ПРОПОВЕДИ
Если кто услышит голос Мой и отворит дверь. (Адвент, 3-е воскресенье.)
Отк.3.20 «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Здесь рассмотрим убедительные аргументы и мотивы, которые использует Христос, чтобы добиться положительного ответа человека. Это, во-первых - союз: «войду к нему и буду вечерять с ним», а во-вторых, общение: «и он со Мною». Эти аргументы столь сильны и убедительны, что способны, как может подумать кто-то, отворить Христу каждое сердце. Однако мы должны помнить о том, что сердце людей погрязло в грехах и не примет подобное решение, доколе не сойдет на него Святой Дух со Своими обличениями. Мы можем осознать свое недостоинство, и считать слова Христа малыми для того, чтобы привести нас к вере. Мы должны знать и помнить, что Он не входит в душу человека насильно. Он проникает в нее только с согласия хозяина воли. Однако воля человека не согласится, пока не ощутит воздействие силы Божьей. Пс.109.3 «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни». Всемогущая сила отворяет сердце человека и склоняет его волю, но только так, как подобает ее природе. Бог говорит через пророка: Ос.11.4 «Узами человеческими влек Я их, узами любви». Когда под воздействием этой силы душа отворяется Христу, Он входит в нее и делает эту душу Своей вечной обителью. Он дарует ей покой и радость Своими сладкими утешениями и теми привилегиями, которые приобрел Своей Кровью. Отсюда следует вывод: Христос, несомненно, войдет в душу, которая отворяется Ему и принесет с Собой обильные благословения.
Когда блудный сын вернулся к отцу (Лк.15.22) (образ обращенного человека), отец не только принял его, но и облачил его в нарядные одежды и усадил с собой за стол. Ниже мы покажем, что подразумевает приход Христа в душу. И почему Он так обращается с этой душой. Приход Христа в душу нельзя до конца постичь, пока мы не взойдем на небеса. Об этом сам Господь Иисус говорит так: Ин.14.20 «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». Тогда природный союз Христа со Своим Отцом и мистический союз между верующими и Христом станет более понятен для нас, чем в настоящем нашем несовершенном состоянии. Всё же даже сегодня нам людям открыто столько, что это непременно должно поразить бедных грешников, когда они помыслят о таком снисхождении к ним Христа. Выражение «Я войду к нему» подразумевает именно соединение верующей души с Христом. Ибо Он приходит обитать в той душе через веру. Еф.3. 17 «Верою вселиться Христу в сердца наши». А это самая высокая честь, которая может быть оказана душе. Приход Христова Духа (Святого Духа) в душу человека делает эту душу членом мистического Тела Христа. Это славное деяние Божье, самое досточтимое, самое утешительное и навеки нерушимое и утвержденное.
Сейчас покажем, что Христос, несомненно, войдет в каждую душу, которая Ему отворится. Никакие прежние недостойные поступки человека или сегодняшнее недостоинство его души не будут для Него препятствиями и не преградят Ему доступ в эту душу. Что бы ты ни сделал, и кем бы ты ни был, Христос войдет, и будет обитать в тебе. Он сделает твою душу Своей обителью через Своего Духа (Святого Духа). Еф.2.22 «На котором и вы созидаетесь в жилище Божье Духом». Пусть твое сердце откроется Ему, а Он наполнит и напитает тебя, несмотря на все твои прежние грехи. Грешник, у тебя есть на это Царское Слово с небес. Слово, которое со времени его произнесения всегда заслуживало доверия. Оно говорит, что каким бы ни было прежнее или настоящее твое недостоинство, Христос никогда не оттолкнет тебя, если только ты хочешь открыть Ему свое сердце.
