей надо следовать правилу: никакое частное лицо не может присваивать себе чести без предшествующего общественного одобрения. Имеем в виду те служения, которые утверждены Богом. Нередко хитростью добиваются служения люди, о которых не ясно, на каком основании они призваны.
«Ты Сын Мой» Может показаться, что свидетельство это натянуто. Ведь если Христос и рожден от Бога Отца, это не значит, что Он поставлен священником. Но если принять во внимание, для чего именно явился миру Христос, можно легко заключить: Ему с необходимостью подходит данное качество. Его рождение было свидетельством власти, которую Отец дал Ему в отношении людей. Т.о., здесь говорится не о взаимном отношении между Отцом и Сыном, а об отношениях к людям, перед которыми Христос прославлен. Бог Отец являет нам Сына, наделенного честью и властью.
«Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». (Мелхиседек, т.е. царь праведности, хананейский царь Салима и священник Бога всевышнего. Он вышел на встречу Аврааму, когда тот возвращался после поражения царей северного Ханаана, вынес ему хлеб и вино и благословил его во имя Господа; Быт.14). Здесь апостол яснее раскрывает свою мысль, чем раньше. А иудеи всеми силами стараются исказить этот стих для затемнения Христовой славы. Но ни в чем здесь они не преуспели. Не подлежит сомнению, что ни о царе Давиде, ни о каком-либо другом царе здесь не может идти речи. Единичный пример, необычный для народа Божьего, чтобы один и тот же человек был царем и священником. Поэтому Мелхиседек является образом Мессии. Автор Послания как бы говорит: царское достоинство не мешает Христу быть священником, поскольку прообраз этого имелся в Мелхиседеке. Поскольку для иудейского народа было необычно, чтобы один и тот же человек был и священником и царем, здесь приводится древний прообраз, указывающий на грядущего Мессию. Апостол отмечает превосходство Христа над Аароном, как в призвании Его, так и в личной святости. Аарону Бог никогда не говорил таким образом: «Ты священник вовек …». Или: Пс.2.7 «Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя». Т.о., Бог Отец назначил Христа на священство более высокого чина, чем чин Аарона. Священство Аарона было временным, священство Христа – непреходящим. Священство Аарона передавалось от отца к детям, а священство Христа является личным. Христос не нуждается в преемниках, т.к. не имеет ни начала дней, ни конца их. Христос превосходит Аарона также святостью Своей личности. Другие первосвященники должны были приносить жертвы о грехах: как за народ, так и за себя. Но Христос не нуждался ни в какой жертве за Себя Лично, ибо Он не сделал греха. Таков и должен быть у нас Первосвященник.
Образ Христов обезображивается Его крестной смертью, если люди не знают, ради какой цели Он подвергся мучениям и такой смерти. Автор Послания снова учит тому, что ради нашего блага воспринял Христос наши немощи, воссияла Его дивная благость. Отсюда явствует: наша вера подтверждается, и честь Христова не умаляется от того, что Он подвергся человеческому злополучию. В Послании сказано о двух причинах, по которым Христу надлежало пострадать: конечной и ближайшей. Ближайшая причина в том, чтобы научиться послушанию; конечная – посвятиться в священника ради нашего спасения. Христос, будучи Сыном, искал у Отца избавления и был услышан. Однако претерпел смерть, чтобы таким образом научиться послушанию. Что было бы с людьми, если бы Бог спас Своего Сына от смерти? Он Сын Бога Отца и по достоинству свободный от общей участи всех людей. Однако ради спасения человеческого рода Он подчинился этой участи. Из милосердия к нам горькая чаша не миновала Христа, ибо иначе нам пришлось бы испить ее до дна и навеки погибнуть. Даже если нас в земной жизни тяготят невзгоды, мы не изглаживаемся из числа детей Божьих. Ибо то, что мы являемся детьми Божьими, происходит лишь по милости усыновления постольку, поскольку нас допускает в Свое сообщество Иисус Христос. В смертельной борьбе Он получил поддержку. Он прошел через смерть. Он не был избавлен от смерти, но благополучно проведен через нее. Мы никогда не избавимся от смерти, пока не пройдем через нее. И кто таким образом спасается от смерти, тот полностью освободится от нее в последний день через славное воскресенье Христа.
