ПРОПОВЕДИ
Как предотвратить появление зависти и оставить ее.
Прит.14.30 «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей».
Зависть – это болезнь воли человека, вызванная преимуществами в положении других. Зависть греховна, потому что свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим. И противоречит принципу любви к другому человеку, т.к. Божья любовь радуется благам и успехам других. Многие согласятся, что вера в Бога необходима для души. Но не все понимают, что она важна и для здоровья тела человека. Однако автор-мудрец пишет: «кроткое сердце – жизнь для тела». Несомненно, что кроткое сердце, в котором не бушуют разрушительные страсти, и которое руководствуется христианскими принципами, укрепляет здоровье. Такое сердце свободно от эгоизма и радуется успеху других людей. С другой стороны, благоденствие другого человека уязвляет зависть многих. И, наоборот, его проблемы доставляют удовольствие. Поистине зависть – самый ядовитый плод эгоизма. Она подобна гнили в костях. Некий богослов сказал: «Этот порок – палач самому себе». Завистливый человек носит в сердце бесов. Предыдущий стих этой главы показал, насколько наше здоровье и наша репутация зависит от правильного управления своими страстями и умения владеть собой. Исцеляющий дух состоит из любви, кротости, сердечности и радостного расположения. Он носит свой вклад в хорошее состояние тела, дает человеку хороший нрав. Раздражительный, завистливый, беспокойный дух губит человека.
Сравнивать себя с другими – верный рецепт уныния. Когда ученики Христа начали сравнивать себя друг с другом, Он остановил их. После Своего воскресения Он открыл ап. Петру, что тот пострадает за свою веру. Петр повернулся к Иоанну и спросил: «Господи! А он что?». Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Он указал Петру на хорошее средство от нездоровых сравнений. Когда наше сердце сосредоточено на Боге и на том, что Он сделал для нас, наши эгоистичные мысли уходят, и мы хотим следовать за Ним. Вместо соревновательного духа этого мира Бог дарит нам Свое любящее присутствие и покой. Ничто не может сравниться с этим.
Бог ненавидит зависть. Прит.3.31-32 «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его. Потому что мерзость перед Господом развратный, а с праведными у Него общение». Мы не должны завидовать процветанию нечестивцев. Не завидуй человеку, поступающему насильственно, даже если он богат и велик. Даже если он живет в беспечности и удовольствии и заставляет всех окружающих трепетать перед ним. Не считай его счастливым и не желай сам оказаться на его месте. Не подражай ему, не пользуйся его методами для своего обогащения. О людях надо судить по тому, в каком они положении находятся перед Богом. В правильном положении находится тот, кто старается жить по Божьим заповедям. Мы увидим, что такие люди настолько счастливы, что у них нет повода завидовать грешнику. Этот стих подтверждает, что Бог ненавидит грешников и любит праведников. Развратные грешники, чей образ жизни не соответствует Его воле, являются мерзостью перед Ним. Поэтому у праведников нет повода завидовать нечестивцам. Ибо они – Божьи любимцы. Он вступил в завет с ними, посылает им знаки Своей любви. Он благословляет их и их жилища.
Христианская религия делает людей миролюбивыми, а не воинственными. 1Кор. 3.3 «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?». Споры и разногласия, даже по религиозным вопросам, являются печальным доказательством плотского состояния душ. В высшей степени прискорбно, что некоторые люди, которые должны жить по-христиански, по более высоким принципам, чем общепринятые человеческие нормы, следуют человеческим обычаям. Живут и поступают так же, как прочие люди. Мы должны запомнить, что зависть присуща этому миру.
