ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 2 Мф.
2.1,2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке, и пришли поклониться Ему».
Хотя Мессия был желаемым всеми народами, тем не менее, Его приход в мир был мало, кем замечен. Он был низкого происхождения. Он уничижил Себя Самого, отказался от славы и почестей, принадлежащих воплощенному Божеству. В течение времени, пока не явились волхвы (мудрецы), Он оставался в Вифлееме никем не замеченный. Мудрецы наводили справки о Христе в дни царя Ирода Великого. Ирод – сын Антипатра идумеянина и арабки. Предание сохранило имена волхвов. Это были: Мельхиор, Гаспар и Вальтасар. В 15-и летнем возрасте Ирод был назначен правителем Галилеи. В 40-ом году до Р.Х. Римский сенат сделал его царем Иудеи. При этом правителе великолепие Иерусалима возросло. Он воздвиг храм, ставший для иудеев центром богопочитания в дни земной жизни Христа. «Волхвы» у персов были философами и священниками. Кроме того, персидским царем мог быть только тот, кто прежде числился среди волхвов. Честь, оказанная Христу этими язычниками, является предзнаменованием того будущего, когда далекие люди станут близкими Ему. Их побудило искать Царя иудейского то, что они увидели необычайную, никогда не виденную ими прежде звезду у себя на родине. И посчитали ее указанием на то, что в Иудее родилась необыкновенная личность. Звезда, бывшая прежде предметом идолопоклонства, теперь оказалась средством для достижения доброй цели – она привела людей к Христу. Они пришли в Иерусалим, чтобы продолжить поиски родившегося Царя. Они не сомневались в том, что Он родился. Поэтому они не спрашивают: «Родился ли такой-то?» Их вопрос звучит так: «Где родился Царь иудейский?» Волхвы назвали Христа Царем иудейским, ибо Мессию ожидали как Царя. Они не сомневались, что получат немедленный ответ на свой вопрос и найдут жителей Иерусалима у ног этого новорожденного Царя. Они решили, что со временем Он будет и их Царем, поэтому хотели побыстрее снискать Его расположение. Эти стихи говорят, что истинные верующие есть в странах, в которых мы меньше всего их ожидаем. Ни в коем случае недопустимо говорить о каком-то месте как языческом. Благодать Божия не привязана ни к географическим местам, ни к какой-либо народности.
2.3 «Услышав это, Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним». Царь Ирод не мог не знать пророчества Ветхого Завета относительно Мессии и Его Царства. А также времени появления Его, которое определялось седьмицами пророка Даниила (Дан.9.25-26). Но поскольку он сам царствовал уже так долго и успешно, то стал надеяться, что эти обетования вряд ли когда осуществятся. Но если Ирод встревожился, который убил очень многих близких родственников, которые могли бы стать царями (в том числе и любимую жену), то почему встревожился Иерусалим?. Они боялись, что рождение этого нового Царя будет иметь дурные последствия, что они будут втянуты в войну. Или, что Он ограничит их похоти. Они не желали другого царя, кроме Ирода, не желали даже Мессию. Т.о., Ирод и Иерусалим были встревожены потому, что имели ошибочное представление о Царстве Мессии.
2.4 «И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу». Но никто не мог сказать, в данный момент, где находится родившийся Царь Иудейский. Но Ирод спрашивал, где ожидается Его рождение? Он обратился к священникам и книжникам. Книжников потому называли так, что их занятием было переписывать Писания, классифицировать предписания Закона и учить им. А также исследовать каждую букву в Писаниях. Религия почитала всё это необходимым. Помимо этого законнического труда книжники записывали раввинские решения по вопросам ритуала, составляли новый кодекс, возникший на основе этих решений. Они вели записи еврейских священных легенд, писали комментарии на Ветхий Завет. Кроме того, они записывали различные мистические толкования изречений и откровений из Писаний. В дни Господа Иисуса принятие всех этих наслоений на Священное Писание считалось истинной праведностью. Возвращение к истокам Писаний рассматривалось как ересь. Христу именно это вменялось в преступление. Было известно, что Христос (Мессия) должен родиться в Вифлееме. Но Ирод хотел заручиться мнением духовных руководителей. Итак, священники, и книжники обладали знаниями о рождении Христа, но, в отличие от волхвов с Востока, они не получили видения от Бога. И у них не было желания искать Христа.
2.5,6 «Они же сказали ему: в Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Священникам и книжникам не потребовалось много времени, чтобы ответить на вопрос Ирода. И никакого разногласия в их мнениях по этому поводу не было. Вифлеем, город Давидов, называется здесь Вифлеемом иудейским, ради того, чтобы отличить его от другого города с таким же названием, находящегося в земле Завулоновой (одно из 12-и колен).