Где Христос находит греховность, там Он обнаруживает и недостоинство. А греховность Он найдет везде, куда захочет прийти. Он никогда не думал, что обнаружит в человеке одно достоинство. Однако Ему очень приятно, когда у тебя пробуждается чувство этого самого недостоинства. Бог говорит через пророка Иеремию отпавшим от Бога иудеям: Иер.3.13 «Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа». Блудный сын (притча о блудном сыне, Лк.15) по возвращении домой сказал отцу: «Я недостоин называться твоим сыном». Однако это не помешало ему быть принятым отцом. Все, приходящие к Богу за оправданием, должны признать и исповедать собственную греховность и прийти к Нему как к Тому, Кто оправдывает нечестивого. Рим.4.5 «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Прошлая греховность человека (он уже покаялся) и его настоящее недостоинство не будут служить препятствием для прихода Христа к нему, потому что они уже хорошо известны Ему. Он уже знал, что человек этот недостоин, когда первый раз тронул благодатью его сердце, и сделал ему предложение о мире. И если твое недостоинство не помешало Ему начать с тобой переговоры, то оно не помешает и заключить с тобой союз. Об этом говорит Бог и через пророка Исаию: Ис.48.8 «Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником». Можем утверждать, что Христос никогда не входил в такую душу, где до Него не властвовал бы сатана. Вспомним стих: Деян.26.18 «Чтобы они обратились от тьмы к свету, и от власти сатаны к Богу». Твое сегодняшнее недостоинство не может помешать Ему войти в твою душу, потому что Христос никогда не упрекал никого в не достоинстве, но лишь в нежелании прийти к Нему. Господь сказал: Ин.5.40 «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». И еще одно Его обращение: Мф.23.37 «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели». Христос никогда не простирал бы Свою благодать столь широко и не раздавал столь щедро, если бы намеревался не допускать к Себе некоторые души по причине их недостойности. Это значит, что не может существовать никакой преграды между Его милостью и человеком, кроме его собственного нежелания.
Далее покажем, что Христос приходит в душу не с пустыми руками. Для Него – это день помолвки, Он хочет сделать его добрым днем, настоящим праздником. Он приносит с Собой такую отраду, какой душа никогда до этого не знала. Теперь поговорим о тех духовных милостях, которые Он приносит с Собой 1. Когда Он входит в душу грешника, Он приносит с Собой прощение, прощение всех грехов, которые эта душа когда-либо совершала. Это – великая радость. Без прощения никакая милость не принесет облегчения. Утешение, которое дает прощение, проникает в самое сердце. Бог считает это важным: Ис.40.1,2 «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима». Прощение грехов делают три факта самой сладкой милостью, которую когда-либо пробовала душа. 1) Первое, что делает прощение грехов столь приятным – это отсутствие в душе тревоги, которая предшествовала прощению. Подобно тому, как горечь ада познается в страданиях, вызванных грехом, так же и сладость небес вкушается человеком, когда прощаются его грехи. 2) Сама природа милости прощения невыразимо приятна, ибо это – милость самого высокого ранга. Прежде этой милости не может быть никакого утешения, а после нее уже не может быть никакого повода для отчаяния. Т.е. душа не должна беспокоиться о том, что ее отвергнут, какие бы скорби не выпали на ее долю. Хорошо сказано об этом и в Книге пророка Исаии: Ис.33.24 «И ни один из жителей не скажет: я болен; народу, живущему там, будут отпущены беззакония». 3) Эта милость обладает четырьмя свойствами, особенно сладкими для души. Во-первых, Бог прощает тебе грехи даром. Милость прощения тебе ничего не стоит. Рим.3.24 «Получая оправдание даром по благодати Его». И еще один отрывок: Ис.43.24, 25 «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну». Во-вторых, прощение грехов является полным. Распространяется оно на все грехи, которые ты когда-либо совершал: на грехи твоей природы и твоих поступков, грехи твоей юности и зрелого возраста, грехи большие и малые – все они охватываются этим прощением. Несомненно, что обильным и богатым пиршеством является эта особая благодать, это прощение, которое дается даром, без всякой платы, которое включает все грехи без исключения. В-третьих, это прощение окончательно, не подлежит отмене. Прощенная душа уже никогда не подпадет под осуждение. Пс.102.12 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». В-четвертых, это прощение является надежным. Эта милость никогда не будет отозвана назад или упразднена. Рим.8.33 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их». Кто может арестовать человека, которого простил кредитор?
