ПРОПОВЕДИ
Мы должны угождать не людям, а Богу.
1Фес.2.4 «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
Апостол напоминает фессалоникийцам, что в его намерение входило чистое учение проповедовать, и хранить себя неоскверненным перед Богом. Евангелие, проповедуемое им, было свободно от заблуждений, это было истинное учение. Фессалоникийцы были домостроителями (строителями церкви), от которых требуется, чтобы каждый оказался верным. Они не должны были искажать Слово Божье, они должны были усердно употреблять то, что вверено им, зная, что будут Богом призваны к отчету. Они должны были угодить Богу, а не людям. Бог есть Бог истины, и Он требует истины даже в сердце человека. Если нам недостает искренности, то что бы мы ни делали, не сможем угодить Богу. Евангелие Иисуса Христа не поощряет пустые прихоти человека, не угождает его вожделениям и страстям. Оно призвано умерщвлять порочные наклонности человека. Апостол призывает их действовать в сознании всеведения Божьего, Того, Кто испытывает даже сердца. Сознание того, что Бог не только видит всё, что мы делаем, но и знает все наши мысли и испытывает сердце наше, является великим стимулом к искренности. Он знает все наши намерения и цели так же хорошо, как и наши дела. Апостол считает так: Бог, вверив мне служение это, выдал свидетельство мне, как верному служителю. Поэтому у людей нет причин сомневаться в моей верности, которая, как они знают, одобрена Богом. Бог испытывает тех, кого подготовил для служения Себе. Апостол сравнивает угождение Богу и людям, как две противоположные вещи. Истинные служители Бога не будут стремиться угождать людям, т.е. не будут делать что-либо ради человеческого благоволения.
От кого мы ищем одобрения? От родителей? От начальства? От любимого человека? Для ап. Павла существовал только один ответ: «Мы … говорим, угождая не людям, но Богу, испытующему сердца наши» (1Фес.2.4). Что значит искать Божьего одобрения? По меньшей мере, это отказываться от желания человеческой славы и позволить Его Духу (Святому Духу) сделать нас похожими на Христа – Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. Подчиняясь Его воле, целям, мы можем ожидать дня, когда увидим улыбку одобрения на Его лице.
В наши дни количество разговоров на духовные темы снижается. Говорить о Боге может быть опасно. Будь то по причине политического климата, или из-за того, что разногласия могут вызвать конфликт в отношениях, или потому что такие беседы показывают, что нужно что-то изменить в жизни. Разговоры о духовном могут казаться слишком рискованными. А в указаниях, данных Божьему народу Израилю в книге Второзаконие, разговоры о Боге – это нормальная, естественная часть повседневной жизни. Израильтяне должны были заучивать Божьи Слова наизусть, размещать их на видных местах. Втор.11.18 «Положите эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими». Давайте руководствоваться изложенными здесь правилами: пусть наше сердце наполнится Словом Божьим. Ожидать не стоит хороших поступков, пока в сердце не обоснуются хорошие мысли, привязанности и добрые принципы. Пусть наши глаза сконцентрируются на Слове, чтобы вы вынуждены были смотреть на Слова. Пусть наш язык будет занят Словом. Пусть оно станет темой наших семейных разговоров, где бы мы ни находились. Особенно наших разговоров с детьми, которые должны быть наставлены в Слове Божьем. Это более необходимо, чем знание правил приличия или профессии, за счет которой они будут жить в этом мире. Закон предписывал говорить о Божьих заповедях с детьми, «когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогой, и когда ложишься, и когда встаешь» (Втор.11.19). Положитесь на Святого Духа, попробуйте превратить обычный разговор в духовный. Бог благословит нас и наше общество, если мы будем говорить о Его словах и исполнять их.
Пророк Исаия в своей книге рассказал об осознании собственной греховности. Когда он увидел Божью славу, его охватило чувство недостойности. Он понял, что он человек «с нечистыми устами». Жил среди народа с такой же проблемой (Ис. 6.5). То, что случилось после этого, может вселить в нас надежду. Прикоснулся к его губам ангел раскаленным углем и объяснил: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6.7). Нам нужно выбирать слова – и в разговоре и в письме. Мы должны позволить Святому Духу обличить нас, а Божьей благодати – исцелить нас, чтобы мы могли прославить Его всем, что говорим.