2.7,8 «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Это исследование царь Ирод предпринял ради кровавого замысла. К тому времени ему было 70 лет. Новый Царь только что родился и не мог еще в течение многих лет участвовать в управлении государством (не говоря о том, что у Христа таких намерений не было). И, тем не менее, Ирод был исполнен зависти к нему. Он даже не задумывается о том, что если этот новорожденный действительно Мессия, то, противодействуя Ему или покушаясь на Него, он борется против Бога. У него страсть одерживает верх над разумом. Он не хочет позволить волхвам узнать о его чувствах. Ирод узнает от волхвов о времени появления звезды. Посылает их дальше разведать о Младенце и просит известить его потом о результатах. Всё это могло бы показаться подозрительным, если бы он не прикрылся благовидным предлогом: «чтобы и мне пойти поклониться Ему».
2.9,10 «Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как, наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою». Странно то, что пошли они одни. Не было никого, ни из дворца, ни из церкви или из города, кто сопровождал бы их. Если не из побуждений совести, то хотя бы из уважения к гостям или из любопытства увидеть юного Царя. Это могло разочаровать мудрецов в их поисках, но они были тверды в своем намерении. Урок для нас: мы должны продолжать поклоняться Христу, даже если в нашем окружении мы одни. Можем не сомневаться в том, что именно Бог направлял их. Посредством первого появления звезды им дано было понять, где следует искать новорожденного Царя. Потом звезда исчезла, и они должны были обычным путем осуществлять поиски Младенца. Бог, приведший их в Вифлеем, не оставил их. Они вновь увидели звезду над домом, где жил Младенец. Эта звезда была знаком Божьего присутствия с ними. Они радостно последовали в указанном Богом направлении. Теперь они убедились, что не обманулись и что их долгое путешествие было не напрасным и что Бог с ними.
2.11 «И, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав, поклонились Ему. И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Они поклонились Младенцу так, как поклонились бы Богу, несмотря на не царскую обстановку. Мы не находим в Евангелии свидетельства о том, что они оказали такую же почесть Ироду, хотя он был на высоте царского положения. У восточных народов принято выражать свое почтение царям посредством приношения даров. Они преподнесли Христу в качестве подарка золото, ладан и смирну. Они принесли Ему золото как Царю, уплачивая свою подать. Принесли Ему ладан – как Богу, ибо Бога чтили благовонным курением. И смирну – как Человеку, Который должен был умереть, ибо смирна употреблялась для бальзамирования тел умерших. Волхвы принесли эти дары, несомненно, по вдохновению Святого Духа, чтобы показать: как дорога божественная природа Христа и как ценны Его воскресение и смерть.
2.12 «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Ирод велел волхвам прийти известить его о том, что им удалось увидеть. Они, вероятно, так и поступили бы, если бы не получили другого повеления от Бога. Они не подозревали о том, что в таком случае оказались бы орудием Ирода в осуществлении его злых замыслов. Бог не позволил им возвратиться к Ироду и тем самым предотвратил то злодеяние, которое Ирод замыслил в отношении Младенца Иисуса. Бог предотвратил и ту беду, которая грозила волхвам – стать невольными помощниками в злодеянии Ирода.
2.13 «Когда же они отошли, вот, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф не подозревал об опасности, угрожавшей Младенцу Но Бог открыл ему через ангела и то, и другое. Иосифу сообщается, что их подстерегает опасность: «Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Бог знает о всех замыслах и намерениях людей. В книге пророка Исаии находим высказывание Господа Сеннахириму: Ис.37.28 «Знаю дерзость твою против Меня». Иосиф получает указание от Бога, что ему надо делать: «Возьми …». Тот, Кто пришел умереть за нас, спасается бегством, когда Его час еще не пришел. Египет был известен своей враждебностью по отношению к народу Божьему. Тем не менее, он был выбран как место убежища для святого Младенца. Бегство святого семейства в Египет можно рассматривать как испытание веры Иосифа и Марии. Они могли впасть в искушение подумать следующим образом: «Если этот Младенец – Сын Божий, как нам было о Нем сказано, то неужели нет иного пути избавления от человека, который есть червь, кроме такого унизительного бегства? Разве Бог не может поразить смертью Ирода и т.п.»? Бегство святого семейства в Египет можно рассматривать и как знак Божьего не благоволения к иудеям, которые с таким пренебрежением отнеслись к Младенцу.
2.14 «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет». Бегство Христа в Египет было следствием предпринятых волхвами поисков, ибо безвестность, в которой Он до сих пор пребывал, была Его защитой. В этом стихе мы видим послушание Иосифа Божьему повелению. Он пошел, подобно предку своему Аврааму, в полной зависимости от Бога. Обратим внимание на то, что Младенец упоминается первым, как главное лицо. А Мария называется не женой Иосифа, но Матерью Младенца, что было для нее более высоким званием. Предание гласит, что в Египте им случилось войти в храм, где при их появлении все изображения идолов были повергнуты невидимой силой и упали.
