ПРОПОВЕДИ
Практикуйте бдительность в вашей духовной жизни.
1Пет.5.8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостаньте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются с братьями вашими в мире».
Здесь ап. Петр отмечает следующие три момента: 1. Он указывает на опасность со стороны врага более жестокого и неугомонного, чем наихудший из людей. Он описывает: а) его характер и имена. 1) Он противник людей, даже не обычный противник, а враг. Он домогается нашей души. 2) Дьявол – великий клеветник всех людей. Это название происходит от слова, означающего поражать или наносить смертельный удар. Он хочет пустить яд в нашу душу. 3) Он – рыкающий лев голодный, сильный и жестокий и преследователь душ человеческих. б). Ап. Петр отмечает здесь его дело: он «ходит, ища кого поглотить». Он неутомим в своих злобных устремлениях, ищет, стараясь поймать кого-нибудь в свои сети и погубить навеки. Отсюда апостол делает вывод, что их долг состоит в следующем: «трезвиться», т.е. управлять как внешним, так и внутренним (духовным) своим человеком согласно правилам воздержанности и самоотречения. Их долг состоит и в том, чтобы «бодрствовать», не быть самоуверенным или беспечным, но помнить о постоянной опасности со стороны этого врага. И, сознавая ее, быть на страже, стараясь помешать осуществлению его замыслов. И спасать свою душу. Апостол пользуется здесь двойной метафорой. Верующим подобает трезвиться и бодрствовать. Пьянство порождает лень и сонливость. И так же ни о чем нужном не думают те, кто вовлек себя в земные заботы и удовольствия, погрузившись в духовный сон. Т.о., апостол говорит, что нам надлежит воинствовать в этом мире, потому что дело мы имеем не с обычным врагом, но с таким, который готов нас поглотить (т.е. погубить). Апостол отсюда выводит необходимость бодрствования. Ведь мы, как правило, злоупотребляем миром и становимся ленивыми. А это порой приводит к тому, что враг обманывает и сокрушает нас. Мы, будучи как бы вне опасности, потакаем желаниям своей плоти. Апостол сравнивает дьявола со львом, как бы называя его хищным зверем. Он говорит о его хождении вокруг нас, чтобы побудить нас к бдительности. Верующие должны «противостать ему твердой верой». Сатана знает, что если ему удастся их веру поразить и привести их к отступлению, то он достигнет своей цели и погубит их душу. Они должны противостать жестоким испытаниям хорошо обоснованной, решительной и твердой верой. Апостол дает нам понять, что исход нашей войны с дьяволом будет успешным, если мы сражаемся под знаменем Христа. Всякого, идущего в этот бой с верою, апостол называет победителем. «Противостойте», говорит апостол. Но кто-то может спросить: каким же образом противостоять? Апостол считает, что в нашей вере достаточно крепости.
Чтобы вдохновить читателей своего Послания противостать сатане, апостол говорит, что их заботы не исключительные. Подобные страдания случаются с их братьями по всему миру. И что все дети Божьи являются их соратниками в этой борьбе. Поднимая гонение против верных рабов Божьих, сатана имеет целью привести их к отступлению посредством причиняемых им страданий. И таким образом погубить их душу. Трезвость и бдительность необходимы христианину, особенно в дни страданий и гонений. Сознание того, что и другие христиане страдают, помогает переносить свою долю страданий. Мы ведем брань общую с другими детьми Божьими. А от общения с другими членами Церкви отказываться нам никак не следует. Слово «в мире» можно истолковать двояко: или так, что Бог повсеместно упражняет своих детей в среде народов, или так, что пока мы остаемся в мире, нам необходимо вести войну. Отметим, что, прежде сказав о нападениях сатаны на нас, апостол имел в виду все виды страданий. Отсюда мы можем сделать вывод: откуда бы ни приходила опасность: тяготят ли болезни нас, грозит ли голодом урожай, досаждают ли нам люди, мы всегда имеем дело с духовным врагом. Должны знать и помнить: своими силами противостоять искушениям и быть твердыми в вере невозможно. Но Бог обещает быть с нами во всех невзгодах наших и в конечном итоге утвердить, укрепить и сделать нас непоколебимыми (ст.10). Его силой мы учимся противостоять злу и верно следовать за Богом.
