ПРОПОВЕДИ
Она зачала силой Духа Святого. (на Рождество)
Мф.1.20 «Но когда он помыслил это – вот, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого».
Иосиф узнал о беременности Марии после ее возвращения от кузины Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Мария не отрицала этого факта. Она знала о божественном происхождении своей беременности, но как она могла другим это доказать. Но мы не видим, что она мучилась от этого. Сознавая свою невинность, она оставалась спокойной, предав свое дело Богу. Представим, какой большой скорбью и каким разочарованием было для Иосифа узнать, что та, которую он уважал и ценил, оказался под подозрением в таком гнусном грехе (считают, что она воспиталась при храме иерусалимском). Но ее положение было очевидным, невозможно было отрицать его. Иосиф не хотел оглашать Марию. Он мог бы это сделать, ибо обрученная девица, павшая в блуд, должна была по Закону быть побита камнями (Втор.22.23,24). Но он не хотел воспользоваться Законом против нее. Если она виновна, пусть от него об этом никто не узнает. Он не хотел ее оглашать, потому что был праведным человеком, он склонен был миловать. Он хотел тайно отпустить ее, т.е. дать ей в руки разводное письмо. Будучи человеком праведным, т.е. строго соблюдающим Закон, он не хотел вступать с ней в брак. Но из сострадания к ней собирался отпустить ее тайно. Но Иосиф был выведен из этого затруднения вестником с небес. Бог через ангела посылает ему Свое указание и успокаивает его. Ангел явился ему во сне. Когда мы пребываем в спокойном состоянии, тогда мы более всего способны к восприятию Божьих откровений. Этот сон сам в себе нес доказательство того, что он был от Бога, а не был плодом суетного воображения. Иосиф получает указание не уклоняться от намеченного брака. Ангел называет его сыном Давида, напоминая ему о его родстве с Давидом, чтобы подготовить к сообщению о его родстве с Мессией. Который должен был произойти от потомка Давида. Об этом знал каждый иудей. Поэтому бедному плотнику необходимо было напомнить о его высоком положении. Женившись на Марию, он не только не подвергается опасности осквернения, но, напротив, разделит с ней высочайшую честь. При этом отмечаются два момента: 1) Мария зачала не естественным путем, а силой Святого Духа. На основании этого места в Гал.4.4 говорится, что Он родился от жены. Иисус, истинный Бог, ради нас стал человеком. 2) Она родит Спасителя мира. Он спасет не только иудеев, но всех избранных.
В нашем эпиграфе содержатся две истины. Они говорят нам о том, что Господь Иисус принял человеческое естество и что рождение Его от девы Марии было сверхъестественным чудом. Темы воплощения Христа и Его рождения от девы мы понять не в состоянии, поэтому удовлетворимся смиренной верой. Достаточно для нас знать, что для Бога, Кто сотворил мир, нет ничего невозможного. Будем довольны тем, что записано в Библии: божественный Логос (Слово) воспринял тело человека. Он, предвечная Личность, соединился с человеческой природой посредством Святого Духа. И Иисус Христос стал единой Личностью, обладая божественной сущностью, т.е. совокупностью Божьих атрибутов и человеческой сущностью (человеческих качеств, кроме греховных). Согласно Библии это воплощение совершилось через непорочное зачатие. Святой Дух в чреве девы Марии произвел Личность богочеловека, не создав при этом новой человеческой личности. Как пишет Беркхоф (реформатский богослов, 1873-1957): «если бы Христос был произведен человеком, Он был бы человеческой личностью, подвластной завету дел, а значит, разделил бы вину человечества. Но поскольку Его «Я», Его личность не от Адама, завет дел не распространялся на Него. Его человеческая природа, свободная от последствий греха, могла оставаться свободной от греховной скверны до и после рождения».