2. Еще одна милость даруется прощенной душе для ее радости. Эта милость – мир с Богом. Прощение и мир с Богом идут рука об руку. Рим.5.1 «Оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом». Слово «мир» многозначно. На языке Ветхого Завета оно означает всё земное благополучие: 1Цар.25.6 «И скажите так: «мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему». А в Новом Завете оно заключает в себе все духовные милости: 2Фес.3.16 «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем». Т.о., благословения неба и Земли заключены в этом слове. Душа, открывшаяся Христу, примиряется с небом. Вражда между Богом и этой душой устраняется через Иисуса Христа. Ценность этой милости велика, ибо она была приобретена ценой Крови Иисуса Христа. Кол.1.20 «И чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное». Это примирение установлено Христом на твердом основании. Его Кровь является более прочным основанием, чем холмы и горы. Прочность этой милости увеличивает Христово ходатайство на небесах: 1Ин.2.1 «А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом» (Иисуса Христа). Мир этот проникает и в совесть верующего человека, словно о нем возвестили с небес. Это яство Христос приготовил, чтобы ублажить душу человека, принявшего Его. Сколь оно сладостно, что лучше его почувствовать, нежели об этом говорить.
Прежде в ушах осужденного грешника звучали жуткие раскаты Закона, а теперь в его сердце воцарился мир. Этот мир является: 1) хранителем души от всех внутренних и внешних страхов; 2) облегчением для души; 3) вестью с небес. Рассмотрим более подробно эти показатели. 1) Этот мир является хранителем души от всех внутренних и внешних страхов. Мир Божий будет охранять наши сердца и умы. Флп.4.7 «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Он является стражником жизни человека. Имея этот мир, он может сказать с Давидом: Пс.4.9 «Спокойно ложусь и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности». 2) Этот мир – облегчение для души, так же как и ее хранитель. Он снимает тяжесть с сердца. Бог не возвещает совести мир раньше, чем она почувствует облегчение и покой. 3) Этот мир – весть с небес. После известия о Христе он – самое радостное известие, которое слышали уши человека. Голос говорит душе человека: «Ты согрешил, а Я принес удовлетворение за твой грех. Ты возжег гнев Божий, а я затушил его». В какой бы беде ни находился человек, это радостное известие приносит ему облегчение. Ап. Павла и его помощника Силу (Силуана) заключили в темницу. Их должны были казнить в ближайшие дни. Но едва Бог поставил перед ними это Свое яство, как они не удержались от того, чтобы воспеть, словно находились на пиршестве (Деян.16).
3. После прощения и мира следует третье благословение, а именно: радость в Святом Духе. Она является сущностью и духом всякого Божьего утешения. В Библии сказано, что Царство Божье как раз и состоит в этой радости. Рим.14.17 «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Святом Духе». Она (эта радость) представляет собой небеса на Земле. Все верующие достигают не сразу этого состояния, но в то или иное время Бог обычно дает им это вкусить. Эта радость в Святом Духе есть духовное ликование.
Боже! Просим, дай нам осознать, что мы чрезмерно нуждаемся в Спасителе и Господе Иисусе Христе. Помоги нам достичь вечной славы. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за благословения, которые Иисус Христос приносит душе, открывшейся Ему. Благодарим, что Христос не входит в душу насильно, но проникает в нее только с согласия воли человека. Благодарим, что Спаситель, несомненно, войдет в душу, которая отворяется Ему и приносит с собой обильные благословения. Бл-м, что наше сегодняшнее недостоинство не помешает Христу войти в нашу душу. Благодарим, что Спаситель, когда входит в душу грешника, приносит с Собой обильные дары, в т.ч. радость в Святом Духе. Спасибо, что благодаря жертве Христа мы освобождены от греховного плена и наделены свободой, которую может дать только Божье прощение. Просим, помоги нам смотреть на людей Твоими глазами и с любовью принимать всех, кого Ты направишь нам на встречу. Дай нам уверенность в вечной жизни и в небесном наследстве. Помоги нам уповать на подвиг Спасителя Иисуса Христа, ради Которого Ты простил наши грехи и сделал нас Своими чадами. Благодарим Тебя за наше спасение и место для нас в Твоем вечном Царстве. Аминь.