ПРОПОВЕДИ
Ходить в духовном свете.
Ин.1.4 «В Нем была жизнь, и жизнь была свет людей».
«В Нем была жизнь». Евангелист сказал до этого, что всё сотворено Словом (Сыном) Божьим. Теперь он приписывает Слову и сохранение созданного, как бы говоря: при сотворении мира сила Его явилась не на краткий лишь миг, а потом быстро улетучилась. Но ясно проявляется в том, что порядок природы пребывает неизменным и твердо установленным. Он есть источник жизни и света. Он есть то Слово Которым человек живет более, нежели хлебом. В Послании к евреям говорится, что Сын Божий всё содержит словом силы Своей. Евр.1.3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, и держа всё словом силы Своей, …». Смысл слова «жизнь» простой: Слово Божье не только источник жизни для всего творения, приведшее в бытие то, чего не было раньше. Оно силой Своей делает так, чтобы всякое творение оставалось в исходном состоянии. Ведь если бы мир не поддерживало беспрерывное воздействие Христа, всё находящееся в мире уничтожилось бы. Нас Бог оживляет, и делает Он это через Свое вечное Слово.
«Жизнь была свет человеков». Ап. Иоанн как бы говорит: людям дана не общая для всех жизнь, но та, которая соединена со светом разума (с духовным светом). Этот свет отделяет человека от прочих творений, поскольку мы лучше познаем силу Божью в себе, нежели вне нас. Ап. Павел учит в Деяниях, что Бога не следует искать в дали, ведь Он являет Себя внутри нас самих. Евангелист показывает то, что особо дано именно людям. Они, наделенные разумом, занимают более высокую ступень бытия, чем животные. Разумные люди Бога признают подателем Своего особого блага. И когда Он дарует нам свет, источником которого является Его Слово, этот свет должен служить нам зеркалом, в котором мы ясно созерцаем силу божественного Слова. «Светильник Господень – дух человека», и этот светильник был зажжен никем иным, как вечным Словом. Свет разума берет свое начало от Него, находится в зависимости от Него. Это доказывает Его способность совершить дело нашего спасения. Ибо свет и жизнь – две вещи, в которых более всего нуждается падший человек, поработивший себя власти смерти и тьмы.
Тьма опустилась на лесную деревушку. Небо пронзили молнии, грянул гром, а потом хлынул проливной дождь. Ребенок проснулся в страхе и представлял себе разных чудовищ, которые окружили дом и скоро ворвутся в дом к нему. Но к утру гром утих, и взошло солнце. Контраст между пугающей темнотой ночи и радостью утра очень впечатлял. Автор Послания к евреям вспоминает время, когда израильтяне стояли у горы Синай. Этот момент был настолько страшным, что они в ужасе разбегались (Исх.20.18-19). Для них Божье присутствие казалось темным и пугающим. Так было потому, что грешные люди не могли жить по стандартам Божьим. Но Бог – это свет. В Нем нет никакой тьмы (1Ин.1.5). Тот, кто последует за Иисусом Христом, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Ин.8.12 «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Они пропустили мимо ушей то, что Он говорил, однако «Он опять говорил к народу». Бог есть свет, а Христос есть образ Бога невидимого, Он есть Свет светов. Он должен был стать светом к просвещению язычников (Лк.2.32) и, как таковой, светом миру, а не одной только иудейской церкви. Видимым светом для мира является солнце, а Христос есть «Солнце правды». Читаем стих: Мал.4.2 «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Мы должны знать и помнить, что недостаточно только смотреть на этот Свет и «взирать на Него пристально», но надо следовать за Ним, веровать в Него и ходить в Нем. Это есть светильник ногам нашим. Блаженство следующих за Христом состоит в том, что «они не будут ходить во тьме». Т.е. они не останутся без указаний на пути истины, необходимых для того, чтобы избежать пагубных ошибок. И указаний на пути в небеса, необходимых для того, чтобы избежать губительного греха. Они будут иметь свет жизни, т.е. то познание Бога и те наслаждения Богом, которые будут для них светом духовной жизни в мире этом и светом вечной жизни в мире ином. В мире, где не будет уже ни смерти, ни тьмы. Благодаря Ему мы можем выйти из тьмы старой жизни и радоваться хождению в свете и красоте Его Царства.
