ПРОПОВЕДИ
Господь Бог направляет путь Своих детей.
Ин.14.27 «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Собираясь покинуть этот мир, Христос сделал завещание. Что Он должен был оставить Своим бедным ученикам, которые оставили всё ради Него? Он обещает им мир. Мир включает в себя все блага. И Христос оставил им все необходимые блага. Мир включает в себя примирение и любовь, это и мир с Богом, мир друг с другом. Под миром Христос разумеет благоприятный исход, о котором обычно просят люди. Ибо это означает слово «мир» на еврейском языке. Но, прежде всего, обещается мир нашего сердца. Христос намекает на повсеместный обычай Своего народа и как бы говорит: оставляю вам Мое «прощайте». Но вскоре Он уточняет, что мир этот содержит нечто большее, чем обычно имеют в виду люди, часто бездушно, только ради церемонии желающего мира. Если они серьезно желают другим мира, то всё равно не могут его дать. Христос же говорит, что Его мир состоит не в голом и пустом пожелании, но соединен с результатом. Итог таков: телесно Христос оставляет учеников, но Его мир остается с ними. Т.е., по Его благословению, они будут счастливыми. Это наследство обещается ученикам и последователям, достойным того, чтобы принять его. Оно было оставлено им и их преемникам, им и всем истинным христианам во все века.
«Да не смущается сердце ваше» ни от каких прошлых или нынешних грядущих бедствий. Те, кто имеет часть в завете благодати и кому дано право на мир, даруемый Христом, не должны предаваться чрезмерной печали и страху. Хотя ученики лишатся телесного присутствия Христа, через Дух Святой они по-прежнему будут обладать Его истинным присутствием. Пусть же мы научимся довольствоваться лишь этим видом присутствия. И не будем потакать плоти, привязывающей Бога к внешним символам.
Господь Иисус задал интересный вопрос на тему беспокойства: Мф.6.27 «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?» Это должно изменить наш взгляд на озабоченность и тревогу. Они не помогут нам справиться с проблемами. Наша жизнь в руках Божьих. Забота всего мира не сможет продлить ее ни на минуту. Никто из нас не может добавить и часа к своей жизни. Но в то же время никто не может и отнять у нас этот час. Бог заботится обо всем, что сотворил. Благоразумная забота – дело правое, но беспокойство, душу разъедающее, уведет нас от Христа. Когда на горизонте возникают трудности, мы можем предпринять два шага: действие и надежда на Бога. Если мы можем что-то сделать для решения проблемы, нужно попробовать. Можно помолиться, чтобы Господь направил наши действия. Но если мы ничего сделать не можем, то надо вспомнить, что Бог никогда не оставляет Своих детей, а всегда действует им во благо. Следует просто доверить Ему свою ситуацию с верой и надеждой. Когда в сердце закрадывается беспокойство, обратитесь к богодухновенным словам царя-псалмопевца Давида, который встретил в жизни немало опасностей, но при этом сказал: Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику». Это лучшая альтернатива беспокойству. Забота – это ноша. Мы должны возложить ее на Бога верой и молитвой, вручить Ему свой путь и свои дела.
Мудрый царь Соломон в гл.16 Книги притч противопоставляет нашим планам Божье провидение и водительство. Свободный пересказ первого стиха звучит так: «Смертные строят великие планы, но последнее слово – за Богом». Ту же идею он повторяет в Прит.16.9 «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». Этот стих представляет нам человека как разумное творение, обладающее способностью изобретать себе во благо: «сердце человека обдумывает путь свой». Человек определяет цель и планирует пути и средства для ее достижения. Позором покрывает себя тот человек, кто не продумывает путь, как угодить Богу и побеспокоиться о своем вечном состоянии. В то же время он является зависимым творением, подчиняющимся указам и владычеству Творца. Если человек «обдумывает свой путь» и делает своей целью воздаяние славы Богу, а Его волю – своим правилом, то может сказать, что Божий Дух (Дух Святой) и Божья благодать будут «управлять его шествием». Тогда не собьется он с пути и сможет достичь своей цели. У нас есть свои мысли относительно того, что должно произойти, но иногда у Господа приготовлены для нас другие пути. Мы порой раздражаемся, когда встречаются препятствия. Но вместо того, чтобы переживать, мы можем, как учит мудрый Соломон, возрастать в доверии и послушании Богу, Который ведет нас по жизни. Нужно искать Его в молитве, ожидать Его руководства и поступать по Его воле. Это научит нас говорить: Иак.4. 14,15 «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Мы можем знать, что мы намерены делать, но тысячи препятствий могут возникнуть и помешать нам. Бог оставил нас в неведении относительно будущих событий и даже продолжительности нашей жизни. Поэтому мы должны научиться сохранять постоянное сознание зависимости нашей жизни от Божьей воли. Поэтому лучше всего для нас взирать на Бога не только во время великих изменений в нашей жизни, но при каждом совершаемом шаге.
