ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 1 Мф.
1.1 «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Эти слова указывают на то, что Господь Иисус имеет непосредственное отношение как к Давидову завету Царства, так и к Авраамову завету обетования – двум самым главным заветам Ветхого Завета. Об этом двояком характере служения Спасителя Христа пишет Матфей. Следуя указанному в первом стихе порядку, он пишет о Нем сначала, как о Царе, Сыне Давида, а потом как о Сыне Авраама, послушном до смерти – по образу сына Авраама Исаака. Но характер Христа у Матфея определяется тем, что Он – обещанный Израилю Царь, «праведная Отрасль» Давида. Матфей передает Его родословие, он также повествует о Его рождении в Вифлееме, городе Давида.
Родословие Иисуса Христа – перечень Его предков по плоти. Оно не бесцельно и не бесполезно. Оно не похоже на родословие великих людей, которые составляются обычно из тщеславных побуждений. Цель этого родословия: доказать, что Господь Иисус есть Сын Давида и Сын Авраама. Т.е. Он произошел из того народа и из той семьи, откуда и должен был произойти Мессия. Авраам и Давид, каждый в свое время, были удостоены великого доверия Бога – им было дано обетование о Мессии. Поэтому, если не будет доказано, что Христос – Сын Давида и Сын Авраама, то мы не можем принять Его как Мессию. Именно это доказывается здесь подлинными записями. Иудеи очень тщательно сохраняли свои родословные, и в этом был промысел Божий. Благодаря этому могло быть выяснено, что Мессия происходил от их отцов. После вознесения Иисуса Христа иудейский народ был так рассеян, что едва ли кто-то в мире мог законно доказать свое происхождение от Авраама, а происхождение от Давида совершенно точно никто не мог доказать. В родословии Христос, прежде всего, назван Сыном Давида, потому что среди иудеев Его так называли и под этим именем ожидали Его. Те, кто признавал Его как Мессию (Христа), тоже называли Его Сын Давидов. Поэтому евангелист Матфей старается доказать, что Он не просто сын Давидов, но именно тот Сын Давидов, о Котором сказано: «Владычество на раменах Его». И что Он не просто сын Авраама, но именно тот Сын Авраама, Который должен стать Отцом многих народов. Называя Христа Сыном Давида и Сыном Авраама, евангелист показывает этим, что Бог исполняет всякое слово, которое изрек.
1.2-17 2. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его». 3.Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наасона; Наасон родил Салмона; 5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея: 6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9. Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию: 11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. 17. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».
Мы можем заметить некоторые особенности этого родословия, доказывающие, что оно составлено Богом и составлено продуманно:
1) Предки Христа, имевшие братьев, обычно были младшими из них. Таковым был сам Авраам. Таковыми были Исаак, Иаков, Иуда, Давид и Нафан. Это показывает, что превосходство Христа происходило, не как у земных царей, не от первородства Его предков, но от воли Бога. Авраам родил восемь сыновей, из этих восьми только Исаак считается обещанным семенем. Поэтому Христос является его потомком, во исполнение Божьего обетования, данного Аврааму. Исаак является прообразом Христа как сына Авраама, как того, кто наследует обещание и благословение, которые Бог дал Аврааму. Исаак, как прообраз Христа, тоже сделал, главным образом, два дела: он проявил послушание своему отцу вплоть до смерти, и он взял себе в жены Ревекку, язычницу. Христос был предан смерти и принесен в жертву Богу. И Он берет в невесты Себе Церковь, состоящей и из язычников. 2) Из сыновей Иакова, кроме Иуды, от которого произошел Примиритель (Иисус), упоминаются и братья его. Не делается никакое упоминание об Измаиле, сыне Авраама, и об Исаве, сыне Исаака, потому что они не были допущены в Церковь. В то время как все дети Иакова включены в нее. Хотя они не были праотцами Христа, тем не менее, стали патриархами Церкви. 