Имеется растение Венерина мухоловка. Она плотоядна, растет на песчаных участках. Ловушки его содержат сладко пахнущий нектар, а сами напоминают раскрытый цветок. Когда насекомое заползает внутрь, ловушка меньше чем за секунду захлопывается и захватывает жертву. После этого ловушка закрывается еще плотнее, и выделяет вещество, которое переваривает добычу. Так растение получает органическое питание, трудно доступное в песчаной почве. В Библии сказано о другой ловушке, которая может поймать людей. Вспомним отрывок: 1Тим.6.9,10 «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол – сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Здесь читаем о пагубном действии алчности. Под «желающими обогащаться» следует понимать людей, прилепляющихся своим сердцем к мирскому богатству и готовые его достигать всеми правдами и неправдами (впадают в искушение и в сеть). Здесь говорится не о богатых, а о тех, кто хочет быть богатым, кто видит свое счастье в мирском богатстве. Кто неумеренно алчет и настойчиво домогается богатства. Таковые неизбежно «впадают в искушение и в сеть». Ибо когда дьявол видит, на какие пути влекут их вожделения, то он расставляет свои ловушки на нем. Они «впадают во многие безрассудные и вредные похоти». Ап. Иоанн предполагает, что некоторых, принявших решение обогащаться, не удовлетворит ничто меньшее. Таковым угрожает опасность погубить себя навеки, ибо они впадают в искушение и сеть. Мирские похоти безрассудны и вредны, ибо они погружают людей в бедствие и пагубу. Хорошо, когда мы сознаем всю опасность плотских похотей мира этого. Они безумны, и поэтому мы должны стыдиться их. Они пагубны, поэтому мы должны бояться их. Апостол утверждает, что «корень всех зол есть сребролюбие». На какие только грехи не толкает людей любовь к деньгам. Люди могут иметь деньги, но не привязаться к ним сердцем. А алчные люди готовы оставить веру, если это будет содействовать их обогащению. Деньги и материальные ценности могут обещать счастье. Но когда они занимают главное место в жизни, мы попадаем на опасную территорию. Избежать этой ловушки можно, если жить с благодарным и смиренным сердцем, сосредоточенным на Божьей доброте в Иисусе Христе. Настоящее вечное блаженство можно найти только во взаимоотношениях с Ним.
Клайв Льюис (1898-1963, англиканский ученый и писатель, христианский апологет) предупреждал об идущей вниз спирали (о ловушке греха) в своих «Письмах баламута», воображаемой переписке бесов, где раскрывается суть искушения. Чтобы погубить человека, нужно начинать с какого-нибудь удовольствия. Если возможно, с того, которое создал Бог. А затем предложить его в таком виде, который Бог запрещает. Когда человек попробует, нужно давать меньше, чтобы ему хотелось больше. Создавать увеличивающуюся жажду удовольствия, пока не удастся заполучить его душу, взамен ничего не давая. В главе 7 Книги притч показан этот разрушительный круг в искушении сексуальным грехом. Близость мужчины и женщины – Божий дар. Однако если мы ищем эти радости вне брака, то идем, «как вол идет на убой» (Прит.7.22). Люди, которые были сильнее нас, разрушили через это свою жизнь. Нужно быть осторожными и не уклоняться на греховные пути (ст.24-25). Грех может выглядеть заманчиво и привлекательно, но его неизменный конец – смерть. Прит.7.27 «Дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти». Загляни в будущее глазом веры и посмотри, чем всё это закончится. Хотя ее дом богато украшен и обставлен и называется домом наслаждений, в действительности является домом в преисподнюю. А ее покои – лестницей, ведущей вниз во внутренние жилища смерти и вечной тьмы. Чаша прелюбодеяния очень скоро сменится чашей трепета. А чаша похоти, если только она не погасится покаянием, будет сжигать до самой нижней чаши ада. Т.о., если грех не умертвить, рано или поздно он проявит себя. И если дело не закончится позором, грех всё равно осквернит совесть, угасит Дух Святой и приведет душу с телом в преисподнюю. Если мы с помощью Господа будем убегать от искушений, то найдем в Нем настоящую радость и полноту жизни.