Рассмотрим события, написанные в нашем эпиграфе. Мария, мать Христа, была только обручена с Иосифом, т.е. они еще не были женаты, но заключили брачный договор. Цель брачного договора торжественно объявлялась в сопровождении слов: «Обещание, данное в договоре, выполняется, если Бог позволит». Христос родился не просто от девы, но от обрученной девы. Выгоды от этого факта: 1) Чтобы тем самым возвысить брачные отношения. В противоположность бесовскому учению, которое предлагает безбрачное состояние, как более совершенное. В наши дни некоторые живут в так называемом гражданском браке. Я слышал по радио интервью с юристом, который сказал, что в гражданском кодексе нет понятия «гражданский брак». 2)Чтобы спасти репутацию девы Марии, которая иначе могла бы подвергнуться оскорблениям и наказанию. Беременность ее следовало защитить брачными узами и таким образом оправдать ее в глазах мира. Один из отцов церкви (известные христиане первых 4-х веков) говорит, что лучше, чтобы спрашивали: «Не сын ли Он плотника?», чем: «Не сын ли Он блудницы?» 3) Чтобы Мария могла иметь руководителя юности своей и помощника, разделяющего ее заботы. Многие древние авторы считают, что Иосиф к тому времени был вдовцом и что братья Господа Иисуса (Мф.13.55) были дети Иосифа от его первой жены.
Мария была добродетельной женщиной. Вспомним стих Лк.1.34 «Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?» Верующие не должны преклониться «под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6.14). Пусть благочестивые люди выбирают себе в супруги таких же благочестивых, если хотят иметь в своем браке утешение и Божье благословение. Написано: Мф.1.18 «прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Ни одна из дочерей Евы (женщина) не была столь достойной девицей, чем дева Мария. И, тем не менее, ей грозило обвинение в блуде. Но, сознавая свою невиновность, она оставалась спокойной, предав дело свое Богу. Пример для нас: те, кто имеет добрую совесть, могут смело доверить Богу сохранение своего доброго имени. Узнав о беременности Марии, Иосиф был в замешательстве о том, как поступить ему в данном положении. Ему не хотелось верить, что такое могло случиться с молодой девушкой, в добродетельности которой он был уверен. И началась борьба в его душе между мужской ревностью, любовью и жалостью, которую он испытал к Марии. Он не хотел воспользоваться против нее Законом. Если она и виновна, то это никому не известно. Пусть же и от него об этом никто не узнает. Как отличен был дух Иосифа от духа Иуды – сына патриарха Иакова, который вынес суровый приговор: Быт.38.24 «Выведите ее и пусть она будет сожжена». Наказание, которому должна была подвергнуться Мария, названо оглашением. Это указывает на цель любого наказания: предостеречь остальных, чтобы все вокруг услышали и устрашились. Люди строгих правил осудили бы Иосифа за его мягкость. Но здесь говорится о нем с похвалой. Он не хотел оглашать ее именно потому, что был праведным (конкретно – милостивым) человеком. Он был склонен миловать, как делает это милостивый Бог. И прощать, т.к. сам получил прощение. Он заботился о добром имени того человека, кто никогда прежде ничем не запятнал его.
Нам следует быть великодушными, снисходить к подозреваемым в каком-либо преступлении. Следует надеяться на лучшее в отношении их и стараться видеть лучшее в том, что кажется плохим. Суд совести, смягчающий строгость Закона, мы называем судом справедливости. Согрешившие люди, возможно, впали в грех по немощи своей, оказались побежденными грехом. Их следует «исправлять в духе кротости» (Гал.6.1). А угрозы, если даже они справедливы, умерять. Необходимое осуждение согрешивших людей должно совершаться без шума. Т.к. слова мудрых людей, высказанные спокойно, выслушиваются.
Иосиф мог бояться по двум причинам: 1) Подозревая, что Мария забеременела в результате блуда, опасался принять ее, чтобы не навлечь на себя позор и грех. Но Господь сказал ему через ангела: не бойся, дело обстоит не так. 2) Может быть, Мария сказала ему, что она зачала от Святого Духа. Или он мог услышать о том, как Елизавета назвала Марию матерью ее Господа (Лк.1.43). Если так, то он мог бояться что брак с женщиной, столь превосходившей его, будет с его стороны надменностью. Но каковы бы ни были причины его страха, они рассеялись при словах: ст.20 «не бойся принять Марию, жену твою».
Апостол Матфей, писавший свое Евангелие для иудеев, чаще, чем другие евангелисты, отмечает исполнение ветхозаветных пророчеств при рождении и земном служении Иисуса Христа. Из этого явствует, что Иисус Христос был Тот, Кто должен был прийти, и что нам не следует ожидать другого. В книге пророка Исаии дается пророчество в качестве знамения царю Ахазу: Ис.7.14 «Се, Дева в чреве примет». В этом пророчестве Исаия, призывая народ Божий надеяться на обетованное избавление от нашествия ассирийцев, направляет их взор к Мессии. Пророчество это исполнилось в рождении Господа Иисуса Христа.