Во время Второй мировой войны жители одной французской провинции помогали еврейским беженцам скрываться от нацистов. Смелые жители этой провинции отозвались на призыв местного пастора предоставить им убежище. В густых лесах, окружающих городок, время от времени слышались звуки песен. Благодаря песням беженцы узнавали, что можно выйти из укрытия. Этот сигнал стал одной из уловок, с помощью которых отважные сельчане могли спасти около трех тысяч евреев от верной смерти. Давид пел в опасные времена. Но его обращение к музыке не было сигналом. Он пел песни благодарности Богу, Который был его убежищем. Пс.58.17 «А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитой и убежищем». Давид хочет прославить Бога за то, что Его провидение дало ему тему для хвалы, а Его благодать сотворила в нем сердце для хвалы. Он желает прославить Бога за Его силу и милость. Сила без милости пугает, а милость без силы не может дать того, чего человек ожидает от нее. Но Божья сила, благодаря которой Он может помочь нам, и Его милость, благодаря которой Он склонен помочь нам, будут постоянной темой у детей Божьих. Господь допускает бедствия в жизни Своего народа, чтобы он познал Его силу и милость, проявившуюся в их защите. Давид продолжает уповать на Господа как на свою силу и защиту. Он «воспоет». Так как пение является естественным выражением радости, то утверждено подобное постановление для проявления святой благодарности. Он хочет воспевать с утра, когда его дух бодр. Такое пение - не попытка позвать на помощь во время опасности. Хвала Давида – это призыв к нам благословить Бога пением, несмотря на тревоги жизни. А Он укрепит наше сердце Своей любовью и присутствием.
Христианина спросил его друг: «Что ты думаешь о мире в сердце?» Он озадаченно переспросил: «Мир в сердце? Ну, сразу так и не скажу. А почему ты спрашиваешь?» Друг ответил: «У тебя так подергивалась нога во время богослужения. Вот я и подумал, что ты о чем-то переживаешь. Ты знаешь о мире, который Бог дает тем, кто Его любит?» В тот день вопрос друга задел христианина и положил начало новому этапу в его жизни. Он стал искать в Библии, как Божий народ получает этот мир даже в самые тяжелые времена. Читая Послание к колоссянам ап. Павла, он раздумывал над его словами о том, что в сердце христиан должен владычествовать мир Божий. Кол.3.15 «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле». Апостол предлагает колоссянам (и всем верующим) подчиняться владычеству мира Божия: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий». Т.е. да будет мир Бога с вами, сладостное сознание Его благословения к вам. Да будет в вас склонность к взаимному миру, миролюбивый дух, который хранит мир и творит его. Он называется миром Божьим, потому что Сам Бог производит его во всех Своих детях. «Царство Божие есть праведность и мир». (Рим.14.17). Пусть этот мир владычествует в ваших сердцах и правит в них. И разрешает все спорные вопросы между вами. Мы призваны к этому миру. Ап. Павел обращался к церкви, в которой он никогда не был, но о которой слышал. Его беспокоило, что колоссяне, попав под влияние лжеучения, начали терять мир Христа. Он не начинает их увещать, он побуждает их довериться Христу, Который даст им уверенность и надежду (ст.15). У всех нас бывают времена, когда нужно выбрать: принять или отвергнуть господство Божьего мира в сердце. Если мы обратимся к Христу с просьбой пребывать в нас, Он освободит нас от забот и беспокойства. Он с любовью примет нас, когда мы ищем Его мир.
