ПРОПОВЕДИ
Христос ублажает принявшую Его душу. (на Адвент, 4 воскресенье)
Рим.8.1 «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу».
Что мы здесь слышим и видим? Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе. Дается полная свобода от всей вины и осуждения за грех здесь на Земле и в вечности. И лишь благодаря тому, что мы во Христе Иисусе. Для человека, который пришел к тому, что он больше не может жить без Христа, больше нет никакого осуждения. Он никогда не будет судим по Закону Божьему, ему никогда не вменятся грехи. Можем ли мы здесь на Земле или в вечности достаточно восхвалить Небесного Отца, учредившего такое царство благодати?
Рассмотрим подробнее каждое слово в нашем эпиграфе. Начнем с выражения: «Нет ныне никакого осуждения». Это говорит нам, что над людьми, которые не во Христе, нависает обвинительный приговор. Приговор, возвещающий вечную жизнь или вечную смерть. Нам следует задуматься, как мы можем избежать вечного осуждения. Ап. Павел в этом послании выше доказал, что все люди грешники, что «нет праведного ни одного». Но теперь, говорит он же, когда мы во Христе Иисусе, нам нет никакого осуждения. Отсюда следует, что если мы не во Христе, мы пребываем под обвинительным приговором. Об этом пишет и ап. Иоанн: Ин.3.18 «А неверующий уже осужден». Он же говорит в Послании: 1Ин.2.2 «Он (Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Но лишь через веру, соединяющую нас с Ним, мы обретаем сопричастность Его благу и наслаждаемся им. Лишь через эту веру мы вступаем в завет благодати. То, что ныне нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе – это совершенно то же самое, о чем объявил Сам Господь: Ин.5.24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Обратим внимание на слова «на суд не приходит», т.е. ему не вынесен обвинительный приговор. Он не будет осужден за свои грехи. Грех, остающийся в верных христианах, сам по себе всегда достоин осуждения, но его осуждающая сила теперь отнята. Теперь в нас нет ничего, что осуждает нас. Слава Богу за Его невыразимый дар!
«Тем». Если бы апостол не использовал это слово, то немощные в вере души (всегда склонные удалиться от того утешения, которое предлагает Бог через Библию) сочли бы, что та благодать и свобода, о которой говорится здесь, принадлежит лишь апостолу и другим привилегированным людям, но не таким недостойным, как они. Он желает показать, что тот же самый человек, который в предыдущей главе жаловался о законе греха, находящемся в его членах, также находится среди тех, которые во Христе свободны от всякого осуждения.
«Которые во Христе Иисусе». Это значит быть соединенным с Ним посредством веры. Это выражение указывает на то, что человек (душа) как бы заворачивается в заслуги Спасителя Христа. Сам Христос обозначает это сокровенное соединение в притче о ветвях виноградной лозы (Ин.15). В ней Он также говорит: «Кто пребывает во Мне и Я в нем». Вывод из Его слов: «Каждому человеку, кто имеет такое сердце, что примирение во Христе является его жизненной потребностью, так же необходим Господь, как пища и питье». Итак, мы не можем обойтись без Христова примирения. Ты предстанешь перед Богом таким, как будто ты сам сделал то, что сделал Он. Перед Богом ты един с его Сыном.
Ниже поговорим о том, почему Христос ублажает принявшую Его душу.
1. Он делает это, чтобы выразить ту великую радость, которую Он получает, видя веру и послушание грешника. В Библии мы читаем о мучениях Его души и об удовлетворении за наши грехи, которое стало плодом этих мучений. Вспомним стих: Ис.53.11 «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Он большое удовольствие получает, когда видит, что извечные постановления Божьи и страдания Его тела и души привели к такому результату: Он спас всех избранных к спасению. Во всем мире ничто не смогло бы доставить Ему такое удовольствие. Это подобно тому, как человеку приятно видеть исполнение своего замысла, стоившему ему многих усилий и больших затрат. Он проявляет удовлетворение Своей души, давая верующему вкусить начатки Царства Небесного. Поэтому Он радушно принимает пришедшую к Нему душу.