Евр.5.9 «И, совершившись, сделался для нас всех послушных Ему виновником спасения вечного». Именно таким образом Христу надлежало облечься в Свое священство. Апостол как бы говорит: «Претерпевание Креста и смерти для Христа было своего рода торжественным посвящением». Страданиями Своими Христос был посвящен на служение, посвящен Его собственной кровью. Своими страданиями Он совершил ту часть Своего служения, которая должна была быть исполнена на Земле, принеся жертву умилостивления за грех людей. Отсюда следует: страдания и смерть не только не мешают Его достоинству, но и воистину Его прославляют. Ведь если нам дорого наше спасение, то сколь восторженно мы должны думать о его причине? В этом смысле и сказано о Нем, что Он «совершился», т.е. стал совершенной жертвой умилостивления. В результате Он стал «виновником спасения вечного» для людей. Он сделался причиной нашего спасения, поскольку обрел для нас праведность перед Богом. Он устранил непослушание Адама противоположным качеством. Слово «освятился» больше подходит в нашем случае, чем «совершился». Греческий оригинал означает и то, и другое. В другом месте Господь Иисус говорит: Ин.17.19 «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной». Он Своим послушанием изгладил наши преступления. Своими страданиями Он купил полное освобождение от греха и погибели и приобрел полноту святости и блаженства для Своих детей. Об этом спасении Он возвестил в Евангелии, предложил его в Новом Завете. И через посланного Им Святого Духа сделал людей способными принять это спасение. Оно даруется только тем, кто покоряется Христу. Недостаточно иметь некоторое богословское познание о Христе, или только исповедать веру в Него. Необходимо внимать Его слову и быть послушным Ему. «Для нас всех послушных Ему». Итак, если мы хотим, чтобы нам помогло послушание Христово, то должны Ему подражать. Плоды Его послушания получают лишь послушные. Он был поставлен Царем, чтобы управлять нами, а не только Спасителем, чтобы спасать нас. И Он будет Спасителем только для тех, для кого будет и Царем, кто захочет, чтобы Он царствовал над ними. Остальных людей Он посчитает Своими врагами и соответственно будет обращаться с ними. А для тех, кто послушен Ему, кто посвятил себя Ему, отрекшись себя, взяв свой крест и следуя за Ним, Он будет виновником спасения вечного. И они будут вечно признавать Его таковым.
Евр.5.10 «Был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека». Здесь апостол вновь возвращается к первосвященству Христа, т.е. чину Мелхиседека. Он заявляет, что мог бы много сказать об этой таинственной личности, чье священство было вечным. А, следовательно, и спасение, получаемое через это священство, тоже должно быть вечным. Более подробно говорится в Библии о Мелхиседеке в главе 7 этого Послания. Некоторые думают, что под личностью Мелхиседека апостол подразумевает личность Христа. В личности и служении Христа сокрыта великая тайна; христианство – это тайна благочестия.
В 1929г. в газетном интервью Альберт Эйнштейн сказал: «Ребенком я получал наставления из двух источников: Библии и Талмуда. Я иудей, но меня восхищает сияющий образ Назарянина … Невозможно читать Евангелия без ощущения действительного присутствия Иисуса. Его личность пульсирует в каждом слове. Ни в одном мифе нет такой жизни». Новозаветная часть Библии показывает пример последователей Христа, которые также ощутили в Нем нечто особенное. Когда Господь Иисус спросил апостолов: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они ответили, что одни считают Его Иоанном Крестителем, другие говорят, что Он пророк Илия; третьи думают, что Он пророк Иеремия или один из пророков (Мф.16.14). Быть названным великим пророком Израиля, несомненно, являлось честью, но Господь не искал такой чести. Он желал подлинного понимания духовных истин и веры. Поэтому Он задал второй вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16.15). Провозглашение апостола Петра в полноте выражает истину о сущности Господа: «Ты Христос, Сын Бога живого». Господь желает, чтобы мы познали Его и Его спасительную любовь. Поэтому каждый из нас должен быть готов дать ответ на вопрос: «За кого вы почитаете Иисуса Христа?»
В 1856г. Чарльз Сперджен, великий английский проповедник, основал пасторский колледж. Герб этого учебного заведения венчает надпись: «Держусь и поддержан». Эти слова означают: «Мы держимся за Крест Христов, потому что он влечет нас непреодолимой силой. Мы желаем, чтобы каждый человек держался истины и был поддерживаем ею, особенно истиной о Христе распятом». В Послании к филиппийцам ап. Павел полагает эту истину в основание своей жизни. Он пишет: Флп.3.12 «Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус». Мы, последователи Христа, распространяем весть о Кресте, а Он Сам поддерживает нас Своей силой и благодатью.
Господь Иисус, просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем нас мире. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что Ты Первосвященником призвал нашего Спасителя, Твоего единородного Сына Иисуса Христа. Благодарим, что Ты говоришь, что никакой человек не должен без Божьего призвания принять это служение. Ибо только призванные Богом могут ожидать от Него поддержки и одобрения. Мы склонны отвечать Тебе быстро, но неразумно. Просим, открой нам Свою волю для нашей жизни, и дай, чтобы мы кротко приняли путь, Тобой предназначенный для нас. Когда нас посещают мысли о своей ничтожности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Благодарим, что Ты с любовью принимаешь нас. Пусть мир увидит нашу любовь друг к другу как свидетельство единства в Тебе. Мы не можем объять Твоего величия, но мы знаем, что Ты близок к нам. Помоги нам доверить Тебе всё, что мы не понимаем. Господь Иисус! Ты достоин наивысшей славы. Ты высок и превознесен, Твое имя выше всякого имени. Однажды всякое колено преклонится перед Тобой, и всякий язык исповедует что Ты – Господь. Просим, держи нас крепко у Своего Креста, поддерживай нас Своей любовью и помоги распространять через нас Твою любовь в окружающем мире. Аминь.