3) Фарес и Зара, сыновья-близнецы Иуды, оба вошли в родословную, хотя только Фарес был предком Иисуса, по той же причине, что и братья Иуды. Некоторые считают, что в рождении Фареса и Зары заключена некая аллегория. Во время родов Зара высунул руку, и повивальная бабка пометила ее красной нитью в знак того, что он будет первородным. Однако Фарес опередил его и сам стал первородным. Фарес не был избран человеком, но был избран Богом. Иудейская церковь, подобно Заре, первая протянула руку к первородству, но через свое неверие убрала ее. Языческая церковь, подобно Фаресу, пробилась вперед и вышла с правом первородства. 4) В родословии упоминаются четыре женщины, две из них были по происхождению язычницы: Раав-хананеянка, которая к тому же еще была блудницей (Она приняла еврейских соглядатаев перед взятием Иерихона и поэтому сохранили ей жизнь) и Руфь-моавитянка. Во Христе Иисусе те, которые были некогда чужими, становятся согражданами святых. Другие две женщины – Фамарь и Вирсавия были прелюбодейками. Это особо упоминается в родословии Господа Иисуса, а не утаивается. Он взял на Себя подобие нашей плоти греховной, поэтому Он принимает даже великих грешников, после их покаяния. Мы не должны укорять людей позорными грехами их предков, т.к. они в этом не виноваты. Таков был удел даже Господа Иисуса. То что «Давид родил Соломона от бывшей за Уриею», отмечено в родословии с той целью, чтобы показать, что грех Давида после его раскаяния не смог помешать исполнению обетования, данного ему. Соломон является прообразом Христа как Сына Давида. Соломон как прообраз Христа, сделал, главным образом, два дела: построил храм Бога в царстве и говорил слова мудрости. Христос, во исполнение этого прообраза, строит сейчас настоящий храм Бога – Церковь Свою. А также Он является премудростью. 5) Хотя в родословии приводятся имена многих царей, однако ни один из них, кроме Давида, не назван царем. Ибо только с ним был заключен завет о Царстве, ему было дано обетование о Царстве Мессии. Поэтому о Христе сказано, что Он наследует престол Давида, отца Своего. 6) В родословии царей иудейских между Иорамом и Озией пропущены имена трех царей: Охозии, Иоаса и Амасии (ст.8). Поэтому слова «Иорам родил Озию» согласно правилам словоупотребления в еврейском языке означают, что Озия был прямым потомком Иорама. Имена этих трех царей были упущены не по ошибке и не по забывчивости. Некоторые объясняют этот факт следующим образом: Матфей решил сократить перечень прародителей Христа до сорока двух (три по четырнадцать) и он исключил царей, двое из которых были отступниками. А на таковых Бог обычно ставит знак Своего не благоволения уже в этом мире. 7) Некоторые замечают, что в царской линии перемешаны хорошие и плохие цари. Напр., нечестивый Ровоам родил нечестивого Авию; нечестивый Авия родил благочестивого Асу и т.д. Это показывает, что благодать не передается по крови. Божья благодать является Его собственностью, и Он дает ее, либо удерживает, как Ему угодно. 8) В родословии упоминается период вавилонского пленения. Если учесть все обстоятельства, то это было чудо, что иудеи не потерялись в этом плену, как прочие народы. Они сохранили среди язычников свою чистоту, потому что от них должен был произойти Христос по плоти. 9) О Салафииле здесь сказано, что он родил Зоровавеля, тогда как Салафиил родил Феданию, а Федания родил Зоровавеля. Но, как и выше, внук в данном случае называется сыном. 10) Родословие завершается не Марией, матерью Господа Иисуса, но Иосифом, мужем Марии, т.к. у иудеев родословие всегда велось по мужской линии. Но Мария была из одного колена и из одного семейства с Иосифом, так что как по материнской линии, так и по линии предполагаемого отца Иисус был из дома Давидова. Однако причастность Христа к царственному достоинству устанавливается по Иосифу, хотя он в действительности не имел с Ним родственных отношений по плоти. Это сделано с целью, чтобы показать, что Царство Мессии созидается не на потомке Давида по плоти.
Центром, к которому сходились все эти линии, был Иисус Христос (ст.16). Иисус назван Христом, т.е. Помазанником, что по-еврейски означает Мессия. Христос был помазан на все Свои служения и поэтому зовется Помазанником Божьим. И все последователи Его называются по Его имени христианами, и они тоже приняли помазание. В записи этого родословия не сказано: «Иосиф родил Иисуса», как говорилось обо всех до этого. Здесь сказано: «родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус называемый Христом». Иисус родился от Марии, а не от Иосифа, поскольку пророчество гласило, что Он будет семенем женщины и родится от девы (Быт.3.15 и Ис.7.14). Христос не мог родиться от Иосифа, потому что Иосиф был мужчиной.
