ПРОПОВЕДИ
Имей открытые глаза и открытые руки.
Втор.15.11 «Повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».
Иногда, когда появляется объект благотворительности, мы начинаем думать, дать ему что-нибудь или нет, много дать или мало, в то время как здесь звучит четкое повеление не только давать, но и «отверзать руку твою брату твоему», т.е. давать щедро. Этот закон духовный, и он накладывает ограничения на мысли. Мы ошибаемся, если думаем, что Бог не знает и не контролирует наши мысли. Мы должны быть бдительны ко всем тайным мыслям, которые могут смутить нас и отвратить от нашего долга. Когда у нас появляется повод дать взаймы, но мы не верим одалживающему, то должны верить Богу и давать. Страшно будет, если бедные возопиют против нас, ухо Бога открыто для их вопля. И из сострадания к ним Бог будет преследовать, чтобы воздать тем, кто сурово обращался с ними. То, что нам кажется собственным благоразумием, порой оказывается грехом. Здесь говорится, что такой человек поступает нечестиво и Бог осудит его за то, что он плохо поступил со своим братом.
В Библии подчеркнута важность заботы о бедных, уча нас открывать руку находящимся в нужде. У нас может появиться желание, искушение отвернуться от таких людей и покрепче ухватиться за свое добро. Но Бог побуждает нас осознать, что вокруг нас всегда будут нуждающиеся и к ним нужно проявить щедрость. При этом сказано: ст.10 «не должно скорбеть сердце твое». Иисус Христос сказал, что если мы помогаем бедным людям, то собираем себе сокровище на небесах (Лк.12.33). Может быть, нашу щедрость никто не увидит, кроме Бога. Но если мы с открытым сердцем помогаем людям, то не только восполняем их нужды, но и испытываем радость, которую Бог дает в награду за нашу заботу о других. Просим, Господь, помоги нам иметь открытые глаза и открытые руки, чтобы воздать тем, кого Ты посылаешь нам на встречу. Щедрость наша показывает нашу веру в Божью любовь и заботу.
Помощь попавшим в беду – большое дело. Пророк Исаия писал об этом в своей книге израильскому народу. Его современники соблюдали религиозные посты, но при этом ссорились и угнетали друг друга. Богу было противно смотреть на это и принимать от них такой пост. Бог через пророка обратился к ним со словами: Ис.58.6-7 «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Такой пост, такая жертва, согласно книге пророка, не только проливает Божий свет в сердце людей, но и исцеляет наше собственное сердце. Бог здесь же обещает большую награду за щедрость: Ис.58.8 «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать Тебя». Мы получим намного больше, чем отдали.
Некий христианин очень любит деревья секвойи. Эти лесные гиганты вырастают до 100м в высоту, а толщина их стволов бывает больше 7м. Они живут до 3000 лет и могут противостоять даже огню. Более того, он им служит: жар раскрывает шишки, и семена падают на землю, удобренную пеплом. Удивительно то, что с корнями, достигающими лишь 1м в глубину, эти деревья могут противостоять самым сильным бурям. Секрет кроется в том, что корни секвой переплетаются и деревья держат друг друга. Божий замысел о людях сродни этому. Способность наша противостоять порывам житейских штормов напрямую связана с любовью и поддержкой, получаемой от Бога и своих по вере. Мы призваны к благотворению и общительности. Евр.13.16 «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Подумайте, как трудно было бы противостоять невзгодам, если бы никто не поддерживал нас в них. Великая сила заключена в словах ободрения, в молитвах за других, совместных слезах, взаимной поддержке и просто в нахождении рядом – во всем том, что вызвано искренней любовью и участием. Сплетем же корни свои теснее.