Мы должны знать и учитывать, что в борьбе света и тьмы зависть выступает на стороне тьмы. Рим.13.12-13 «Ночь прошла, и день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в орудие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Как христианам жить? Откровения евангельской благодати стали яснее для нас, чем прежде. День нашего окончательного спасения уже приблизился. Мы должны отвергнуть свои ночные одежды. Греховные поступки – это дела тьмы. Их происхождение – из тьмы неведения и заблуждения, а конец их – во тьме ада. Т.к. вечность для нас уже при дверях, будем остерегаться делать то, что будет свидетельствовать против нас. Мы должны позаботиться о том, во что нам облечь свою душу. Христиане на Земле – воины среди врагов, их жизнь есть борьба. Поэтому их облачением должно быть оружие, чтобы они могли защитить себя – «всеоружие Божье» (Еф.6). Оружием христианина являются плоды Духа Святого, защищающие его душу от искушений и нападок злого мира, сатаны и своей лоти. Они называются оружием света, т.е. оружием, которое подобает носить детям света. В ст.14 дано повеление: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа», т.к. это включает в себя всё. Это одеяние противостоит похотям плоти (в т.ч. зависти). Итак, станьте новым человеком.
Зависть – доказательство испорченности ума. Рим.1.28-29 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, … злобы, зависти, …». Ослепление разума было вызвано сознательным отвращением их воли и сердца от Бога. Они хотели знать и делать только то, что им нравилось. В ответ на их упорство в пренебрежении истиной Бог предал их упорству в самых ужасных грехах, что названо здесь превратным умом. Превратный ум – это ум, лишенный здравого смысла и рассудительности, способности различать доброе от злого. Превратный ум – это то же, что ожесточение сердца, когда разум сознательно смиряется с грехом. Вот, в какую пучину погружает человека грех.
Зависть уподобляет нас сатане. Мы делаем его дело, когда позволяем зависти управлять своими мыслями и действиями. 1Ин.3.11-12 «благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Ап. Иоанн, указав, что одним из отличительных признаков детей дьявола является зависть и ненависть к другим людям, берет из этого повод для того, чтобы призвать христиан к братолюбию. «Таково благовествование», т.е. поручение или задание, «чтобы мы любили друг друга». Мы должны любить Господа Иисуса и дорожить Его любовью и любить всех, кого любит Он, т.е. наших братьев и сестер во Христе. Апостол хочет предостеречь нас от того, что противоречит братолюбию, от недоброжелательного отношения к братьям. И с этой целью приводит пример Каина. Его зависть и злоба должны удерживать нас от подобных чувств, потому что: 1. Они показали, что Каин был первенцем от семени сатаны, он «был от лукавого». Он подражал сатане. 2. Его зависть не знала границ, она дошла до умысла об убийстве и его осуществления. И это случилось, когда Земля была еще мало заселена. 3. Зависть Каина зашла так далеко, что он убил родного брата на религиозной почве. Он был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении Богу. И позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога. Зависть внушает ненависть и чувство мстительности. Говоря, что Каин был подвигнут на убийство брата по той причине, что дела его были злы, апостол хочет высказать мысль: там, где царит нечестие, зависть и ненависть охватывают все стороны жизни. Он также упоминает о праведных делах Авеля, чтобы мы научились терпеливо и без обид переносить незаслуженную ненависть мира.
Зависть рождает в нас дух критицизма, разрушающий всё вокруг: Дан.6.3-4 «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти».
Зависть делает нас непохожими на Бога. 1Ин.4.8 «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Это доказательство того, что в завистливой душе нет здравого познания Бога, т.к. Божья любовь сияет среди Его главных совершенств. Это доказывается теми проявлениями и примерами Его любви, какие Он дал нам. 1. Он возлюбил нас такими, какие мы есть. 2. Он возлюбил нас с такой силой, что отдал за нас такую непомерную цену – Своего собственного единородного благословенного Сына. 3. Бог первым полюбил нас.
Когда выбирали апостола вместо Иуды Искариота (предателя Иисуса Христа), Иосиф был одним из двух кандидатов. Ученики помолились: Деян.1.24 «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал». И бросили жребий. Те, кто в целом осуждает бросание жребия, отчасти заблуждаются по неопытности, а отчасти не понимают, что значит это слово. Нет ничего, что люди не могут исказить по своей суетности и дерзости. Поэтому и вышло так, что жребием стали злоупотреблять, превратив его в суеверие. Ибо гадание, совершаемое посредством жребия, безусловно, дьявольское занятие. Но, когда правители по жребию распределяют между собой провинции, а братья по жребию распределяют наследство, то совершают вполне законное дело. Об этом прямо говорит мудрый царь Соломон (Прит.16.33), заявляя, что Бог предопределяет исход жеребьевки. Вернемся к нашему тексту: Бог избрал не Иосифа. Деян.1.26 «Выпал жребий Матфию». Матфий радовался. А что Иосиф? Почувствовал себя отверженным, обиделся и отдалился от остальных? Или доверился Богу и стал помогать апостолам? В Библии ничего больше не сказано об Иосифе. Мы не знаем, как он себя повел. Намного важнее, как ведем себя мы, когда выбирают не нас. Будем помнить, что Царство Христа важнее наших успехов. И будем с радостью служить там, где определил нам Бог.