Христианин, когда заправлял машину, увидел на земле объемный конверт. Он поднял его и заглянул внутрь. Там было сто долларов. Он дал свой номер телефона работникам заправки на случай, если кто-то вернется и спросит о потере. Но никто так и не позвонил. С земными сокровищами так часто бывает. Они могут быть потеряны, украдены или растрачены. Но небесное сокровище, которое мы имеем во Христе, не такое. Его нельзя потерять. Поэтому Господь Иисус наставлял Своих учеников: Мф.6.20 «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». Мы делаем это, когда богатеем «добрыми делами» (1Тим.6.18) или становимся «богатыми верой» (Иак.2.5), с любовью помогаем людям и рассказываем им об Иисусе Христе. Давайте собирать вечное сокровище, ожидая будущего с Богом. А Он будет вести нас, и давать силы.
Ап. Иаков понимал опасность наших слов, которые могут причинить серьезный вред и разрушительно действовать долгое время. Он говорит, что язык человека – «неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3.8). Используя это сильное сравнение, Иаков подчеркивает нужду верующих в понимании огромной силы слов. Более того, он показывает противоречие, когда человек прославляет Бога и тут же ранит людей, которые созданы по образу Божьему. Иак.3.10 «Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братья мои, этого быть». Мы должны научиться тому, чтобы помнить об употреблении языка в служении Богу. И, учитывая это, стараться удерживать его от проклятий, критики и всякого зла. Какой абсурд: тот же самый язык, которым человек молится и славит Бога, он использует для проклятий и злословий. Если мы благословляем Бога как Отца, то это должно научить нас доброжелательно говорить с теми и о тех, кто носит Его образ (человек). Язык, благоговейно обращающийся к Богу, не может без явной непоследовательности обрушиваться на подобных себе с бранью и криком. «Не должно, братья мои, этого быть». Если бы мы всегда помнили об этом, то такого не случалось бы. Чтобы закрепить эту мысль, апостол показывает, что противоположные действия не могут иметь один источник.
«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Этот вопрос часто задают детям. Его задают из любопытства, а ответ часто воспринимается как признак амбиций. Ап. Павел такой совет дает фессалоникийцам: 1Фес.4.11 «И усердно стараться в том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками». Апостол призывает их иметь мирный и спокойный нрав, вести себя тихо и миролюбиво. К этому следует стремиться более всего. Это способствует как нашему собственному благу, так благу других людей. Поэтому христиане должны усердно учиться жить тихо. Нам надо стремиться и стараться быть внутренне уравновешенными, терпеливыми, владеть своим собственным духом и быть спокойными с окружающими. Быть кроткого, мягкого, нежного и миролюбивого духа, не предаваться препирательствам, ссорам и распрям. Сатана старается возбудить в нашем сердце беспокойство. Поэтому нам надо стараться о том, чтобы быть тихими. «Работать своими собственными руками». Звание христианина не освобождает нас от труда и от обязанностей нашей профессии, но учит быть усердными в них. Ап. Павел поясняет свое наставление: ст.12 «чтобы вы поступали благопристойно перед внешними и ни в чем не нуждались».
Читать Божье Слово и слушать его легче, чем повиноваться ему. Вот поэтому призыв ап. Иакова так актуален: Иак.1.22 «Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя». Из слов апостола следует: 1) Слушать надо для того, чтобы исполнять; 2) кто остается только слушателем, тот обманывает самого себя. Даже внимательное и частое слушание слова Божьего не принесет нам необходимой пользы, если мы не будем его исполнителями. Поэтому апостол настаивает на том, чтобы мы исполняли то, что слышим. Нужно как внутреннее упражнение – размышление, так и внешнее – послушание. Некоторые люди, исполнив одну часть труда, хотят освободить себя от обязанности исполнять вторую. Или убеждают себя, что достаточно заполнить свои головы знаниями. В то время как их сердце остается пустым, в нем нет ни добрых чувств, ни добрых решений. А в их жизни нет ни одного доброго дела, угодного Богу. Самообман окажется самым страшным обманом.