2.15 «И там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Они оставались в Египте до дня смерти Ирода. Одни считают, что эта смерть произошла семь лет спустя, другие – что через несколько месяцев. Исполнилось предсказание пророка Осии 11.1 «из Египта вызвал сына Моего». Матфей чаще всех евангелистов обращает внимание на исполнение Священного Писания в жизни Христа, потому что его Евангелие было впервые издано среди иудеев, в глазах которых замечания об исполнении ветхозаветных пророчеств придавали ему больше силы и славы. Приведенное место Писания относится к освобождению Израиля из Египта, в нем Бог признает его как Своего сына, первенца (Исх.4.22). Здесь же это пророчество применяется по аналогии к Христу. Израиль, как нация, был сыном, но Христос был большим Сыном. Замечено богословами, что Священное Писание имеет не единственное, но многократное исполнение.
2.16 «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Ирод узнает, что волхвы другим путем отошли в свою страну. И это вызвало в нем еще большую ревность, а также подозрение, что волхвы пекутся об интересах этого нового Царя. Он стал еще более жестоким. Если ему не удалось уничтожить Его одного, то он не сомневается, что сумеет поразить Его общим ударом. Маленькие дети всегда были под особой защитой не только человеческих законов, но и человеческой природы. И, тем не менее, эти малыши были принесены в жертву ярости тирана. Ирод на протяжении всего своего правления был кровавым тираном. Незадолго перед этим он уничтожил весь синедрион (верховный суд). Ироду было в то время 70 лет, так что Ребенок, Которому было тогда меньше двух лет, никогда не смог бы причинить ему какого-либо беспокойства. Но он не испытывал любви даже к своим собственным детям. Он до этого убил уже двух своих сыновей, Александра и Аристобула, а позднее и Антипатра. Через пять дней после казни последнего умер и сам. Он уничтожил всех младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях. Предание греческой церкви сообщает, что убитых детей было 14000 человек, но это слишком невероятно. Когда кесарь Август услышал, что вместе с детьми до двухлетнего возраста был убит и его собственный сын, он сострил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Обычаи страны запрещали Ироду убивать свиней, но не могли помешать ему убить своего сына.
2.17,18 «Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию (Иер.31.15), который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Это пророчество исполнилось уже в дни пророка Иеремии, когда Навузардан, после того как разрушил Иерусалим, привел всех своих пленников в Раму (Иер.40.1) и там распорядился их судьбой по собственному усмотрению: кого казнил, кого отдал в рабство. Тогда плач в Раме был слышен в Вифлееме, ибо эти два города располагались недалеко друг от друга. Теперь же оно еще раз исполнилось в великом плаче и рыдании о детях умерщвленных. Он раздавался от Вифлеема до Рамы, ибо жестокость Ирода простерлась на окрестности Вифлеема. Рахиль, любимая жена патриарха Иакова умерла и была похоронена недалеко от Вифлеема. Могилу ее и теперь показывают туристам. Над ней построена мусульманская часовня. Матери многих убиенных младенцев жили поблизости от гробницы Рахили. Поэтому их плач представлен как плач Рахили. Матери не хотели утешиться, ибо их младенцев на стало среди живущих на Земле. Некоторые считают скорбь жителей Вифлеема судом, посланным им за то, что они не оказали почтения Христу. Некоторые в связи с этим печальным событием в Вифлееме спрашивают: «Может ли Мессия, Утешение Израиля, прийти в мир в сопровождении такого плача?» Ответ дан в Библии: «Да, это было предсказано, и Писания должны исполняться». Если дальше посмотреть на жизнь Мессии, то можем сказать, что этот плач был прологом к величайшей радости – к спасению человеческого рода.
2.19-21 «По смерти же Ирода, вот, ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву». Египет может служить местом временного пребывания или убежищем, но не может быть постоянным местом жительства Мессии, Который был послан к погибшим овцам дома Израилева. Поэтому Он должен был вернуться к ним. Событием, открывшим путь для Его возвращения, была смерть Ирода. Иосиф Флавий, признанный историк того времени сообщает, что этого самого Ирода постигла страшная болезнь, которая сжигала его изнутри и причиняла ему невыразимые мучения. При этом от него исходило такое зловоние, что никто не мог находиться рядом с ним. Он был ужасом для всех, прислуживших ему. Противниками христианства становились люди, которые прежде теряли всякую человечность, в т.ч. Нерон и Домициан.
2.22 «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские». Иосиф мог подумать, что поскольку Иисус был рожден в Вифлееме, то должен и воспитываться там. Однако он благоразумно побоялся туда идти из-за Младенца. Он услышал, что Архелай, сын Ирода, царствует не над всем царством отца, а только над Иудеей. Остальные же провинции Палестины были в других руках. В Галилее правил Филипп, мягкий, спокойный человек. Галилея лежала на севере Палестины.
2.23 «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется сказанное через пророка, что Он будет назван Назореем». В Назарете жила мать Христа в то время, когда зачала от Духа Святого. Вероятно, Иосиф тоже жил там. Они были посланы туда, где они были среди своих родственников. От этого места Господь получил имя «Иисус из Назарета». Слово «пророк» в некоторых переводах Библии употребляется во множественном числе – «через пророков». Это объясняют тем, что речь идет не о каком-то конкретном пророке, а о совокупном значении нескольких пророчеств. Христос не был назореем (ныне монах) в строгом смысле этого слова, но Он был таковым по существу.