Мы часто неохотно благотворим и близки к мысли, что пожертвования разоряют нас. Мы нуждаемся в напоминании и убеждении, что, помогая другим, мы сами выигрываем. Об этом сказано в Книге притчей: Прит.11.17 «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою». По отношению к себе мы являемся или друзьями или врагами, в зависимости от того, управляемся ли мы религиозными принципами. Человек милосердный, чуткий и доброжелательный благотворит душе своей, делает свою жизнь и поддерживает ее спокойной. Он получает удовольствие, исполняя свой христианский долг. И добавляет утешений тем, кто для него, как собственная душа. Тот, кто питает других земными благами, увидит, что Бог будет питать его благословениями, которые будут благотворить его душе. Под душой мы можем подразумевать внутреннего человека. Милосердие невозможно без Бога, ведь оно – не врожденная добродетель. Оно – плод Святого Духа. Злобный, жестокосердный и своевольный человек разрушает свою плоть, потому что грех становится его наказанием. Зависть, злоба, жадность приводят к истощению тела. Необузданные страсти губят душу и тело человека.
Благотворительная душа – это душа, которая молится о страдающих и помогает им, которая сеет благословения и помогает нуждающимся милостивыми устами и щедрыми руками. Она будет насыщена истинными благословениями. Прит.11.25 «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, и сам напоен будет». За это мы получим награду от Бога и от человека. Бог превратит таких в щедрые потоки Своих благословений. Каждый духовный дар и всякая добродетель умножаются при упражнении, а бездействие бессильными делает их. Кто использует то, что имеет, тому дано будет еще больше.
Библия учит пожертвовать и для поддержки Божьей работы на Земле. В ветхозаветные времена приносили десятины для помощи Божьим служителям. Новый Завет не устанавливает принцип десятины, а предполагает, что наши добровольные пожертвования превзойдут десятину в силу внутреннего побуждения от Святого Духа, что люди откликнутся щедростью на щедрость Бога.
Наша благотворительность свидетельствует о Божьей любви к нам. Ап. Иоанн об этом говорит так: 1Ин.3.17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?» Любовь, дарованная нам Богом, должна выражаться в сострадании, щедрости и внимательности к нуждам братьев. Богу угодно, чтобы некоторые из христиан были бедны, а богатые упражнялись в сочувствии и милосердии. Богу также угодно дать некоторым христианам блага этого мира, чтобы они могли упражняться в милосердии, участвуя в нуждах верующих. Любовь к братьям основывается на любви к Богу, как видно из слов апостола: «как пребывает в том любовь Божья?» Любя своих братьев, мы любим в них Бога. В ком нет братолюбия, в том нет истинной любви к Богу.
Бог дает нам, чтобы мы щедро давали другим. 2Кор.9.11 «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу». В этом отрывке Послания ап. Павел молит Бога о коринфянах. Он желает для них, чтобы они могли всегда иметь достаточно хлеба в пищу для себя. Чтобы они могли бы сделать больше добра, чтобы они могли обильно пожать плоды своей щедрости. И чтобы они могли убедиться в том, что действительно ничего не потеряли, а приобрели. Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но напротив, поистине обогатят нас, т.е. делают духовно богатыми людьми. «Вы во всем богаты были на всякую щедрость». Апостол открывает природу истинного радушия, когда, поручив наше беспокойство Богу, мы с готовностью отдаем всё, что имеем, на заповеданное Им использование. Апостол учит, что это – истинное богатство верующих. Вручив провидению Божию довольство своего пропитания, они не сомневаются благотворить другим. Зовет апостол это богатством щедрой души. А для неверующих, беспокоящихся о своем имуществе, то же самое будет духовной нищетой и голодом. «Которая через вас производит благодарение Богу». Апостол хвалит будущую благотворительность коринфян. Но он указывает и на другое ее следствие. Благотворительность эта будет во славу Божию. Затем он более подробно объясняет это следующим образом: кроме обычного плода любви благотворительность порождает также благодарение Богу. Эффект усиливается, ибо многие будут благодарить Бога. И не только за помогающую им щедрость, но и за всё благочестие коринфян. Коринфяне, помогая иерусалимским христианам, приносили жертву Богу, исполняли возложенный на них долг.