Люди, не заинтересованные в продуктивном диалоге, были всегда. Книга притч предупреждает: споря с глупым, невосприимчивым человеком, мы рискуем опуститься до его уровня. Прит.26.4 «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Мудрые люди должны знать, как вести себя с глупыми. Имея дело с глупыми людьми, им нужна мудрость для того, чтобы знать, когда молчать, а когда говорить. Если он хвалится, то не отвечай ему тем же и не хвались. Если он бранится и говорит несдержанно, не ругайся и не отвечай тем же. Если он солгал, то не лги в ответ, чтобы не быть похожим на него. Если он клевещет на твоих друзей, то ты не наговаривай на его друзей. Если он вводит в заблуждение, то не отвечай ему тем же. В некоторых случаях мудрый человек должен использовать свою мудрость для обличения глупца. Это – когда, обращая внимание на то, что он сказал, есть надежда сделать ему хорошо. Если мы будем часто отворачиваться от других, сами можем стать невежественными и невосприимчивыми к Божьей благодати. Нам нужно смирение, молитва и доверие Богу, чтобы различить, как наилучшим образом в каждой ситуации показывать людям любовь. В Послании к колоссянам находим такое наставление: Кол.4.5-6 «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатью». Ап. Павел призывает колоссян вести себя благоразумно и благопристойно со всеми, с кем им приходится общаться. Будьте осторожны при всяком обращении с ними, чтобы вам не потерпеть какого-нибудь вреда от них, не оскверняться их обычаями. И чтобы колоссяне не вызвали у них предубеждения против христианской веры и не дали повода для отвращения к ней. Делайте для них доброе, что вы можете, всеми подходящими средствами. И старайтесь во всякое удобное время расположить их в пользу христианской веры. «Пользуясь временем». Либо используя каждую возможность сделать им доброе и стараясь употребить свое время для исполнения христианских обязанностей. Либо поступать осмотрительно, чтобы не дать им возможности причинить вам вред. Не подвергнуть себя их недоброжелательности и злобе. Пусть все ваши разговоры будут достойны вашего христианского звания. Хотя не всегда ваши разговоры будут о благодати, однако они всегда должны быть с благодатью. Они могут касаться обычных вещей, однако должны быть всегда в духе благочестия. Мы нуждаемся в большой доле мудрости и благодати, чтобы уметь правильно отвечать каждому человеку, особенно на вопросы и возражения противников нашей веры. Чтобы доказать ее разумность и неразумность их упреков. Будем сохранять мир, зная, что наш Бог есть Бог мира.
В псалме 118 говорится о жизни по предписаниям Божьего Слова. Уже начало псалма призывает нас к этому. Пс.118.1 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Идя за Богом и следуя Его указаниям, мы сможем оставаться чистыми, побеждать замыслы противников, не поддаваться жадности и т.п. Поэтому автор (Давид) обращается к Богу с просьбой: Пс.118.133 «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию». Давид просит Бога продолжать Свое благое дело в нем. Перефразируем его слова: «Ты вывел меня на верный путь, и пусть Твоя благодать руководит каждым моим шагом на этом пути». Нам следует поступать по правилам: все движения души надлежит держать в рамках, предписанных Словом, не преступая их. Нам следует умолять Господа, чтобы Он Своим благим Духом направлял наши шаги. Каждый из нас должен опасаться попасть во власть греха и резко тому противиться.
Боже, направь наши шаги к мудрости Твоего Слова, помоги нам поступать по Твоей воле. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Легко искать одобрения окружающих людей и желать их похвалы. Просим, помоги нам поднять глаза к Тебе, к Тому, Кто знает нас лучше всех и любит больше всех. Ты призываешь нас к разговорам о Твоих истинах. Помоги нам использовать возможности положиться на Святого Духа и попробовать превратить обычный разговор в разговор о Твоих истинах. Помоги нам увидеть, как наши слова влияют на других людей. Покажи нам, как их одобрять. Благодарим Тебя за всё, что Ты нам дал на этой Земле. Помоги нам не цепляться за них, но стремиться собрать больше вечных сокровищ. Благодарим, что Ты сотворил нас. Помоги нам использовать наши слова для хвалы Тебе и для одобрения людей, которых Ты прекрасно создал. Просим, помоги нам отказаться от желания человеческой славы и позволить Духу Святому сделать нас больше похожими на Иисуса Христа, Того, Кто отдал Себя за нас. Аминь.