Христианке призналась ее подруга, что она не всегда поет все слова гимнов во время богослужений. Свое поведение она объяснила так: «Мне кажется, что не совсем честно петь: «Всё, в чем я нуждаюсь, это Ты», когда мне хочется еще много другого». Вспомним стих из Книги псалмов: Пс.72.25 « Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на Земле». Псалмопевец Асаф испытал побуждение еще сильнее прилепиться к Богу. Его мысли осознают собственное блаженство в Боге, которое намного лучше блаженства нечестивцев, процветающих в этом мире. Он не видит повода завидовать им и тому, что они имеют в этом мире. Он осознал, насколько больше, лучше, надежнее и приятнее утешения он имеет в Боге. И какой повод он имеет благодарить Его за это. «Кто мне на небе?» Эти слова о том говорят, что Бог является блаженством и основным благом для человека. Лишь Тот, Кто сотворил душу, может сделать ее счастливой. Мы должны выбрать Бога и быть уверены в своей части в Нем. Какая нам польза от того, что Он является блаженством для душ, если Он не является блаженством для нашей души? Мы должны наслаждаться тем, что имеем от Бога и стремиться к тому, на что надеемся в будущем. «Кто мне на небе?» На небесах обитают чудесные творения, но лишь Бог может сделать нас счастливыми. «С Тобою ничего не хочу на Земле». Земные интересы поглощают желания многих людей, но у меня нет ни людей, ни вещей, ни наслаждений, которых бы я желал без Тебя. Кроме Бога мы должны желать лишь того, чего желаем ради Него.
Некая христианская писательница заявляет, что зависть возникает в сердце верующих потому, что их сердца отвернулись от истинной любви. По ее словам, движимые завистью, «мы гоняемся за низкими удовольствиями этого мира, вместо того чтобы смотреть на Иисуса Христа. Мы забываем, кому принадлежим». Но выход есть. Ап. Павел писал: Рим.6.13 «Представьте себя Богу». Особенно свою жизнь и труд. В другом из своих посланий ап. Павел писал: Гал.6.4 «Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». Под своим делом здесь подразумеваются наши поступки или поведение. Апостол предписывает нам испытать их, т.е. проверять серьезно и беспристрастно в свете Слова Божия, чтобы увидеть, соответствуют ли они ему, могут ли они быть одобрены Богом и нашей совестью. Он говорит об этом, как о долге каждого человека. Итак, надо испытать себя, и если обнаружим зависть в себе, надо просить Бога, чтобы Он помог нам избавиться от нее.
Господь, просим, помоги нам благодарить Тебя за Твои благословения и любовь. Не просто за материальные дары, а за свободу в Твоей благодати. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты восполняешь все наши нужды и даешь сверх того. Просим, помоги нам быть довольными тем, что у нас есть, зная, что без Тебя у нас не было бы ни жизни, ни дыхания. Мы верим, что в Тебе обретается истинное удовлетворение. Но мы слабы и грешны, легко увлекаемся блеском этого мира. Помоги нам приближаться к Тебе и храни нас от зла. Вместо соревновательного духа этого мира даруй нам Свое любящее присутствие и покой. Ибо ничто не может сравниться с этим. Помоги нам с радостью служить там, где определил нам Ты. Помоги нам иметь мир в сердце, сосредоточить внимание на проявлениях Твоей щедрости к нам. Помоги нам верить, что Ты дал нам именно то, что нам нужно. Помоги нам не завидовать процветанию нечестивцев, поступающим незаконно. Не подражать им, не пользоваться их методами для своего обогащения. Руководи нами во всех наших решениях и помоги верно служить Тебе. Аминь.