Согласно древней легенде, человек, по имени Николай (родился в 270г. по РХ), услышал об отце, который был настолько беден, что не мог прокормить троих дочерей и, тем более, дать им приданое. Желая помочь, и в то же время это сохранить в тайне, Николай бросил в открытое окно кошелек с золотом и попал в носок, который сушился над очагом. Этот человек стал известен как святой Николай. В некоторых странах он стал образом Санта-Клауса. Услышав эту легенду о подарке, упавшем сверху, мы можем подумать о Боге Отце, Который из любви и сострадания послал на Землю величайший дар – Своего Сына. Как бы ни был прекрасен подарок святого Николая, дар Иисуса Христа намного прекрасней. Он – Бог вечно живущий, был с нами. Когда мы страдаем или печалимся, Он посылает утешение. Когда мы падаем духом, Он поддерживает и ободряет. Когда нас пытаются обмануть, Он открывает истину. Мы, христиане, должны стремиться кому-то подарить дар Иисуса Христа.
Несмотря на скромное рождение Спасителя, Его прибытие на Землю было возвещено ангелом, который провозгласил: Лк.2.10-11 «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». И явилось «воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на Земле мир, в людях благоволение». Давайте никогда не терять из виду смысл Рождества: удивительное благоволение Бога к Его творению, явившееся в даре Его Сына для спасения людей от грехов их.
«Я принес тебе подарок!» - возбужденно крикнул двухлетний внучок дедушке, протягивая ему коробку. «Он это выбрал сам» - сказала жена деду. Дед открыл коробку и увидел там любимые персонажи внука из мультфильмов. Внук с волнением спросил: «Можно посмотреть?» А потом играл с подарком весь вечер. Дед смотрел на него и улыбался. Он улыбался потому, что в молодости он поступал так же. Напр., в старших классах он подарил старшему брату музыкальный альбом, который сам очень хотел слушать. Теперь он понял, как Бог изменял и учил его дарить бескорыстно. Господь Бог подарил людям самый бескорыстный дар из всех возможных – Своего единственного Сына, Который умер на Кресте за грехи наши и воскрес на третий день. Каждый человек, кто принимает этот наивысший подарок, становится чадом Божьим.
Библия называет Бога нашим Небесным Отцом. Он сделал нас детьми Божьими. Встречая неизбежные трудности, мы можем рассчитывать на то, что наш Небесный Отец любит нас, заботится о нас и никогда нас не оставит. А когда всё будет сказано и сделано, как Он говорит через вдохновенные слова ап. Иоанна (1Ин.3), мы станем подобными Ему. Среди тревог и поражений наш добрый Отец Небесный произносит благословение, полное бесконечной любви.
Слава, хвала и благодарение Господу Иисусу Христу за Его воплощение, за Его приход в наш мир. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за то, что Ты сделал нас Своими детьми. Просим, помоги нам лучше понимать значение истины о том, что Ты наш Отец Небесный. Дай нам осознать Твою заботу о нас. Помоги нам снова и снова говорить «да»в ответ на Твой постоянный труд в нашей жизни. Господь Иисус! Спасибо Тебе за наше примирение с Богом через Твои страдания, смерть и воскресение. Помоги нам поделиться Твоим даром Спасения с теми, кто назначен для вечной жизни. Благодарим Тебя, наш Небесный Отец, за лучший подарок из всех – Твоего Сына. Помоги нам поверить, что Ты сделал для нас всё, чтобы быть принятыми Тобой. Поверить, что земное служение, смерть и воскресение Иисуса Христа обеспечивают наше будущее с Богом. Помоги нам проявить Твою щедрость к окружающим. Благодарим, что Ты никогда нас не забываешь. Когда мы чувствуем себя покинутыми людьми, помоги нам помнить о Твоей постоянной любви и находить в ней покой. Господь Иисус! Помоги нам никогда не принимать Твое присутствие в нашей жизни как должное. Дай нам поклоняться Тебе с благодарностью. Аминь.