В Библии нас учат воздавать славу Богу за Его общее провидение, направленное ко всем людям. Хотя Господь снабдил человека пониманием и свободной волей, но Себе Он оставил управление им. Его глаза наблюдают за всеми людьми и даже за их сердцем. Даже побуждения их сердца Он знает лучше их самих. Пс.32.13,14 «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на Земле». Он обозревает не только всю Землю, но следит за всеми ее обитателями. Он так внимательно смотрит, что ни малейшая мысль не ускользает от Его внимания. Все люди перед Ним открыты. Он видит наши радости и печали, а также нашу любовь друг к другу, нашу истинную сущность. И всегда знает, что нам нужно. Он присматривает за теми, кто любит Его и надеется на Него (ст.18).
Некая христианская семья для своих детей установила строгий распорядок. Они должны были возвращаться вечером к определенному времени. Они хорошие дети, но отец всё равно не ложился спать, пока они не пришли. Он хотел быть уверенным, что они дома и в безопасности. Однажды вечером он проснулся от того, что дочь с улыбкой говорила ему: «Папа, я в порядке. Можешь идти в кровать». Вопреки самым лучшим намерениям, отцы иногда засыпают на посту. Но такого никогда не случается с Богом. Псалом 120 – ободряющая песнь о Его защите и заботе о Его детях. Псалмопевец утверждает, что Бог, Который хранит нас, «не воздремлет» (Пс.120.3). И чтобы усилить эту мысль, он повторяет ее в следующем стихе: Пс.120.4 «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». Данный псалом учит нас находить утешение в Господе, когда трудности и грозящие нам опасности велики. Нам дано обетование о том, что если мы доверимся Господу, то будем в безопасности под Его защитой. Утешительную истину «Не дремлет и не спит хранящий Израиля» необходимо всё время помнить. Радостно думать о том, что внимание Господа к Своему народу никогда не ослабевает. Господь не допустит, чтобы в наш дом бесшумно ворвался вор или враг. Израиль спал, а Бог хранил его сон. Господь был с ним, хотя он и не знал об этом. Слово «хранит» несет в себе глубокий смысл: Господь хранит нас так же, как богатый человек хранит свои сокровища, как армия охраняет город. В третьем стихе этого псалма Господь назван Хранителем каждого человека, а дальше – Хранителем всех Своих детей. Бог никогда не засыпает на посту. Он постоянно присматривает за нами. Он не обязан делать это, но по Своей великой любви Он так решил.
Обещание, что Бог всегда будет с нами, и сегодня остается краеугольным камнем нашей веры. Евр.13.5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Грех, противоположный христианскому довольству, есть сребролюбие, т.е. чрезмерное стремление к обогащению. И чувство зависти к тем, кто имеет больше, чем мы. Мы не должны давать места этому греху в нашей жизни. Он может быть тайной прихотью, скрывающейся в сердце. Но если ее не подавить, то она обязательно проявится в нашем поведении, как в разговорах, так и в поступках. Мы должны полностью искоренить этот грех из нашей души. В книге Откровение достигается кульминация: провозглашается о благословенном пребывании Бога с Его народом. Откр.21.3: «Се, скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними». Обитание Бога с Его Церковью есть слава Церкви.
Небесный Отец, мы благодарим Тебя, что Ты здесь и сейчас с нами. Просим, помоги нам видеть, как сильно Ты нас любишь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты знаешь, что нас ждет как сегодня, так и в будущем. Просим, укрепи нас и помоги нам полагаться на Тебя во всех наших трудностях. Направь нас на нужный путь. Помоги нам сменить беспокойство на веру. Научи нас доверять верности Твоей и испытывать Твой мир. Ты даешь мир, который превосходит всякое человеческое понимание. Просим, помоги нам принять его во всех сферах нашей жизни. Мы благодарим, что можем приносить Тебе наши нужды. Помоги нам быть довольными, какие бы пути Ты ни избрал для нас и что бы ни послал. Тяжело доверяться Тебе, когда приходит боль. Просим, помоги нам оставить отчаянные попытки самим справиться своими силами, а отдать Тебе бремена, которые нам не по силам, чтобы найти покой. Ибо наша борьба наиболее эффективна, когда мы отдаемся в сильные Божьи руки. Боже, укрепи наше сердце хвалой, которая превратит наши страхи и тревоги в поклонение Тебе. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.