Стихом 17 заканчивается родословие в обобщенном сокращенном виде. Оно поделено на три части, по четырнадцать родов в каждой. Каждая часть из них соответствует важным периодам истории израильского народа. Первая часть – периоду становления дома Давидова; вторая – периоду его расцвета, когда дом Давидов достигает зенита своей славы; а третья часть – периоду его постепенного упадка. Тогда и воссиял из дома Давидова Христос – слава народа Его, Израиля.
1.18 «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет в чреве от Святого Духа». «Рождество Иисуса Христа было так». Тайной воплощения Христа мы должны восхищаться, а не стремиться проникнуть в нее. Мы не можем понять, как Иисус был сформирован в чреве девы Марии. Матфей приводит некоторые обстоятельства Его рождения, отсутствующие в Евангелии от Луки, хотя там оно более подробно описано. «По обручении Матери Его с Иосифом». Мария, мать нашего Господа, была обручена с Иосифом, т.е. они еще не были женаты, но заключили брачный договор. Христос родился не просто от девы, но от обрученной девы, чтобы тем самым возвысить брачные отношения. Заметим, что бесовское учение предлагает не вступать в брак и предпочитает безбрачное состояние как более совершенное. Христос родился от обрученной девы и потому, чтобы спасти репутацию благословенной девы, которая иначе могла бы подвергнуться оскорблениям. Зачатие ее следовало защитить брачными узами, и таким образом оправдать ее в глазах мира. Христос родился от обрученной девы и потому, чтобы Мария имела рядом с собой человека, разделяющего ее заботы и помогающего в ее нуждах. «Прежде, нежели сочетались они». Период времени между обручением и браком был таким продолжительным, что прежде наступления брачного торжества оказалось, что «она имеет в чреве», хотя обручена была до зачатия. Хотя Христос родился от Марии, Он был дитя Святого Духа. Его источником был Святой Дух, Его элемент был божественным. Благодаря деве Марии, Он облекся в человеческую природу, приняв подобие людей. Темы воплощения Христа и Его рождения от девы мы, люди, охватить в полной мере не можем. Не будем же пытаться объяснить то, что находится за гранью нашего понимания. Мы должны удовлетвориться смиренной верой. Для нас достаточно знать, что для Бога, Кто сотворил мир, нет ничего невозможного.
1.19 «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить ее». Иосиф узнал о беременности Марии после возвращения ее от кузины Елизаветы (матери Иоанна Крестителя, Лк.1.56), где она пробыла три месяца. Представим себе, какие неприятности испытывала дева Мария по этому поводу. Сама она знала о божественном происхождении своей беременности, но не могла доказать это. Она могла быть принята за блудницу. Однако мы не видим, что она мучилась от этого. Сознавая невиновность свою, она оставалась спокойной, предав дело свое Богу. Легко представить, какой большой скорбью и каким разочарованием было для Иосифа обнаружить, что та, которую он уважал и ценил за благочестие, оказалась под подозрением в таком грехе. Но положение было очевидным, нельзя было отрицать его. Иосиф не хотел оглашать ее. Он мог бы это сделать, ибо обрученная девица, впавшая в блуд, должна была по Закону быть побита камнями. Но Иосиф не хотел воспользоваться против нее Законом. Если она и виновна, то это никому неизвестно, пусть же и от него об этом никто не узнает. Люди строгих правил осудили бы Иосифа за его мягкость, но здесь о нем говорится с похвалой. Он был склонен миловать, как делает милостивый Бог. Иосиф показал себя человеком праведным, т.к. заботился о добром имени того, кто никогда прежде ничем не запятнал его. Будучи человеком праведным, т.е. строго соблюдающим Закон, он не хотел вступать с ней в брак и решил отпустить Ее. Он хотел дать ей в руки разводное письмо при двух свидетелях. Но из сострадания к ней собирался сделать это тайно, насколько это было возможно. Т.о., Иосиф дает нам пример святой мудрости.
1.20 «Но когда он помыслил это, вот, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою. Ибо родившееся в ней есть от Духа Святого». Иосиф был выведен ангелом из затруднительно положения. Бог посылает ему Свое указание и успокаивает его. Бог порой говорит во сне, когда мы пребываем в самом уравновешенном и спокойном состоянии. Тогда мы более всего способны к восприятию Божьих откровений. Этот сон сам в себе нес доказательство того, что он (сон) был от Бога, а не был плодом суетного воображения. Иосиф получает указание не уклоняться от намеченного брака. Ангел называет его сыном (потомком) Давида, напоминая ему о его родстве с царем Давидом. Тем самым ангел подготавливает его к поразительному сообщению о его родстве с Мессией. Знал каждый израильтянин того времени, что Мессия должен произойти от дома Давида. Иосиф не был уверен в том, что Мария забеременела не от блуда. И не хотел принять ее, чтобы не навлечь на себя позор и грех. Но страх его рассеялся при словах ангела.