В Первом послании к коринфянам содержатся предупреждения для верующих христиан. Вспоминая своих предков, ап. Павел делает вывод о склонности человека к различным грехам. Израильтяне роптали, поклонялись идолам и предавались распутству. Из-за чего Бог гневался на них и сурово наказывал их. Апостол поясняет: 1Кор.10. 11-12 «Всё это происходило с ними как прообраз, а описано в наставление нам… Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Не только законы и уставы иудеев, но также и пути Божьи и отношения их являются прообразами. Их грехи против Бога и отступления от Него представляют неверность многих детей Божьих нашего евангельского века. Суды Божьи над ними суть прообразы духовных судов настоящего времени. В Библии нет ничего, что было бы написано напрасно. Наш долг – извлекать из библейских историй назидание для себя. И в этом состоит наша мудрость. Исходя из этого, ап. Павел делает предупреждение: «Поэтому, кто думает …». Некоторые пали, так может случиться и с нами. Кто думает, что он стоит, но при этом не боится упасть, не остерегается падения, вряд ли устоит. Бог не обещал нам, что сохранит нас от падения, если мы сами не будем наблюдать за собой. Его защита гарантирована нам при условии, если мы остерегаемся. Легко обмануть себя, решив, что мы окончательно разобрались с каким-то грехом. Даже если мы действительно хорошо постарались: признали проблему, покаялись и решили твердо держаться истинного пути, искушение может вновь вернуться. Но Бог помогает нам не наступать на те же грабли. Он показывает путь, следуя которому мы можем избежать повторения прошлых ошибок.
На пути Христовом легко потерять бдительность как раз в то время, когда мы наиболее уязвимы. Пренебрегая определенными областями духовной жизни, такими как молитва и изучение Библии, мы впадаем в духовную спячку и становимся легкой мишенью для нашего врага, сатаны. Будем помнить слова Спасителя Христа: Мк.14.38 «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Плохо было со стороны апостолов, что они спали, когда Христос находился в борении. Но их ожидало другое искушение. И они поступят еще хуже, если не пробудятся и не взыщут в молитве благодати и силы от Бога. Слова Господа означают: «если вы не будете бодрствовать и молиться, не воспользуетесь средствами, обеспечивающими стойкость, то окажетесь побежденными». Сознание слабости и немощи нашей плоти должно побуждать нас к молитве и бодрствованию, когда мы впадаем в искушение.
В романе Агаты Кристи «Часы» двое совершают серию убийств. Хотя их заговор был направлен против одной жертвы, они убили больше людей, чтобы «замести следы». Когда знаменитый сыщик Эркюль Пуаро разоблачил преступников, один из них сказал: «Должно было быть одно убийство». Подобно преступникам из этой истории религиозные руководители Иерусалима составили собственный заговор против Иисуса Христа. Когда Он воскресил Лазаря, они созвали срочное собрание и постановили убить Господа. Но на этом их подлая деятельность не закончилась. Когда Христос воскрес из мертвых, они распространили ложный слух, что якобы ученики украли Его тело. Затем они устроили гонения на Его последователей, чтобы заставить их замолчать (Деян.7.57-83). То, что начиналось как религиозный заговор против одного человека, превратилось в паутину лжи и преступлений со многими жертвами. Человеческое зло порой не может остановиться. Грех уводит человека на дорогу, которой не видно конца. Но Бог всегда дает возможность сойти с нее. Иисус Христос, и только Он спасает нас от смертельной хватки греха.
Боже! Просим, помоги нам не дать греху уголок в нашем сердце, ибо он может заполнить всю нашу жизнь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, не дай нам стать ленивыми или чувствовать себя слишком комфортно в духовной жизни. Помоги нам сохранять бдительность, чтобы противостоять всем искушениям. Помоги нам не дать греху уголок в сердце нашем, чтобы он не заполнил всю нашу жизнь. Ты – наше величайшее благословение. Помоги нам быть довольными тем, что у нас есть Ты. Дай нам благодать подчинить Тебе свое сердце и передать всю суету в нашей жизни очищающему огню Твоего Слова. Дай нам узнать Твою волю, когда мы находимся в искушении. Пошли нам силу принять Твою помощь, чтобы мы остались верными. Мы знаем, что Ты этого желаешь, и благодарим, что Ты трудишься в нас. Мы знаем, что мы бессильны в борьбе с искушениями и что мы нуждаемся в Твоей помощи. Просим, помоги нам выдержать искушения. Во имя Иисуса Христа. Аминь.