2. Христос поступает так, чтобы успокоить встревоженную душу. Душу, которая испытала страхи и скорби со времени, когда ее совесть впервые почувствовала обличения свыше, до момента своего союза с Христом. Путь веры – это путь смирения. Много страданий перенесла душа, сокрушаясь и смиряясь. Всё это истощило ее силы. Она видит, что гнев Божий нависает над ней, непрестанно угрожая проклятием. Она уже почувствовала горечь всего этого в своей совести. Теперь она нуждается в поддержке, которую дает ей Христос. А Он услаждается, когда утешает сокрушенную душу. Он способен и готов помочь искушаемым. Евр.2.18 «Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Слово, которое у нас переведено как «помочь», означает поспешить на помощь тому, кто кричит от отчаяния. Множество воплей взошло к небесам от отчаявшихся душ. Но все их слышит милосердный Иисус Христос и приходит ныне, чтобы помочь и успокоить их. У Него припасено много теплых слов для этих душ. Эти слова Господа поддержат душу в тяжелое время.
3. Тот, кто открывает сердце Христу, может ожидать даже скорби и искушения на новом для него жизненном пути. Порой через страдания пролегает путь на небеса. Когда мы приходим к Христу, наши проблемы не прекращаются. Более того, именно тогда обычно и начинаются наши испытания. Об этом сказано в Библии так: Евр.10.32 «Вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий». Приведем примеры этих страданий. Неверующие родственники негодуют, презирают, отвергают нас. Мир ненавидит нас и воздвигает гонения на нас. Чтобы христиане окончательно не отчаялись, столкнувшись со скорбями на своем пути, Христос и ублажает их духовными радостями. Сам Христос услышал голос с неба: Мф.17.5 «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Это произошло до того, как на Его долю выпали великие испытания. Тем более Его народ нуждается в утешении. Бог предвидел это и приготовил от невзгод противоядие. Момент запечатления души Святым Духом укрепляет ее к началу страданий. Христиане замечали, что когда они больше обычного чувствовали утешения от Святого Духа, для них готовились великие испытания. И последующие события подтверждали это. Какие бы радости Христос ни ниспослал Своему чаду, когда тот впервые поступил к Нему на службу, он будет постоянно нуждаться в утешениях, прежде чем закончит свой земной путь.
4. Христос дарует открывшейся Ему душе божественные радости также для того, чтобы расстроить планы сатаны, который часто пытается представить человеку путь веры, как нечто грустное и тягостное. Сатана говорит грешникам, что они больше не будут смеяться, не будут веселиться, после того, как они встанут на путь святости. Но всё это отвергнет собственный опыт христиан. Сейчас во Христе, будучи верными и послушными, они вкушают такие радости, какие никогда не испытывали на путях греха. Люди осознают, что до этого момента никогда не веселились по-настоящему. Ибо начало всякого истинного веселья кроется в союзе с Христом. Не напитал ли Небесный Царь твою душу прощением, миром и радостью в Святом Духе? Не запечатлел ли Дух тебя и не дал ли залога будущей славы? Если так, то тогда ты принадлежишь к более благородному и знатному сословию, чем твои неверующие ближние. Тогда из сердца человека вырываются слова: Еф.1.3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Если вы не живете в такой роскоши, как некоторые в этом мире, то из этого не следует, что Бог вас меньше любит, чем их. Мы должны помнить следующее: Христос никогда не имел намерения напитать нашу душу и одновременно уморить голодом наше тело. Он, Кто насыщает нашу душу небесным хлебом, позаботится и обо всем необходимом для нашего тела.