Ап. Павел хотел, чтобы верующие в римской церкви поняли важный факт: Бог принял их в Свою семью, сделал их Своими детьми. Рим.8.15 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Под этим следует понимать дух рабства, в котором пребывала ветхозаветная церковь, т.к. строительство церкви было таинственным и внушающим страх. Дух пробуждал в них сознание греха и гнева Божьего. «Но приняли Духа усыновления». Люди дают подтверждающий усыновление документ, но только Бог может, усыновляя людей, дать им Дух усыновления, т.е. природу угодных Ему детей. Дух производит в детях Божьих сыновнюю любовь к Богу как к Отцу, влечение к Нему и чувство зависимости от Него как от Отца. Освященная душа отражает в себе образ Божий. Молитва здесь называется взыванием. Благодаря живущему в них Духу, они теперь «наследники Божии, сонаследники же Христу» (ст.17). Что это меняет для христиан? Говоря просто – всё. Наша природа, как Божьих детей, становится основой жизни и влияет на мировоззрение. Напр., если мы помним, что мы Божьи дети, то пойдем за Богом, даже если нам придется за это пострадать. Мы не будем зависеть от похвалы и одобрения со стороны окружающих людей. И многое другое. Если мы озабочены тем, что подумают о нас люди, и при этом ищем лазейки в ясных Божьих предписаниях, то нарушаем дух Его закона. Господь Иисус сказал: Мф.15. 19 «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, злодеяния, кражи» и т.п. Только Бог через праведность Своего Сына Иисуса Христа может дать нам чистое сердце, истинный духовный свет.
Псалом 118 – сочинение человека, который понял, что Божье Слово дает душе необходимый духовный свет. Автор, царь Давид пишет: Пс.118.105 «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». Мы часто бредем по темным улицам этого мира, и нам приходится вступать во тьму. Не стоит выходить на улицу, когда с нами нет светоносного Слова, иначе нас ждет падение. Человек, чтобы видеть свой путь и знать, что находится впереди, должен лично находить применение Слову Божьему в своей жизни и делать это регулярно. Слово помогает нам открыть истину о Боге, о нас самих, позволяет нам увидеть свои ошибки и грозящую нам опасность. Когда человека окутывает непроглядная духовная тьма, Слово, подобно пылающему факелу, освещает его путь. В древности в странах востока дороги не освящались фонарями, поэтому все путники носили с собой светильник. Мы не знали бы своего пути, если бы Библия не освещала наш путь подобно факелу. Оно дано нам не для того, чтобы ослеплять нас своим сиянием, а для того, чтобы руководить нами посредством наставлений. Ум нуждается в просвещении, а ноги – в управлении, иначе человек окажется в сточной канаве. Блажен тот, кто лично для себя усвоил Слово Божье и обращается к нему как к советчику, т.е. использует как светильник для ноги своей. «И свет стезе моей». Слово – это источник радости во всякое время. Оно должно быть не только светом для глаз наших, радовать нас и наполнять голову размышлениями, но и направлять нас в хождении – помочь нам выбрать путь и освещать каждый шаг, который мы совершаем на данном пути. Оно дано, чтобы нам не встать на путь неверный и не оступиться на правильном пути. Человек, ходящий в свете дня или светильника, не преткнется, но сохранит свою праведность. Невежество – источник неприятностей, беспокойства, а это усложняет жизнь. Слово Божье, дарующее человеку небесное знание, вселяет в него решимость, а в его сердце поселяется блаженный покой. Мы осознаем, как благ Господь, давший нам такой светильник, направляющий наши стопы.