Бог является первопричиной и источником всякого добра. Иак.1.17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Бог одновременно является как Творцом видимого света, так и света духовного. Он является неизменным. Чем солнце является в природе, тем является Бог в благодати, провидении и славе. Является тем, и бесконечно больше того. Всякое доброе даяние исходит от Него. Как Отец светов, Он дает свет разума. Он дает также и свет познания. Свет божественного откровения еще более непосредственно посылается свыше. Свет веры, духовной чистоты и всякого утешения – от Него. Мы не имеем ничего доброго, чего не получали бы от Бога. Мы должны признать Бога источником всех сил, благ и совершенств. И Даятелем всех благ.
Когда экономика края пошла на спад, пастор записался на прием к губернатору. На приеме пастор задал губернатору вопрос: «Чем церковь может помочь?» Губернатор озадаченно уставился на посетителя. Обычно люди обращались к нему, чтобы он помог им, а не наоборот. Здесь же пастор предлагал ему помощь целой общины. Вместе они выработали план по решению особо острых проблем. В их крае было более 20000 пожилых людей, которые за прошлый год не видели ни одного гостя. Сотни брошенных детей нуждались в приемных родителях. А многим детям нужна была помощь в учебе. Некоторые из этих проблем могли быть разрешены без финансовой поддержки, но все требовали времени и вовлечения. Как раз это церковь и могла предоставить. Господь Иисус говорил о дне, когда Он скажет Своим верным последователям: Мф.25.34 «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Мы читаем, что Судьей в последний день будет Сам Иисус Христос. Он Сам будет судить мир, когда вернется во славе. Эта мысль – утешение для верующих. Их Спаситель, Пастырь и Первосвященник будет сидеть на престоле. При виде Его у них не будет причин для тревоги. Но эта мысль – устрашение для неверующих. Они будут судимы Тем, Чье Евангелие они отвергли. Осуждение ужасно само по себе, но быть осужденным Тем, Кто мог бы спасти, будет во много раз ужаснее. Вернемся к нашему отрывку. Последователи Господа удивятся своей награде, но Он скажет: Мф.25.40 «Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Труд Царства Божьего совершается, когда мы щедро действуем своим временем, силами и душевным теплом во имя Христа. Т.о., жертвование возможно не только для богатых, оно для всех.
Жертвуя так, как угодно Богу, мы заботимся о своем будущем в вечности. 1Тим. 6.18-19 «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны; собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Ап. Павел здесь дает наставление богатым людям. Предлагает им правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние. Он хочет убедить их использовать свое богатство на добрые дела. Ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра. Он хочет убедить их о горнем, небесном помышлять и делами милосердия готовить доброе основание для будущего, для вечной жизни.
Боже! Просим, помоги нам совершать труд для Твоего Царства, прославляющий Твое имя. Аминь
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам иметь открытые глаза и открытые руки, чтобы помогать тем, кого Ты посылаешь нам на встречу. Может быть, нашу щедрость никто не увидит, кроме Тебя. Ты видишь всё и даруешь нам радость в награду за нашу заботу о других. И мы получим намного больше, чем отдали. Дай нам запомнить, что труд для Божьего Царства совершается тогда, когда мы щедро жертвуем своим временем, достатком и силами. Благодарим Тебя за силу, которую даруешь нам в жизни. Направь нас к тому человеку, кто нуждается в поддержке и ободрении, чтобы нам поделиться с ним Твоей благодатью. Открой наши глаза, чтобы видеть нуждающихся. Помоги найти способ оказать им помощь. Отведи наш мысленный взор от самих себя и направь его на тех, кому мы нужны. Помоги открыть сердце для Тебя, а руки для находящихся в нужде. Дай нам желание и возможности трудиться для Твоего Царства. Во имя Иисуса Христа. Аминь.