Некоторые говорят или намекают, что христианская религия лишает людей жизненных удобств и радостей. Это дешевое и безосновательное обвинение. Дьявол, замышляя отвратить людей от путей Божьих, накладывает на лицо христианской религии ужасающую маску и утверждает, что в ней нельзя найти никаких удовольствий. Но можно найти не одно опровержение этого в Библии. Мудрый царь Соломон говорит нам: Еккл.10.19 «Пиры устраиваются для удовольствия». Т.е. он как бы призывает людей участвовать в пирах. Мы можем быть уверены, что душа, восседающая с Христом на таком пиршестве, имеет для веселья больше причин, чем все остальные. Религия наша отказывает нам во всех греховных удовольствиях, однако она изобилует духовными удовольствиями. Никакое обоснованное удовольствие нельзя предпочесть Христу. Мирские люди, т.е. неверующие люди, наслаждаются преходящими вещами, и их радость скоро закончится. Приближается время, когда то, что они ложно считали наградой за святость, окажется платой за грех. Поэтому неверующие никогда больше не будут веселиться, никогда больше не будут ликовать. А верующие удостоверятся на своем опыте, что истинны слова Библии: Прит.3.17 «Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные» (Речь идет о мудрости, которую должны отождествлять с Богом). На путях Божьих можно найти такие удовольствия, какие никогда не обрести на путях греховных. Неужели не доставляет Тебе радость иметь в своем распоряжении всё необходимое для восполнения всякой нужды? А тот человек, кто находится во Христе, как раз и имеет всё это. Жизнь христианина и пути святости должны быть самыми приятными.
На путях греха происходит прямо противоположное: сначала приходят грехи удовольствия, а затем ужасные укоры совести. Грех сначала приходит с улыбкой, но в конце смертельно жалит. Его удовольствия ведут к тому, что ад незаметно наносит удар с тыла. Для христианина сначала приходят сокрушение и смирение, которые подготовляют путь для Христа. А уже с Ним приходят покой и мир. И т.о., скорби верующих обращаются в веселье. О таком варианте говорят слова Христа: Ин.16.20 «Истинно, истинно говорю вам: вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться; вы будете печалиться, но ваша печаль обратится в радость». Христос предупреждает Своих учеников, что им предстоят в будущем трудные искушения. Когда смерть унесет Его от них, мир восторжествует. А они будут в великой скорби. Он хочет снабдить их необходимым орудием для этого случая. Под радостью учеников Он понимает здесь радость от принятия Святого Духа. Он как бы говорит: «на время вы будете как будто повержены, но когда вас воздвигнет Дух Святой, ваша радость возобновится. И через постоянное развитие она будет всё время увеличиваться, пока, принятые в небесную славу, вы не возрадуетесь полностью и окончательно». Т.о., конечное состояние учеников радостное.
Как уже сказали выше, никто не может быть воистину счастливым, пока не обретет Христа. Ожидать духовного покоя прежде союза с Христом – мирская тщета. Разве мы можем ожидать урожая до времени посева семян? В мире есть два вида удовольствия, которые не основаны на Христе. Во-первых, чувственные и греховные удовольствия люди будут испытывать без Христа. Это происходит у невозрожденных людей. Часто можно видеть богачей, наслаждающихся своим богатством. И у похотливых людей, предающихся вожделениям. Но удовольствия эти есть и у животных и не соответствуют бессмертной душе человека. Во-вторых, лицемеры порой наслаждаются и утешаются своим воображаемым счастьем, которое они придумали для себя. Однако оно исчезнет, словно тень. Такие ложные удовольствия можно время от времени иметь. Итак, мы должны помнить, что никакая духовная радость не войдет в сердце человека, пока не войдет в него Христос.
Господь! Просим, помоги нам молиться еще усерднее, размышлять еще возвышеннее, исполнять свой христианский долг с еще большей радостью. Ибо только так можно продолжить свое блаженное состояние. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, помоги нам стремиться к тому, чтобы всякое духовное удовольствие, получаемое от Христа, возрастало и приносило еще большую радость. Помоги нам выполнять наши христианские обязанности на стезях веры и послушания Христу. Напитай наши души небесной пищей, дай нам еще с большим прилежанием, еще с большей радостью исполнять свой долг. Не дай нам впасть в уныние при исполнении долга из-за того, что у нас недостает Твоей поддержки. Ибо Ты нам поможешь в нужное время и в полной мере. Ибо величайшим безумием и глупостью было бы оставить столь сладостный мир и возвратиться к греху, который прежде стоил нам такой невыносимой скорби. Просим, вложи в нас стремление к небесам, помоги нашим помыслам и чувствам воспарить ввысь. Благодарим, что Святой Дух помогает нам стремиться к полноте небесной радости. Аминь.