1.21 «Родит же Сына, наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иосиф получает сообщение относительно святого семени, которое обрученная ему жена имела в чреве своем. Женившись на ней, он не только не подвергнется опасности осквернения, но, напротив, разделит с ней высочайшую честь. При этом отмечаются два момента. Во-первых, что она зачала от Святого Духа, а не естественным для людей путем. Он есть Сын Божий, и в то же время Он настолько воспринял плоть своей матери, что о Нем можно сказать, что Он есть «плод чрева ее» (Лк.1.42). Иисус (Иешуа), т.е. Спаситель, только с измененным ради соответствия греческому языку окончанием. Он спасет не только иудейский народ, но всех избранных. Всех, кто сам отдал Ему свое сердце. Тех, кого Христос спасает, Он спасает от грехов их: от вины греха – Своей смертью, от власти греха – Духом Своей благодати (Святым Духом). Спасая их от грехов, Он спасает их от гнева и проклятия, как в этом веке, так и в будущем.
1.22,23 «А всё это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Вот, Дева в чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» Матфей, писавший свое Евангелие для иудеев, чаще, чем другие евангелисты, ссылается на Ветхий Завет, на исполнение Священного Писания. Ветхозаветные пророчества нашли свое исполнение в Господе Иисусе, из чего явствует, что Он был именно Тот, Кто должен был прийти. И что нам не следует ожидать другого Мессию. В рождении Иисуса Христа исполнилось пророчество, данное Богом в качестве знамения царю Ахаву (Ис.7. 14). Пророк Исаия призывает народ Божий надеяться на обетованное избавление от нашествия ассирийского царя Сеннахирима. В то же время он направляет их взор вперед, к Мессии. Приведенное евангелистом Матфеем пророчество предваряется словом «вот», требующим внимания. Ибо здесь перед нами тайна великая: Бог явился в плоти. Христос рожден был девой не только потому, что Его рождение должно было быть сверхъестественным. Но и потому, что оно должно было быть беспорочным, без всякого пятна греха. «Нарекут Ему имя Эммануил». Имя Эммануил означает «С нами Бог», т.е. воплощенный Бог находится среди нас. Если бы Он не был Эммануилом, то не мог бы стать Иисусом – Спасителем. Спасение, которое Он совершил для нас, состоит в том, что Он соединил Бога с человеком. Такова была Его цель: привести Бога в общение с нами и нас в общение с Ним.
1.24 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою». Мы видим послушание Иосифа Божьему повелению. Будучи под впечатлением, произведенным на него сновидением, он поступил, как ему повелел ангел Господень. Хотя это и противоречило его вчерашним настроениям и намерениям. Он сделал это без промедления и без переживаний.
1.25 «И не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына своего Первенца, и он нарек Ему имя Иисус». Иосиф, хотя и сочетался браком с Марией, своей обрученной женой, но держался на расстоянии от нее, пока она носила в своем чреве это святое Дитя. Много было высказано мнений о том, что Мария навсегда оставалась девой. Этого нельзя доказать на основании Священного Писания. Некоторые богословы считают, что выражение «и не знал Ее, как, наконец, Она родила» означает, что впоследствии, когда причина воздержания исчезла, он жил с ней согласно Закону. Обстоятельства рождения Господа Иисуса подробно изложены в Лк.2. Христос был Первенцем. Согласно языку Священного Писания Он мог считаться Первенцем даже тогда, если Его Мать не имела после Него никаких других детей.
Т.о., рождение Христа было подготовлено и совершено по Божьему всевластию. По Своему всевластию Бог вернул в Иудею из вавилонского плена Его предков (не все пожелали вернуться из вавилонского плена). Опять же, по Своему всевластию, Бог поместил и Иосифа и Марию в один и тот же город Назарет. Более того, по Своей воле Бог соединил Иосифа и Марию в браке, чтобы Христос мог появиться на свет как законный наследник престола Давида.