Группа верующих посетила столицу Кении Найроби. Они были поражены тем, что увидели. Они посетили школу, где полы были грязные, перегородки ржавые металлические, а скамейки были деревянные. На фоне этого убогого окружения выделилась одна женщина, учительница. Ее звали Бриллиант. Это имя подходило ей как можно лучше. Учительница начальных классов, она излучала решимость и радость. Она производила неизгладимое впечатление. Яркий свет, который несла в свое окружение Бриллиант, напомнил верующей группе о Послании ап. Павла к филиппийцам. О том, как должны были вести себя они в окружающем мире. На фоне духовно нищего мира верующие во Христа были призваны ап. Павлом сиять, «как светила в мире» (Флп.2.15). Наша задача сегодня не изменилась. Яркие светила нужны повсюду. Как утешительно знать, что через Того, Кто «производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (ст.18), верующие во Христа могут светить так, как написано в Евангелии: Мф.5. 14-16 «Вы – свет мира … Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Христос говорит, что христиане – свет мира. Это определение говорит об их полезности. Свет сильно отличается от тьмы. Свет – самое полезное из всего, что было сотворено. Он дает жизнь, помогает ориентироваться и вселяет радость. Бог свет сотворил прежде всего. Если мы истинные христиане, мы должны светить, как свет это делает. Будучи светом миру, христиане у всех на виду. Они обращают на себя всеобщее внимание. Они должны вести себя осмотрительно, потому что на них глядит множество глаз. Слово «свет» говорит, что в характере христианина должно быть что-то заметное, особенное и отличительное. Он не может думать и жить так, как остальные люди. Если вам дана благодать, то она должна быть видима. Если вы имеете Духа Святого (христианин должен иметь), то должны быть плоды. Если вы обладаете спасающей верой, то должны измениться ваши привычки, вкусы и образ мыслей. Образ «света» указывает на то, что христианин внутри и внешне, в вере и в делах должен быть особенным. Если вы считаете себя спасенными, то должны иметь мужество жить не так, как живут люди этого мира. Мир сидел во тьме, но Христос воздвиг Своих учеников, чтобы они сияли в нем, заимствуя для этого от Него свой свет.
Некий пастор и христианский писатель получил возможность присутствовать на лекции врача и уважаемого душепопечителя. Пастор читал его труды и восхищался его подходом к лечению. Лекция тоже произвела на него глубокое впечатление. Слушая, он ощущал, что врач живет так, как говорит, и говорит, как живет. Ап. Иоанн подчеркивает, что если кто-то из нас «говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин.2.9). Слова и дела такого человека попросту не согласуются одно с другим. Более того, ап. Иоанн говорит, что человек «не знает, куда идет» (ст.11). Это духовная слепота. Если мы живем в тесной близости с Богом, позволяем свету Его Слова освещать наш путь – это сохраняет нас от духовной слепоты. Результатом становится ясный взгляд на жизнь. Слова и дела начинают соответствовать друг другу. Когда люди это видят, они поймут, что мы стараемся следовать за Богом. Итак, если кому-то недостает христианской любви, тот напрасно думает, что он во свете. В видимой церкви встречаются души, исповедующие больше того, что в действительности имеют. Они говорят, что божественное откровение произвело свое действие на их ум и дух и, в то же время, живут в ненависти и вражде со своими братьями-христианами. Они не водятся чувством Христовой любви к другим верующим. Следовательно, остаются еще во тьме. А «кто любит брата своего (как брата во Христе), тот пребывает во свете» (ст.10).
Библия, величайшая повесть всех времен зажигает в нас творческий огонь. В ней есть главный сюжет: Бог сотворил мир; люди впали в грех; Христос пришел на Землю, умер и воскрес, чтобы спасти нас от наших грехов; мы сейчас ждем Его возвращения и восстановления всего творения. Теперь, когда мы знаем, что было и что будет, как нам жить? Т.к. Христос восстанавливает Свое творение, то и нам нужно отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света. Рим.13.12 «Ночь прошла, а день приблизился». Мы должны отвергнуть свои ночные одежды, т.к. стыдно в них появляться. Греховные поступки – это дела тьмы. Их происхождение – из тьмы неведения и заблуждения; совершаются они тоже во тьме – скрытно, конец их – во тьме ада. Поэтому нам, сынам дня, должно отвергнуть их и больше уже не возвращаться к ним. Т.к. вечность уже при дверях, будем остерегаться делать то, что будет свидетельствовать против нас. Облечь свою душу мы должны в свет.
Господь! Просим, помоги нам отвергнуть дела тьмы и облечься в Твой духовный свет. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Твой Сын Иисус Христос вывел нас из тьмы в Твой чудный свет. Просим, помоги нам избегать мрака и ходить в этом свете до самой вечности. Мы так склонны надеяться на собственные усилия, чтобы произвести впечатления на Тебя и на людей. Просим, помоги нам быть искренними во всех взаимоотношениях и больше всего ценить Твое прощение и благодать. Наполни наше сердце Твоим Словом, чтобы нам получить свет, необходимый для этой жизни. Пусть придет Царство Твое, и пусть оно утвердится в нас. Просим, помоги нам в том, чтобы наши слова соответствовали нашим делам, помоги нам стать более последовательными. Помоги нам жить с ясным осознанием, что мы – Твои дети. Дай нам свободу не зависеть от похвалы и одобрения со стороны окружающих, а поступать по духу, чтобы делиться с другими Твоей любовью и надеждой. Аминь.